Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл)
Назначение. Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.
Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.
Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.
Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.
Область применения методики
Опросник ООП может быть использован как самостоятельная психодиагностическая методика, так и в комплексе с другими методиками, направленными на изучение личности подростка. Опросник предназначен прежде всего для решения практических задач в области психодиагностики, в ситуации психологического консультирования, а также для исследовательских целей.
Содержательная сторона исследуемых психологических феноменов такова, что, если мы рассчитываем обеспечить выполнение соответствующих психометрических требований, то методику целесообразно в данном ее варианте применять для психодиагностики лиц ограниченного возрастного диапазона: подросткового и младшего юношеского возраста (выборка стандартизации - 14-17 лет).
В перспективе возможно расширить возрастной диапазон валидного применения методики "вверх" включив в выборку стандартизации старший юношеский возраст, но не "вниз", так как в более младшем возрасте принципиально меняется структура девиантного поведения и соответственно структура мотивов личности ребенка и младшего подростка. На первоначальном этапе работы был разработан вариант методики ООП, ориентированный на мужскую часть подростковой популяции. Затем была разработана методика, учитывающая особенности структуры и содержания девиантного поведения девушек-подростков. Таким образом, оба варианта методики охватывают всю подростковую популяцию в целом.
Предполагалось, что такая методика могла бы быть использована психологами-практиками и квалифицированными специалистами смежных специальностей, занимающихся психодиагностической, психокоррекционной, социо- и психотерапевтической работой.
Эти условия требовали, чтобы методика была достаточно компактна, умеренно трудоемка для испытуемых и чтобы результаты могли быть представлены в очевидной и легко интерпретирующейся форме.
Таким требованиям с точки зрения разработчиков отвечает стандартизированный тест-опросник. Под отклоняющимся (девиантным) поведением принято понимать деятельность человека, систему поступков, не соответствующих установившимся в данном обществе стереотипам, образцам.
Обратившись к попыткам классификации разнообразных форм отклоняющегося поведения, авторы обнаружили, что в рамках психиатрического и клинико-психологического подходов наиболее полно, с их точки зрения, очерчивают данный феномен классификации, предложенные А. Е. Личко и Т. В. Кондрашенко. В своей работе авторы опираются в основном на них, учитывая, естест-
венно, особенную текучесть понятия "нормы" в этой области и ее зависимость от конкретной социокультурной ситуации.
Упомянутые исследователи выделяют следующие формы отклоняющегося поведения подростков.
1. Делинквентное поведение, которое включает широкий спектр правонарушений, как правило, не доходящих в своих проявлениях до уголовно наказуемых деяний. Содержание этой области отклоняющегося поведения особенно текуче и зависит от социально-правовой ситуации в обществе.
2. Побеги из дома и бродяжничество. Эта область отклоняющегося поведения часто пересекается с предыдущей.
3. Ранняя алкоголизация, различные формы наркотизации и токсикологического поведения.
4. Девиации сексуального поведения. Понятие нормы в этой области также продолжает стремительно смещаться.
5. Суицидальное поведение.
Авторы методики считают правомерным выделить как самостоятельную сферу отклоняющегося поведения - аддиктивное поведение. Оно определяется как одна из форм деструктивного поведения, направленного на уход от реальности посредством изменения своего психического состояния с помощью фармакологических и иных средств.
Очевидно, что алкоголизация, наркотизация и потребление других психоактивных веществ имеют общее потребностно-мотивационное ядро и относятся к сфере вышеупомянутого аддиктивного поведения.
Аналогичным интегральным понятием является агрессивное поведение. Несмотря на многообразие подходов к определению понятия агрессии, устойчивой психологической сущностью агрессивного поведения принято считать готовность к непровоцируемому нападению, проявляющуюся в непосредственной или опосредованной форме.
Феномен саморазрушающего поведения на психологическом уровне связан с феноменом агрессии и аутоагрессии, аддиктивным поведением, а на социальном и нормативном - с делинквентным и криминальным поведением.
Концепция методики
Учитывая огромную сложность и разнообразие форм проявлений девиантного поведения, а также практическую направленность своей работы, авторы попытались вычленить в качестве объекта приложения диагностических возможностей методики СОП некую относительно законченную часть всей сферы отклоняющегося поведения. Не последнюю роль в этом выборе сыграли как технические ограничения, так и представления авторов о важности для диагностической и коррекционной работы отдельных видов девиантного поведения.
В результате из сферы внимания разработчиков в данной методике оказались исключенными собственно криминальное поведение, большая часть суициидального поведения, весь комплекс сексуальных девиаций, дромоманическое поведение. По мнению авторов, это слишком объемные, многоплановые явления, требующие специальных психодиагностических инструментов для их изучения.
Также даная методика специально не ориентирована на так называемые патологические формы девиантного поведения, которые, как правило, непосредственно связаны с нервно-психическими расстройствами.
Таким образом, предлагаемая методика направлена на диагностику следующих взаимосвязанных форм девиантного поведения.
-агрессивное поведение;
-саморазрушающее и самоповреждающее поведение;
- аддиктивное поведение;
- делинквентное поведение.
В сферу анализа авторы также включили поведение, направленное на преодоление каких-либо норм и правил, считая его важной поведенческой характеристикой более обобщенного уровня. Кроме того, в число измеряемых характеристик они посчитали целесообразным включить такую характеристику, как волевой контроль поведенческих проявлений эмоциональных реакций. Так как контроль поведенческих проявлений эмоциональных реакций, в значительной мере является характеристикой, определяющей формы и способы проявления девиантных установок.
Учитывая очевидную для испытуемого нормальную и оценочную нагруженность большинства шкал и общую направленность методики, авторы посчитали необходимым включить в состав методики шкалу, направленную на изменение готовности испытуемого давать о себе по преимуществу социально-одобряемую информацию.
Тенденция испытуемого давать в этой сфере социально желательные ответы особенно велика. Поэтому данные, полученные по шкале социальной желательности используются для коррекции результатов по содержательным шкалам методики, что позволяет повысить достоверность результатов по содержательным шкалам методики.
Кроме того, для женской части подростковой популяции на характер девиантного поведения существенно влияет такая характеристика, как принятие своей женской социальной роли и весь комплекс ожиданий, установок и поведенческих стереотипов, связанных с этим. Это побудило авторов включить в женский вариант методики шкалу, направленную на измерение степени принятия женской социальной роли.
Что же касается собственно психологического феномена, на изучение которого направлена методика, то авторам представляется продуктивной идея, предложенная В.Н. Иванченко, А. Г. Асмоловым, С.Н. Ениколоповым, ввести в контекст анализа противоправного поведения понятие "установка" в его собственно психологическом смысле. В контексте данной работы целесообразно, на взгляд авторов, использовать понятие социальной установки и смысловой установки личности.
Установка понимается авторами как готовность (склонность) к определенным образом направленной деятельности, то есть в данном случае к совершению действий, поступков, имеющих девиантный характер.
Наконец, необходимо обсудить соотношение разработанного психодиагностического инструмента с уже существующими методиками на изучение личности девиантного подростка. Для взрослой популяции разработаны индивидуализированные проективные
методики, тест-опросники и другие психодиагностические инструменты, позволяющие хотя бы косвенно изучать различные психологические характеристики отклоняющегося поведения.
В то же время известен дефицит психодиагностических методик, направленных на анализ психологического содержания девиантного поведения подростков. Из методик, направленных на детско-подростковую популяцию возможно упомянуть детский вариант ТАТ, детский вариант теста Кеттелла, детский вариант теста фрустрации Розенцвейга, патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков, карта личности подростка, опросник для определения акцентуации характера у подростков, шкалы оценки моральноволевых качеств личности.
Главной проблемой является то, что ниже перечисленные методики позволяют лишь косвенно изучать психологические характеристики девиантного поведения.
Для диагностики отдельных аспектов отклоняющегося поведения, правда, существуют специализированные психодиагностические методики. Такие как, например, опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя подростками (модификация методики МПА В.Д. Завьялова) или показатель делинквентности из ПДО. Патохарактерологический опросник, разработанный А.Е. Личко, наиболее полно отвечает необходимым требованиям, но он ориентирован на клиническую область применения, клинические феномены, и направлен, в первую очередь, на изучение характерологических черт личности, а не непосредственно той психологической реальности, которая стоит за феноменом отклоняющегося поведения. Кроме того, по ряду психометрических характеристик он не соответствует требованиям, предъявляемым к психодиагностическим методикам этого класса в настоящее время.
Таким образом, разработчиками методики СОП предпринята попытка кон-струирования психодиагностической методики, охватывающей комплекс взаимо-связанных проявлений отклоняющегося поведения подростков, направленной не-посредственно на анализ психологической реальности, скрывающейся за девиантным поведенческими проявлениями, в частности, такого аспекта как личностные и социальные установки подростков в сфере отклоняющегося поведения.
Краткое описание психометрического исследования
На первом этапе разработки методики утверждения, включенные в шкалы СОП, подбирались исходя из концепции методики, с учетом мнения экспертов-клинических психологов, исходя из представлений о специфических особенностях структуры девиантного поведения подростков. При формировании списка утверждений базовым являлся вариант методики, ориентированный на мужскую популяцию.
При создании варианта опросника, ориентированного на женскую часть популяции, часть этих утверждений переформулировалась с учетом особенностей женской популяции, также были добавлены новые утверждения.
Пункты, вошедшие в состав шкал методики подбирались как из уже существующих психодиагностических методик, так и формулировались самими разработчиками опросника.
При отборе утверждений особое внимание обращалось на смысловую однозначность формулировок и доступность их пониманию подростков. В силу этого, значительная часть утверждений, отобранная из уже существующих психодиагностических методик, была переформулирована таким образом, чтобы обеспечить их ясное понимание испытуемыми-подростками.
Для формирования шкал методики ООП использовались утверждения, взятые из следующих психодиагностических методик: шкала лжи тест-опросника Айзенка (форма А, адаптация А.Г. Шмелева, шкалы лжи и коррекции ММРI, а также утверждения из общего массива пунктов ММРI, психодиагностический тест В.М. Мельникова и Л.Т. Ямпольского, опросник "импульсивность" Айзенка (адаптация А.Г. Шмелева), опросник РЗК склонности к риску Шуберта, ПДО А.Е. Личко, адаптированный вариант Мичиганского алкогольного скрининг-теста, шкала суицидальности А.А. Куракина, опросник Басса-Дарки, направленный на изучение агрессии, опросник волевого самоконтроля А. Г. Зверкова и Е.В. Эйдмана, шкала импульсивности В.А. Лосенкова.
Шкала склонности к делинквентному поведению формировалась уже после пилотажного исследования посредством отбора пунктов наилучшим образом дифференцирующих "обычных" подростков и испытуемых с выраженным делинквентным поведением.
Психометрическое исследование проводилось отдельно как для мужского варианта методики, так и для женского. Более углубленное психометрическое исследование проводилось для мужского варианта методики, так как он являлся базовым при разработке методики ООП.
На этапе пилотажного исследования была проведена апробация методики на нескольких подвыборках испытуемых. Разработчики предполагали, что готовность к реализации девиантного поведения выражена в различной степени у относительно "социально благополучных" школьников, учащихся ПТУ и у подростков с выраженными проявлениями отклоняющегося поведения, находящимися в учебно-воспитательных учреждениях для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания (спецшколы и спец ПТУ), находящихся на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Исходя из этой гипотезы и строилась логика исследования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.