«Опыт реализации программы наставничества в Морском клубе «Юнга»»
Оценка 4.8

«Опыт реализации программы наставничества в Морском клубе «Юнга»»

Оценка 4.8
Лекции
doc
воспитательная работа +1
4 кл—11 кл
04.10.2023
«Опыт реализации  программы наставничества  в Морском клубе «Юнга»»
Опыт реализации программы наставничества в Морском клубе «Юнга» Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных имеет глубокие исторические корни, связанные с историей зарождения Регулярного российского флота эпохи правления царя Петра Алексеевича – императора Петра Великого
статья Опыт реализации программы наставничества в Морском клубе Юнга для Знанио.doc

                                    

 «Дворцовская педагогика. Наставничество»

 

             «Опыт реализации

программы наставничества

в Морском клубе «Юнга»»

 

      Опыт реализации программы наставничества в Морском клубе «Юнга» Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных имеет глубокие исторические корни, связанные с историей зарождения Регулярного российского флота эпохи правления царя Петра Алексеевича – императора Петра Великого. Юный царь Петр, участник Великого посольства (дипломатической миссии правителя Русского царства Петра Алексеевича в Европу, в 1697—1698 годах) под именем Петра Михайлова, в чине простого десятника (младшего командира), на себе испытал и проверил нюансы взаимоотношений «старший-младший» на флотах ведущих морских держав того времени.

Фото 1. Великое посольство русское по гравюре современника. Петр 1 в одежде голландского матроса

    Результатом полученного опыта стало появление в 1722 году законодательного акта — «Табеля о рангах», — узаконившего некоторые, существовавшие ранее на Руси, чины и установивший четкую систему воинских, статских (гражданских) и придворных рангов в Российской империи. Благодаря этому труду каждый чин русского флота получил свое название и полное описание функционала (своего рода должностная инструкция).

     Например, слово «матрос» (в старом написании встречается и «матроз») ведет свое происхождение от голландского «матроос», что значит «товарищ по мачте». До XVII века в русском языке его не было, и только во время организации Петром I регулярного военного флота, оно широко вошло в обиход, как и множество других голландских морских терминов.

     Так же в Петровском флоте звание «Сержант» - по своим функциям, скорее напоминал современного флотского старшину (старшего матроса). Для отличия от рядовых солдат сей чин носил алебарду.   

 

 

 

 

 

 

Фото 2. Петр 1 – сержант с алебардой. Оружейная палата Московского кремля.

    

     Таким образом, уже более 300 лет в Российском военно-морском и гражданском флотах существует практика применения звания «Старшина». Старшина - слово русское. До конца XVII века старшинами назывались лица, занимавшие должности (уряды) при гетмане, в полках и сотнях. Отсюда – генеральные, полковые, сотенные старшины.

     История Аничковой усадьбы Елизаветинской эпохи тесно связана с деятельностью старшин, управляющих гребными или парусными шлюпками при прохождении канала, связывающего реку Фонтанку и парадный вход Аничкова дворца.

 

 

 

 

 

Фото 3. Судоходный канал Аничковой усадьбы на гравюре XVIII века.

 

    В современном перечне матросских званий Российского военно-морского флота существует исторически сохранившаяся и оправдавшая себя временем следующая иерархия: Матрос - Старший матрос – Старшина, Старшина 2 статьи, Старшина 1 статьи, Главный старшина, Главный корабельный старшина.

     Более 80 лет в кружках морского дела «Юный моряк» Ленинградского городского дворца пионеров и школьников  и приемника этого направления - Морского клуба «Юнга» (далее, МК «Юнга») Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных, с первых дней и до настоящего времени принято по умолчанию звание «Старшина»,  которое присваивается юнгам старших курсов, ознакомившихся с историей, традициями и структурой клуба,  обладающих опытом участия в различных практиках (от шлюпочной до плавательной), развитыми навыками в строевой подготовке и отличающихся выраженным стремлением делиться полученным опытом и знаниями с младшими воспитанниками, помогая им адаптироваться в клубной среде.

СТАРШИНСТВО стало особым видом наставничества

между юнгами в Морском клубе «Юнга».

 

 

 

 

Фото 4. Старшина Гулимонов ведет строй юнг. ЗЦДЮТ «Зеркальный»,

18-я осенняя смена «Я-Дворцовец», 02.11.2022 (из фото-архива МК «Юнга»)

 

   Основными задачами старшин МК «Юнга» являются:

¾    помощь в адаптации учащихся 1 года обучения;

¾    содействие в работе по сохранности контингента учащихся;

¾    укрепление командного духа.

     Главным функционалом старшины в условиях Морского клуба «Юнга» являются:

¾    помощь в учебном процессе;

¾    помощь при проведении шлюпочной практики;

¾    помощь в организации и проведении плановых и праздничных мероприятий.    

     Маршрутом формирования старшинских компетенций и навыков является успешное освоение образовательной программы «Старшинский корпус», в результате которой структурируется системное мышление, закладываются основы ответственного социального поведения, получение опыта общественной деятельности и появление выраженного желания помогать сверстникам, клубу, Дворцу. 

    По мере прохождения данного образовательного маршрута используются следующие современные образовательные технологии:

- Технология наставничества. Во время образовательной практики применяется модель наставничества «старший-младший», когда учащиеся 3-ого и 4-ого годов обучения взаимодействуют с учащимися 1-ого и 2-ого годов обучения, помогая младшим осваивать практические навыки, закрепляя собственные практические навыки и помогая педагогу уделить необходимое внимание практическим навыкам каждого обучающегося. Кроме образовательного процесса, технология наставничества используется при организации традиционных клубных мероприятиях. В результате такого неформального общения и совместного взаимодействия происходит взаимообогащение, вырабатываются партнерские и доверительные отношения, проводится работа по передаче опыта, традиций и формирование знаний, метакомпетенций и ценностей.

 

Фото 5. Обучение старшим юнгой младшего приемам вязания морских узлов. ЗЦДЮТ «Зеркальный»,

18-я осенняя смена «Я-Дворцовец»,

01-09.11.2022 (из фото-архива МК «Юнга»)

 

 

¾    Игровая технология, благодаря которой улучшается взаимодействие подростка с окружающей его средой и способствует его гармоничному саморазвитию. Игровая технология выражается через использование ролевых и ситуационных игр, элементов реконструкции исторических событий, элементов сценической деятельности

 

 

 

Фото 6. Традиционный праздник МК «Юнга» - «Новогодняя сказка». Мероприятие организуют и проводят выпускники и старшины клуба. 25.12.2020. Аудитория № 225 отдела техники.

(из фото-архива МК «Юнга»)

 

 

¾    Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), помогающие развить навыки работы с информацией разных видов и на разных носителях с целью осуществления самостоятельной познавательной деятельности – при подготовке к викторинам, творческим встречам, при создании творческой работы – портфолио. Технология обеспечивает повышение эффективности образовательного процесса. Среди современных информационных средств обучения наиболее активно используемыми являются электронные техническиие, публицистические и литературно-художественные библиотеки.

¾    Личностно-ориентированная технология: дифференцированный подход к заданиям учащимся при работе над собственными портфолио с учетом личных возможностей и особенностей учащихся.

¾        Здоровьесберегающая технология - это комплекс взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие учащегося с учетом сохранения его здоровья. здоровьесберегающая технология в программе используется при проведении строевой подготовки и в ходе учебного занятия, а также в ходе шлюпочной и учебно-плавательной практики.

 

 

 

 

Фото 7. Старшина шлюпки Арсений Семенов с юнгами первого года обучения на шлюпочной практике в ЗЦДЮТ «Зеркальный»

(из фото-архива МК «Юнга»).

 

     Инструментами мотивации к старшинской деятельности являются личные стремления большинства подростков к повышению личного статуса в среде сверстников, публичное признание личной успешности, возможность яркой самореализации и возможность принимать участие в разработке решений по улучшению практики юнг, досуговых форм деятельности детского сообщества. То есть, стремление ребенка быть авторитетным в среде сверстников выливается в социально-значимую деятельность на благо огромного сообщества воспитанников, выпускников и родителей Морского клуба «Юнга».

 

 

 

Фото 8. Знаменная старшинская группа МК «Юнга» на традиционном общем торжественном построении клуба в честь Дня рождения коллектива. Белоколонный зал Аничкова дворца.

(из фото-архива МК «Юнга»).

 

    Результатом полученного опыта старшинской деятельности могут быть - лидирующие позиции в профильных учебных заведениях, благодаря которым первокурсники резко выделяются на общем фоне и назначаются на младшие руководящие должности в студенческой среде, уверенная стрессоустойчивость в сложных жизненных ситуациях. Все это способствует повышению личной самооценки.

Ежегодно более 70% процентов выпускников клуба поступают в профильные морские учебные заведения, такие как Государственный Университет Морского и Речного Флота имени адмирала С.О.Макарова или "Морской технический колледж имени адмирала Д.Н. Сенявина". Специальности, которые выбирают ребята: инженер судоводитель, морская юриспруденция, менеджмент, логистика, инженер судостроитель, механики, электрики и радиотехники.. Причем, большинство студентов и курсантов – выпусников Морского клуба «Юнга» Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, становятся старшинами и старостами групп и рот, принимая активное участие в студенческой жизни. И в дальнейшем юнги занимают ведущую общественную позицию или руководящие должности по месту работы. Примером тому служат такие дворцовцы, как:

Малышев Иван Иванович, профессор Военно-морского института ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор военных наук, капитан I ранга запаса;

Грязин Дмитрий Геннадьевич, профессор, доктор технических наук, главный метролог, начальник отдела АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор»; Университет ИТМО (Санкт-Петербург).

Шишенин Евгений Витальевич, директор по развитию дивизиона военной техники и стратегических проектов АО «Кронштадт Технологии»;

Шпигель Андрей Игоревич, генеральный директор ООО «БАЛТСПЕЦФЛОТ», член Попечительского совета Дворца;

Филатов Никита Александрович, участник миротворческих операций и боевых действий в Закавказье (1988), Северной Осетии и Кабардино-Балкарии (1991). Награждён знаками отличия и медалями, в том числе, медалью «За Отвагу», юрист, писатель: член Союза писателей Санкт-Петербурга, лауреат нескольких международных и российских литературных премий;

Корольчук Андрей Александрович, художник, доцент, заведующий кафедры графики и скульптуры Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, член Союза художников России, вице-председатель Санкт-Петербургского общества акварелистов, лауреат творческих конкурсов, в том числе международных, участник более 400 выставок в России и за рубежом, из них 43 персональных.

 Список выпускников Морского клуба «Юнга» весьма обширен. Не все имена наших ребят можно озвучивать. Среди выпускников клуба военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов Российской Федерации.

 

 

Фото 9. Традиционное построение выпускников на юбилейных мероприятиях Морского клуба «Юнга», зал Революции Морского корпуса Петра Великого, 2017 год.

(из фото-архива МК «Юнга»).

 

      Резюмируя вышесказанное, можно смело заявить, что опыт наставнической деятельности в среде воспитанников Морского клуба «Юнга» - исторически сложившаяся, проверенная временем, результативная форма работы по формированию дружной и сплоченной команды детей, позволяющая, при этом, развить в подростке лидерские качества, что позволяет выпускнику стать успешным в дальнейшей жизни.

 

 

Фото 10. Старшина экипажа юнг 18-ой осенней смены «Я-Дворцовец» Гулимонов Тихон на подъеме флага Российской Федерации 02.09.2022 года.

ЗЦДЮТ «Зеркальный».

(из фото-архива МК «Юнга»)

 

Педагог-организатор отдела техники Слободчикова Н.П.

 

Список литературы:

  1. Анисимов Е. В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII. - СПб. : Дмитрий Буланин, 1997. - С. 113-117
  2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л. : Лениздат, 1989. – С. 177-183
  3. Горденев М.Ю. Морские обычаи, традиции и торжественные церемонии Русского

императорского флота. – Владивосток: Дальневосточная ассоциация морских капитанов, 2000. – 80 с.

  1. Гусев В. Славное имя — матрос // Военно-исторический журнал. –  1996. –  № 6. – С. 89–90
  2. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. — М. : ВПА им.

            Ленина, 1990. – 195 с.

  1. Келлерман Б. Идущие за лидером. - М. : Аквамариновая Книга, 2021. - 384 c.
  2. Корабельный устав военно-морского флота : введен в действие от 1 сентября 2001 года, № 350. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 261 с.
  3. Морской энциклопедический справочник : в 2 т. / под ред. Н.Н. Исанина. – Л. : Судостроение, 1986.

9.      Трейси Б. Маленькая книга хороших советов о даре уверенности в себе. – М. ; СПб. : Диля, 2017. – 123 с.

  1. Тришкина А. Педагогический опыт "Я - лидер" // Дополнительное образование и воспитание. –  2014. – № 4 (78). – С. 38 –42
  2. Фопель К.В. Как научить детей сотрудничать? : психологические игры и упражнения: часть 1-4 – 2-е изд. – М. : Генезис, 2010. – 543 с.
  3. Шишов А.В. Создание Петром Великим русской регулярной армии и военного флота // Ориентир. - 2000. - № 3. - С. 28-33

 

Интернет-источники:

 

  1. Портал о Военно-Морском Флоте России - URL:  http://flot.com/ (дата обращения: 02.10.2022)
  2. Белов А. Происхождение воинских званий // SNEG5 : общественно-образовательный портал. – 2016. –  9 марта. — URL: https://sneg5.com/obshchestvo/armiya/proishozhdenie-voinskih-zvaniy.html (дата обращения: 02.10.2022). 

  3. Скачано с www.znanio.ru

Дворцовская педагогика. Наставничество» «Опыт реализации программы наставничества в

Дворцовская педагогика. Наставничество» «Опыт реализации программы наставничества в

Фото 2. Петр 1 – сержант с алебардой

Фото 2. Петр 1 – сержант с алебардой

СТАРШИНСТВО стало особым видом наставничества между юнгами в

СТАРШИНСТВО стало особым видом наставничества между юнгами в

Фото 5. Обучение старшим юнгой младшего приемам вязания морских узлов

Фото 5. Обучение старшим юнгой младшего приемам вязания морских узлов

Фото 7. Старшина шлюпки Арсений

Фото 7. Старшина шлюпки Арсений

Малышев Иван Иванович , профессор

Малышев Иван Иванович , профессор

Фото 10. Старшина экипажа юнг 18-ой осенней смены «Я-Дворцовец»

Фото 10. Старшина экипажа юнг 18-ой осенней смены «Я-Дворцовец»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2023