Технология проблемного обучения в начальной школе
«Великая
цель образования – это не знания, а действия».
Герберт Спенсер
Сегодня главной целью образования
становится не передача знаний, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно
ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и
оценивать свои достижения, иначе говоря - необходимо ребенка научить умению
учиться. Этому способствует использование деятельностного подхода на уроке.
Хочется начать не с урока, а с человека вообще.
Каким мы представляем человека, когда слышим характеристику о нем, как о
деятельном человеке?
Я думаю, что многие согласятся, что это человек
с активной жизненной позицией, которому многое интересно, он делает и действует
целеустремлённо, настойчиво и энергично, тем самым улучшая свою жизнь и жизнь
окружающих.
«В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность
ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять
и регулировать эту деятельность».
Лев Семенович Выготский
При использовании деятельностного подхода в
обучении меняется не только роль ученика при этом, но и роль учителя: учитель
становится организатором деятельности детей. Сделать это старыми способами
невозможно, поэтому мне, как учителю, нужно было пересмотреть всю свою систему
деятельности, учиться проектировать урок по-новому. Этому же должен
способствовать и УМК. Но по какой бы программе не обучались дети, на первом
месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений в узкой предметной области,
а становление развитие личности ребенка в процессе деятельности, индивидуальной
и коллективной деятельности, учебно-познавательной и социальной.
Эта модель - структура деятельности человека, желающего
быть успешным. Думаю, что структуру деятельности ученика можно представить в
виде модели.
Обучать деятельности – это значит делать
учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить цель и находить
пути и средства для ее достижения. Поэтому и мне как учителю необходимо выбрать
наиболее эффективные технологии, средства, приемы.
Деятельностный подход на уроке
реализую, используя технологию проблемного обучения.
Для меня проблемное обучение дает возможность по-новому открывать знания со своими учениками. Учу детей видеть проблему, уметь задать вопрос. Вопрос выведет детей на размышление, а мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или с недоумения – иначе говоря с противоречия. Например, простая, но забавная картинка выведет детей сразу на размышления.
Противоречие приводит к тому, что ученик переживает интеллектуальное затруднение и осознает недостаточность усвоенных знаний.
Приведу пример фрагмента урока русского
языка в 1 классе по теме «Алфавит». Этап усвоения новых знаний. Ученикам, у
которых уже сформировано умение располагать слова по алфавиту, предложила практическое задание:
Практическое
задание: Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на
доске появляется карточка с данным словом): морковь, капуста, ежевика, горох,
малина (появляются предметные картинки). Детям предлагаю написать слова в
алфавитном порядке.
- Напишите слова в алфавитном порядке. Создана проблемная
ситуация: как определить порядок слов, начинающихся на одинаковую букву:
морковь или малина.
В результате выполнения задания у учеников
получилось 2 гипотезы:
Проверка гипотез приводит учащегося к тому, что проблемная
ситуация для ученика становится учебной задачей. Через создание проблемной
ситуации и ведение диалога ребята обучаются и целеполаганию.
Конечно, в 1 классе дети ставят цель и выдвигают
гипотезы своим детским языком, но правильно, грамотно еще сформулировать не
могут. Эти умения формируются в процессе приобретения опыта.
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
· Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
· Поиск решения – этап формулирования нового знания.
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Рассмотрим технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ
Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.
Приемы создания проблемной ситуации |
Побуждение к осознанию противоречия |
Побуждение к формулированию проблемы |
1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. |
-Что вас удивило? -Что интересного заметили? - Какие факты налицо? |
Выбрать подходящее:
Какой возникает вопрос?
Какая будет тема урока? |
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. |
-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили? -Почему так получилось? Чего мы не знаем? |
|
3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. |
-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? |
Примеры:
Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»
АНАЛИЗ |
УЧИТЕЛЬ |
УЧЕНИКИ |
|
Постановка проблемы |
Актуализация изученного |
-Прочитайте слова на доске? |
-Соль, Анна, майка, объявил |
-Объясните орфограммы |
Объясняют |
||
-Что это? (Читает загадку о березе) |
-Это береза! |
||
-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись). |
Наблюдают, что новое слово на строке не помещается. |
||
-Что же мне делать, ребята? |
-Надо перенести. |
||
-А что значит перенести? |
-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку. |
||
-Какой знак нам нужен? |
-Знак переноса. |
||
Задание на новый материал. |
-Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах. |
Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе. |
|
Проверка задания. |
-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне). |
Видят варианты: Бер-еза бере-за Бе-реза берез-а (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ) |
|
Побуждение к осознанию |
-Задание было одно? |
-Да |
|
-А выполнили его как? |
-Мы выполнили по-разному. (Осознание противоречия) |
||
Побуждение к проблеме |
-Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? |
-Как переносятся слова. (Неточная формулировка темы) |
|
Тема |
-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов» (Фиксирует тему на доске). |
|
Подводящий к теме диалог
представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
Пример:
Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»
АНАЛИЗ |
УЧИТЕЛЬ |
УЧЕНИКИ |
|
Постановка проблемы |
Подводящий к теме диалог. |
-Посмотрите на два столбика слов на доске |
На доске: мяч дочь шалаш печь камыш мышь |
-Что заметили общего? |
-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный. |
||
-В чем различие? |
В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова. |
||
Тема |
-Значит, какая сегодня будет тема урока? (Фиксирует тему). |
Мягкий знак после шипящих на конце существительных . |
Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Пример:
Урок русского языка по теме «Дательный падеж»
АНАЛИЗ |
УЧИТЕЛЬ |
УЧЕНИКИ |
|
Постановка проблемы |
«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения |
-Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так: Такой падеж как ….. Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. |
|
-Кто догадался, о каком падеже идет речь? |
-О дательном |
||
Тема |
-Значит, тема нашего урока? (Фиксирует тему на доске) |
-Дательный падеж |
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:
Структура диалога |
Побуждение к выдвижению гипотез |
Побуждение к проверке гипотез |
|
устной |
практической |
||
Общее побуждение |
-Какие есть гипотезы? |
-Согласны с этой гипотезой? Почему? |
-Как можно проверить эту гипотезу? |
Пример: рассмотрим продолжение урока математики по теме «Умножение на двузначное число».
АНАЛИЗ |
УЧИТЕЛЬ |
УЧЕНИКИ |
|
Постановка проблемы |
Материал для выдвижения гипотез |
Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ? |
Разбиваются по группам, начинают работу. |
Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе. |
Подходит к каждой группе: -Какие есть гипотезы? -С чего надо начать? -Воспользуйтесь распределительным свойством! |
Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе. |
|
Представление гипотез группами. |
Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения. |
Представляют две гипотезы: 50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная) 56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая) |
|
Побуждение к проверке. |
-Как проверить, какой из двух способов верный? |
Молчат. |
|
Подсказка к плану. |
-Может быть, воспользуемся каким-то прибором? |
Можно проверить на калькуляторе! |
|
-Проверьте! Что получилось? |
-При умножении на калькуляторе получилось 1176 (Аргумент). |
||
Вывод |
-Значит, как надо умножать на двузначное число? |
Формулируют правило (Открытие нового знания) |
|
Учебник |
-Сравните свой вывод с учебником. |
-Все верно. |
Однако реальный урок – это не только методы, но еще формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом. Изучены связи методов с такими средствами обучения, как опорные сигналы, учебник и ТСО.
В самом начале внедрения технологии проблемного
обучения, мне было жаль времени, потраченного на исследование. Казалось, что за
это время я бы уже давно объяснила материал и сколько бы еще выполнили
практических заданий на его закрепление! Но с практикой все лучше понимаешь
слова Жан Жака Руссо
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее
всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с
затруднениями».
Именно с затруднениями, так как они мотивируют к
познанию, заставляют ученика действовать на уроке, а взрослого человека - в
решении жизненных проблем.
Использование деятельностного подхода, включение
в учебную деятельность заданий высокого уровня – все это направлено на развитие
ребенка. Реализация деятельностного подхода многое меняет в жизни ученика и
учителя, но самое главное ребенок становится активным деятельным человеком.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.