Опыт работы учителя начальных классов Соколовой О.В. «Использование образовательных технологий и образовательных платформ в период дистанционного обучения»

  • Научные работы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 20.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

описываются проблемы дистанционного обучения
Иконка файла материала Опыт работы учителя начальных классов Соколовой О.docx

Соколова Ольга Валерьевна

учитель начальных классов, к.и.н

МБОУ «Прогимназия «Радуга»

г. Курск

 

Опыт работы учителя начальных классов Соколовой О.В. «Использование образовательных технологий и образовательных платформ в период дистанционного обучения»

Аннотация: В научной статье рассматривается вопросы, дистанционных методов обучения на различных уроках и умение ориентироваться в информационной среде.

Ключевые слова: дистанционное обучение, учебная мотивация, образовательная платформа, мультимедийная презентация, индивидуализация обучения.

 

Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. И ключевую роль в решении этих задач играет компетенция современного человека в ИКТ.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы в условиях дистанционного обучения, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Использование дистанционных методов обучения на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств: компьютеров, мобильной связью, Интернет и т. д.

В единой образовательной среде ИКТ дают возможность повысить эффективность обучения. В результате использования информационных образовательных платформ появляется возможность осуществить индивидуальный подход к ученику, получить поддержку коллективной работы, возможность содействовать самостоятельной и творческой работе ученика. В электронной образовательной высокоинформативной среде учитель и ученик равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому учитель перестаёт быть единственным источником фактов, идей и другой информации. Наставник – вот его новая роль. Теперь учитель выполняет новые задачи развития в своих учениках востребованных современным обществом навыков – критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении, умения работать в группе, быстро адаптироваться к изменениям в ИКТ, а также интеллектуальных навыков для постановки

Грамотное использование образовательных дистанционных платформ в начальной школе способствует:

·                     повышению учебной мотивации;

·                     повышению качества знаний школьников, снижению дидактических затруднений;

·                     обеспечению дифференциации обучения;

·                     повышение объёма выполняемой на уроке работы ;

·                     развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

·                     рационализации организации учебного процесса,

·                     повышению эффективности урока;

·                     повышению уровня комфортности обучения, повышению активности и инициативности школьников на уроке;

·                     формированию информационно-коммуникативной компетенции.

Преимущества применения дистанционного обучения, оригинальность, новизна.

Интерактивная доска выступает в качестве модернизированной школьной доски, на которой демонстрируется необходимый для освоения материал. Это позволяет повысить роль наглядности, даёт учащимся более полную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу.

Такой способ, несомненно, имеет преимущества перед традиционным:

·                     классическое объяснение нового материала сочетается с электронными иллюстрациями, что позволяет разнообразить способы предъявления информации;

·                     электронные задания для индивидуальной работы можно успешно использовать на этапе закрепления изученного материала;

·                     электронные материалы можно использовать при проведении контроля усвоения знаний, что развивает самоконтроль учащихся.

При умелом использовании ИКТ помогают учителю разнообразить урок, сэкономить время на уроке, проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне. Ученику ИКТ помогают получить опыт самостоятельных действий, самоконтроля, повысить самооценку, мотивацию.

Эффективность использования ИКТ в учебном процессе.

Повышение:

- качества образования; в результате – успеваемости;

- уверенности учащихся в своих силах;

- учебной мотивации.

Анализируя различные аспекты использования ИКТ на уроках в начальной школе, можно выделить следующее:

·                     Компьютер как объект изучения;

·                     Компьютер как средство обучения (тренажёры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т. п.)

·                     Компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, проводить исследование на высоком творческом уровне.

В своей работе я использую компьютер в двух последних аспектах как средство обучения на различных уроках.

Ученики начальных классов, как известно, имеют наглядно-образное мышление. Однако получение визуальной информации в учебном процессе очень затруднено, так как большая часть учебной информации, предназначенной для ученика, передаётся посредством письма на бумажных носителях. Эту проблему позволяет преодолеть использование ИКТ в учебном процессе.

Мультимедийная презентация  - одна из активных форм обучения, предполагающая использование компьютерных технологий. Её цель – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видеофильмами. Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

В своей работе, в период дистанционного обучения в 2020 году  я постоянно использовала презентации на уроках окружающего мира, русского языка, математики. Детям приходилось часто самим находить необходимую информацию по различным темам. Своими задачами я ставила умелое сочетание работы с книгой и поиск информации детьми с помощью техники.

На уроках технологии использовались презентации – инструкционной карты по изготовлению того или иного изделия. Ребята с большим интересом смотрели презентации на темы «Золотые узоры Хохломы», «О народных умельцах», «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись».

Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты – всё это позволяет значительное время удерживать произвольное внимание учащихся младших классов; минимизация необходимости использования мела на доске ускоряет процесс подачи информации. Значение использования презентаций на уроках в начальной школе трудно переоценить.

Развитие у младших школьников умения «читать» информацию, переданную с помощью таких моделей, является базовым для развития у них информационных умений и прежде всего умения работать с информацией, данной в учебной книге: самостоятельно ориентироваться на развороте учебника, понимать и передавать сведения, на основе которых выполняется каждое отдельное задание, находить ответы на вопросы, делать выводы, сравнивать и группировать объекты изучения, устанавливать простейшие причинно-следственные связи между ними.

В основном на уроках я использовала образовательные платформы «Я класс, Учи.ру»  на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

При проведении уроков русского языка и математики кроме фронтальной работы при объяснении нового материала, я использовала раздел «Я класс» - «Проверочные работы» или создавала карточки для индивидуальной работы детей для выполнения тренировочных заданий.

Безусловно, я учитывала, что общее время работы ученика за компьютером не должно превышать 20-30 минут.

Следует отметить, что в условиях пандемии и как необходимая мера - дистанционное обучение имеет плюсы:

·                     повышается мотивация к изучаемым предметам, так как детям интересно работать за компьютером;

·                     свой темп работы для каждого ученика, возможность вернуться к тому заданию, которое не понял;

·                     индивидуализация обучения;

·                     сочетание контроля и самоконтроля;

·                     низкие затраты времени для проведения тестирования и оценки успехов ребёнка;

·                     психологическое спокойствие ребёнка, отсутствие боязни при даче неверного ответа.

На уроках, на внеклассных занятиях, при проверке домашнего задания, на различных этапах урока пользуюсь каталогом сайтов. Активно участвую в различных сетевых содружествах дистанционно.

Но дистанционное обучение не лишено недостатков, например:

 - часто возникают сложности с перегрузкой сервера;

- не у всех детей есть возможность выхода в интернет;

- считаю, что всё-таки, полостью дистанционное обучение не может заменить живое общение с педагогами.

Таким образом, как одна из составляющих учебного процесса – дистанционная форма доказала свое право на существование, но не как основная форма обучения.

Можно предположить, что в ближайшие годы основная проблема развития дистанционного образования, как в России, так и за рубежом, будет связана с ростом конкуренции на таком специфическом рынке образовательных услуг. В этих условиях необходимым фактором повышения уровня конкурентоспособности учреждений, действующих на рынке дистанционного образования, будет повышение качества образования, совершенствование методического и ресурсного содержания дистанционных курсов, а также снижение затрат на обучение.