Опыт работы

  • Особые потребности
  • docx
  • 14.08.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Опыт работы школьного педагога-психолога по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в воспитании и обучении и при переходе из начального в среднее звено для детей с ОВЗ. Описание практической работы с детьми с"особыми" потребностями, которые требуют особого внимания со стороны педагогов, психологов.
Иконка файла материала психологические аспекты преемственности.docx
Психологические аспекты преемственности детского сада и начальной школы в воспитании и обучении детей с ОВЗ и  при переходе из начальной в среднюю школу. педагог­психолог МАОУ СОШ №24 Иванова Елена Александровна Школьное обучение никогда не начинается  с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития,  проделанную ребенком. Л.С.Выготский Необходимость   преемственности   между   ДОУ   и   школой   –   проблема давняя, она сохраняет свою актуальность и на современном этапе.  Преемственность   –   взаимосвязь   между   предыдущим   и   последующим образовательными   этапами   и   сохранение   определенных   черт предшествующего опыта в последующем. Это предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем   общего   развития   и   воспитанности,   которая   отвечает   требованиям школьного   обучения,   с   другой   опору   школы   на   знания,   умения,   навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего   всестороннего   развития   обучающихся.   Одним   из   факторов, обеспечивающих   эффективность   образования,   является   непрерывность   и преемственность,   которые   предполагают   разработку   и   принятие   единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до окончания школы.  Вся работа по преемственности «детский сад начальная школа» ведется не первый год и строится на основании ежегодно составляемых «Договоров о совместной работе», утвержденных руководителем ОУ и плана совместной работы. Выделяются   три   основных   аспекта:   информационно­просветительский, методический и практический. Информационно­просветительский,   заключается   во   взаимном ознакомлении   учителей   и   воспитателей   с   задачами   воспитательно­ образовательной   работы   в   старшем   дошкольном   возрасте   (учителя)   и младшем школьном возрасте (воспитатели), изучении содержания программ подготовительной   группы   детского   сада   и   1   класса   школы.   Это   помогает учителям и воспитателям более детально разобраться в основных вопросах подготовки   детей   к   школе,   достигнуть   единства   в   понимании психологической   природы   умственного   и  социального  развития  ребенка.  С этой целью в работе практикуются такие конкретные формы контактов между детскими садами и школой как:­ участие учителей и воспитателей в совместных педагогических советах: в мае месяце –анализ успешности развития выпускников ДОУ, их здоровья и эмоционального   благополучия,   в   октябре   –   степень   адаптации первоклассников к условиям обучения в начальной школе;  ­   участие в научно методических совещаниях по вопросам  реализации ФГОС дошкольного и начального образования; ­     проведение   учителями   родительских   собраний   «О   требованиях   к будущим первоклассникам»; В работе по преемственности мы опираемся на  методический аспект содержания   связи   школы   и   детского   сада.   Этот   аспект   в   нашей   работе реализуется   через   взаимопосещения   педагогами   детских   садов   и   школы открытых   просмотров   уроков   и   занятий   с   последующим   их   совместным обсуждением,   Главным   содержанием   этих   встреч   является   всесторонний анализ   выдвинутых   вопросов,   выявление   недостатков   в   их   решении, выработка   конкретных   рекомендаций   к   дальнейшему   совершенствованию учебно­воспитательной   работы   в   детских   садах   и   школе.   В   мае   месяце   – анализ   успешности   развития   выпускников   ДОУ,   их   здоровья   и эмоционального   благополучия,   в   октябре   –   степень   адаптации первоклассников к условиям обучения в начальной школе. Практический аспект содержания контактов между начальной школой и детскими   садами     выражается,   с   одной   стороны,   в   предварительном знакомстве   учителей   в   детском   саду   со   своими   будущими   учениками,   с другой   в   курировании   воспитателями   своих   бывших   воспитанников   в процессе обучения их в 1 классе. Мы применяем такие конкретные формы как:   наблюдение   за   деятельностью   и   поведением   бывших   выпускников   на уроках;   беседы   учителей   с   воспитателями   о   своих   будущих   учениках; поддержание   воспитателем   контакта   с   учителем;   обсуждение   с   учителем причин отставания в учебе отдельных детей. Уже   несколько   лет   успешно   работает   «Школа   будущего первоклассника». Ежегодно в летний период, на базе МАОУ СОШ № 24, работает летняя оздоровительная площадка, которую посещают выпускники детского сада, с целью знакомства с учителем, зданием школы. В игровой форме проходит знакомство со школьными правилами.    Учителя начальных классов строят урок, используя физкультминутки, динамические паузы, игровые приемы, что копирует занятия в ДОУ. Кроме   того,   обучающиеся   начальных   классов   принимают   участие   в различных   мероприятиях,   проводимых   для   будущих   первоклассников: инсценируют   сказки,   показывают   спектакли   (концерт   по   ознакомлению   со школьной   жизнью).   Проводятся   совместные   спортивно­оздоровительные мероприятия.Каждый   ребенок   ­   особенный,   это   бесспорно.   И   всё   же   есть   дети,   о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его   способностей,   а   для   того,   чтобы   обозначить   отличающие   его   особые потребности.  Школа   выстраивает   работу   с  ребенком   с  ОВЗ     не   с  нуля,  а основываясь на его достижения в ДОУ.  С   каждым   годом   увеличивается   количество   детей,   которые   требуют особого внимания при организации образовательного процесса. Воспитатели передают информацию о таких детях на педсоветах. Педагоги и школьные специалисты намечают план индивидуальной работы с обучающимися. В   октябре   в   первых   классах     провожу         стартовую     психолого­ педагогическую  диагностику. Основная  цель  которой,  получить начальную информацию   о   готовности   первоклассников   к   обучению   в   школе   и разработать     рекомендации   по   определению   индивидуальных   траекторий обучения   и   оказанию   необходимой   помощи     учащимся,   их   родителям   и учителям.            Главная  задача проводимой диагностики – выявить достаточность или недостаточность ресурсов ребенка и какие ресурсы нужны первоклас­снику для обучения в школе.        Показатели готовности первоклассников к обучению в школе включали в себя   три группы: исследование уровня развития познавательных процессов (память, произвольность, воображение, творческие способности и мышление); уровень учебной мотивации; ранжирование средовой адаптации (школа, семья и   среда   неформального   общения);   а   так   же   наблюдения   за   соблюдением детьми правил школьного поведения и умение управлять своим поведением. По результатам диагностики, выделяется группа риска, те дети, которым необходима помощь школьных специалистов: логопед, психолог, дефектолог. На каждого ребенка составляется индивидуальный план работы. В конце учебного года, на школьном ПМПк, учителя первых классов и школьные   специалисты   представляют   результаты   своей   работы.   Низкая динамика развития познавательных процессов и медленное усвоение учебной программы   являются   основанием   для   обращения   в   ПМПК,   с   целью определения программы обучения. В нашей школе ежегодно открываются классы, реализующие АООП для обучающихся с ЗПР, УО. На базе МАОУ СОШ № 24 находится ресурсный центр «Образование и воспитание обучающихся с ОВЗ и детей­инвалидов», который оказывает методическую, информационную и практическую помощь педагогам, родителям и детям с ОВЗ. Для детей с ОВЗ организована внеурочная деятельность «Познай себя», «Умелые   руки   не   знают   скуки»,   «Хоровое   чтение   и   речевой   хор».   В упрощенной   форме   проводятся   олимпиады   по   предметам,   обязательное, причём успешное, участие в турслетах, различных спортивных соревнованиях. Принимали активное участие в акции при Нижнетагильском филиале РГППУ«Звездный   микс»,   в   разных   номинациях,   получили   грамоты,   дипломы   и подарки.   Классы   с   ОВЗ   в   начальной   школе   многие   воспитательные мероприятия проводят совместно­ это такие, как «Зимние забавы», праздник «Масленицы», праздник «Дары осени», викторины. Некоторые из праздников проводятся с участием родителей, например, праздник Матери, где учащиеся готовят своими руками  блюда, учатся накрывать праздничный стол, вручают родителям подарки , приготовленные своими руками. Ребята этих классов готовят   групповые   проекты   по   технологии,   изобразительному   искусству. Учителями   накоплен   богатый   материал   по   развитию   памяти,   внимания, сообразительности.  В   классах     ведется   планомерная   работа   учителей   и   школьных специалистов (психолога, дефектолога, школьного врача). Это достигается за счет небольшого количества детей в классе, просматривается постепенная, но положительная   динамика   в   развитии   учащихся   с   ОВЗ.   По   результатам прохождения   ПМПК   в   конце   четвертого   класса   некоторым   обучающимся рекомендовано   обучение   по   общеобразовательным   программам.   Данная работа   способствует   не   только   развитию   познавательных   процессов,   но   и гармоничного личностного развития ребенка, его успешной социализации в социуме,   что   благоприятно   влияет   на   адаптацию   к   обучению   в   основной школе.   Этому   способствует   непрерывная   самообразовательная   работа учителей. Они регулярно повышают свою квалификацию через прохождение курсов, посещение семинаров, участие в вебинарах. Психологические аспекты  преемственности обучения детей с ОВЗ при переходе из начальной в среднюю школу. Переход от начальной ступени образования к основной в современной  школе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников.  К ним относятся повышение требований к самостоятельности  ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения. При переходе из начальной школы в среднюю учащиеся  преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими  причинами: вместо одного учителя – сразу много, больше предметов,  кабинетная система и другие. Педагогам необходимо провести целый  комплекс мероприятий, для того чтобы смягчить переход обучающихся с ОВЗ в среднюю школу. Организация деятельности педагогического коллектива в  нашей школе проходит в три этапа: 1. Подготовительный. 2. Адаптационный. 3. Стабилизационный. Подготовительный этап включает в себя всю работу, которую проводит  педагогический коллектив в 4­ом классе.Администрация школы распределяет классное руководство для будущих  пятиклассников, а также нагрузку педагогов­предметников. Начиная со второго полугодия классный руководитель посещает уроки,  начинает знакомства со своими будущими учениками, изучает возможности  обучающихся, осуществляется знакомства с личными делами. Педагоги­ предметники посещают уроки, консультируются с учителем и школьными  специалистами по специфике работы в данном классе. В мае проводится педагогический совет «Преемственность  обучения». В конце учебного года я, как школьный психолог, провожу с  обучающимися 4х классов курс занятий «До свидания, начальная школа!»,  занятия направлены на актуализацию положительных эмоций за период  обучения в начальной школе, повышение уровня школьной мотивации. В мае проводятся родительские собрания для выпускников четвертых  классов. Адаптационный период. Решение проблемы преемственности находится в сфере более широкой,  чем образование, – сфере социализации личности. А это значит, что,  обеспечивая эффективное психолого ­ педагогическое сопровождение  учащихся в период адаптации, мы создаём условия для успешной  социализации ребенка в обществе. В 5 классе перенимающие учителя стараются не разрушить, а сохранить  всё то, положительное, что заложено в начальной школе. Учителя начальных классов посещают уроки у своих выпускников,  общаются с ними, дают советы. Обучающиеся 5х классов являются  помощниками в проведении праздничных мероприятий своим первым  учителям. Уже с сентября для обучающихся 5х классов проводятся занятия  внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс». Цель   программы: способствовать   психологической   адаптации пятиклассников к условиям средней школы. Задачи: ∙   Формирование   у   детей   позитивной   Я­концепции   и   устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности ∙   Формирование положительной учебной мотивации детей ∙   Формирование групповой сплоченности ∙   Освоение детьми школьных правил ∙   Выработка норм и правил жизни класса ∙   Формирование навыков уверенного поведения ∙   Формирование   адекватных   форм   поведения   в   новых   школьных ситуациях∙   Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления   межличностных   отношений   друг   с   другом,   с   новыми учителями и другими сотрудниками школы. На первом этапе работы по программе внеурочной деятельности основное  внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков  поведения в новых школьных ситуациях.  На втором этапе проводится работа с основными проблемами,  возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача  принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со  сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы.  Важнейшей   задачей   этого   этапа   является   помощь   детям   в   осознании требований   преподавателей.   Соответственно   решается   еще   одна   задача   – способствование установлению межличностных отношений с педагогами. На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований  преподавателей. Отдельно решается задача ориентирования ребенка на  процесс деятельности, а не на оценку. На этом же этапе начинается работа по  принятию детьми своих негативных чувств. Поэтому отдельного внимания  заслуживают приемы по снижению напряжения в школьных ситуациях; с  помощью этих приемов дети овладевают навыками релаксации и работы со  школьными страхами. На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди   которых   выделяются   конструктивные   способы   поведения   в конфликтных школьных ситуациях.  В   ноябре   мною   проводится   диагностика   «Адаптации   пятиклассников   к обучению в средней школе» Для того, чтобы выявить дезадаптацию и принять соответствующие меры,  используется наблюдение и  методики, включающие анкетирование и  психологические тесты:  методика «Цветные письма» Цель:     определение психологической комфортности учащихся на разных уроках.  методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса Цель:  изучение уровня и характера тревожности, связанной с школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут   и   предлагаться   в   письменном   виде.   На   каждый   вопрос   требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».  анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой  Цель: определение школьной мотивации.Анкета состоит из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих  отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование  на школьную ситуацию.   опросник Левченко «Чувства в школе» Цель: определение эмоционального состояния обучающегося в школе. Для проведения  опроса потребуется индивидуальный бланк для каждого ученика. Из списка 16 состояний учащимся предлагается выбрать 8, которые они чаще всего испытывают по отношению к школе. В конце второго полугодия совместно с педагогами­предметниками  проводятся родительские собрания «Адаптация пятиклассников»  с целью:  ознакомить родителей с особенностями адаптации детей к обучению в  пятом классе  Выявить причины плохой адаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем  Предложить практические советы по адаптации ребенка в школе На стабилизационном этапе проводится педагогический совет «Проблемы  преемственности обучения в начальной и основной школе по новым ФГОС»,  на котором происходит сопоставление практических наблюдений учителей­ предметников, классного руководителя, администрации и педагога­  психолога, что позволяет выйти на объективные результаты. Информация об  индивидуальных особенностях обучающихся с ОВЗ  сводится и становится  инструментом в руках каждого учителя предметника.  Анализ результативности проведенной работы позволяет сделать вывод о  том, что обучающиеся с ОВЗ проходят этот этап безболезненно сохраняя при  этом результаты обученности, качество обучения не становится ниже. За счет проделанной работы по преемственности детский сад – начальная  – основная школа обучающиеся с ОВЗ имеют сто процентную успеваемость,  успешно сдают ГИА и в дальнейшем получают профессиональное  образование.