Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №53» общеразвивающего вида
«Оптимизация здоровьесбережения воспитанников»
Тема выступления: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр»
Подготовила: Стороженко Т. Н. воспитатель младшей группы №3
|
2020/2021 учебный год
г. Барнаул
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка – это самая главная задача для родителей и сотрудников детского сада. Для эффективного решения данной задачи в детских садах используются здоровьесберегающие технологии.
Один из видов здоровьесберегающих технологий – пальчиковая гимнастика.
Для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека, самым благоприятным периодом, является возраст ребенка — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Использование пальчиковых игр и упражнений во время непосредственно-образовательной деятельности, помогают детям:
• сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
• подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;
• развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
• стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
• играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
• научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;
• ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
• если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.
Цели проведения зарядки для пальчиков отличаются для детей разных возрастных групп.
Для малышей до 4-х лет:
Формирование навыка слежения за объектом;
Обучение повторению за действиями других людей;
Совершенствование координации движений;
Развитие чувства ритма.
Для средней группы дошкольников (4-5 лет):
Стимуляция внимательности, непроизвольного запоминания;
Совершенствование мелких движений пальцами;
Формирование образного мышления;
Снятие напряжения с мышц верхних конечностей.
Для старших дошкольников (5-7 лет):
Развитие творческих способностей;
Подготовка кисти к письму;
Совершенствование способности к целенаправленным действиям;
Стимуляция процессов произвольного запоминания, вычленения главного и второстепенного.
Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей.
Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15 минут в день.
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется, как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.
Существует множество различных игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Выделяют следующие виды игр и упражнений, которые можно использовать индивидуально с ребёнком или во вовремя подгруппового занятия,:
- пальчиковые игры с предметами;
- пальчиковые игры со стихами;
- пальчиковая гимнастика;
- самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»;
- пальчиковый алфавит;
- пальчиковый театр;
- театр теней.
Упражнения можно условно разделить на три группы:
I группа. Упражнения для кистей рук:
развивают подражательную способность;
учат напрягать и расслаблять мышцы;
развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
учат переключаться с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические:
совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III группа. Упражнения для пальцев динамические:
развивают точную координацию движений;
учат сгибать и разгибать пальцы рук;
учат противопоставлять большой палец остальным.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные:
самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
игры с пальчиками с речевым сопровождением;
пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический
диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;
кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий — шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйствен» бытовой.
Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:
Упражнения для массажа (или самомассаже рук):
* «Массаж подушечек пальцев рук»;
* «Массаж фаланг пальцев»;
* «Массаж прижимающий»;
* «Упражнение с мячом-ёжиком»;
* «Упражнение с прищепками»;
* «Самомассаж горохом»;
* «Горох и фасоль»;
* «Колечки»;
* «Гладь мои ладошки, ёж».
Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:
* «Цепочки»;
*«Поочерёдное соединение всех пальцев»;
* «Ножки»;
* «Соединение одноимённых пальцев»;
* «Пианист»;
* «Пальчики кивают»;
* «Горошки»;
* «Упражнение с пробками»;
* «Упражнение со счётными палочками»;
* «Пальцеход»;
* «Колодец».
Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:
* «Ладонь — кулак»;
* «Поочерёдное соединение всех пальцев»;
* «Ножки».
Упражнения с различными предметами (которые почти всегда есть в обиходе):
· «Упражнение с мячом-ёжиком»;
* «Упражнение с прищепками»;
* «Упражнение с эспандерами»;
* «Упражнение со стопором»;
* «Упражнение с пробками»;
* «Узловка»;
* «Упражнение с чётками»;
* «Упражнение с бусами»;
* «Упражнение со счётными палочками»;
* «Пальцеход»;
* «Комканье платка»;
* «Колодец»;
* «Горох и фасоль»;
* «Все узлы переберу»;
* «Мне дала синичка хрупкое яичко»;
* «Волшебные орешки»;
* «Будь сильней, моя рука».
Гимнастика для пальцев:
* «Щелчки»;
* «Потягивание за кончики пальцев».
• Игры с пальчиками без предметов с речей сопровождением.
Упражнения без предметов можно выполнять и когда угодно (дома, в транспорте, где нечем занять ребёнка).
Стихи, сопровождающие упражнения с пальчиками, — это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.
Необходимо помнить три важных правила:
первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;
второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);
третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться во всех режимных моментах в ДОУ
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребенком
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий.
· Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
· Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
· При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
· Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
· Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому упражнения отрабатываются постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.
· Никогда не принуждайте ребёнка. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, — с раннего возраста необходимо начинать развивать его руки: пальцы и кисти. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры развивают речь, формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.