Дата:5.11.19 Класс:11 Учитель: Джапарова А.М
Урок№ 9. Тема: «Определение массовой или объемной доли
выхода продукта от теоретически возможного».
Цели урока:
1.
Образовательная: Расширить, углубить и систематизировать знания учащихся по решению
расчетных задач следующих типов:
1) Вычисление массовой (объёмной) доли выхода
продукта реакции (в%) от теоретически возможного.
2. формирование умения определять тип расчетной задачи, порядок действий при ее решении
3.Закрепить умения
пользоваться алгоритмами.
2. Воспитательная: воспитывать добросовестное отношение к учёбе, любовь
к предмету, взаимопомощь и доброжелательное отношение друг к другу,
ответственность за выполненную работу.
3. Развивающая: развитие навыков и умения в решении расчетных задач,
вычисление масс веществ, вычисление по уравнениям реакций, вычисление массовой
доли выхода продукта реакции и массовой доли примеси, выведение молекулярной
формулы вещества.
Тип урока:комбинированный.
Методы обучения:
1. Словесный.
2. Наглядный.
3. Работа по карточкам.
Материально – техническое оснащение
урока:
1. Алгоритмы решения расчетных задач
различных типов.
общий алгоритм решения расчётной задачи по химии.
1. Прочитайте текст химической расчётной задачи.
2. Запишите кратко условие и требование задачи с помощью общепринятых условных обозначений.
3. Составьте химические формулы, уравнения реакций в соответствии содержанием химической расчётной задачи и её требованиям.
4. Составьте рациональный план решения задачи
5. Продумайте, какие дополнительные данные можно извлечь из химических формул, уравнений реакций для реализации требований задачи.
6. Произведите все необходимые в данной задаче действия с заданной математической точностью.
7. Запишите полученный ответ.
2. Набор карточек с различными типами задач.
3.Интерактивная доска
Ход урока.
1. Организационный
момент.
Вступительное слово учителя:
-Учитель: Добрый
день! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам
настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети: Да!
Учитель: Тогда вперед!
Сегодня мы проводим урок по теме: «Определение массовой или объемной доли
выхода продукта от
теоретически возможного».
-Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем
делать?
-А какие задачи мы с Вами будем решать?
-Перед тем как вы приступите к выполнению своей работы, давайте ещё раз вспомним алгоритмы решения расчетных задач различных типов.
2.Актуализация опорных знаний
а)повторение алгоритмов решения задач
1. Тип задач: « Вычисления по уравнениями
реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке» Первоначально
оформляете дано для задачи. Затем составляете уравнение реакции, подписываете
необходимые данные. Затем рассчитываете молекулярные, молярные и массы
необходимых веществ и данные тоже записываете в уравнения реакции. Следующим
важным этапом в решении задачи одного типа – это определение каждое из веществ
исходных взято в избытке. Для этого вы должны найти количество вещества
(каждого из исходных веществ), разделив данную массу вещества в задаче на его
молярную массу.
2. Тип задач: « Выведение молекулярной формулы
вещества на основании его плотности по водороду или воздуху и массовой доли
элементов». При решении данного типа задач необходимо помнить, что молекулярная
масса вещества выводится из плотности вещества по другому веществу и равна
произведению относительной плотности на относительную молекулярную массу газа,
по которому берется относительная плотность, в данном случае по водороду. Далее
находится массы соответствующих элементов исходя из формулы.
3. Тип задач: «Выведение формулы вещества на
основании его относительной плотности по водороду или воздуху, а так же по
массе, объёму или количеству вещества продуктов его сгорания». Первоначально в
данном типе задач находят относительную молекулярную массу вещества. Затем
исходя из относительной молекулярной массы углекислого газа и того, что в
состав молекулы СО2 входит один атом углерода, находят массу элемента углерода
в веществе. После этого, исходя из относительной молекулярной массы воды и
того, что в состав молекулы Н2О входят два атома водорода в веществе находят
массу элемента водорода в веществе. Далее на основании суммы масс элементов
углерода определяют, присутствует ли в данном веществе элемент кислорода и если
присутствует, то определяют его массу. И только после произведенных расчетов
находят индекс атомов, углерода, водорода и кислорода. И в конце обязательно
делают проверку, чтобы доказать верность формулы вещества.
4. Тип задач: « Вычисление массовой (объёмной) доли выхода от теоретически возможного». Для решения данного типа задач необходимо использовать формулу (массовой) нахождения массовой доли выхода: Wв= mпр./mтеор.*100%. А далее проводят обычные расчеты по уравнению реакции.
3.Изучение новой темы
Определяем причину и сущность ситуации, которые описываются в задачах “на выход продукта от теоретического”.
В реальных химических реакциях масса продукта всегда оказывается меньше расчетной. Почему?
Вывод:
Теоретический выход составляет 100%, практический выход всегда меньше 100%.
Количество продукта, рассчитанное по уравнению реакции, - теоретический выход, соответствует 100%.
Доля выхода продукта реакции (
- “этта”) -
это отношение массы полученного вещества к массе, которая должна была бы
получиться в соответствии с расчетом по уравнению реакции.
Три типа задач с понятием “выход продукта”:
1. Даны массы исходного вещества и продукта реакции. Определить выход продукта.
2. Даны массы исходного вещества и выход продукта реакции. Определить массу продукта.
3. Даны массы продукта и выход продукта. Определить массу исходного вещества.
4.ЗакреплениеЗадача по вариантам
Задача 1.
|
Последовательность действий |
При термическом разложении метана массой 32 г на углерод и водород образовался водород объемом 7,5л (н.у.). Вычислите объемную долю (%) выхода водорода от теоретически возможного |
|
Кратко записать условие задачи |
Дано: m( CH4) = 32 г V пр (Н2)= 7,5 л Найти: φ (H2)- ? |
|
Записать уравнение реакции, подчеркнуть формулы тех веществ, которые используются в решении |
CН4 = C + 2H2 |
|
Записать данные задачи и искомые над формулами, под формулами – количественные характеристики, необходимые для расчетов в соответствии с уравнением |
32 г X л CН4 = C + 2H2 1 моль 2 моль 22,4 л/моль |
|
Найти относительные молекулярные массы, молярные массы веществ, используемых при решении задачи |
M (CH4) = 16 Mr (CH4) =16 г/моль |
|
Найти количества веществ, вступающих в реакцию |
По уравнению реакции 1 моль CH4 - 2 моль H2 По условию 2 моль CH4 - 4 моль H2 |
|
Определить объем теоретический водорода |
Vтеор(H2)=Vm*n(H2) Vтеор(H2)= 22?4 л/моль*2 моль=44,8 л |
|
Найти объемную долю (%) выхода водорода от теоретически возможного |
φ (H2)=Vпр(H2)/Vтеор*100% φ (H2)=7,5 л/44,8 л*100%=16,7% |
|
Сформулировать ответ |
Объемная доля (%) выхода водорода от теоретически возможного при термическом разложении метана массой 32 г на углерод и водород с образованием водорода объемом 7,5л (н.у.) составляет 16,7 % |
Задача 2.
|
Последовательность действий |
В результате прямой гидратации 112 м3 (н.у.) этилена получили 172,5 кг этилового спирта. Вычислить выход спирта (%) от теоретически возможного |
|
Кратко записать условие задачи |
Дано: V(C2H4)=112 м3 m(C2H5OH)=172,5 кг Найти: φ (C2H5OH)- ? |
|
Записать уравнение реакции, подчеркнуть формулы тех веществ, которые используются в решении |
C2Н4+H2O = C2H5OH |
|
Записать данные задачи и искомые над формулами, под формулами – количественные характеристики, необходимые для расчетов в соответствии с уравнением |
112 м3 172,5 г, X% C2Н4+H2O = C2H5OH 1 моль 1 моль |
|
Найти относительные молекулярные массы, молярные массы веществ, используемых при решении задачи |
M (C2H5OH) = 46 Mr (C2H5OH)=46 г/моль=0,046 кг/моль |
|
Найти количества веществ, вступающих в реакцию |
По уравнению реакции 1 моль CH4 - 1 моль H2 По условию nтеор (C2H5OH)= n теор (C2H4) |
|
Определить количество вещества этилена и этилового спирта |
n теор (C2H4)=V/Vm 3 n теор (C2H4)=112*10л/22,4 л/моль=5000 моль nтеор (C2H5OH)=5000 моль |
|
Найти объемную долю (%) выхода спирта от теоретически возможного |
φ (C2H5OH)=172,5кг/5000 моль*0,046 кг/моль * 100%=75% |
|
Сформулировать ответ |
Выход спирта (%) от теоретически возможного в результате прямой гидратации 112 м3 (н.у.) этилена, в результате которой получили 172,5 кг этилового спирта составит 75% |
Задача 3.
|
Последовательность действий |
Какой объем (н.у.) этилена можно получить при каталитической дегидрировании 1,5 т этана, если выход продукта реакции составляет 90 % от теоретически возможного? |
|
Кратко записать условие задачи |
Дано: φ (C2H4)=90% m(C2H6)=1500 кг Найти: V (C2H4) -? |
|
Записать уравнение реакции, подчеркнуть формулы тех веществ, которые используются в решении |
C2Н6 = C2H4 + H2 |
|
Записать данные задачи и искомые над формулами, под формулами – количественные характеристики, необходимые для расчетов в соответствии с уравнением |
1500кг Xл C2Н6 = C2H4 + H2 1 моль 1 моль |
|
Найти относительные молекулярные массы, молярные массы веществ, используемых при решении задачи |
M (C2H6) = 30 Mr (C2H6)=30 г/моль=0,03 кг/моль
|
|
Найти количества веществ, вступающих в реакцию |
По уравнению реакции 1 моль CH4 - 1 моль C2H6 По условию nтеор (CH4)= n теор (C2H6) |
|
Определить количество вещества этилена и этилового спирта |
n теор (C2H6)=m/M n теор (C2H6)=1500кг/0,03 кг/моль=50000 моль nтеор (C2H4)=50000 моль |
|
Найти V пр этилена |
Vпр (C2H4)= n (C2H4)* V теор *φ/100% Vпр (C2H4)=50000*22,4*90/100=1008000л |
|
Сформулировать ответ |
При каталитической дегидрировании 1,5 т этана, если выход продукта реакции составляет 90 % от теоретически возможного, можно получить 1008000 л этилена |
Задачи для самостоятельного решения.
Задача 4. Какую массу пропилового спирта потребуется окислить для получения 13,92 г пропионового альдегида, если выход последнего составляет 80% от теоретически возможного?
Задача 5. Газ, образующийся при нагревании 29,95 мл предельного одноатомного спирта с концентрированной серной кислотой, присоединяет 8,96 л водорода в присутствии катализатора. Определите молекулярную формулу исходного спирта, если выход углерода составляет 90 % от теоретического
Задача 6. Один из методов получения уксусной кислоты заключается в каталитическом окислении бутана. Какую массу раствора уксусной кислоты концентрацией 90% можно получить окислением 100 л бутана, если выход целевого продукта 65%?
Задача 7. При гидрировании этилена объемом 20 л (н.у.) получили 18 л этана. Рассчитайте объемную долю выхода этана
Задача 8. При пропускании 7 л этилена с водородом над нагретым катализатором получили 6 л этана. Вычислите объемную долю (%) выхода этана от теоретического . Объемы газов измерены при н.у.
Задача 9. Вычислите массовую долю в % выхода бензола от теоретически возможного, если известно, что из 11,2 л ацетилена (н.у.) было получено 10 г бензола
Задача10. В лаборатории из 156 г бензола при реакции нитрования было получено 220 г нитробензола. Каков выход нитробензола (%) от теоретически возможного?
5.Подведение итогов урока. Комментарий учителя.
Рефлексия -Что мы узнали сегодня нового? – Что
мы научились выполнять? – Какие были затруднения? – Что показалось самым
интересным? – Что удивило вас?
– Спасибо за сотрудничество!
Домашнее задание. (комментарий). При сгорании органического вещества массой 4г выделился углекислый газ массой 13,2г и водяной пар массой 3,6г. Относительная плотность вещества по водороду равна 20. Найдите молекулярную формулу вещества.
Составить одну задачу на подобие
Задачи.
1. При сжигании железа в сосуде, содержащем 21,3 г хлора, было получено 24,3 г хлорида железа (III). Рассчитайте выход продукта реакции.
2. Над 16 г серы пропустили водород при нагревании. Определите объем (н.у.) полученного сероводорода, если выход продукта реакции составляет 85% от теоретически возможного.
3. Какой объём оксида углерода (II) был взят для восстановления оксида железа (III), если получено 11,2г железа с выходом 80% от теоретически возможного.
Определение выхода продукта в % от теоретически возможного.
1. Запишите уравнение химической реакции и расставьте коэффициенты.
2. Под формулами веществ напишите количество вещества согласно коэффициентам.
3. Практически полученная масса известна.
4. Определите теоретическую массу.
5. Определите выход продукта реакции (%), отнеся практическую массу к теоретической и умножив на 100%.
6. Запишите ответ.
Расчет массы продукта реакции, если известен выход продукта.
1. Запишите “дано” и “найти”, запишите уравнение, расставьте коэффициенты.
2. Найдите теоретическое количество вещества для исходных веществ.
n =![]()
3. Найдите теоретическое количество вещества продукта реакции, согласно коэффициентам.
4. Вычислите теоретические массу или объем продукта реакции.
m = M * n или V = Vm * n
5. Вычислите практические массу или объем продукта реакции (умножьте массу теоретическую или объем теоретический на долю выхода).
Расчет массы исходного вещества, если известны масса продукта реакции и выход продукта.
1. По известному практическому объёму или массе, найдите теоретический объём или массу (используя долю выхода продукта).
![]()
2. Найдите теоретическое количество вещества для продукта.
3. Найдите теоретическое количество вещества для исходного вещества, согласно коэффициентам.
4. С помощью теоретического количества вещества найдите массу или объем исходных веществ в реакции.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.