Определение имени существительного

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

. Блиц-опрос. – Закончите предложения: – Большие группы слов в русском языке называются … (частями речи). – Чтобы определить часть речи, надо … (задать вопрос). – Слова, к которым можно задать вопросы, называются … (знаменательными). – Служебные части речи – это части речи, к которым … (нельзя задать вопрос). – Особое место среди частей речи занимают … (междометия).
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur68_+.doc
Русский язык ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Урок 68 (62). Тема: Определение имени существительного Цель:   – развитие умений определять признаки существительного как части речи, находить имена существительные в тексте. П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3  4   Проверка домашнего задания. 1. Блиц­опрос. – Закончите предложения: – Большие группы слов в русском языке называются … (частями речи). – Чтобы определить часть речи, надо … (задать вопрос). –  Слова,   к   которым   можно   задать   вопросы,   называются   … (знаменательными). – Служебные части речи – это части речи, к которым … (нельзя задать Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. © ООО «Баласс», 2013 1вопрос). – Особое место среди частей речи занимают … (междометия). 2. Проверка  упр. 210. – Назовите группы слов, которые вы выписали из домашнего упр. 210. –  Были   ли   среди   них   предлоги?   А   какие   служебные   части   речи встретились? – В каком предложении выражена главная мысль текста? (Во втором.) – Как называются слова соединить и разъединить? Ответьте на последний вопрос в упражнении.  1  3  3  – Мы начинаем изучать часть речи, которая называет предметы и лица. Эти слова чаще других употребляются нами в речи. Без них немыслимо общение. –  Что это за часть речи? Правильно, имя существительное. Запишите тему   в   тетрадях.   Сформулируйте   цель   урока.   (Научиться   находить имена существительные в предложении и тексте). А для этого нам нужно изучить признаки, которые отличают имена существительные от других частей речи. План. Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) 4   5 1. Наблюдение за именами существительными. 1) – Что такое имя существительное? а)   –   Как   вы   думаете,   почему   слова­предметы   называются   именами II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  IIΙ . Открытие  новых знаний. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2013 2существительными?   Прочитайте,   как   это   объясняет   учёный­лингвист Лев Успенский (упр. 211). – На основе информации, полученной из текста, попробуйте ответить на вопрос: почему существительные получили своё название? Используйте при ответе слова, фразы из текста. (Существительные – это слова,   которые   обозначают   всё   то,   что   можно   увидеть,   услышать, потрогать, т.е. всё существующее). – Рассмотрите рисунок после упр. 211. Что вы на нём видите? – Какое представление о существительном у Афанасия? б) Упр. 212 – развивается умение вычленять главную информацию из учебно­научного   текста   о   признаках   существительного   как   части речи. – Сколько в тексте частей? Как определили? (Два абзаца. Две части.) – Какая главная мысль передана в 1­м абзаце? – О чём говорится во 2­м? в) Обобщающая беседа. На   основе   вопросов   после   упр.   212   ученики   рассказывают,   что   они узнали об имени существительном. 2) Роль имён существительных в речи. Упр. 213 – развитие умения находить существительные в тексте и определять их роль в нём. – Что такое пролог? (Вступление к сказке.) – Назовите имена существительные. Как вы их нашли в тексте? – Перечислите, что они называют. (Предметы, вещи, людей.) – Как вы думаете, почему имён существительных так много в прологе? (Автор сказки знакомит нас с героями, рассказывает, где они жили, чем © ООО «Баласс», 2013 3VΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  занимались.) 2. Работа с определением (с. 10). – Прочитайте текст определения в цветной рамке. Сколько в нём частей? –  Почему здесь две части? (Сначала общее, а потом особенность этой части речи: что обозначает, на какие вопросы отвечает.) – Что выделено жирным шрифтом? (Это примеры.) – Что в языке относят к предметам? Ответ на этот вопрос можно найти в серой рамке после определения существительного как части речи. 1  3  5  3  4  Работа в учебнике. Упр. 214 – развивается умение распределять имена существительные по тематическим группам. Выполняется под руководством учителя в следующей последовательности: 1)   Постановка   вопроса   к   слову,   определение   части   речи   с проговариванием: «Совесть. Слово отвечает на вопрос что?, обозначает предмет – значит, это имя существительное». 2) Определение общего значения слова. Запись слов по тематическим группам. 3) Обозначение орфограмм в словах, особое внимание – словам с непроверяемыми написаниями. Обратить внимание на словарные слова внизу на строчках (с. 9, 10, 11). 4) Устное составление предложений со словами, написание которых надо Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. © ООО «Баласс», 2013 43. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности. запомнить: совесть, рюкзак, пшеница, предмет, природа. Орфографическое проговаривание предложений. 5) Повторение изученного: разбор слов по составу: по–друж–к–а, добр– от–а, гроз–а. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) V. Итог урока. 4  4 – Что нового вы узнали об именах существительных? – Проверьте себя, выполнив задание № 1, тема 7 в рабочей тетради. – Какой вариант вы выбрали? (4.) Свой выбор объясните. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? © ООО «Баласс», 2013 5VI. Домашнее  задание. 1) Упр. 1, с. 19. 2)   Выучить   определение   имени   существительного,   уметь   приводить примеры. Деятельность учеников:  Определять грамматические признаки имён существительных.  Определять начальную форму имени существительного.  Наблюдать за использованием имён существительных в речи. © ООО «Баласс», 2013 6