ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мухаммаджонова Хадичахон Хусанжон кизи – студент, Республика Узбекистан, Кокандский государственный педагогический институт
Юлчибоева Дилфуза Эргашевна – преподаватель,
Республика Узбекистан, Кокандский государственный педагогический институт
Аннотация
В статье анализируется проблема творческих способностей и раскрывается важность диагностики и развития творческого мышления с детства. Автор также предложил методику тестирования способностей учащихся.
Ключевые слова. Способности, творчество, интеллектуальные, проблема, мышление, воображение, круг, рисунок, анализ, развитие, диагноз.
DETERMINATION OF CREATIVE ABILITIES IN CHILDREN OF YOUNG SCHOOL AGE
Yulchiboeva Dilfuza Ergashevna
Annotation
The article analyzes the problem of creative abilities and reveals the importance of diagnostics and development of creative thinking from childhood. The author also proposed a methodology for testing students' abilities.
Keywords. Ability, creativity, intellectual, problem, thinking, imagination, circle, drawing, analysis, development, diagnosis.
Интерес юных школьников к работе и профессии напрямую связан с их творческими способностями. Для выявления творческих способностей детей необходимо обращать внимание не только на усвоение, но и на неакадемические знания и интересы.
Выявление творческих способностей в школе напрямую связано с их мотивацией. Навыки нужно практиковать и развивать каждый день. Они не могут дождаться подходящего времени, чтобы появиться. Раннее детство сензетивно к развитию талантов.
Разжигание искры в школе начинается с простых вещей. В первый год преподаватель задает ученикам до 99% вопросов, требующих заучивания наизусть, только из учебника. Оставшийся 1% вопросов требует творческого мышления.
Учителя помогают выявить способности учащихся, задавая вопросы, поощряющие нестандартное и творческое мышление.
Плохое общение и даже конфликты между одаренным учеником и учителем с ограниченным мышлением могут стать более обычным явлением в старших классах. Предметы, математика и физика – это предметы требующие нестандартного мышления, а предметы биология, география и лингвистика требуют эрудиции. История же требует больших знаний. Чтобы быть признанным одаренным по химии, нужно иметь знания, выходящие за рамки школьной программы. При отборе и продвижении талантливых в науке людей будут задаваться вопросы с учетом вышеперечисленных особенностей, проводиться конкурсы и научные олимпиады.
За рубежом очень распространены тесты на определение потенциала и творческих способностей. Они сейчас широко используются и в нашей стране. В прошлом таланты и способности демонстрировались через активное применение знаний и навыков на рабочем месте.
Чем разнообразнее объем обучения, тем больше возможностей выявить таланты. Если в классе есть разница между теми, кто хорошо разбирается в определенных предметах, и теми, кто немного плох (неформальная иерархия), ситуация на уроках литературы может внезапно измениться. Произойдут изменения и в художественном классе. В естественных науках (например, информатике, биологии, музыке) внеклассные занятия учащихся добавляют ясности информации об их способностях. Оценка способностей основана на всестороннем изучении личности и его или ее результатов. Только поспешный вывод из результата теста может привести к ошибке.
Помимо тестов на определение IQ, разработаны специальные тесты на творческие способности. Это:
1. Скорость нахождения проблемы. Напишите на бумаге необычные задачи, связанные с простым предметом (например, деревом). Вот несколько вопросов: Если бы вам дали это дерево, что бы вы с ним сделали?
2. Скорость мышления. Предлагается связать это слово сразу с тремя характеристиками. Например, мягкие, белые, изделие.
3. Легкость ассоциации. Говорить противоположное (т.е. антоним) тому, что означает данное слово. Например, слова «старый» или «сухой».
4. Умение знать категорию объектов. Напишите слова, относящиеся к определенному определению (например, круглые).
5. Умение группировать. Испытуемому дается список слов: стрела, пчела, рыба, яхта, крокодил, ястреб, воробей. Эти слова следует разделить на как можно больше классов (птицы, живые существа, хищники и т. д.).
6. Сделайте выводы. Описывается ситуация и предлагается результат. Например, «Что будет, если пойдет дождь?» (Ответ обычно - «мы все промокаем», «зонтики становятся дороже», «мы переезжаем в горы»и т. Д.).
7. Символ профессии. Испытуемому дается картинка с изображением знакомого объекта, например, изображение лампочки. Нам нужно выяснить, какие профессии может символизировать этот предмет. (Электрик, учитель, ученый и др.)
8. Формирование характера. Бумага из 12 ячеек содержит слова «шагающий человек», «взлетает самолет», «гнев» и «гордость». Эти слова или словосочетания должны быть символически изображены (не в виде иллюстрации) карандашом.
9. Спроси и узнай. Испытуемому дается картинка с сюжетом. Он должен задать вопрос без ответа в сюжете. Ему также задают вопросы о ситуациях происшедших до того, как он будет изображен на картине.
10. Улучшение объекта. Игрушку (щенок, обезьянку) нужно доработать, то есть сделать более милой. Ценится гибкость мысли, оригинальность, смекалка.
11. Воображение. Создайте рассказ по одной из 10 предложенных тем. В этом предмете должно быть что-то сверхъестественное, например, «летающий крокодил», «плачущий мужчина» и т. д.
12. Завершите рисунок. Испытуемый должен завершить незаконченный рисунок. Учитывает глубину смысла рисунка, оригинальность, фантазию.
13. Круги и квадраты. На бумаге 35 случайных кружков и квадратов. Вам нужно нарисовать разные объекты, которые являются основной частью круга. Название объекта написано под картинкой. Обычно рисуют тарелку, воздушный шар, колесо. Примером сверхъестественного изображения является то, как человеческий нос будет выглядеть для комара, который приземлился на его верхнюю губу. Ценится легкое, гибкое мышление, оригинальность. Понятия «легкость», «гибкость» и «точность» находят отражение в выполнении вышеуказанных задач.
Легкость мышления определяется скоростью выполнения задач и количеством ответов, найденных в данный момент. Мозговой штурм - это количество переходов от одного класса объектов к другому: «Что можно сделать с консервной банкой?» - Испытуемый может ответить кастрюлька и миска. Для удобства это всего два ответа. Однако и кастрюлька, и миска - это емкости для жидкости. Следовательно, эти ответы рассматриваются как один при оценке гибкости мысли. Потому что не было передачи идей из одного класса объектов в другой.
Ясность определяется тем, что ответ не принадлежит к одной группе. Если 15% испытуемых дадут одинаковый ответ, оценка будет нулевая. Если один и тот же ответ дают менее одного процента респондентов, оригинальность самая высокая - 4 балла, если от 1 до 2 процентов - 3 балла.
Такие речевые тесты дают хорошие результаты в жестких условиях тестирования с ограниченным временем. При решении визуальных задач нет ограничения по времени, и ситуация максимально приближенная к домашней среде приведет к лучшим результатам.
Список литературы
1. Jalolov A. Kasb qanday tanlanadi? - T.: “Yangi asr avlodi”, 2010. - 186 b.
2. Karimova V.M. Ijtimoiy psixologiya va ijtimoiy amaliyot: Universitetlar va pedagogika institutlari talabalari uchun o‘quv qo‘llanma. - T.: “Universitet”, 1999. - 96 b.
3. Лук А. Н. Психология творчества. М-2005, с-184
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.