Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и во внеклассной работе с использованием ИКТ по теме «Великая Отечественная война»
Оценка 4.9

Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и во внеклассной работе с использованием ИКТ по теме «Великая Отечественная война»

Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
история +1
10.06.2023
Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и во внеклассной работе с использованием ИКТ по теме «Великая Отечественная война»
Надо ли развивать творческие способности учащихся? Конечно надо! Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше, требует от человека не шаблонных, привычных действий, освященных многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Подвижности требует и современное производство, где постоянно появляются новые профессии и на убыль идут те, где нужен тяжелый, однообразный, исполнительный труд. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
Творческие способности учащихся.doc

Улитина Елена Владимировна, учитель истории МБОУ СШ №3 города Няндома Архангельской области

 

Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и во внеклассной работе с использованием ИКТ по теме «Великая Отечественная война»

 

         « …едва есть ли высшее наслаждение, как наслаждение творить»

                                                                                          Н.В. Гоголь

 

Психологи различают два типа мышления:

- конвергентное (закрытое, нетворческое);

- дивергентное ( открытое, творческое ). Тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного – «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые «закрытые задачи». Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия…

На самом же деле каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени. По мере взросления креативное мышление «затухает». Подавляющее число старшеклассников конформны, боятся самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к разжеванной и разложенной строго «по полочкам» информации.  Неопределенность условия и вариативность решения творческой проблемы их пугает. Причин, почему это происходит можно выделить несколько. Например, традиционная система образования больше внимания уделяет объяснению учителем готового материала своим ученикам. Учащиеся не решаются заниматься творчеством в виду большой загруженности (школьные задания, кружки, спортивные секции) и отсутствием свободного времени. Отсутствия навыков и умений, которые необходимо применять в творческом процессе и другие причины.

Надо ли развивать творческие способности учащихся? Конечно надо! Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации  учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше, требует от человека не шаблонных, привычных действий, освященных многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Подвижности требует и современное производство, где постоянно появляются новые профессии и на убыль идут те, где нужен тяжелый, однообразный, исполнительный труд. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

В своей практике я стараюсь развивать творческие способности ребят на уроках, во внеклассной деятельности, в исследовательской работе по предмету и на элективных курсах.

На уроках, особенно в пятых и шестых классах, я использую такой прием – опережающее домашнее задание. За две недели до назначенного урока класс делится на группы по интересам, получает  тему и разрабатывает «урок» в различной форме. Например, урок – игра «Исторические новости», «Путешествие в Средневековье», «Вокруг света» и т.п. Или урок – лекция (Например, «Ислам – самая молодая мировая религия», «Рим во времена Нерона», «Каролингское  возрождение», «Жизнь и быт феодалов» и т.д.) Заранее обговариваются все требования к уроку (доступно, грамотно в полном объеме раскрыть новый учебный материал своим одноклассникам, проверить, закрепить  с ними полученные знания) и критерии оценочной деятельности (оригинальность замысла, участие всех членов группы, грамотная речь, ограниченность по времени, оформление) Одна и та же тема учащимися может быть представлена по-разному. Например, тема «Жизнь и быт феодалов» в 6А классе ребята представили в виде урока – игры «Путешествие в средневековье», где  раскрыли новую тему через театрализованное действие, а закрепление изученного материала провели среди одноклассников в виде викторины. В 6В классе этот же урок проходил в форме телевизионных новостей «Вести истории». Ребята представили и «телерепортаж с мест событий», «интервью с рыцарем», «новинки моды», даже рекламную паузу они творчески переработали в стиле средневековья. Изученный материал был закреплен в виде игры «О, счастливчик!» Такие уроки – это открытие талантов, это возможность учителю посмотреть на ученика другими глазами, использовать «изюминки» самому учителю в последствии на своих уроках. Ученику подобные уроки дают возможность самому сконструировать урок и проявить свое творческое «я», побывать в «шкуре» учителя и посмотреть на себя, как на ученика, со стороны. Наконец такие уроки зрелищны, активны со стороны ребят и стимулируют их к изучению не только школьного учебника, но и поиску дополнительного материала. Однако подобные уроки я провожу раз – два в год, потому, что они требуют очень много времени и подготовки.

Творческие способности ребят на уроках истории можно раскрыть с помощью домашнего задания. Например, подготовить сообщения, реферат об исторических личностях, сражениях или других исторических событиях. Даже само сообщение учащиеся могут подготовить с разной точки зрения и позиции. К примеру, рассказать о крестовых походах от имени одного из его участников или, наоборот, от имени жителя Палестины или Константинополя. Подобрать и оформить выставку на определенную историческую тему. Так в прошлом году учащиеся 7А класса оформили стенд в кабинете истории на тему: «Старинные русские меры». В этом учебном году учащиеся 7В класса оформили выставку на тему: «Северный русский народный костюм конца XIX – начала ХХ века». Учащиеся девятых классов готовят выставку материалов о Великой Отечественной войне.

Стараюсь, чтобы домашнее задание носило разноуровневый характер, где третий, продвинутый уровень, часто творческого характера.

В качестве творческого задания учащимся можно предложить написать сочинение по исторической тематике. Так в этом учебном году девятиклассники еще в начале третьей четверти получили задание написать сочинение на тему: «Великая Отечественная война в истории моей семьи». Лучшие работы будут использованы на уроках истории и обществознания, на классных часах. Возможно материал, представленный учащимися, может быть настолько интересен и богат, что можно будет его доработать и предложить ученику участвовать в районной научно-практической конференции школьников «Юность. Наука. Культура».

Развитию творческих способностей учащихся будет способствовать составление различных схем и опорных конспектов по изучаемому или пройденному уже материалу. Например, я предлагаю учащимся составить схему управления государством в разное время в разных странах, в которых учащиеся должны отразить форму государства, законодательные, исполнительные, судебные высшие органы власти и местные органы управления. Наиболее удачные варианты схем мы переносим с ребятами в тетрадь, а я в последствии использую на своих уроках в других классах. Для подготовки проверочных работ по предмету я прошу учащихся составить свой опорный конспект, который бы мог сжато и наиболее полно раскрыть изученный материал (на это можно выделить немного времени на уроке или дать в качестве творческого домашнего задания). С лучшими работами знакомится весь класс.

Ребятам, особенно учащимся 5-8-х классов нравятся такие творческие задания, как составить проверочную работу для одноклассников в виде тестовых заданий, кроссвордов, викторин, сочинений «двоечника», «поймай ошибку», игровых форм («Счастливый случай», «Хочу все знать», «О, счастливчик!», «Своя игра» и т. п. Бывает, что всех желающих не успеваю выслушать в отведенное им на уроке время, тогда использую помощь более сильных учащихся по истории, которые после уроков могут послушать своего одноклассника и ответить на его вопросы.

 В младшем и среднем звене ребята любят рисовать, поэтому уместно использовать такое творческое задание как нарисовать рисунок или комиксы на тему урока. Во избежании большого объема домашнего задания для ребят, я стараюсь использовать межпредметные связи. Уже несколько лет подряд вместе с О.М. Смирновой, учителем рисования в нашей школе, мы поводим совместные уроки. Наиболее интересно прошли два урока «Куликовская битва в произведениях Ильи Глазунова» и «Средневековая торговля». Урок «Куликовская битва в произведениях Ильи Глазунова» начался с рассказа Ольги Михайловны об этом выдающемся русском художнике и серии его работ «Задонщина». Урок – «облака» можно еще так назвать этот урок, так как репродукция, которая является главным оформлением на доске – это «Поле Куликово», картина, где две трети полотна занимают облака: белые, серые, темные - грозные. Учитель спрашивает ребят: «Как вы думаете, о чем поведают нам эти облака сегодня на уроке?»…Затем я постепенно перехожу к изучению этой исторической темы, использую иллюстрации работ

 И. Глазунова «Задонщина». Творческим заданием для ребят становится изобразить на альбомных листах, которые вырезаны в форме облаков, что же они «увидели и услышали» от своего «облака», о чем оно им «поведало» сегодня на уроке. Урок «Средневековая ярмарка» готовился заранее. Класс разделили на группы и определили тему («Развитие торговли в Европе», «Средневековый купец», «На ярмарке»), к которой учащиеся должны были составить комиксы и использовать их в качестве наглядного пособия при сообщении нового материала.

  В старшем звене я использую более сложные творческие задания. Такие как написание рефератов, при написании которых учащиеся должны будут искать материал в дополнительной по истории литературе, на компьютерных дисках и в Интернете, исследовать материалы по краеведению. Например, изучив с учащимися 10-х классов тему «Петр Первый и его время», я предлагаю им темы для написания рефератов:

-Процесс «европеизации России»: достижения, проблемы, противоречия;

-«Революция сверху» в России: проблемы, споры, дискуссии;

-Раскол русской культуры: «Москва» и «Петербург»;

-Петр Великий – царь – реформатор: цена преобразований;

-Наш край в начале XVIII века.

При изучении исторических документов, в исследовательской , дискуссионной и игровой деятельности можно предложить следующие творческие задания учащимся:

-          Свободная классификация любых источников и быстрое выявление их полезности в познании истории;

-          Использование метода сопоставления анализа источников для  решения проблем;

-          Выявление возможных альтернативных ситуаций исторического развития по источникам;

-          Прогнозирование тенденций и динамики развития, явления, процесса, вероятных последствий исторического события;

-          Сопоставительная оценка разноплановых источников для построения и проверки версий исторического процесса;

-          Построение системы своей аргументации на основе источников;

-          Защита своего мнения с помощью источников и участие в полемике с привлечением аргументов;

-          Реконструкция исторических ситуаций с помощью источников;

-          Выработка собственных критериев оценки комплекса источников с целью анализа исторического процесса.

Например, учащиеся 9А класса, изучая тему «Образование антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны», были разбиты на группы и каждая группа выполняла творческое задание по предложенным историческим источникам. Представляю часть таких заданий:

 

Позиции американских сторонников оказания помощи воюющим против Германии державам и «изоляционистов».

 

 

 

Из послания президента Ф.Д. Рузвельта Конгрессу США (6 января 1941 г.)

  «Мы оказываем повсюду самую решительную поддержку тем народам, которые борются против агрессии и тем самым не дают войне распространиться на наше полушарие… Сейчас перед нами стоит неотложная необходимость быстрого и всестороннего увеличения производства вооружений…Я прошу  Конгресс предоставить мне полномочия  и денежные фонды, необходимые для  организации производства  дополнительных количеств всевозможных видов вооружений и боеприпасов, чтобы передать их тем народам, которые уже сражаются с агрессивными державами. Сейчас мы можем играть наиболее полезную роль, если мы станем их и своим собственным арсеналом. Им не нужна людская сила. Им нужно оружие защиты, стоимость которого равняется миллиардам долларов».

 

 

Из выступления Ч. Линдберга (23 апреля 1941 г.)

  «Я не думаю, чтобы Англия и Франция имели сколько-нибудь значительные шансы на выигрыш. Франция уже потерпела поражение, и, несмотря на пропаганду и неразбериху последних месяцев, сейчас очевидно, что Англия также терпит поражение…Но англичане с отчаянием цепляются за последнюю надежду. Они надеются уговорить нас послать еще раз американские экспедиционные силы в Европу и разделить с Англией  как военные, так и финансовые последствия поражения. Я не виню Англию… за то, что она просит нашей помощи. Но мы знаем, что она  объявила войну при таких обстоятельствах, которые привели к поражению всех присоединившихся к ней стран, начиная с Польши и кончая Грецией. Мы знаем, что, находясь под влиянием  отчаяния, вызванной войной, Англия обещала всем этим странам вооруженную помощь, которую она не смогла им оказать. Мы знаем, что она ввела их в заблуждение и нас относительно ее готовности к войне, ее военной мощи и перспектив войны…

  Мы , американцы, имеем право думать  всего о благополучии Америки… ничто не мешает нашей стране следовать политике, которая приведет нас к успеху, - к политике, которая даст нам возможность следовать нашему образу жизни и развивать нашу цивилизацию… Она была воплощена в доктрине Монро… Эта политика  сейчас является политикой комитета «Америка прежде всего». Мы должны, пока это еще не поздно, снова обратить наши взоры на свою собственную страну и проникнуться верой в ее предначертание…

  В военном отношении Соединенные Штаты  географически занимают лучшее положение, чем какая-либо другая страна в мире. Даже в условиях нашей теперешней неподготовленности ни одна иностранная держава не смогла бы осуществить вторжение в нашу страну. Для нашей страны вступление в войну не является неизбежным…»

 

Вопросы для учащихся

1.       В чем заключается сущность противоречий между позицией Рузвельта и  позицией Линдберга? Есть ли черты сходства в этих позициях?

2.       На чем основывается уверенность в необходимости оказывать помощь Европе, выраженная Рузвельтом?

3.       Как вы думаете, в чем уязвимость позиций Линдберга?

4.       Чья точка зрения в США победила (воспользуйтесь учебником для аргументированного ответа на этот вопрос)?

5.       Можно ли считать, что политика США на данном этапе войны ведет к созданию антифашистской коалиции?

 

В развитии творческой деятельности при изучении и использовании иллюстраций можно применять следующие виды заданий:

-          Реконструкция исторической среды на основе иллюстративного материала в игровой деятельности. (Например, используя иллюстрации разыграть мини-спектакль на тему: «Хождение в народ» или самостоятельно придумать игровое лото с использованием иллюстраций и исторических событий);

-          Выработать собственные оценочные критерии по отношению к иллюстративному материалу с точки зрения исторического познания (Например, доказать, что художник Репин в своей работе «Утро стрелецкой казни» допустил историческую ошибку);

-          Составить буклет с «авторским» описанием иллюстраций.

     ( Например, репродукции картин посвященных Великой 

     Отечественной войне.);

 

Во внеклассной деятельности по предмету для развития творческих способностей учащихся хорошо использовать исторические вечера и внеклассные мероприятия. Наиболее удачно ежегодно проходят состязания учащихся 5-х классов по теме: «Древний Восток» и «Мифы Древней Греции». Ребята готовят костюмы страны, которую они «представляют», придумывают девиз, готовят рекламу, которая отражает особенности культуры этой страны, придумывают вопросы и задания своим соперникам. На мероприятии по «Мифам Древней Греции» учащиеся ставят театральные постановки по мифам, которые готовят самостоятельно. Аналогично проводился исторический вечер в 7-х классах «Великие географические открытия». Каждому классу было предложено  представить в виде мини - спектакля одного из выдающихся первооткрывателей (Васко да Гама, Христофор Колумб, Бартоломео Диаш, Фернандо Магеллан). Ребята готовились к этому мероприятию почти месяц. Изучали материал, придумывали сценарии (некоторые даже в стихах), готовили костюмы, реквизит, подбирали нужную мелодию, репетировали.

Развитие  творческих способностей у учащихся можно использовать  при проведении исследовательских работ. Например, составить фото – стенд «Няндома – вчера и сегодня». Учащимся придется найти старые фотографии наиболее значимых зданий, достопримечательностей города и самим сфотографировать эти исторические места сегодня. Или принять участие в конкурсах и конференциях. Так в этом году учащиеся 7Б класса Маслов Дима и Кучумов Юра впервые работали над рефератами и выступали с работами на первых районных краеведческих чтениях школьников, который проводился в Доме Творчества. Ученицы 9А класса Корчевская Анна заняла второе место на районной научно-практической конференции старшеклассников с рефератом по теме: «Деятельность Няндомского военного комиссариата в годы Великой Отечественной войны», Пащенко Катя выступила  по теме: «Почетные граждане города Няндомы» и заняла призовое место. Обе ученицы провели большой объем исследовательской работы: изучили краеведческий материал  и документы по теме, провели углубленное интервью, оформили презентацию своей работы. В следующем году мы планируем начать исследовательскую работу по теме: « Церковь и власть в 30- 40-е годы».

Творческие способности учащихся наиболее успешно реализуются в преподавании элективных курсов. Можно предложить учащимся написать рефераты, подготовить и провести в классах лекции, подготовить и оформить выставку книг, документов, собрать подборку из материалов периодической печати, разработать творческие проекты (компьютерные презентации). Например, в этом году в 9-х классах проводился элективный курс по теме: «Великая Отечественная война». Ребята разработали лекции на темы :

-          Герои Брестской крепости;

-          Московская битва;

-          Блокада Ленинграда;

-          Сталинградская битва;

-          Огненная дуга;

-          Антигитлеровская коалиция;

-          На оккупированной территории;

-          Наш край в истории Великой Отечественной войны;

-  Города – герои и помогают классным руководителям в проведении классных часов, посвященных  60-летию Победы над фашизмом и мне, учителю истории, когда изучаем эти темы на уроках.

Другим ребятам предложено разработать и составить компьютерные презентации по темам: «Няндома в годы Великой Отечественной войны», «Герои – земляки», «Сильные духом» (материал о героях Великой Отечественной войны), «Города – герои», «Пионеры – герои».

Две ученицы занимались изучением краеведческого материала по темам: «Деятельность Няндомского комиссариата в годы Великой Отечественной войны» и «Няндомское депо в годы Великой Отечественной войны».

На занятиях учащиеся анализировали события, происходившие в годы войны, рассматривали различные точки зрения на те или иные события, аргументировали свою позицию. Помогали учителю разнообразить видеотеку по теме «Великая Отечественная война», оформить стенд и выставку книг в кабинете истории.

На элективном курсе « Выдающиеся политические лидеры России ХХ века» учащиеся оформляют материал в папки, которые ученики в последствии могут использовать для подготовки к реферату по предмету или сообщению на уроках истории. Это и материал, который ребята нашли в литературе по истории, из библиографических справочников, из материалов периодической печати и автобиографии. 


Улитина Елена Владимировна , учитель истории

Улитина Елена Владимировна , учитель истории

В своей практике я стараюсь развивать творческие способности ребят на уроках, во внеклассной деятельности, в исследовательской работе по предмету и на элективных курсах

В своей практике я стараюсь развивать творческие способности ребят на уроках, во внеклассной деятельности, в исследовательской работе по предмету и на элективных курсах

Стараюсь, чтобы домашнее задание носило разноуровневый характер, где третий, продвинутый уровень, часто творческого характера

Стараюсь, чтобы домашнее задание носило разноуровневый характер, где третий, продвинутый уровень, часто творческого характера

Затем я постепенно перехожу к изучению этой исторической темы, использую иллюстрации работ

Затем я постепенно перехожу к изучению этой исторической темы, использую иллюстрации работ

Представляю часть таких заданий:

Представляю часть таких заданий:

На чем основывается уверенность в необходимости оказывать помощь

На чем основывается уверенность в необходимости оказывать помощь

Дима и Кучумов Юра впервые работали над рефератами и выступали с работами на первых районных краеведческих чтениях школьников, который проводился в

Дима и Кучумов Юра впервые работали над рефератами и выступали с работами на первых районных краеведческих чтениях школьников, который проводился в

Это и материал, который ребята нашли в литературе по истории, из библиографических справочников, из материалов периодической печати и автобиографии

Это и материал, который ребята нашли в литературе по истории, из библиографических справочников, из материалов периодической печати и автобиографии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2023