Открытый муниципальный (дистанционный) педагогический совет по теме: «Организация образовательного пространства ОУ в период дистанционного обучения: опыт, проблемы и их решение».
«Опыт проведения уроков трудового обучения в школе с ОВЗ по профилю «Гончарное дело» в период дистанционного обучения».
В период перехода на вынужденное дистанционное обучение многие учителя технологии и трудового обучения, столкнулись с проблемой преподавания своего предмета. Я работаю учителем трудового обучения в МБОУ «Школа №8 с ОВЗ» по профилю «Гончарное дело», представляю свой опыт дистанционного обучения. В условиях, требующих продолжения обучения с целью максимального освоения программного материала, я проанализировала возможные варианты замены глины: пластилин, солёное тесто, скульптурная глина, разнообразные массы и пасты для лепки. Рассчитывая, что учащиеся 6 класса могут работать самостоятельно, что в условиях самоизоляции приобретение специальных скульптурных масс затруднительно, а большинство доступных масс для лепки очень легкие и нужной нагрузки на руки дать не могу, я остановила свой выбор на соленом тесте и соответственно скорректировала рабочую программу и задания для обучающихся.
Надо отметить, что по характеру глина и соленое тесто похожи: оба материала эластичны, высыхают на воздухе, размокают в воде. Учащимся было предложено выбрать удобный рецепт соленого теста для лепки. Как правило, это малый расход муки (200г), равное количество соли (200г). Для эластичности добавляют клейстер на основе крахмала, который можно заменить растительным маслом, и вода. В работе с тестом, как и в работе с глиной, важна правильная подготовка массы для лепки. Глину важно долго и правильно отминать с целью уменьшения воздушных пустот. Тесто для лепки (не путать с тестом для выпечки) также вымешивается до состояния максимального растворения соляных крупиц, смешивания составляющих и эластичности, и как в работе с глиной – уменьшения воздушных пустот. Оба процесса подготовки массы для работы дают нагрузку на мышцы рук, развивают мелкую моторику, укрепляют мышечный каркас туловища, т.к. для достижения хорошего результата требуется определённое положение корпуса относительно стола и упора ног.
В помощь детям и в целях наглядной демонстрации было записано несколько видео о правильном замешивании теста, просматривая, которое ученики могли выполнять работу самостоятельно.
По причине отсутствия технических возможностей проводить занятия онлайн, классу по расписанию высылались задания с подробной инструкцией выполнения. Задачи заданий:
1. закрепить полученные за пройденный период учебного года знания и умения;
2. применять полученные навыки при работе с другим материалом (солёным тестом);
3. в максимальном доступном объеме освоить новые темы и приемы работы.
(работа Александра С.)
(работа Артёма Б.)
Этапы работы изготовления изделия были сохранены: теория, эскиз, оформление эскиза, выполнения изделия, оформление изделия. Время на выполнение задания корректировалось с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся. В условиях дистанционного обучения каждый ученик работал в своем темпе, объем усвоенного материала также индивидуален. Это, безусловно, положительно влияет на детей с ОВЗ, но если темп самостоятельно усвоения программы (без прямой помощи учителя) медленный, то разница между навыками и объёмами усвоенного материала между учениками одной группы может значительно отличаться, что может затруднить (осложнить) работу в дальнейшем. Положительными сторонами можно считать тесное сотрудничество учителя с родителями, частые индивидуальные консультации с детьми, что расширило навыки совместной работы родителей, детей.
В процессе дистанционного обучения обучающиеся выполняли простые плоские панно. С опорой на образец рисовали свой эскиз, который воплощали в тесте (см. фото работы Артёма Б.). Отрабатывались навыки повторения простых орнаментов сначала на листе в клетку, затем – как орнамент в оформлении изделия. К сожалению, большие работы (горшок для цветов, карандашница) из соленого теста выполнить сложно. И полученные знания и умения требуется закрепить или корректировать в школьной мастерской под непосредственным контролем учителя.
В заключении хочу отметить, что работу с соленым тестом хорошо давать в младших классах для развития мелкой моторики и укрепления мышц предплечья, ладоней и пальцев, а также развитие пространственной ориентации на листе. Возможно использование этого материала и как дополнительную работу в старших класса и в среднем звене школ для детей с ОВЗ. Работа с пластичным материалом снимает напряжение и несет терапевтический характер для учащихся с нарушениями сферы поведения. Развивает эстетический вкус и чувство прекрасного, учит объективно оценивать свою работу.
Учитель трудового обучения «Школа № 8 ОВЗ» г.о. Балашиха
Ольга Юрьевна Чернышова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.