Тема : «Определенно – личные предложения»
Цели урока : 1)научиться находить в текстах односоставные предложения ; выработка навыков по выявлению определенно- личных предложений; использовать определенно- личные предложения в разных стилях; 2)развитие самостоятельного независимого мышления; 3)способствовать воспитанию гражданственности.
Оборудование урока : таблицы, проектор, индивидуальные карточки с заданиями, учебник, доска, мел.
Тип урока : традиционный ( с использованием ИКТ).
Методы : лекция, беседа, индивидуальная работа, самопроверка.
Технологическая карта урока:
I. ОРГ.МОМЕНТ (3 мин.)
II. ОПРОС Д/З ( 7 мин.)
III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ( 20 мин.)
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ( 10 мин.)
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ( 3 мин.)
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( 2 мин.)
Ход урока:
I. ОРГМОМЕНТ. Приветствие, проверка посещаемости , объявление целей и задач урока.
( слайд № 1 : записаны цели и задачи урока)
II. ОПРОС Д/З. Фронтальный опрос по прошлой теме :
1) Какие предложения называют односоставными? (те, в которых нет либо подлежащего, либо сказуемого )
2) В чем отличие односоставных предложений от неполных? ( в неполных предложениях сообщается о действиях, которые производит определенный субъект. Пропущенное подлежащее в данном случае легко восстанавливается из предшествующего предложения)
Затем проводится проверка домашнего задания самими учащимися. Слайд № 2 : Упражнение 111: Односоставные- 1, 2, 4, 7 предложения. Остальные – двусоставные.
Обмен тетрадей, ребята оценивают друг друга.
III.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1) Объяснение учителем новой темы.
Слайд № 3 : Определенно- личные – односоставные предложения, в которых сказуемое выражено глаголом в форме 1 или 2 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а так же в форме повелительного наклонения, например: 1. Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом, в изголовье поставьте упавшую с неба звезду. 2. Буду ждать тебя и в дождь, и в снег.
2) Попробуйте теперь среди указанных предложений найти определенно- личные. Слайд № 4 :
1. Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии.
2. Выхожу из рубки на крыло мостика.
3. Ветер, дождь сразу стали громкими.
4. Меня просто сдувало с палубы.
5. Я поднес к глазам бинокль.
6. На далеком маяке зажгли предупредительный сигнал.
3) Несколько учеников получают карточки с заданиями, которые надо выполнить быстро и правильно. Выписать глаголы – сказуемые, определить их формы:
Карточка №1: Люблю тебя, Петра творенье! Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит. (А.С.Пушкин.)
Карточка №2: Налево пойдешь- коня потеряешь, направо пойдешь – жизнь потеряешь, прямо пойдешь- жив будешь, да себя позабудешь.
Карточка №3: Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье. (А.С.Пушкин.)
Карточка №4 : Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
нетерпеливого коня.
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня. (А.С.Пушкин)
4) Все выполняют упражнение 112, затем 113.
5) Историческая справка: Впервые обратил внимание на специфику предложений с местоименным подлежащим еще М.В.Ломоносов в «Российской грамматике» . Он пишет: «Глагол личный, окончательного наклонения имеет падеж именительный явный или потаенный того же числа и лица.»
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Слайд №5 : Укажите определенно- личные предложения.
1. Пойду по широкому полю.
2. В журнале пишут много интересного.
3. Всегда старайтесь выполнить работу в срок.
4. По дороге я встретил много знакомых.
5. Слышишь эти непонятные звуки?
6. Можно взять эти советы за правило.
7. Когда вы приедете в наш город?
Упражнение 114. Выполнить самостоятельно, объяснить свой выбор.
IV. ИТОГИ УРОКА.
Сделаем вывод – Слайд № 6 : В определенно- личных предложениях нет подлежащего. Сказуемое выражено глаголом в форме 1 или 2 лица.
Выставляются оценки ученикам.
Слайд № 7 : Всем большое спасибо за внимание!!!
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Выучить правило и выполнить упражнение 115 на странице 59. Если остается время, объясняется порядок выполнения дом.зад.
Разработка урока русского языка в 8 классе (с русским языком языком обучения)
Тема: «ОПРЕДЕЛЕННО – ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Подготовила : Свешникова О.Н.
учитель русского языка и литературы школы №5 пос.Алмазар Чиназского района.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.