ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА ПРИ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Алимбеков Ж.С. 1 , Каримова 111.C. l ,
Вихрова ЕВ. 1 , Канагатова А. У.
Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова[, г. Талдыкорган
Е- mail:vikhrova23.96@mail.ru
В статье рассмотрено опреДеление экологического риска при оценке возДейст€ия намечаемой хозяйственной Деятетьности на окружающую среду. ИсслеДованы проекты Действующи и строящихся объектов. Приведены труДности опреДеаения экологического риска социсиьно-экономическоЙ сфере. Предложен по обсуждаемому вопросу на станДарты Евросоюза. Ключевые слова: риск, ОВОС, оценка, матрица, СЭС), концепция.
МакатаДа шаруашылы/$ эрекетпц
коршаган ортага эсерјц багалауДагы эколоГИЯ1ЫК баЙксиау карастылынган. КОЭБ нускаулыгы мен аД№намагы
сай кетуј кептеген жоюсиарДа зерттелген. тауекел багасын ацыктауДагы киынДьщтар
келтфйген, еврооДан; станДарт;а кету усыньиган.
К“Глт создер: эсер, КОЭБ, баииау, матрица, СЭБ, тужырььмДаиа.
article determination ofenviromnental
risk at assessment ofimpact ofthe planned economic activity оп the environment
is considered Projects acting and objects under construction are investigated.
Diffrulties dejinitions ofenvironmental risk ю the social and economic sphere
are given. It is offered оп the discussed issue оп standards ofthe European
Union.
Кеу words: risk, EIA, assessment, matrix, SEA, concept.
Оценка воздействия на окружающую среду (далее ОВОС) является процедурой, в рамках которой оцениваются возможные последствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности для окружающей среды и здоровья человека, разрабатываются меры по предотвращению неблагоприятных последствий, оздоровлению окружающей среды. В процессе ОВОС подлежат учету прямые, косвенные и кумулятивные воздействия реализации проекта. При этом проводится оценка воздействия на все виды природных ресурсов включая и антиресурсы (загрязнение, деградация, истощение и т.п.). В проектах ОВОС должны анализироваться состояния экосистем, здоровья населения и социальной сферы. В процессе проведения оценки воздействия на окружающую среду подлежат учету оценка экологических рисков и рисков для здоровья населения а а также эколого-экономическую оценка проекта с учетом возможных рисков и возмещения нанесенного ущерба.
В Казахстане процедура ОВОС регламентируется соответствующими инструкцией и методикой, утвержденными министерством энергетики РК.
Нами проанализированы проекты ОВОС действующих предприятий, а также запланированных строительств Алматинской области (строительство ТЭЦ в г. Талдыкорган, соевого завода в Илийском районе, рекультивация хвостохранилища в г. Текели), а также проекты других областей и ближнего зарубежья.
Как показали анализ все Казахстанские проекты выполнены с большим отрывом требований «Инструкции по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации в Республике Казахстан» и «Методических указаний по проведению оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду». Проекты ОВОС в основном ориентированы на Охрану ВОЗДУШНОЙ среды, управлению отходами и частично водопотреблению и водоотведению. Остаются нетронутыми или всольз перечисляются такие мзненно важные природные ресурсы как:
107
недра и подземные воды, поверхность дна водоемов, земельные ресурсы и почвенный покров, растительный и животный мир. Вовсе отсутствуют анализ ландшафтов, состояние экологических систем. Ранее оценка социальных и экономических эффектов воздействия намечаемой хозяйственной деятельности при разработке ОВОС не проводилась вообще или ВЫпОЛНЯлСЬ в обобщенном виде без детализации, сопровождающей оценку воздействия на природные элементы окружающей среды.
Таблица 1. Шкала оценки п ос |
анственного масштаба (площади воздействия |
|||||
Г адация |
П ос |
анственные |
аницы воздействия* км или км |
Балл |
||
Локальное воздействие |
площадь воздействия до 1 км2 |
воздействие на удалении до 100 м от линейного объекта |
|
|||
Ограниченное воздействие |
площадь воздействия до 10 км- |
воздействие на удалении до 1 км от линейного объекта |
2 |
|||
Местное воздействие |
площадь воздействия от 10 до 100 2 км |
воздействие на удалении от 1 до 10 км от линейного объекта |
3 |
|||
Региональное воздействие |
площадь воздействия более 100 км2 |
воздействие на удалении более 10 км от линейного объекта |
4 |
|||
Г адация |
В еменной масштаб воздействия* |
Балл |
К атков еменное воздействие |
Воздействие наблюдается до 6 месяцев |
|
Воздействие средней п одолжительности |
Воздействие отмечаются в период от 6 месяцев до 1 года |
2 |
П одолжительное воздействие |
Воздействия отмечаются в пе иод от 1 до 3 лет |
3 |
Многолетнее (постоянное) воздействие |
Воздействия отмечаются в период от З лет и более |
4 |
Г адация |
Описание интенсивности воздействия |
Балл |
Незначительное воздействие |
Изменения в природной среде не превышают существующие п еделы п и одной изменчивости |
|
Слабое воздействие |
Изменения в природной среде превышают пределы природной изменчивости, П и одная с еда полностью самовосстанавливается. |
2 |
Умеренное воздействие |
Изменения в природной среде, превышающие пределы природной изменчивости, приводят к нарушению отдельных компонентов природной среды. Природная среда сохраняет способность к самовосстановлению |
3 |
Сильное воздействие |
Изменения в природной среде приводят к значительным нарушениям компонентов природной среды и/или экосистемы. Отдельные компоненты природной среды теряют способность к самовосстановлению (это утверждение не относится к атмосферному воздух ) |
4 |
![]() |
Таблица 2. Шкала оценки временного масштаба (п одолжительности) воздействия
Таблица З. Шкала величины интенсивности воздействия
Катего ии воздействия, балл |
Катего ии значимости |
||||
Пространственный масштаб |
Временной масштаб |
Интенсивность воздействия |
баллы |
Значимость |
|
Локальное 1 |
Кратковременное 1 |
Незначительное |
|
||
1- 8 |
Воздействие низкой значимости |
||||
Ограниченное 2 |
Средней продолжительности 2 |
Слабое 2 |
|||
9-27 |
Воздействие средней значимости |
||||
Местное 3 |
Продолжительное З |
Умеренное З |
|||
28 - 64 |
Воздействие высокой значимости |
||||
Региональное 4 |
Многолетнее 4 |
Сильное 4 |
|||
|
М 2
Таблица 4. Катего ии значимости воздействий
Оценка риска (QRA)
После выявления опасных факторов, производится оценка проистекающего из них риска. Оценка риска включает в себя два элемента: оценку риска и управление риском. Оценка экологического риска строится на анализе источника риска, факторов риска, особенностей конкретной экологической обстановки (биоценоза или ландшафта) и механизма взаимодействия между ними.
Оценка аварийного экологического риска включает анализ вероятности (или частоты), анализ последствий и их сочетания. Основные задачи этапа оценки риска связаны с:
- определением частот возникновения инициирующих и всех нежелательных событий; - оценкой последствий возникновения нежелательных событий; - обобщением оценок риска.
Матрица экологического риска
Матрицы риска широко используются в процессе оценки рисков не только в мировой практике, но и в ряде документов РК (напр. СТ РК 1.56-2005 и СТ РК ИСО 17776-2004).
Предлагаемые матрицы это специальные таблицы, где столбцы соответствуют компонентам окружающей среды, в которых проявились негативные последствия намечаемой деятельности, а строки соответствуют градациям уровням тяжести этих последствий. На пересечении строк и столбцов, при помощи условных значков (например, значка (х), и отражается уровень риска.
Если вероятность появления конкретного воздействия крайне
мала, то даже при высокой значимости воздействия, вероятность негативных
последствий может соответствовать низкому экологическому риску (терпимый риск).
В матрице использована следующая градация риска: - В - высокая величина риска; - С - средняя величина риска; - Н - низкая величина риска.
Таблица 5. Компоненты социально-экономической среды, рассматриваемые в ходе оценки воздействия
Компоненты социальной с еды |
Компоненты экономической с еды |
|||||
Т удовая занятость |
Экономическое азвитие те |
ито ии |
||||
Доходы и |
овень жизни населения |
П омышленное ыболовство |
||||
Здо овье населения |
Комме ческое с доходство |
|||||
Демо а ическая си ация |
Наземный, возд шный и мо ской |
анспо т |
||||
Об азование и на чно - техническая с е а |
Землепользование |
|||||
Отношения населения к проектной деятельности и п оцессы вн енней ми ации |
Сельское хозяйство |
|||||
Рек еационные ес |
сы |
Внешнеэкономическая деятельность |
||||
Памятники исто ии и культ |
ы |
|
||||
109
![]() |
|
|
|
|||
Градация пространственных воздействий |
Критерий |
Балл |
|||
Н левое |
воздействие отс тв ет |
|
|||
Точечное |
воздействие проявляется на территории вмещения объектов п оекта |
|
|||
Локальное |
воздействие проявляется на территории близлежащих населенных п ктов |
2 |
|||
Местное |
воздействие проявляется на территории одного или нескольких админис ативных айонов |
3 |
|||
Региональное |
воздействие п оявляется на те |
ито ии области |
4 |
||
Национальное |
воздействие проявляется на территории нескольких смежных областей или республики в целом |
5 |
|||
экономическ с е |
|
|
|
Градация временных воздействий |
Критерий |
Балл |
|
Н левое |
воздействие отс ств ет |
|
|
К атков еменное |
воздействие п оявляется на п отяжении менее 3-х месяцев |
|
|
Средней п одолжительности |
воздействие проявляется на протяжении от одного сезона (больше 3 -х месяцев до года |
2 |
|
Долговременное |
воздействие проявляется в течение
продолжительного периода (больше 1 года, но меньше 3-х лет). Обычно
охватывает в еменные |
|
|
Продолжительное |
продолжительность воздействия от 3-х до 5 лет. Обычно соответств ет выво объекта на оектн мощность |
4 |
|
Постоянное |
п одолжительность воздействия более 5 лет |
5 |
Градация интенсивности воздействий |
Критерий |
Балл |
Н левое |
воздействие отс ств ет |
|
Незначительное |
положительные и отрицательные отклонения в социальноэкономической сфере соответствуют существовавшим до начала еализации п оекта колебаниям изменчивости этого показателя |
|
Слабое |
положительные и отрицательные отклонения в социально экономической сфере превышают существующие тенденции в изменении словий п оживания в населенных п нктах |
2 |
Умеренное |
положительные и отрицательные отклонения в социальноэкономической сфере превышают существующие условия с едн айонного овня |
3 |
Значительное |
положительные и отрицательные отклонения в социальноЋономическоЙ сфере превышают существующие условия с еднеобластного овня |
4 |
Сильное |
положительные и отрицательные отклонения в социально экономической сфере превышают существующие условия с едне есп бликанского овня |
5 |
Таблица 7.
Градации временных масштабов воздействия на социально
Таблица 8. Градации масштабов интенсивности воздействия на социально экономическ с ер
Таблица 9. Определение интегрированного воздействия на социально-экономическую сферу
Итоговый балл |
Итоговое воздействие |
|
от +1 до +5 |
Низкое положительное воздействие |
|
от +6 до +10 |
С еднее положительное воздействие |
|
от +11 до +l5 |
Высокое положительное воздействие |
|
|
Воздействие отс ств ет |
|
от -1 до -5 |
Низкое о |
ицательное воздействие |
от -6 до -10 |
С еднеео |
ицательное воздействие |
от -11 до -15 |
Высокое о |
ицательное воздействие |
Матрица
социально-экономического риска.
Согласно современной трактовке «риск» есть общеупотребительный термин для выражения комбинации вероятности (частоты) возникновения обусловленного опасного события и тяжести последствий этого события. Используя это определение, можно судить о степени риска путем оценки вероятности возникновения опасного события и тяжести последствий, которые можно ожидать вслед за этим событием.
При проведении оценки
воздействия какой либо деятельности, связанной с возможностью наступления
рисковых ситуаций, наиболее удобным способом определения уровня возможного
риска является использование матриц.
Матрицы - это специальные таблицы,
где столбцы соответствуют компонентам окружающей среды, в которых проявились
негативные последствия намечаемой деятельности, а строки соответствуют
градациям уровням тяжести этих последствий. На пересечении строк и столбцов,
при помощи условных значков (например, значка (х), и отражается уровень
(тяжесть) риска.
Работа по каждому компоненту
социально - экономической среды завершается составлением итоговой таблицы, где
отмечаются:
- воздействия на данный компонент социально - экономической среды; - характеристика воздействий;
- мероприятия по предупреждению и смягчению воздействий;
- характеристика остаточных воздействий (положительные или отрицательные);
- конкретный уровень положительных или отрицательных воздействий (Высокий, Средний, Низкий).
Остаточные
положительные воздействия, а также отрицательные воздействия Низкого уровня в
дальнейшем не рассматриваются. Для отрицательных воздействий Среднего и
Высокого уровней разрабатывается система дополнительных мероприятий.
В виде таблицы оформляются также
итоги оценки риска намечаемой деятельности. Воздействия Низкого уровня риска в
дальнейшем не рассматриваются. Для воздействий Среднего уровня риска
разрабатывается система дополнительных мероприятий, обеспечивающих достижение
приемлемого риска. Деятельность Высокого риска не может быть реализована.
4 Предлагаемый
методологичесмй подход позволяет скорректировать и компенсировать тяжесть риска
намечаемой деятельности, а государственным органам, рассматривающим Оценку
воздействия, решить - будет ли намечаемая деятелуность допущена к реализации,
или нет.
Таблица 10.0ценка риска намечаемой деятельности на конкретный компонент социальной или экономической с еды
Воздействие |
Характеристика воздействия |
Величина воздействия |
Вероятность воздействия |
У овень иска |
Высокий |
||||
С едний |
||||
Низкий |
||||
Оцениваемый компонент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оцениваемый компонент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
,
Проблемы приемлимого риска и управления рисками являются чрезвычайно острыми. Научное исследование, в котором факты и научный прогноз используются для оценкъ{ потенциального вредного воздействия на окружающую среду различных загрязняющих веществ и влияний, называют оценкой экологического риска, а управление экологическим риском — это процесс принятия решений, в котором учитывается оценка экологического риска. а также технологические и экономические возможности его предупреждения.
Конечной целью оценки риска
определение количественных показателя риска. соответствующих
различным сценариям развития неблагоприятных событий и стратегий защиты от них.
Целью управления риском является определение мероприятий, позволяющих сократить
уровень риска до «приемливой велечины» и контролирование последствий их выполнения
или внедрения.
В свою очередь оценка риска состоит из этапов: инентификация рисков оценка вероятностей неблагоприятных событий — определение структуры возможного ущерба определение ущерба — оценка меры риска. Управление риском состоит из следующих этапов: оценка эффективности методов и мер воздействия на риск — принятие решения о внедрении в практику управления риском конкретного набора мер — контроль результатов внедрения мер по защите от риска.
Из указанных требований следует, что методика ОВОС нуждается во множестве корректировках. Экологическое законодательство Республики Беларусь и Республики Кыргызстан содержат обязательное и рекомендуемые документы процедуры ОВОС, и многие процедуры имеют рекомендательный характер. В РФ субъекты самостояте,льно утверждают процедуры ОВОС, или под определенный вид намечаемой хозяйственной деятельности.
В нашей стране по указанию Президента проводится работа по принятию нового экологического кодекса, ориентированного стандартам Евросоюза
Опираясь на прошлые
реформы и улучшения процедуры ОВОС, в проекте Кодекса будет заложена совершенно
новая комплексная схема ОВОС, основанная на требованиях Конвенции Эспо,
Орхусской Конвенции и современных подходах к ОВОС, применяемых в законодательстве
развитых стран. В частности, помимо прочего, будут предусмотрены:
а) четкое закрепление ОВОС в качестве комплексной процедуры (а не документа), которая инициируется заказчиком на самом раннем этапе планирования намечаемой деятельности, проводится в тесном взаимодействии с государственными органами и общественностью и завершается принятием на основе ее результатов соответствующим уполномоченным государственным органом решения о разрешении намечаемой деятельности (в том числе с учетом санитарно-эпидемиологических требований, если применимо);
б) обязательное применение новой схемы ОВОС к наиболее крупным, экологически опасным предприятиям (по перечню, который будет определен в проекте Кодекса, с учетом опыта стран ОЭСР и ЕС; при этом предполагается, что виды деятельности У, Ш и частично П категории будут освобождены от обязательного проведения такой полномасштабной ОВОС (по П категории, возможно, частично будет применяться процедура «скриннинга»);
в) упрощение процедур ОВОС для определенных средних проектов (по перечню. который будет определен в проекте Кодекса, с учетом опыта стран ОЭСР и ЕС) на базе предварительной оценки в индивидуальном порядке, так называемого «скрининга»;
г) упразднение обязательного требования ОВОС для проектов, не входящих в перечни, упомянутые в пунктах б) и в) выше;
д)оптимизация
процедур ОВОС, экологической экспертизы и, где возможно, выдачи разрешений
(например, комплексных экологических разрешений);
е) обязательность использования механизма «определения сферы охвата» отчета ОВОС (процедура «scoping»);
ж) усовершенствование требований к отчету ОВОС в соответствии с рекомендациями экспертов ОЭСР, опытом ее стран-участниц и положениями международных конвенций;
з) определение компетенции уполномоченных государственных органов в части: организации процедуры ОВОС за счет заказчика; обеспечения участия общественности;
ИБАРШЫСЫ 2018
проверки результатов ОВОС на соответствие требованиям экологического законодательства, учета заказчиком полученых комментариев и замечаний либо обоснованности их непринятия;
7 участия в разработке природоохранных условий реализации проекта (деятельности); обоснования (мотивирования) принимаемых решений и т.д.;
и) усовершенствование требований в целях обеспечения
участия общественности в процедурах ОВОС в соответствии с рекомендациями
экспертов ОЭСР, опытом ее странучастниц и положениями международных конвенций;
к) определение требований к экспертам, привлекаемым для
проведения ОВОС, обеспечивающих необходимый уровень из квалификации, опыта и
профессионализма, усиление их ответственности;
л) введение более четких норм, определяющих трансграничную процедуру ОВОС;
м) для крупнейших затрязнителей
возможность (и обязательность, в определенных синациях)
послепроектного мониторинга, обеспечение прозрачности производственного
экологического
контроля;
н) открытый доступ и цифровизация
документации (электронный документооборот, электронный реестр
ОВОС/решений, обеспечение открытого доступа для любых
заинтересованных лиц).
Конкретные подходы новой системы ОВОС
и критерии определения субъектов, подпадающих под такую процедуру, будут
обсуждены и зафиксированы при разработке проекта Экологического кодекса с
учетом положений Конвеции Эспо, Орхусской конвенции и на примере законов об
экологической оценке стран ОЭСР
Стратегическая экологическая оценка (далее — «СЭО»)
В настоящее время Республика
Казахстан, являясь стороной Конвенции Эспо, рассматривает возможность
гармонизации законодательства с принципами Протокола по СЭС) ЕЭК ООН к
Конвенции Эспо (далее «Протокол по 00») в целях создания современной
национальной системы СЭО и последующего присоединения к нему. Поэтому в проекте
Кодекса предполагается заложить нормы, необходимые для выполнения требований
Протокола по СЭС).
Протокол по 00
определяет СЭО как «оценку вероятных экологических последствий, в том числе
связанных со здоровьем населения, которая включает в себя определение сферы
охвата экологического отчета и его подготовку, обеспечение участия
общественности и проведение
консультаций, а также учет в плане или
программ положений экологического отчета и результатов консультаций с
общественностью».
СЭС) включается в процесс принятия
решения на значительно более раннем этапе, чем ОВОС конкретного проекта, с тем
чтобы предотвратить последствия неудачного планирования, которые могут быть
необратимыми и порой дорогостоящими. Иными словами, СЭС) применяется уже на
этапе планирования и разработки утверждаемых государством документов, которые
только закладывают основы будущих проектов, подлежащих ОВОС Например, СЭС)
может содействовать формирования более устойчивой транспортной политики, в то
время как ОВОС просто ослабит воздействие на окружающую среду, вызванное
строительством конкретной дороги.
СЭС) должна начинаться одновременно с
процессом разработки какого-либо государственного планового или программного
документа (или вскоре после его начала). Такой подход позволяет интегрировать
выводы СЭО в такие планы или программы уже в процессе их разработки,
обеспечивая таким образом адекватный учет результатов СЭО при принятии
стратегического документа или даже до его принятия.
СЭО рекомендована для государственных
планов и программ в следующих отраслях: сельское хозяйство, лесоводство,
рыболовство, энергетика, промышленность (включая горнодобывающую), транспорт,
региональное развитие, управление отходами, водное хозяйство, телекоммуникации,
туризм, городское и сельское планирование, землепользование.
Министерство энергетики РК при
поддержке и в сотрудничестве с ЕЭК ООН, Представительством ЕС в Казахстане,
Офисом программ ОБСЕ в Астане и Представительством ПРООН в Казахстане реализует
пилотный проект по применению процедуры СЭО в отношении «КОН№ПЦИИ развития
топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 года».
ИЗ
Данный проект предусматривает практическую апробацию этого современного инструмента в 3,4. целях экологической оптимизации Концепции развития ТЭК как часть мероприятий, направленных на продвижение принципов «зелёной» экономики в топливно-энергетическом комплексе страны. Планируемый срок завершения проекта — октябрь 2018 г., поэтому все уроки, извлеченные при реализации данного проекта, будут учтены при разработке проекта Кодекса.
ЛИТЕРАТУРА:
1. «Инструкции по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации в Республике Казахстан».
2. «Методических указаний по проведению оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду».
З. Стандарты СТ РК 1.56-2005 и СТ РК ИСО 17776-2004
4. Проект концепции нового экологического кодекса РК от 13 августа 2018 года
(http://kz.energo.gov.kz)
аож 504.75
Бутобаева АА. ! , б.г.к., доцент Канагатов Ж.)К. 1 , Каримова Ш.С.!
1. Жансуйров атындагы )keTicy мемлекетгй< YHPiBepclneTi , Талдыкоркан к.
E-mail: Aigerim_botabaeva@mail.ru
Бул макатаДа ТалДыкорган 1$ШШСЫНДаГЫ «ТсиДыкорганжылуортсиыгы» ГГКП, «Кайнар АКБ» ЖШС, «СП Ерка» ЖШС, «Миас» ЖШС, «Интеграл» ЖШС, «Темфбетон» ЖШС, «ЭнергоРэм» ЖШС, «ТК Метакон» жшс «Баскуат» ТКТС су жылыту 1у-азанДыктары, «>kemicy-cy /у-убыры»ЖШС ipi касторынДарыныц нысанДарынан алынган ауа сынамаларыныц салыстырмалы корытынДысы жургМлген. СОНЫМи катар, кала аймагынДагы атмосфералык ауа бассейнй{ ластаушы кэсйгорын - «ЖетЈсу — су кубыры» МККК. «)kernicy-cy кубыры» ь;алальщ коммуналДы1$ кэсьюрныныц сыртка шыгарылатын жэне атмосферам; ауаны ластауы туралы жэне де атмосфераны ластауДы зерттеу барысынДа мынаДай компаненттер карастырылаДы: шац, кукфт Дитотыгы, кемфтек тотыгы, азот Дитотыгы, фенол, формальДегиД жане сульфаттар.
Юлт сездер: «ТалДыкорганжылуорталыгы» ГГКП, «Кайнар АКБ» ЖШС, «СП Ерка» ЖШС, «Мирас» ЖШС, «Интеграл» ЖШС, «Темфбетон» жШс, «ЭнергоРэм» ЖШС, «ТК Метакон» жшс.
В Данной
статье проведены сравнительные результаты проб воздуха, отобранных на объектах
ГКП «ТалДыкоргантеплоцентр», ТОО «Кайнар АКБ», ТОО «СП Ерка», ТОО «Миас», ТОО
«Интеграл», ТОО «Темирбетон», ТО «ЭнергоРэм», ТОО «ТК Метакон» ТКТС №2
«Баскуат», крупных преДприятий ТОО «Жетысу-су
Талдыкорган. Кроме
того, преДприятие по загрязнению бассейна атмосферного возДуха на территории
города - ГККП «Жетысу — Водоканал». При изучении загрязнения атмосферного
возДуха и загрязнения атмосферного зозДуха гороДского коммунального преДприятия
кубыры”
рассматриваются следующие компоненты: пыль, Диток серы, окись углерода, Диток
азота, фенол, формальДегиД и сульфаты растворения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.