Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем,
ибо они сами
по природе своей — радость и счастье.
(В. Гюго)
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Усложняется эмоциональная жизнь ребенка: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Начинают различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
Актуальность опыта. Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. Именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития.
Ещё Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.
Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоциональной сфере личности ребёнка.
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики.
Следует отметить, что данная проблема не теряет своей актуальности. Наоборот, становится тревожней. Поэтому необходим поиск новых методов и технологий.
Арт-терапия относится кпсихологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через его занятия творчеством. Арт-терапия наиболее подходит для работы с детьми и основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта.
Основная идея опыта, его инновационная и практическая значимость. Идея опыта заключается в возможности использования инновационных методов и приёмов арт-терапии как средства коррекции и развития эмоциональной сферы у старших дошкольников.
Технология опыта.
Цель:обеспечение условий для коррекции и развития эмоциональной сферы у старших дошкольников в условиях дошкольного учреждения через использование методов арт-терапии.
Достижение поставленной цели я реализовываю в процессе последовательного решения следующих задач:
Задачи:
Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при следующих условиях:
- активно использовать разнообразные формы и методы работы по развитию эмоциональной сферы детей.
- обогащать, имеющиеся у детей знания об эмоциях и чувствах;
- обучать детей способам выражения эмоций.
Реализация поставленных задач проводилась по основным направлениям:
- психодиагностика,
- психологическое просвещение,
- коррекционно-развивающая работа.
Психологическую работу я строила со всеми участниками образовательного процесса: с детьми, родителями (законными представителями) дошкольников и педагогами ДОУ.
Для приобретения большей информации по данной теме, и подбора диагностического материала, я использовала литературу следующих авторов:
1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста».
2. Дорофеева Э.Т. «Методика исследования эмоционального состояния».
3. Ильин Е.П. «Эмоции и чувства».
4. Зеньковский В.В. «Психология детства».
5. Мясищев В.Н. «Эмоциональное развитие детей».
6. Семаго Н.Я. Семаго М.М. «Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога».
Результативность профессиональной деятельности.Анализируя проделанную работу, я пришла к выводу о том, что занятия дали положительный результат (Приложение 1).
Проведенная работа доказала и подтвердила необходимость, важность и эффективность применения арт - терапии с целью развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: развитие ребенка связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Психологическая работа с детьми по психокоррекции получила положительную оценку со стороны родителей и педагогов. У детей снизился уровень тревожности, они приобрели уверенность, более активно участвуют в играх и отвечают на занятиях, стали относиться терпимее друг к другу, а это значит, что у них формируется чувство сопереживания (эмпатия).
Перспективность опыта. Использование методик арт-технологий, в качестве метода коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста положительно влияет на эмоциональное развитие. Применение в работе педагога-психолога разных видов арт-терапии и специально разработанных программ психокоррекции является весьма ценным.
Приложение 1
Диаграмма «Результаты изучения эмоционального развития
детей старшего дошкольного возраста в 2020 – 2021 у. г.
Тест Тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, А. Амен)
После проведения коррекционной работы уровень тревожности у старших дошкольников стал ниже. Это свидетельствует о повышении уровня эмоциальной приспособленности детей к социальным ситуациям.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.