Образовательные. Подвести учащихся к пониманию целей, причин, последствий опричнины. Научить учащихся давать определения понятиям и терминам.
Развивающие: Научить детей работать с датами , терминами, понятиями и документами. Развить познавательный интерес учащихся; выделять главное; высказывать собственное мнение и защищать ее; уметь выбирать нужную информацию из предложенного материала.
Воспитательные: Способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма и любви к своему Отечеству. Ориентация учащихся на моральную оценку опричнины Ивана Грозного.
Методы обучения: Эвристическая беседа, объяснительно – иллюстративный метод, проблемно – поисковый.
Опричнина Ивана Грозного.docx
Открытый урок по истории России в 7 классе.
Тема: Опричнина Ивана Грозного.
Цели урока: Раскрыть сущность опричнины, ее цели,
методы проведения и последствия для страны.
Тип урока : комбинированный.
Задачи:
Образовательные. Подвести учащихся к пониманию
целей, причин, последствий опричнины. Научить учащихся
давать определения понятиям и терминам.
Развивающие: Научить детей работать с датами ,
терминами, понятиями и документами. Развить
познавательный интерес учащихся; выделять главное;
высказывать собственное мнение и защищать ее; уметь
выбирать нужную информацию из предложенного
материала.
Воспитательные: Способствовать формированию у
учащихся чувства патриотизма и любви к своему Отечеству.
Ориентация учащихся на моральную оценку опричнины
Ивана Грозного.
Методы обучения: Эвристическая беседа, объяснительно –
иллюстративный метод, проблемно – поисковый.
Оборудование урока: Компьютер, проектор, экран,
презентация, индивидуальные карточки, раздаточный
материал, тестовые задания.
Новые понятия и термины: опричь, земщина, опричник,
самодержавие, террор.
Ход урока.
Организационный момент:
- Приветствие
- Подготовка доски
- Повесить карту « Россия в XVIв»
- Организация внимания учащихся.
- Объяснение цели и задач урока.
Актуализация знаний учащихся:
Два ученика работают у доски с карточками и выполняют
индивидуальные задания.
1 карточка:( работа с датами).
- 1533-1584г
- 1547г
- 1558-1583г
- 1552,
- 1556г - 1581-1584г
2 карточка:
Перечислить реформы Избранной рады:
-- Созыв Земского собора
-- Стоглав
-- Судебник
-- Стрелецкое войско
-- Уложение о службе
-- Создание приказов.
Один ученик вызывается к доске и показывает по карте
территории присоединенные к России и утерянные после
Ливонской войны при Иване Грозном.
-- Казанское , Астраханское, Сибирское ханства,
кабардинские и адыгские земли.
-- Территории возле Финского залива.
Фронтальный опрос:
XVIвека?
1. Кого называли удельными князьями?
2. Что такое местничество?
3. Система кормлений
4. Заповедные и урочные лета
5. На какие группы делилось крестьянство в середине
6. Кто в XVI веке относился к тягловым и служилым людям?
7. Кого причисляли к посадским людями гостям?
8. Назовите причины начала Ливонской войны.
индивидуальных заданий выставляются оценки.
осуществляет переход к новой теме «Опричнина Ивана I V
Грозного».
слайдов.
ли к отрицательным последствиям привела опричнина
Ивана Грозного?»
Объяснение нового материала сопровождается показом
Перед учащимися выдвигается проблемный вопрос «Только
По результатам фронтального опроса и выполненных
Учитель подводит итог актуализации знаний учащихся и
тетрадях.
Слайд №1. Годы опричнины (1565—1572г).Пишут в
Слайд №2. Причины и цели принятия опричнины:
--Установление самодержавной власти Ивана Грозного
-- Ликвидация самостоятельности боярства
-- Убрать все преграды для ведения Ливонской войны.
--- Положить конец новгородскому самоуправлению. Слайд №3. Декабрь1564 года. Иван I V уезжает в
Александрову слободу вместе со своим двором и пишет
две грамоты обращенные к боярам и посадским людям.
Слайд №4. Отправка делегации к царю с просьбой
вернуться в Москву. Условия возвращения потребованные
Иваном Грозным:
земщину. Учащиеся записывают в тетрадях новые понятия:
-- Предоставить ему право казнить всех «изменников»
-- Разделить страну на две части : опричь и земщину.
Слайд №5. Показ территорий входивших в опричь и
--земщина
--опричь
Слайд №6.Опричники и их символы. Опричное войско и их
походы против неугодних им людей и городов. Опричники
своим видом наводили ужас на людей, устроили
настоящий террор в стране.
Московское государство.
Слайд №7. Влияние опричнины и Ливонской войны на
Слайд №8. Поход Крымского хана Девлет – Гирея на Москву
и ее сожжение. Поражение опричного войска. Ликвидация
опричнины и расправа Ивана Грозного над главными
опричниками.(Малюта Скуратов и Федор Басманов).
Слайд №9. Последствия опричнины для России.
При ответе на проблемный вопрос учащиеся заполняют
таблицу:
Опричнина (1565—1572)
Отрицательные последствия
Положительные последствия(если
они были)
Слайд №10.
-- Разорение хозяйства
--- Террор и гибель людей
-- Ликвидация удельных княжеств
-- Ослабление обороноспособности страны
--- Укрепление власти царя.
Работа с документом из «Курса русской истории»
Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее
В.О.Ключевского.
подействовал на воображение и нервы своих
современников, чем на современный ему государственный
порядок. Жизнь Московского государства и без Ивана
устроилась бы так же, как она строилась до него и после
него, но без него это устроение пошло бы легче и ровнее,
чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех
потрясений, какие им подготовлены. Важнее
отрицательное значение этого царствования.
деятельность Ивана Грозного?
выводы.
Учащимся предлагается ответить как автор оценивает
Объективен ли в своих оценках автор? Объясните свои
Закрепление темы.
Тесты.
1.Годы опричнины?
А)1533-1539; Б)1558—1583; В)1565—1572.
2. Кто составлял войско опричников?
А) Выходцы из дворян
Б) Дети князей и бояр
В)Иностранные наемники
3.Символы опричнины:
А) собачья голова
Б) Черный плащ
В) Метла
4.Кто из князей писал письма к Ивану Грозному с призывом
.А).Курбский
Б) В.Старицкий
В)Адашев
Г) Сильвестр
5.На какие две территории разделил Иван Грозный страну?
А)Иосифлян и стяжателей
Б) Опричнину и земщину
В)Никониан и старообрядцев.
После выполнения задания ученики подписывают и сдают
таблицу и тесты.
Дом. Задание: П 10.,задание №4 из раздела «Думаем,
сравниваем, разм
прекратить террор?
Опричнина Ивана Грозного
Опричнина Ивана Грозного
Опричнина Ивана Грозного
Опричнина Ивана Грозного
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.