Опричнина Ивана Грозного

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.05.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Образовательные. Подвести учащихся к пониманию целей, причин, последствий опричнины. Научить учащихся давать определения понятиям и терминам. Развивающие: Научить детей работать с датами , терминами, понятиями и документами. Развить познавательный интерес учащихся; выделять главное; высказывать собственное мнение и защищать ее; уметь выбирать нужную информацию из предложенного материала. Воспитательные: Способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма и любви к своему Отечеству. Ориентация учащихся на моральную оценку опричнины Ивана Грозного. Методы обучения: Эвристическая беседа, объяснительно – иллюстративный метод, проблемно – поисковый.
Иконка файла материала Опричнина Ивана Грозного.docx
Открытый урок по истории России в 7 классе. Тема: Опричнина Ивана Грозного. Цели урока: Раскрыть сущность опричнины, ее цели, методы проведения и последствия для страны. Тип урока : комбинированный. Задачи: Образовательные. Подвести учащихся к пониманию целей, причин, последствий опричнины. Научить учащихся давать определения понятиям и терминам. Развивающие: Научить детей работать с датами , терминами, понятиями и документами. Развить познавательный интерес учащихся; выделять главное; высказывать собственное мнение и защищать ее; уметь выбирать нужную информацию из предложенного материала. Воспитательные: Способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма и любви к своему Отечеству. Ориентация учащихся на моральную оценку опричнины Ивана Грозного. Методы обучения: Эвристическая беседа, объяснительно – иллюстративный метод, проблемно – поисковый. Оборудование урока: Компьютер, проектор, экран, презентация, индивидуальные карточки, раздаточный материал, тестовые задания. Новые понятия и термины: опричь, земщина, опричник, самодержавие, террор. Ход урока. Организационный момент: - Приветствие - Подготовка доски - Повесить карту « Россия в XVIв» - Организация внимания учащихся. - Объяснение цели и задач урока. Актуализация знаний учащихся: Два ученика работают у доски с карточками и выполняют индивидуальные задания. 1 карточка:( работа с датами). - 1533-1584г - 1547г - 1558-1583г - 1552, - 1556г- 1581-1584г 2 карточка: Перечислить реформы Избранной рады: -- Созыв Земского собора -- Стоглав -- Судебник -- Стрелецкое войско -- Уложение о службе -- Создание приказов. Один ученик вызывается к доске и показывает по карте территории присоединенные к России и утерянные после Ливонской войны при Иване Грозном. -- Казанское , Астраханское, Сибирское ханства, кабардинские и адыгские земли. -- Территории возле Финского залива. Фронтальный опрос: XVIвека? 1. Кого называли удельными князьями? 2. Что такое местничество? 3. Система кормлений 4. Заповедные и урочные лета 5. На какие группы делилось крестьянство в середине 6. Кто в XVI веке относился к тягловым и служилым людям? 7. Кого причисляли к посадским людями гостям? 8. Назовите причины начала Ливонской войны. индивидуальных заданий выставляются оценки. осуществляет переход к новой теме «Опричнина Ивана I V Грозного». слайдов. ли к отрицательным последствиям привела опричнина Ивана Грозного?» Объяснение нового материала сопровождается показом Перед учащимися выдвигается проблемный вопрос «Только По результатам фронтального опроса и выполненных Учитель подводит итог актуализации знаний учащихся и тетрадях. Слайд №1. Годы опричнины (1565—1572г).Пишут в Слайд №2. Причины и цели принятия опричнины: --Установление самодержавной власти Ивана Грозного -- Ликвидация самостоятельности боярства -- Убрать все преграды для ведения Ливонской войны. --- Положить конец новгородскому самоуправлению.Слайд №3. Декабрь1564 года. Иван I V уезжает в Александрову слободу вместе со своим двором и пишет две грамоты обращенные к боярам и посадским людям. Слайд №4. Отправка делегации к царю с просьбой вернуться в Москву. Условия возвращения потребованные Иваном Грозным: земщину. Учащиеся записывают в тетрадях новые понятия: -- Предоставить ему право казнить всех «изменников» -- Разделить страну на две части : опричь и земщину. Слайд №5. Показ территорий входивших в опричь и --земщина --опричь Слайд №6.Опричники и их символы. Опричное войско и их походы против неугодних им людей и городов. Опричники своим видом наводили ужас на людей, устроили настоящий террор в стране. Московское государство. Слайд №7. Влияние опричнины и Ливонской войны на Слайд №8. Поход Крымского хана Девлет – Гирея на Москву и ее сожжение. Поражение опричного войска. Ликвидация опричнины и расправа Ивана Грозного над главными опричниками.(Малюта Скуратов и Федор Басманов). Слайд №9. Последствия опричнины для России. При ответе на проблемный вопрос учащиеся заполняют таблицу: Опричнина (1565—1572) Отрицательные последствия Положительные последствия(если они были) Слайд №10. -- Разорение хозяйства --- Террор и гибель людей -- Ликвидация удельных княжеств -- Ослабление обороноспособности страны --- Укрепление власти царя. Работа с документом из «Курса русской истории» Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее В.О.Ключевского. подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок. Жизнь Московского государства и без Ивана устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него это устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшиеполитические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие им подготовлены. Важнее отрицательное значение этого царствования. деятельность Ивана Грозного? выводы. Учащимся предлагается ответить как автор оценивает Объективен ли в своих оценках автор? Объясните свои Закрепление темы. Тесты. 1.Годы опричнины? А)1533-1539; Б)1558—1583; В)1565—1572. 2. Кто составлял войско опричников? А) Выходцы из дворян Б) Дети князей и бояр В)Иностранные наемники 3.Символы опричнины: А) собачья голова Б) Черный плащ В) Метла 4.Кто из князей писал письма к Ивану Грозному с призывом .А).Курбский Б) В.Старицкий В)Адашев Г) Сильвестр 5.На какие две территории разделил Иван Грозный страну? А)Иосифлян и стяжателей Б) Опричнину и земщину В)Никониан и старообрядцев. После выполнения задания ученики подписывают и сдают таблицу и тесты. Дом. Задание: П 10.,задание №4 из раздела «Думаем, сравниваем, разм прекратить террор?