Определение уровней развития игровой деятельности
Определение
уровня развития игровой деятельности в каждой возрастной группе проводится
воспитателем на основе постоянных наблюдений за самостоятельной игровой
деятельностью детей и с учётом их реакции на инициативные игровые действия
взрослого.
Для определения уровня развития игровой деятельности невозможно задать жёсткие
критерии, но воспитатель может руководствоваться рядом показателей, позволяющих
отнести игру ребёнка к одному из трёх уровней: высокому, среднему, низкому – в
соответствии с возрастными возможностями детей.
Целесообразно осуществлять определение в младших группах три раза в год, в
средних и старших – три раза в год. Первоначальная диагностика в сентябре
позволяет подобрать соответствующие приёмы взаимодействия, способствующие
продвижению детей в игре. В середине учебного года (январь–февраль) очередное
определение уровня развития игровой деятельности ребёнка позволяет воспитателю
скорректировать свои формирующие воздействия, определить, кто из детей
нуждается в них в большей мере. В конце года (май–июнь) воспитатель
осуществляет итоговое определение уровня развития игровой деятельности. Это
заключительное определение может служить отправной точкой для определения
примерной будущей тактики воспитателя по отношению к ребёнку в следующей
возрастной группе. Примерные показатели для определения уровней развития
сюжетной игры во всех возрастных группах даны в таблицах. Показатели подобраны
в соответствии со стратегией формирования игры.
Диагностический лист по определению уровня развития игры детей
_________группы ДУ № ____________
Показатели развития |
Фамилия, имя ребёнка |
І. Содержание игры · Замысел игры проявляется: а) с
помощью взрослого, · Разнообразие замыслов. · Количество игровых задач. · Разнообразие игровых задач. · Самостоятельность при постановке задач: а) ставит
взрослый, |
|
ІІ. Способы решения игровых задач · Разнообразие игровых действий с игрушками. · Степень обобщенности игровых действий с игрушками: а)
развёрнутые, · Игровые действия с предметами-заместителями: а) с
помощью взрослого, · Игровые действия с воображаемыми предметами: а) с
помощью взрослого, · Принимает роль. · Разнообразие волевых действий. · Наличие ролевых высказываний. · Выразительность ролевых высказываний. · Ролевые высказывания возникают по инициативе: а)
взрослого, · Ролевая беседа возникает: а) со
взрослым, · Ролевая беседа возникает по инициативе: а)
взрослого, |
|
ІІІ. Взаимодействие детей в игре · Вступает во взаимодействие: а) со
взрослым, · Ставит игровые задачи: а)
взрослому, · Принимает игровые задачи: а) от
взрослого, · Длительность взаимодействия: а)
кратковременное, |
|
1 балл –
игровые умения, навыки развиты достаточно слабо как в самостоятельной игре, так
и в экспериментальной игровой ситуации.
2 балла – игровые умения и навыки развиты на среднем уровне (проявляются при
создании педагогом игровой ситуации или с помощью взрослого).
3 балла – игровые умения и навыки развиты на высоком уровне (самостоятельно
проявляет интерес и желание организовывать игру).
Если набрано до 21 балла – игра оценивается на низком уровне, от 22 до 42 – на среднем, от 43 до 63 – на высоком.
Уровни развития сюжетно-ролевой игры (по Д.Б.Эльконину)
Показатели игры |
І уровень |
ІІ уровень |
ІІІ уровень |
Основное содержание игры |
Действия с определёнными предметами, направленные на партнёра по игре |
В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному |
Выполнение роли и вытекающих из неё действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношения к другим участникам игры |
Характер игровой роли |
Роли есть фактически, но они не называются и определяются характером действий, а не наоборот. При ролевых разделениях функций в игре дети выполняют игровые роли автономно, не пытаясь создавать единого игрового сюжета |
Роли называются, намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации связанных с нею действий |
Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры. Появляется «ролевая речь», обращённая к партнёру по игре. Иногда отношения становятся обычными, не игровыми. Ролевые функции детей взаимосвязаны |
Характер игровых действий |
Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций |
Логика действий определяется жизненной последовательностью реальных жизненных событий. Расширяется их репертуар, выходя за пределы какого-либо одного типа действий |
Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны, чётко и последовательно воссоздают реальную жизненную ситуацию. Ясно выделены действия, направленные на других участников игры |
Отношение к правилам |
Логика действий легко нарушается, не вызывая протеста у детей. Правила отсутствуют |
Нарушение действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется. Правило ещё не вычленяется, но в случае конфликта оно уже может победить непосредственное желание |
Нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную ситуацию, но и с указанием на рациональность правил. Правила ясно сформулированы. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое |
Показатели
уровней развития игры
для группы «Малыши» на начало и середину года
Уровни развития игры |
Самостоятельная игра |
Реакция на игровые действия взрослого |
Низкий |
Предпочитает
играть с сюжетными игрушками-копиями, самостоятельно не включает в игру
предметы-заместители. |
Не
включается в инициативные игровые действия взрослого, предпочитая наблюдать
со стороны. |
Средний |
Может
использовать в игре предметы-заместители, но в привычном (введённом взрослым
или сверстником) значении, сам их в игру активно не вводит. |
Охотно включается в игру взрослого, склонен к подражанию его игровым действиям. Принимает предложенную взрослым игровую роль, если до этого видел образец её реализации. Поддерживает ролевой диалог со взрослым на уровне кратких реплик-ответов. |
Высокий |
Вводит в
игру предметы-заместители вместо недостающих сюжетных игрушек, может
использовать один предмет в разных значениях. |
Легко
включается в совместную игру со взрослым. Не только подражает образцам его
ролевого поведения и использования предметов, но и вносит небольшие инновации
(«Лучше так…», «Лучше это…»). |
Показатели
уровней развития игры
для группы «Малыши» на конец года
Уровни развития игры |
Самостоятельная игра |
Реакция на игровые действия взрослого |
Низкий |
Может
выстроить цепочку связанных по смыслу игровых действий, но преобладают
стереотипные наигранные сюжеты, частое многократное повторение отдельных
действий с сюжетной игрушкой. |
Включается
в игру со взрослым лишь при прямом предложении последнего, следует за
инициативой взрослого. |
Средний |
Может
выстраивать цепочки игровых действий с сюжетными игрушками и заместителями,
но чаще отталкивается от готовой игровой обстановки, не внося в неё
изменений. |
Охотно
включается в игру со взрослым, любит её повторять («Ещё так же»), но редко
вносит встречные предложения. |
Высокий |
Активно
включает в игру действия с предметами-заместителями и воображаемыми
предметами. Изменяет и дополняет игровую обстановку, а не довольствуется
только тем, что есть или что попало на глаза. |
Инициирует
совместную игру со взрослым, сам предлагает и обозначает роли для взрослого и
для себя. Вносит встречные предложения по ходу игры. |
Показатели
уровней развития игры
для группы «Почемучки» на середину и конец года
Уровни развития игры |
Самостоятельная игра |
Реакция на игровые действия взрослого |
Низкий |
Развёртывает игровые действия по преимуществу в имеющейся игровой обстановке, сам её активно не организует. Принимает и обозначает игровую роль, поддерживает ролевой диалог со сверстником, но в основном придерживается привычных сюжетов, не вносит инноваций, подражает более активному сверстнику, следует за его замыслом |
Включается в игру со взрослым на уровне парных взаимодополнительных ролей. При развёртывании сюжета отказывается от предлагаемой взрослым смены игровой роли. Меняет роль по смыслу развёртываемого сюжета только синхронно со взрослым, дублируя его игровые роли, увлекаемый взрослым |
Средний |
Может вносить изменения в игровую обстановку и дополнять её в соответствии с замыслом. Включается в парное ролевое взаимодействие со сверстником, развёртывает разные по тематике сюжеты, но внутри каждого сюжета склонен скорее к детализации игровых действий, повторению одних и тех же событий. Не использует введение новых персонажей и смену ролей для развёртывания сюжета игры |
Охотно
включается в игру со взрослым, гибко реагирует на меняющиеся в процессе игры
роли взрослого, по предложению взрослого может сменить роль по смыслу игры,
но не предпочитает делать это сам. |
Высокий |
Активно создаёт игровую обстановку в соответствии со своим замыслом. Развёртывая разные сюжеты игры, использует смену ролей (меняет и обозначает роли по ходу игры, использует совмещённые роли), если необходимо ввести новых персонажей. Может включить в игру от одной роли к другой 2–3 сверстников, предложив всем подходящие по смыслу роли, активно вносит предложения по развёртыванию сюжетных событий, увлекает за собой сверстников. |
Легко и охотно включается в игру со взрослым, а часто даже инициирует её. В процессе игры не только принимает предложения взрослого, но и является инициатором внедрения новых персонажей и соответствующей смены ролей. Легко переходит в игре от одной роли к другой, обозначая для партнёра её смену, гибко реагирует в ролевом диалоге и игровых действиях на меняющиеся роли взрослого |
Показатели
уровней развития игры
для группы «Фантазёры» на середину и конец года
Уровень игры |
Сюжетная игра |
Игра с правилами |
Низкий |
Сюжеты игр
включают узкий круг содержаний, стереотипны. В игре мало ролевой и
комментирующей речи, в основном – действия, реализующие роль в предметном
плане. |
Плохо координирует свои действия с партнёрами, в основном направлен на собственное выдерживание внешней картины игры (действия с игровым материалом в определённом порядке), т.е. выполняет правила действий «для себя». Либо другой вариант: невзирая на правила, стремится к тому, чтобы у него всё было, как у партнёров (столько же карточек, такое же положение фишек и т.п.), то есть ориентирован не на выигрыш, а на равенство результатов. В сферу контроля попадает, в основном, правило очерёдности (действия участников или правильная последовательность действий). Нечувствителен к нюансам нарушения правил. К жребию (считалке) обращается редко и использует его скорее как внешний атрибут игры, не применяя его результаты к дальнейшим действиям |
Средний |
Накопил
достаточно большой арсенал сюжетов, но внутри них – стереотипен, мало
собственных инноваций. |
Тщательно
соблюдает внешнюю картину совместной игры, замечает нарушения правил, но не
слишком требователен к нарушителю и даже копирует нарушения вслед за
партнёром как «интересный» момент игры. |
Высокий |
Свободно владеет ролью, реализующими её предметными действиями, активно пользуется ролевой и комментирующей (поясняющей) речью. Умеет использовать смену роли, совмещение ролей как средство развёртывания интересного сюжета. Всегда имеет много замыслов, готов подхватить и развить замыслы сверстников или взрослых. Часто является инициатором игры со сверстниками, может увлечь своим замыслом и организовать 2–3 детей, предложив всем подходящие по смыслу роли. Активно создаёт предметно-игровую обстановку под свой замысел или изменяет её по ходу игры. |
Отчётливо
понимает, что выигрыш – это не успех всех, а дисбаланс конечных результатов в
пользу одного, обнаруживает стремление к выигрышу. Контролирует действия
партнёров в соответствии с правилами, чувствителен к нарушениям, оказывает им
сопротивление (порицание, апелляция к правилам, угроза выйти из игры), сам
подчиняется требованиям сверстников. |
Показатели
уровней развития игры
для подготовительной группы на середину и конец года
Уровень игры |
Сюжетная игра |
Игра с правилами |
Низкий |
Сюжеты
игры однообразны по содержанию и стереотипны, создают впечатление
бесконечного движения по кругу в рамках привычных ролевых действий и
взаимодействий. |
Знает
правила часто употребляемых в совместной практике игр, ориентируется в них на
критерии выигрыша. Соблюдает правила до тех пор, пока не ощущает угрозу
проигрыша, в этом случае нарушает правила, после чего объявляет свой вариант
действий законным, не считая необходимым сохранение в процесс игры договорных
обязательств. Всегда больше контролирует других, чем себя. В ситуации с
новым, незнакомым материалом затрудняется придумать правила, установить
критерии выигрыша, предпочитая неспецифичные для игры манипуляции с
материалом. |
Средний |
Развёртывает в основном привычные сюжеты (небольшой круг тематики), часто весьма изощрённо, с детализацией игровых действий и отношений. Активно использует игровую речь с партнёрами и куклами. Откликается на инновации других, может встроиться в игру сверстников, найти место в общем смысловом поле, двигаться вслед за более активным партнёром, но сам инициативно не стремится порвать привычный круговой сюжет. В игре-придумывании со взрослым вслед за ним может вносить инновации и развёртывать новую последовательность событий, но часто становится в тупик при необходимости согласовать свои предложения с предложениями участников-сверстников. Склонен скорее к отторжению замысла другого, нежели к его ассимиляции из-за трудности комбинирования различных событий в единую сюжетную линию. |
В знакомых играх придерживается правил, ориентирован на выигрыш. Контролирует соблюдение правил другими, подчиняется требованиям партнёров, если сам нарушил правила. Может организовать нескольких сверстников для игры, предварительно договориться об одном известном варианте правил. К новому материалу может придумать правила, близкие к знакомым играм, но скорее откажется от игры, чем будет придумывать. Предпочитает известные игры и готовые варианты правил. Пользуется жребием (считалкой) при конфликтах в распределении функций |
Высокий |
Развёртывает
разнообразные Сюжеты (индивидуально и со сверстниками), свободно комбинируя
события и персонажей из разных смысловых сфер. С одинаковой лёгкостью
развёртывает сюжет через роли (ролевые взаимодействия) и через режиссёрскую
игру, часто проигрывает эпизоды сюжета в чисто речевом повествовательном
плане. Может быть инициатором игры-фантазирования со сверстником. Легко
нахо-дит смысловое место в игре сверстников, подхватывает и развивает их
замыслы, подключается к форме игры. Часто бывает инициатором игры с 3–4
сверстниками, умеет внятно изложить им свой замысел, предложить всем
подходящие роли. |
Владеет
большим арсеналом игр с правилами разного типа: на удачу, на ловкость, на
умственную компетенцию. |
Диагностика сформированности
профессиональных умений
педагога,
необходимых для развития игровой деятельности детей
Оценка (самооценка) профессиональных умений педагога
Ф.И.О.__________________________________________________________
Должность_______________________________________________________
Категория______________ДУ № ____________Группа__________________
№ |
Показатели |
Оценка (б) |
||||||||||
Теоретические знания |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1. |
Теоретические основы психологии игры детей дошкольного возраста |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Возрастные особенности игры детей дошкольного возраста |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Методика организации и руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Современные подходы к развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Профессиональные умения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Определять уровень развития игровых умений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Планировать
игровую деятельность с учётом программы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Обогащать игровой опыт (индивидуально или подгруппой) на обучающих играх, в самостоятельной игре |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Проводить обучающие игры с использованием взаимодополняющих ролей, определяющих целостную игровую ситуацию (мама – дочка, шофёр – пассажир) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Обучать алгоритму игровых действий, связанному единой сюжетной линией в соответствии с ролью |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Проводить игры совместно с детьми для обучения их ролевому диалогу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
Обучать обозначать игровое пространство, подбирать игрушки, атрибуты, предметы-заместители для выполнения игровых действий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
Развивать умение использовать строительный материал в качестве предметов-заместителей и для создания различных построек |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
Регулировать взаимоотношения детей, разрешать конфликты, возникающие в процессе самостоятельной игры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
Использовать косвенные методы руководства для объединения детей в игровые группы с воспитательными целями (формирование морально-этических норм поведения, навыков общения) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. |
Использовать игру с целью коррекции психологических трудностей, связанных с развитием личностных качеств детей (застенчивость, неуверенность, агрессивность, малопопулярность в группе) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. |
Использовать метод моделирования для развития творческих способностей в игровой деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. |
Использовать дидактические игры для развития умственных способностей детей с учётом их уровня интеллектуального развития |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14. |
Создавать условия для получения всеми детьми группы радостного эмоционального состояния, удовлетворения от игры и общения со сверстниками |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15. |
Осуществлять комплексный подход к развитию игровой деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.