9 класс http://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor9.php
8 класс http://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor8.php
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ по теме
Алгоритмизация и программирование»
7, 8, 9 классы
Режимы работы
Исполнитель - это некоторый объект
(человек, животное, техническое устройство),
![]() |
Исполнитель Кузнечик
![]() |
Определение объектов, указанных в задаче
Установление свойств объектов, отношений
и действий с объектами
Определение исходных данных и результата
Определение последовательности действий
Запись последовательности действий с помощью команд СКИ
Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов
![]() |
Дискретность
Путь решения задачи разделён на отдельные шаги
Определённость
Алгоритм состоит из
команд, входящих в СКИ
Команды понимаются однозначно
Обеспечивается получение
ожидаемого результата
Массовость
Обеспечивается решение задач с различными исходными данными
- это предназначенное для конкретного исполнителя описание последовательности действий,
приводящих от исходных данных к требуемому результату, которое обладает свойствами:
• дискретности
• понятности
• определённости
• результативности
• массовости
Решение задачи по готовому алгоритму требует от исполнителя только строгого следования заданным предписаниям.
Процесс решения задачи представляется в виде последовательности операций
![]() |
Способы записи алгоритмов
Марков А.А. (1903—1979) установил, что алгоритмы должны содержать
предписания двух видов:
1) функциональные операторы - предписания, направленные на непосредственное преобразование информации;
2) логические операторы - предписания, определяющие дальнейшее направление действий.
Именно эти операторы положены в основу большинства способов записи алгоритмов.
![]() |
![]() |
![]() |
Блок-схема Язык программирова- ния Структурограмма Построчная запись
Обычный разговорный язык
Геометрические фигуры
Слова имеют заданный смысл и способ записи
В блок-схеме предписания изображаются с помощью различных геометрических фигур, а последовательность выполнения шагов указывается с помощью линий.
Блок начала или конца алгоритма Блок ввода или вывода данных
Блок обработки данных
Блок проверки условия
Блок пояснительных записей
Алгоритмические языки - формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов.
![]() |
Набор используемых символов
Синтаксис
Система
правил образования
конструкций языка
Семантика
Система правил,
определяющих смысл и способ употребления
конструкций языка
Общий вид программы на школьном алгоритмическом языке:
алг <название алгоритма>
<последовательность команд>
![]() |
Алгоритм для исполнителя Водолей
алг переливания
нач
наполнить сосуд ёмкостью 8 л из сосуда ёмкостью 12 л наполнить сосуд ёмкостью 5 л из сосуда ёмкостью 8 л
вылить всё из сосуда ёмкостью 5 л в сосуд ёмкостью 12 л вылить всё из сосуда ёмкостью 8 л в сосуд ёмкостью 5 л наполнить сосуд ёмкостью 8 л из сосуда ёмкостью 12 л долить из сосуда ёмкостью 8 л сосуд ёмкостью 5 л вылить всё из сосуда ёмкостью 5 л в сосуд ёмкостью 12 л
кон
ОБЪЕКТЫ АЛГОРИТМОВ
Алгоритмы описывают последовательность действий над
некоторыми информационными объектами.
Величина в информатике – это отдельный информационный объект.
![]() |
Число Символ Строка Таблица
Величина
Постоянная
Переменная
![]() |
|
+ (сложение)
- (вычитание)
* (умножение)
/ (деление)
< (меньше)
> (больше)
<= (не больше)
>= (не меньше)
= (равно)
И (конъюнкция) ИЛИ (дизъюнкция) НЕ (инверсия)
Операнды - объекты, над которыми выполняют операции.
Целая
Текстовый
Символьная Литерная
ДА (ИСТИНА, TRUE, 1)
НЕТ (ЛОЖЬ, FALSE, 0)
Один символ
Строка символов
![]() |
Латинская буква
A, B, M, AP
Латинская буква
и цифра
A1, B4, M2
Мнемоническое имя
SUMMA, PLAN
Выражение - языковая конструкция для вычисления значения с помощью одного или нескольких операндов.
![]() |
|
2 * x + 3
sqrt(x)
Операция сцепления (+). А=`том`
`a`+А= `атом`
(X>5) и (X<10)
<имя переменной>:= <выражение>
![]() |
Пока
переменной не присвоено значение, она остаётся неопределённой
Значение, присвоенное переменной, сохраняется до следующего присваивания
Если переменной присваивается новое значение,
то предыдущее её значение теряется
Таблица (массив) - набор некоторого числа однотипных элементов, которым присвоено одно имя. Положение элемента в таблице однозначно определяется его индексами.
![]() |
АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ
Основные алгоритмические конструкции
Для записи любого алгоритма достаточно трёх основных алгоритмических конструкций:
• следования,
• ветвления,
• повторения.
(Э. Дейкстра)
Эдсгер Вибе Дейкстра (1930–2002). Выдающийся нидерландский учёный, идеи которого оказали огромное влияние на развитие компьютерной индустрии.
![]() |
Следование - алгоритмическая конструкция, отображающая
естественный, последовательный порядок действий.
Алгоритмы, в которых используется только структура
«следование», называются линейными алгоритмами.
|
|
Действие 1 |
|
|
|
Действие 2 |
|
|
|
Алгоритмическая структура «следование»
Ветвление - алгоритмическая конструкция, в которой в зависимости от результата проверки условия (да или нет) предусмотрен выбор одной из двух последовательностей действий (ветвей).
Алгоритмы, в основе которых лежит структура «ветвление»,
![]() |
![]() |
||
Да
Условие
Нет
если
<условие>
то <действие 1>
иначе <действие 2>
все
если <условие>
то <действие 1>
все
Операции сравнения
A < B |
А меньше В |
A <= B |
А меньше или равно В |
A = B |
А равно В |
A > B |
А больше В |
A >= B |
А больше или равно В |
![]() |
|||
![]() |
|||
Повторение - алгоритмическая конструкция, представляющая собой последовательность действий, выполняемых многократно.
Алгоритмы, содержащие конструкцию «повторение», называют
циклическими или циклами.
Последовательность действий, многократно повторяющаяся в процессе выполнения цикла, называется телом цикла.
С заданным числом повторений
Цикл - ПОКА Цикл - ДО Цикл - ДЛЯ
Типы циклов
![]() |
Заданы условия
продолжения работы
Заданы условия
окончания работы
Пока есть кирпич
Задано число повторений
Пока не наступит
ночь
Ровно 100 кирпичей
продолжения работы
цикл-ПОКА,
цикл с предусловием
нц пока <условие>
<тело цикла (последовательность действий)>
кц
окончания работы
цикл-ДО,
цикл с постусловием
нц
<тело_цикла (последовательность действий)>
кц при <условие>
повторений
цикл-ДЛЯ,
цикл с параметром
нц для i от i1 до i2 шаг R
<тело_цикла
(последовательность действий)>
кц
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА КОМПЬЮТЕРЕ
Этапы решения
задач на
Исходные данные.
(Постановка задачи) Словесная информационная модель
Формализация Математическая модель
Алгоритмизация Алгоритм
Программирование Программа
Отладка, тестирование Уточнение модели
Выполнение расчётов Получение результата
![]() |
![]() |
7 |
-5 |
9 |
1 |
0 |
-2 |
4 |
3 |
6 |
Решение разнообразных задач, связанных с обработкой массивов, базируется на решении таких типовых задач, как:
- суммирование элементов массива;
- поиск элемента с заданными свойствами;
-
сортировка массива.
var <имя_массива>:
array [<мин_знач_индекса> ..
<макс_знач_индекса>] of тип_элементов;
Вычисление суммы
элементов массива
Суммирование элементов
массива осуществляется за счёт поочерёдного добавления слагаемых:
Определяется ячейка памяти (переменная s),
в которой будет последовательно накапливаться
результат суммирования
Переменной s присваивается начальное значение 0
- число, не влияющее на результат сложения
Для каждого элемента массива из переменной s считывается её текущее значение и складывается со значением элемента массива;
полученный результат присваивается переменной s.
Сортировка элементов массива по невозрастанию
выбором осуществляется следующим образом:
1. В массиве выбирается максимальный элемент
2. Максимальный и первый элемент меняются местами (первый элемент считается отсортированным)
![]() |
в стопке карточек с записанными числами:
1) Взять верхнюю карточку, записать на доске (запомнить) число как наибольшее.
2) Взять следующую карточку, сравнить числа. Если на карточке число больше, то записать это число.
Повторить действия, описанные в пункте 2 для всех оставшихся карточек
!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.