«Оптимизация здоровьесбережения воспитанников» Тема выступления «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр»
Оценка 4.9

«Оптимизация здоровьесбережения воспитанников» Тема выступления «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр»

Оценка 4.9
docx
28.04.2021
«Оптимизация здоровьесбережения воспитанников» Тема выступления «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр»
ВЫСТУПЛЕНИЕ.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №53» общеразвивающего вида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Оптимизация здоровьесбережения воспитанников»

Тема выступления: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Стороженко Т. Н.

воспитатель

младшей группы №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020/2021 учебный год

г. Барнаул

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка – это самая главная задача для родителей и сотрудников детского сада. Для эффективного решения данной задачи в детских садах используются здоровьесберегающие технологии.

Один из видов здоровьесберегающих технологий – пальчиковая гимнастика.

Для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека, самым благоприятным периодом, является возраст ребенка — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Использование пальчиковых игр и упражнений во время непосредственно-образовательной деятельности, помогают детям:

• сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;

• подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;

• развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

• стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;

• играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

• научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;

• ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;

• если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.

Цели проведения зарядки для пальчиков отличаются для детей разных возрастных групп.

Для малышей до 4-х лет:

Формирование навыка слежения за объектом;

Обучение повторению за действиями других людей;

Совершенствование координации движений;

Развитие чувства ритма.

Для средней группы дошкольников (4-5 лет):

Стимуляция внимательности, непроизвольного запоминания;

Совершенствование мелких движений пальцами;

Формирование образного мышления;

Снятие напряжения с мышц верхних конечностей.

Для старших дошкольников (5-7 лет):

Развитие творческих способностей;

Подготовка кисти к письму;

Совершенствование способности к целенаправленным действиям;

Стимуляция процессов произвольного запоминания, вычленения главного и второстепенного.

Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей.

Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15 минут в день.

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется, как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка. 

 

Существует множество различных игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Выделяют следующие виды игр и упражнений, которые можно использовать индивидуально с ребёнком или во вовремя подгруппового занятия,:

- пальчиковые игры с  предметами;

- пальчиковые игры со стихами;

- пальчиковая гимнастика;

- самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»;

- пальчиковый алфавит;

- пальчиковый театр;

- театр теней.

Упражнения можно условно разделить на три группы:

I        группа. Упражнения для кистей рук:

развивают подражательную способность;

учат напрягать и расслаблять мышцы;

развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

учат переключаться с одного движения на другое.

II       группа. Упражнения для пальцев условно статические:

совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III     группа. Упражнения для пальцев динамические:

развивают точную координацию движений;

учат сгибать и разгибать пальцы рук;

учат противопоставлять большой палец остальным.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

игры с пальчиками с речевым сопровождением;

пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический

диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий — шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйствен» бытовой.

Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:

Упражнения для массажа (или самомассаже рук):

* «Массаж подушечек пальцев рук»;

* «Массаж фаланг пальцев»;

* «Массаж прижимающий»;

* «Упражнение с мячом-ёжиком»;

* «Упражнение с прищепками»;

* «Самомассаж горохом»;

* «Горох и фасоль»;

* «Колечки»;

* «Гладь мои ладошки, ёж».

Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:

* «Цепочки»;

*«Поочерёдное соединение всех пальцев»;

* «Ножки»;

* «Соединение одноимённых пальцев»;

* «Пианист»;

* «Пальчики кивают»;

* «Горошки»;

* «Упражнение с пробками»;

* «Упражнение со счётными палочками»;

* «Пальцеход»;

* «Колодец».

Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:

* «Ладонь — кулак»;

* «Поочерёдное соединение всех пальцев»;

* «Ножки».

        Упражнения с различными предметами (которые почти всегда есть в обиходе):

·        «Упражнение с мячом-ёжиком»;

* «Упражнение с прищепками»;

* «Упражнение с эспандерами»;   

* «Упражнение со стопором»;

* «Упражнение с пробками»;

* «Узловка»;

* «Упражнение с чётками»;

* «Упражнение с бусами»;

* «Упражнение со счётными палочками»;

* «Пальцеход»;

* «Комканье платка»;

* «Колодец»;

* «Горох и фасоль»;

* «Все узлы переберу»;

* «Мне дала синичка хрупкое яичко»;

* «Волшебные орешки»;

* «Будь сильней, моя рука».

        Гимнастика для пальцев:

* «Щелчки»;

* «Потягивание за кончики пальцев».

•        Игры с пальчиками без предметов с речей сопровождением.

Упражнения без предметов можно выполнять и когда угодно (дома, в транспорте, где нечем занять ребёнка).

Стихи, сопровождающие упражнения с пальчиками, — это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

Необходимо помнить три важных правила:

первоепальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;

второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);

третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться во всех режимных моментах в ДОУ

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребенком

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий.

·        Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

·        Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

·        При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

·        Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

·        Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому упражнения отрабатываются постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.

·        Никогда не принуждайте ребёнка. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, — с раннего возраста необходимо начинать  развивать его рукипальцы и кисти. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры развивают речь, формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53» общеразвивающего вида «Оптимизация здоровьесбережения воспитанников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53» общеразвивающего вида «Оптимизация здоровьесбережения воспитанников»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей

Стимуляция процессов произвольного запоминания, вычленения главного и второстепенного

Стимуляция процессов произвольного запоминания, вычленения главного и второстепенного

Гладкий — шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек»

Гладкий — шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек»

Упражнение с пробками»; * «Узловка»; * «Упражнение с чётками»; * «Упражнение с бусами»; * «Упражнение со счётными палочками»; * «Пальцеход»; * «Комканье платка»; * «Колодец»;…

Упражнение с пробками»; * «Узловка»; * «Упражнение с чётками»; * «Упражнение с бусами»; * «Упражнение со счётными палочками»; * «Пальцеход»; * «Комканье платка»; * «Колодец»;…

Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст)

Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2021