Разработка урока по истории России 6 класс
Урок 21: Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
Цель урока: раскрыть значение Куликовской битвы.
Задачи:
1. Показать роль московских князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей, определить значение Куликовской битвы.
2. Развивать умение выделять главное, продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины, уважения к ее борьбе за независимость.
Оборудование урока: учебник §6, компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотива-ционно-целевой |
На прошлом уроке изучили тему «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества». Каковы были причины и предпосылки объединения русских земель?
Охарактеризуйте политическую систему Руси.
Далее учитель предлагает установить соответствие между именами московских князей и их деятельностью. Каковы причины возвышения Москвы?
Изучение темы начинается с работой над эпиграфом урока (слайд 3). Сформулируйте тему сегодняшнего занятия. Какое значение имела Куликовская битва. К концу урока мы попытаемся ответить на этот вопрос (слайд 4). |
- Необходимость свержения ордынского владычества (причина). Предпосылки: хозяйственное возрождение Северо-Восточной Руси, восстановление торговых связей между княжествами, сохранение единства церковных организаций, единая вера, язык, культурные традиции. - На вершине политической пирамиды стоял великий князь, назначенный Ордой. Им мог стать представитель владимиро-суздальской династии. Титул давал преимущества. Княжества, носившие титул «великие» – Московское, Тверское, Суздальско-Нижегородское и Рязанское. В каждом княжестве существовали удельные княжества. Взаимоотношения между князьями регулировались особыми договорами. - Работают на интерактивной доске (слайд 1). А после осуществляется проверка (слайд 2). - 1.Географическое положение Москвы. 2.Наличие естественных рубежей (лесов и рек), защищавших Московское княжество от вторжений и разорения. 3.Приток населения в северные районы. 4.Торговые связи. Через Московское княжество проходит важнейший торговый путь, есть выход к Волге через Оку и Москву-реку. 5.Политика московских князей направлена на усиление Москвы и объединение русских земель. - Высказывают предложения. Нажав на экран, появляется тема.
|
Ориенти-ровочный |
Что мы узнаем на уроке?
Я вам предлагаю поработать следующим образом: для начала вы послушаете лекцию, заполните таблицу, посмотрите видеофрагмент. |
- Как Москва боролась за политическое первенство, какого было положение на Руси и в Орде накануне решающего сражения. Причины, ход, итоги, значение битвы на поле Куликовом. |
Поисково-исследо-вательский |
Первый пункт параграфа: «Борьба Москвы за политическое первенство» освещает учитель. Перед рассказом ставит проблемное задание – почему расширилось политическое влияние московского князя. В 1359 году на московском престоле оказался Дмитрий Иванович (1359-1389 гг.). Ему тогда было 9 лет. Хотели ли другие князья подчиняться 9-летнему Дмитрию? Этим воспользовался суздальско-нижегородский князь, который получил ярлык на великое княжение владимирское. Но московские бояре, опираясь на поддержку митрополита Алексея, добились в 1362 г. ярлыка для Дмитрия. Почему бояре заинтересованы в этом? Основным противником Москвы в борьбе за великое княжение стал тверской князь Михаил Александрович. Он заключил союз с литовским великим князем Ольгердом. Почему литовский князь поддержал Михаила? Он трижды осуществил походы на Московское княжество. Но взять Москву так и не смог. Как вы думаете почему, посмотрите на рисунок (кликнув по экрану, появляется изображение). Однако Михаилу удалось с помощью богатых даров склонить на свою сторону Орду. В 1371 г. он получил ярлык на великое княжение. Но жители Владимира не пустили тверского князя. Почему? Дмитрий же не подчинился ханской воле. И хан вынужден был оставить ярлык у Дмитрия. После этих событий Дмитрий собрал войска всех русских княжеств и осадил Тверь. Михаил вынужден был признать свое поражение и объявить себя «младшим братом». Что это означало? Оба князя договорились в случае войны с Ордой действовать вместе. Кроме того, 1374 году Дмитрий отказался выплачивать Орде дань. Какое значение имело для Москвы невыплата дани Орде?
Итак, почему расширилось политическое влияние московского князя? |
- Внимательно слушают, записывают доказательства, свидетельствующие о расширении политического влияния князя.
- Записывают годы правления Дмитрия Ивановича (слайд 5). - Нет. Князь, который не хотел подчиниться, идет в Орду за ярлыком на великое княжение.
- Бояре заинтересованы, т.к. обогащались, участвуя в сборе дани, и доставались вотчины не только в Московском княжестве, но и на землях великого княжения.
- Заинтересован в присоединении к Литве Смоленска, Можайска и др. русских городов.
- 1367 г. город был обнесен каменным кремлем с башнями.
- Привыкли видеть московских князей
- Михаил не мог замышлять что-либо против великого князя, вести самостоятельные военные действия
- Деньги оставались внутри княжества, что способствует развитию этих земель. - Поддержка московского князя митрополитом Алексеем и боярами, договор князей, отказ платить дань Орде. |
Практи-ческий |
Используя учебник на стр. 158-159. заполните таблицу (слайд 6). Какой вывод можно сделать о положении в Орде и на Руси? Каковы цели Мамая и Дмитрия Ивановича?
Какое событие поставило под сомнение власть Орды над Русью? Битва на Куликовом поле. Союзники Мамая – литовский князь Ягайло и рязанский князь Олег. Стараясь не допустить соединение рязанских и литовских полков с ордынским войском, Дмитрий ускорил свое продвижение к Дону, навстречу Мамаю. Было решено переправиться через Дон. (В ходе рассказа учитель использует карту на слайде 8-9). Почему Дмитрий выбрал местом для сражения Куликово поле?
Далее смотрят видеофрагмент (слайд 10 – нажать на изображение) и отвечают на вопросы: Куда, с какой целью, к кому отправился Дмитрий?
Какого значение деятельности Сергия Радонежского?
Кого отпустил Сергий Радонежский с Дмитрием? По преданию бой начался поединком богатырей – ордынского Челубея и русского Пересвета. Разогнав коней, с копьями наперевес всадники, сшиблись в смертельной схватке и оба упали замертво. Слайд 11. Битва началась 8 сентября 1380 г. Дмитрий Иванович решил принять участие в сражении, и переодевшись в одежду простого воина встал во главе войска. Почему он так поступил? Прослушайте небольшой рассказ о ходе этого сражения. (Анимированная карта на слайде 11 – нажать на изображение). Почему Дмитрия прозвали Донским? Как были расположены русские войска? Кто возглавлял засадный полк?
В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского?
В чем вы видите причины победы русского войска в Куликовской битве?
Далее учитель предлагает прочитать пункт параграфа «Набег Тохтамыша» стр.163 и ответить на следующие вопросы: Кто стал новым ханом Золотой Орды? В каком году Тохтамыш вторгся в русские области? К чему прибегнул Тохтамыш при взятии Москвы? Почему Дмитрий Донской не стал ввязываться в войну с Ордой и возобновил выплату дани? И хотя победа на Куликовом поле не привела к полному свержению ордынского владычества, она имела большое значение. Вернемся к проблемному вопросу, какое значение имела Куликовская битва? Московское княжество при Дмитрии Донском еще более укрепило свои позиции. Победа способствовала превращению Москвы в центр освободительного движения русского народа против ордынского владычества. Отныне русские знали, что победить их вполне возможно. И мысль об окончательном свержении ига стала одной из главных идей развивающегося самосознания русских. |
- Заполняют таблицу в тетрадях. После осуществляется проверка на слайде 7.
- Цель Дмитрия Ивановича – отстоять самостоятельность Москвы в открытой схватке с монголо-татарами, защитить Русь от нового нашествия. Цель Мамая – повторить поход Батыя, расчленить Русь, посадить своих наместников, русских князей истребить, доказав тем самым, что он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя и имеет право на ханский титул. - Битва у реки Воже поставила под сомнение власть Орды над Русью.
- Главной ударной силой монголов была конница, которой трудно развернуться на такой местности. В случае поражения войску некуда бы было отступать. - В Троицкий монастырь искал небесной поддержки для победы над врагом. - Церковь всегда стремилась к единству русских земель, видя могущество государства только в единстве, благословил на битву.
- Монахов-богатырей Пересвета и Осляблю.
- Проявил храбрость.
- Так как битва проходила у Дона.
- Впереди сторожей полк, сзади него располагался передовой полк, затем большой полк, на флангах – полки правой и левой руки. Сзади большого полка резерв. В лесу – засадный полк во главе Дмитрий Боброк Волынский и Владимир Серпуховской. - Талант проявился в использовании засадной техники, экономия сил, знание тактики противника и т.д. - Умелые действия князя, его авторитет среди воинов; мужество и храбрость рядовых воинов; объединение русских княжеств; ослабление Орды, усиление Московского княжества; поддержка Русской Православной церкви.
-Тохтамыш.
-В 1382 г.
- К обману.
- Большинство русских князей не поддержало его. Дал возможность собраться с силами.
- Высказывают мнения, записывают в тетрадях значение битвы (слайд 12).
|
Рефлек-сивно-оценоч-ный |
Для закрепления знаний выполним следующее задание (слайд 13).
Какова была наша цель и насколько ее удалось реализовать? Были ли трудности при изучении темы и при выполнении заданий? Что вам удалось лучше всего? Что не получилось и почему? |
- Пример: ? Три самых важных имени: Дмитрий Донской, Пересвет, Серпуховской. ? Три важных события: Битва на реке Воже, движение навстречу противника, битва на Куликовом поле. ? Три главных чувства: гордость, уважение патриотизм. ? Три важных качества: мужество, храбрость, упорство. - Высказывают мнения о проделанной работе. |
Домашняя работа: § 18 учебника, выполнить задания в приложении 9, в рабочих тетрадях § 18 (слайд 14).
Урок 28: Опричнина
Цель урока: сформировать представление о том, что такое опричнина, ее цели, итоги.
Задачи:
1. Показать цели и последствия политики Ивана Грозного.
2. Развивать умение работать с историческим документом, выявлять главное, устанавливать причинно-следственные факты систематизировать факты, делать выводы.
3. Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование урока: учебник §6, компьютер, интерактивная доска, рабочая тетрадь.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотива-ционно-целевой |
На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Внешняя политика Ивана IV». Каковы основные направления внешней политики Ивана IV? В чем значение присоединения к Московскому государству Казанского и Астраханского ханств?
Покажите на карте (слайд 1)как осваивалась Сибирь Ермаком. Выполните задание на странице 2. Назовите даты ливонской войны. Какова была главная причина Ливонской войны? (слайд 2). Каковы были итоги Ливонской войны Прочитайте эпиграф к уроку на слайде 3. Попробуйте объяснить слова летописца. Значит, о чем мы сегодня будем говорить? Нам предстоит ответить на вопрос, что же такое опричнина. |
- Юго-восточное, южное, западное. Восточное. - Укрепило безопасность Русского государства, открыло России пути для прямых торговых и политических связей с восточными странами. В состав Российского государства вошли многое народы. - Показывают на карте.
- 1558-1583 гг. -Потребность выхода страны на побережье Балтийского моря. - Россия теряла все свои приобретения в Ливонии и на востоке Литвы, большую часть Финского залива. Царь учредив опричнину, привел к запустению страны. - Об опричнине (нажав, на страницу появляется тема) |
Ориенти-ровочный |
Что мы узнаем сегодня на уроке? Для этого предлагаю вам поработать с учебником и с документами, посмотреть видео. |
- Что такое опричнина, причины появления, как проводилась, итоги опричнины. Кто входил в число опричников. |
Поисково-исследо-вательский
и
практи-ческий |
Что же такое опричнина? От какого слова оно происходит? Учитель объясняет термин (слайд 4). Какова была задача, созданной Иваном IV, Избранной рады? Но Боярская дума, Избранная рада и Земские соборы ограничивали самодержавную власть царя. Он же стремился к единоличной власти. Это становится одной из причин перехода к опричнине. Определите другие причины поворота к политике опричнины (учебник на стр. 225-226). Далее учитель предлагает посмотреть видеофрагмент (слайд 6 – нажать на изображение), а после ответить на следующие вопросы: Куда отправился Иван IV? Царь отправляет два письма: 1 – боярам и духовенству, 2 – посаду. О чем говорилось в этих письмах? Почему бояре вынуждены были обратиться к царю с просьбой вернуться на престол. При каком условии, Иван IV согласился вернулся в Москву? В каком году царь вел опричнину? На какие части земель разделилось государство? Какие земли вошли в опричнину?
Было создано опричное войско? Как они выглядели? Наиболее известными опричниками были (слайд 8): Малюта Скуратов – думный боярин, свое прозвище получил за свой малый рост. Вел дознания с неслыханной жестокостью. В народе появилась пословица «Не так страшен царь, как его Малюта». Главным вдохновителем опричнины являлся Алексей Басманов. Басманов запятнал себя низложением митрополита Филиппа, выгнав его из собора метлой. Князь Афанасий Вяземский был одним из любимцев царя. Государь только из его рук принимал лекарства, и с ним только совещался о своих тайных планах. Рассказ учителя об этапах опричнины: Еще до опричнины Иван IV заболел (проверял). Он приказал присягнуть своему сыну. Но часть бояр отказалась присягать, хотели выдвинуть нового царя Владимира Старицкого – двоюродного брата Ивана Грозного. Выздоровев, в 1564-1565 гг., он подверг опале всех, кроме Владимира Старицкого, кто не присягнул малолетнему сыну царя. Землевладельцев переселяли, а их земли грабили опричники. 1565-1568 гг. подвергся опале Владимир Старицкий. Царь обвинил его в том, что он турецкий шпион и хотел отравить Ивана Грозного. 1569-1570 гг. Ивана IV тревожил вольнолюбивый город Новгород. Как вы думаете, в чем причина похода государя в Новгород? По пути в Новгород он заехал в Отрочий монастырь к митрополиту Филиппу, чтобы тот благословил поход против Новгорода. Но митрополит отказался и был задушен Малютой Скуратовым (часть историков так считает). Царь прибыл в Новгород. Новгородцы боялись, накрыли стол. Пообедав, Иван грозный стал проводить казни (крупных феодалов, дворянство, духовенство, служилые люди), разграбления. Царь заявил, что казни прекратятся только тогда, когда новгородцы заплатят штраф. 1571 гг. крымский хан Девлет-Гирей, пройдя через все заграждения и не встретив сопротивления, которые должны были оказать опричники, сжег Москву. Узнав о трусости опричников, Иван IV ликвидирует войско. 1572 году запрещается даже употреблять слово «опричнина». Я предлагаю вам провести исследование. интерпретируя, источники, выделите последствия опричнины? (Слайды 10-12). |
- Избранная рада укрепляла централизованное управление страной.
- Читают пункт. Записывают причины установления опричнины. Осуществляется проверка на слайде 5.
- В Александрову свободу. Отказывается от престола. 1 - Бояр обвиняет. 2 – на народ зла не держит. - Боялись, что вспыхнет восстание.
- Разделение государства на две части и создание опричного войска. - В 1565 году. - Опричнина и земщина. Опричнина: Новгородо-Псковские земли, Суздальский уезд, часть Москвы, Можайск, Вязьма, Кострома и др. Ученики записывают в тетрадях таблицу на слайде 7. - На конях, облаченные в черную одежду, прикрепляли к седлам метлу («выметать») и собачью голову («грызть» царских изменников).
- Ученики слушают учителя и записывают основные этапы. После осуществляется проверка (слайд 9). Нажав область против даты, появляются ответы.
- Пополнить казну (идет война); экспроприация церковных земель.
- Обучающиеся читают высказывание историка, выделяют главное и записывают в тетрадях основные последствия опричнины (слайд 13). |
Рефлек-сивно-оценоч-ный |
Таким образом, что такое опричнина? Каковы были причины опричнины? Назовите наиболее известных опричников. Каковы итоги политики Ивана Грозного? Ребята, есть ли у вас вопросы к теме? Все ли понятно? Понравилось ли вам занятие? тема? Наиболее активным учитель выставляет отметки. |
- Ученики отвечают на вопросы, на слайд 14 записывают в тетрадях, что такое опричнина.
- Делятся впечатлениями. |
Домашняя работа: § 25 учебника, рабочая тетрадь задания 1-5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.