Опубликованы упражнения для младших школьников.
Оценка 4.8

Опубликованы упражнения для младших школьников.

Оценка 4.8
Игры
docx
детская психология +1
25.03.2020
Опубликованы упражнения для младших школьников.
I раздел.docx

I раздел – упражнения

1)    На дыхание

1.«Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

2. «Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

3. «Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

4. «Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

5. «Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

6. «Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

7. «Губная гармошка». Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

8. «Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

9. «Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

Подуй на свечку. (2 вариант)

Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» –  продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3 – 4 раза.

10. «Косари». Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».

2) На регулирование силы голоса

Упражнение 1. Прочитайте отрывок из стихотворения С. Маршака, интонационно обозначая паузы. (В тексте паузы выделяются так: (...). Читать нужно по-разному, сначала беззвучно артикулируя.

С дымом мешается

Облако пыли (...),

Мчатся пожарные

Автомобили (...).

Щелкают звонко (...),

Тревожно свистят (...),

Медные каски

Рядами блестят(...)

Миг (...) и рассыпались

Медные каски.

Лестницы выросли

Быстро, как в сказке (...).

Люди в брезенте -

Один за другим (...) -

Лезут по лестницам (...)

В пламя и дым.

(С. Маршак. Рассказ о неизвестном герое)

Упражнение 2. Прочитайте тот же отрывок из стихотворения С. Маршака шепотом, выделяя слоги.

Упражнение 3. Прочитайте его громко, подчеркивая ритм; затем прочитайте данный текст несколько раз подряд, все время убыстряя темп.

Упражнение 4. Прочитайте стихотворение С. Маршака со спокойной интонацией, пусть голос прозвучит негромко, доверительно.

Эту сказку ты прочтешь

Тихо (...), тихо (...), тихо... (...)

Жили-были серый еж

И его ежиха (...).

Серый еж был очень тих (...),

И ежиха тоже.

И ребенок был у них (...) -

Очень тихий ежик (...).

Всей семьей идут гулять

Ночью (...) вдоль дорожек:

Еж-отец, ежиха-мать

И ребенок-ежик (...).

Вдоль глухих осенних троп

Ходят тихо (...) -топ (...) топ (...)топ (...).

(С. Маршак. Тихая сказка)

Низкий или высокий голос индивидуальная особенность каждого человека. Но в небольших пределах высоту голоса можно менять. Для этого важно научиться управлять ею, напрягая или расслабляя голосовые связки.

Упражнение 5. Вспомните, с какой интонацией и каким голосом произносили в сказке Л. Толстого «Три медведя» одну и ту же фразу Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка: «Кто ложился в мою постель и смял ее!». Произнесите ее от имени каждого из героев.

Упражнение 6. Вспомните ваши любимые песенные мелодии. Пропойте их на звуке М. Старайтесь, чтобы звук «выходил вперед и расходился по помещению». Усиливайте громкость постепенно, по мере того, как почувствуете, что звук «сам напрашивается». К более высоким нотам подходите плавно, без рывков, к нижним без резкого снижения. Добивайтесь ровного, плавного звучания за счет опоры на дыхание.

3) работа над дикцией

Упражнение 1. Произнесите пословицы, отчетливо выделяя каждую часть. Затем задание усложняется: первую часть пословицы произносите громко, вторую тихо, потом наоборот.

Как аукнется так и откликнется.

Чужим умом жить добра не нажить.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Упражнение 2. Представьте, что вы играете на барабане и ваши руки легко отскакивают при каждой ударной гласной в слове.

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Била

Била

Бурю.

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Бой.

(И. Сельвинский)

Упражнение 3. Представьте, что вы находитесь в лесу, наслаждаетесь его запахами и подражаете кукушке.

Глаза разбежались,

И сердце ликует,

Кукушка кукует.

Кукует?

Кукует?

Кукушка кукует

В лесу на суку:

Ку-ку! Ку-ку!

Ку-ку! Ку-ку!

А сколько кукушка

Мне лет прокукует?

Ку-ку! Ку-ку!

Ку-ку!

Все кукует!

Кукует, кукует

Кукушка-кукунья...

Кукует, кукует!

Сто лет накукует

Лесная вещунья.

Упражнение 4. Отрабатывайте произношение отдельных звуков, произнося скороговорки и отчетливо выделяя повторяющийся звук.

Завизжала пила, зажужжала пчела.

Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.

По Чите течет Читинка.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мышки поплоше несли по два гроша.

Упражнение 5. Прочитайте приведенный ниже отрывок, отчетливо выделяя шипящие звуки и подчеркивая ритм.

...И сейчас же щетки, щетки

Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть,

Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!».

(К. Чуковский. Мойдодыр)

Упражнение 6. Прочитайте выразительно отдельные стихотворные строфы и небольшие стихотворения с предварительной установкой: каждый звук произносить четко, соблюдая нормы орфоэпии, особое внимание обращая на созвучия в рифмующихся строках.

«Гав! Гав!» на заре.

«Гав! Гав!» на дворе.

На дворе щенок бежал,

А в конюшне конь заржал.

Он сердился: «Ты чего

Спать мешаешь?.. Иго-го!».

«Гав! Гав!» на заре.

«Гав! Гав!» на дворе.

И сказал теленок: «My!».

Почему сказал он «My»?

«My» сказал он потому,

Что не спать уже ему!

«Гав! Гав!» на заре.

«Гав! Гав!» на дворе.

И сказал цыпленок: «Пи!

Погоди, не торопи,

Не буди, не торопи!

Ты поди еще поспи!».

А сороки зарядили:

«Разбудили! Разбудили!».

И барашек: «Me! Me!

Досмотреть бы мне, мне

Все на свете сны, сны!».

А котенок: «Хны! Хны!».

«Гав! Гав!» на заре.

«Гав! Гав!» на дворе.

И сказал гусак вот так:

     «Как же так!

Вы нас обижаете!

Страшно раздражаете:

Вы так страшшшно лаете,

Что просто всем мешшшшаете!».

А щенок все «Гав!» да «Гав!».

У него веселый нрав -

Расхохочется щеночек,

А получится: «Гав! Гав!».

(Э. Мошковская. Гав! Гав!)

Крошка сын к отцу пришел

и спросила кроха:

Что такое ХОРОШО

и что такое ПЛОХО?

У меня секретов нет,

слушайте, детишки,-

папы этого ОТВЕТ

помещаю если в книжке.

Если ветер крыши рвет,

град загрохал, -

каждый знает –

это вот ДЛЯ ПРОГУЛОК. ПЛОХО?

Дождь покапал и прошел,

Солнце в целом свете,

ЭТО - ОЧЕНЬ ХОРОШО

И большим и детям...

(В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо)

 

4) На развитие речевого слуха

Упражнение 1. Прослушайте текст стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды» (в записи), затем романс С. Рахманинова. Попробуйте дирижировать: отмечайте сильную, т.е. удлиненную и более звучную, ноту движением руки сверху вниз, а более короткие и менее полные ноты плавным движением ладони слева направо. Запоминайте, как движение рук отражает соотношение длинных и коротких звуков в мелодии романса.

Дирижировать ритм знакомого стихотворения можно и не привлекая средств музыки. Попробуйте продирижировать следующие строки.

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в кроватку на бочок,

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой качает слон,

Он слонихе шлет поклон.

(А. Барто. Слон)

Упражнение 2. Сопоставьте звучание стихотворного и прозаического текстов.

Полюбуйся: весна наступает.

Журавли караваном летят,

В ярком золоте лес утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

(И. Никитин)

Весна наступает, полюбуйся: журавли летят караваном, лес утопает в ярком золоте, ручьи шумят по оврагам.

Упражнение 3. Прочитайте отрывок. Проверьте постановку логических ударений: возможны ли варианты?

У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон.

- Откуда?

- От верблюда.

- Что вам надо?

- Шоколада.

- Для кого?

- Для сына моего.

- А много ли прислать?

- Да пудов этак пять Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня еще маленький!

(К. Чуковский. Телефон)

Как произносится вопрос: где голос понижается, а где повышается?

Упражнение 4. Произнесите поговорку «Проворонила ворона вороненка», интонацией передавая разное отношение к случившемуся (констатация факта, сожаление, радость, злость, удивление).

При выразительном чтении необходимо помнить о зависимости интонации от знаков препинания. Точка: голос понижается на последнем слове перед точкой. Запятая: на последнем слове перед запятой небольшое повышение голоса. Тире: пояснительная интонация, на последнем слове перед тире небольшое повышение голоса. Двоеточие: перечислительная интонация, на последнем слове перед двоеточием повышение голоса. Многоточие: интонация недосказанности, на последнем слове перед многоточием сильное повышение голоса.

Упражнение 5. Обращая внимание на знаки препинания, подготовьте выразительное чтение отрывка.

...Но, как черная железная нога,

Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:

«Эй, держи, держи, держи. Держи, держи!».

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!».

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит...

Утюги бегут, покрякивают,

Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца -

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся -

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

На стаканы дзынь! натыкаются,

И стаканы дзынь! разбиваются...

(К. Чуковский. Федорино горе)

Упражнение 6. При вопросе важно интонационно подчеркнуть слово, «направляющее» ответ. Это в первую очередь вопросительные местоимения и наречия, но могут быть и другие части речи.

- Заяц белый, куда бегал?

- В лес дубовый!

- Что там делал?

- Лыко драл!

- Куда клал?

- Под кусток!

- Кто украл?

- Родион!

- Выйди вон!

(Считалочка)


 

I раздел – упражнения 1)

I раздел – упражнения 1)

Губная гармошка». Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке

Губная гармошка». Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке

Медные каски Рядами блестят(

Медные каски Рядами блестят(

Еж-отец, ежиха-мать И ребенок-ежик (

Еж-отец, ежиха-мать И ребенок-ежик (

Била Била Бурю. Пара барабанов,

Била Била Бурю. Пара барабанов,

Кукует, кукует! Сто лет накукует

Кукует, кукует! Сто лет накукует

А в конюшне конь заржал. Он сердился: «Ты чего

А в конюшне конь заржал. Он сердился: «Ты чего

Вы нас обижаете! Страшно раздражаете:

Вы нас обижаете! Страшно раздражаете:

В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо) 4)

В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо) 4)

У меня зазвонил телефон. - Кто говорит? -

У меня зазвонил телефон. - Кто говорит? -

Побежала, поскакала кочерга.

Побежала, поскакала кочерга.

Под кусток! - Кто украл? -

Под кусток! - Кто украл? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2020