ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ РЕСУРСОВ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ
Оценка 4.8

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ РЕСУРСОВ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ

Оценка 4.8
docx
08.12.2022
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ РЕСУРСОВ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ
24.docx

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ РЕСУРСОВ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ

Аннотация. В статье рассмотрены возможности организации занятий с дошкольниками в дистанционном формате, что позволяет включить родителей дошкольников в образовательный процесс в позиции активных участников. Рассмотрены особенности такого взаимодействия, определены условия эффективности его организации для воспитания и развития дошкольников. Ключевые слова: дошкольное образование, информационно-коммуникационные технологии, взаимодействие с семьей, дистанционное занятие, воспитание. Семья и дошкольное образовательное учреждения – два самых важных института социализации современного дошкольника. Процесс социализации определяет становление личности ребенка. Вектор этого процесса задается с одной стороны культурными традициями и психологическими особенностями окружающего социума, а с другой стороны личным социальным опытом ребенка. Социализация дошкольника реализуется через его личную деятельность. Организация деятельности ребенка, его мотивация, осмысление, переживание, стимулирование – составляющие воспитательного процесса, который реализуется как дошкольным образовательным учреждением, так и семьей [1]. Успех социализации и качество воспитательного процесса обеспечивает согласованность их действий. Одним из педагогических средств социализации дошкольника являются отношения, становление которых во многом зависит от того, насколько скоординированы или, наоборот, не согласованы направления усилий всех участников воспитательного процесса. В дошкольном возрасте связь ребенка с родителями особенно тесная. Поэтому взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников – важная составляющая дошкольного образования. Традиционно в практике работы дошкольных образовательных учреждений взаимодействие между педагогами и родителями представляют собой встречи на родительских собраниях и иногда частные беседы. Но для качественной работы педагога дошкольного образовательного учреждения ему необходимо общение с родителями воспитанников, их помощь, поддержка, желание сотрудничать. Родителям важны просветительские материалы для осмысления взаимоотношений с ребенком и, возможно, их изменений в процессе его роста и развития. Дефицит времени, возникающий в результате ускорения темпа жизни, профессиональная занятость родителей, распространение пандемии с одной стороны, и развитие информационно-коммуникационных технологий, цифровая трансформация общества с другой дало развитие активному общению педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей в дистанционном формате. Так интенсивное развитие информационного общества актуализировало новые подходы использования средств и методов обучения и воспитания, разработку новых педагогических условий для обеспечения педагогического процесса в любом дошкольном образовательном учреждении. Потребность в общении – базовая для развития личности ребенка. Общение в образовательном процессе - необходимое условие его успешности. Спектр видов деятельности в информационном пространстве предоставляет широкие возможности общения благодаря современным средствам коммуникации. Именно это снимает ограничения на возможность общения педагогов, родителей и воспитанников образовательных учреждений. Одним из условий эффективного использования информационнокоммуникационных ресурсов при общении является становление культуры ведения диалога, корректности и толерантности [2]. Использование дистанционного формата работы многими коллективами дошкольных образовательных учреждений продемонстрировало их готовность к работе с использованием цифровых технологий и позволило обобщить опыт организации дистанционных занятий в дошкольном образовании. Главное отличие от других ступеней образования состоит в том, что организация занятий для дошкольников предполагает обязательную подготовку рекомендаций для родителей по воспитанию и обучению детей, включающих подбор игр, упражнений и заданий по актуальным темам для занятий вне стен дошкольного образовательного учреждения. Дистанционное обучение детей дошкольного возраста выстраивается педагогами через родителей, главная задача которых – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка новой информацией и встречей с педагогом в прямом эфире. В фокусе дистанционного занятия должна находиться познавательная активность ребенка, а не сам предмет образовательной области. И педагог, и родитель занимают позицию тьютора, который направляет деятельность ребенка. Для восприятия предлагаемого материала отводится четко определенное время. Сначала родитель самостоятельно знакомится с материалом, затем демонстрирует его ребенку в игровой форме, а затем постепенно вовлекается ребенок. Еще одна важная составляющая - корректное управление деятельностью ребенка в ходе занятия. Взрослый направляет, а не заставляет, оценивает сложность задания и уточняет, все ли ребенку понятно, нравится ли ему заниматься [2]. Дистанционные консультации педагогов, подготовленные ими цифровые наглядные материалы позволяют родителям процесс воспитания и обучения дома сделать естественным продолжением воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Кроме того, такой формат взаимодействия позволяет обеспечить непрерывность процесса развития детей даже при условии временного не посещения детского сада по разным причинам. Это создает возможность детям дистанционно осваивать основную образовательную программу дошкольного образования в полном объеме и тем самым готовиться к переходу на начальную ступень образования. И если педагогическое мастерство позволяет педагогу подготовить занятия в игровой форме, то воспитанник получает возможность подготовки к школе в условиях полноценного проживания детства и свободы выбора деятельности. Кроме всевозможных компьютерных игр и мультипликационных фильмов ребенку могут быть предложены такие полезные занятия как конструирование, изготовление поделок, рисование, участие в виртуальных экскурсиях и другие. Так, например, с самого раннего детства ребенок сталкивается с миром техники. Уже в двухлетнем возрасте малыши увлеченно катают механические игрушки, а дети постарше управляют радио и электрифицированными игрушками. В процессе игры у детей возникает множество вопросов: как устроена машина, почему движется корабль, как сделать похожую игрушку. Все эти вопросы приводят детей к увлечению техническим конструированием и моделированием. В дистанционном формате нами организованы занятия по моделированию из бумаги, что доступно любому воспитателю детского сада. Занятия имеют практическую направленность начального технического моделирования, проявляющуюся уже в дошкольном возрасте. Она выражается и в содержании, и в организации процесса обучения, когда все необходимые знания и умения дети получают непосредственно в практической творческой деятельности. Занятия направлены на развитие интереса к техническому моделированию, развитие образного и логического мышления, на освоение детьми навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда. Началом работы стало анкетирование родителей о возможностях дистанционного сотрудничества детского сада и семьи, изучены отношение семей воспитанников к дистанционному обучению, их потребности и возможности для общения в таком формате. По мобильной связи запрошены адреса электронной почты родителей, на которые можно направить необходимые рекомендации, задания, памятки и презентации. Результаты опроса позволяют проанализировать ресурсы и воспитательный потенциал каждой семьи, выбрать индивидуальную тактику общения с каждым родителем, сориентироваться в их педагогических потребностях, учесть индивидуальные особенности. Первоначально индивидуальная работа преобразовалась со временем в творческую группу педагогов по дистанционному взаимодействию с родителями. С учетом основной образовательной программы и их запросов в ней размещены различные материалы. Взаимодействие с помощью информационно-коммуникационных технологий делает общение с дошкольниками более интересным и насыщенным. Дети не скучают, получают больше внимания со стороны самых близких людей, родители могут лучше узнать интересы, потребности и способности своих детей. В рамках дистанционного формата занятий родители становятся полноценными участниками образовательных отношений. Библиографический список 1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: «Речь», 2004. – 272с. 2. Гудкова Н.Е., Румянцева А.А. Дополнительное образование с привлечением интегративного потенциала образовательных средств и технического потенциала творчества как ресурс личностного роста дошкольников// Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. №1, 2020. – Тула: Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, 2020. – С.34-37. 3. Петронюк И.С. Профессиональное мастерство педагога, дистанционные образовательные технологии и дидактика цифрового обучения // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде. Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции. Отв. редакторы С.В. Кривых, А.Д. Абашина. – СПб.: 2020. - С. 131-134


 

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ

Так интенсивное развитие информационного общества актуализировало новые подходы использования средств и методов обучения и воспитания, разработку новых педагогических условий для обеспечения педагогического процесса в любом…

Так интенсивное развитие информационного общества актуализировало новые подходы использования средств и методов обучения и воспитания, разработку новых педагогических условий для обеспечения педагогического процесса в любом…

И если педагогическое мастерство позволяет педагогу подготовить занятия в игровой форме, то воспитанник получает возможность подготовки к школе в условиях полноценного проживания детства и свободы…

И если педагогическое мастерство позволяет педагогу подготовить занятия в игровой форме, то воспитанник получает возможность подготовки к школе в условиях полноценного проживания детства и свободы…

Библиографический список 1. Голованова

Библиографический список 1. Голованова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2022