Опыт работы школьного педагога-психолога по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в воспитании и обучении и при переходе из начального в среднее звено для детей с ОВЗ. Описание практической работы с детьми с"особыми" потребностями, которые требуют особого внимания со стороны педагогов, психологов.
психологические аспекты преемственности.docx
Психологические аспекты преемственности детского сада и
начальной школы в воспитании и обучении детей с ОВЗ и при переходе
из начальной в среднюю школу.
педагогпсихолог МАОУ СОШ №24
Иванова Елена Александровна
Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается на
определенную стадию развития,
проделанную ребенком.
Л.С.Выготский
Необходимость преемственности между ДОУ и школой – проблема
давняя, она сохраняет свою актуальность и на современном этапе.
Преемственность – взаимосвязь между предыдущим и последующим
образовательными этапами и сохранение определенных черт
предшествующего опыта в последующем.
Это предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким
уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям
школьного обучения, с другой опору школы на знания, умения, навыки,
которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для
дальнейшего всестороннего развития обучающихся. Одним из факторов,
обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и
преемственность, которые предполагают разработку и принятие единой
системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от
детского сада до окончания школы.
Вся работа по преемственности «детский сад начальная школа» ведется
не первый год и строится на основании ежегодно составляемых «Договоров о
совместной работе», утвержденных руководителем ОУ и плана совместной
работы.
Выделяются три основных аспекта: информационнопросветительский,
методический и практический.
Информационнопросветительский,
заключается во взаимном
ознакомлении учителей и воспитателей с задачами воспитательно
образовательной работы в старшем дошкольном возрасте (учителя) и
младшем школьном возрасте (воспитатели), изучении содержания программ
подготовительной группы детского сада и 1 класса школы. Это помогает
учителям и воспитателям более детально разобраться в основных вопросах
подготовки детей к школе,
достигнуть единства в понимании
психологической природы умственного и социального развития ребенка. С
этой целью в работе практикуются такие конкретные формы контактов между
детскими садами и школой как: участие учителей и воспитателей в совместных педагогических советах:
в мае месяце –анализ успешности развития выпускников ДОУ, их здоровья и
эмоционального благополучия,
в октябре – степень адаптации
первоклассников к условиям обучения в начальной школе;
участие в научно методических совещаниях по вопросам реализации
ФГОС дошкольного и начального образования;
проведение учителями родительских собраний «О требованиях к
будущим первоклассникам»;
В работе по преемственности мы опираемся на методический аспект
содержания связи школы и детского сада. Этот аспект в нашей работе
реализуется через взаимопосещения педагогами детских садов и школы
открытых просмотров уроков и занятий с последующим их совместным
обсуждением, Главным содержанием этих встреч является всесторонний
анализ выдвинутых вопросов, выявление недостатков в их решении,
выработка конкретных рекомендаций к дальнейшему совершенствованию
учебновоспитательной работы в детских садах и школе. В мае месяце –
анализ успешности развития выпускников ДОУ, их здоровья и
эмоционального благополучия,
в октябре – степень адаптации
первоклассников к условиям обучения в начальной школе.
Практический аспект содержания контактов между начальной школой и
детскими садами
выражается, с одной стороны, в предварительном
знакомстве учителей в детском саду со своими будущими учениками, с
другой в курировании воспитателями своих бывших воспитанников в
процессе обучения их в 1 классе. Мы применяем такие конкретные формы
как: наблюдение за деятельностью и поведением бывших выпускников на
уроках; беседы учителей с воспитателями о своих будущих учениках;
поддержание воспитателем контакта с учителем; обсуждение с учителем
причин отставания в учебе отдельных детей.
Уже несколько лет успешно работает «Школа будущего
первоклассника».
Ежегодно в летний период, на базе МАОУ СОШ № 24, работает летняя
оздоровительная площадка, которую посещают выпускники детского сада, с
целью знакомства с учителем, зданием школы. В игровой форме проходит
знакомство со школьными правилами.
Учителя начальных классов строят урок, используя физкультминутки,
динамические паузы, игровые приемы, что копирует занятия в ДОУ.
Кроме того, обучающиеся начальных классов принимают участие в
различных мероприятиях, проводимых для будущих первоклассников:
инсценируют сказки, показывают спектакли (концерт по ознакомлению со
школьной жизнью). Проводятся совместные спортивнооздоровительные
мероприятия. Каждый ребенок особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о
которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность
его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые
потребности. Школа выстраивает работу с ребенком с ОВЗ не с нуля, а
основываясь на его достижения в ДОУ.
С каждым годом увеличивается количество детей, которые требуют
особого внимания при организации образовательного процесса. Воспитатели
передают информацию о таких детях на педсоветах. Педагоги и школьные
специалисты намечают план индивидуальной работы с обучающимися.
В октябре в первых классах провожу стартовую психолого
педагогическую диагностику. Основная цель которой, получить начальную
информацию о готовности первоклассников к обучению в школе и
разработать рекомендации по определению индивидуальных траекторий
обучения и оказанию необходимой помощи учащимся, их родителям и
учителям.
Главная задача проводимой диагностики – выявить достаточность или
недостаточность ресурсов ребенка и какие ресурсы нужны первокласснику
для обучения в школе.
Показатели готовности первоклассников к обучению в школе включали в
себя три группы: исследование уровня развития познавательных процессов
(память, произвольность, воображение, творческие способности и мышление);
уровень учебной мотивации; ранжирование средовой адаптации (школа, семья
и среда неформального общения); а так же наблюдения за соблюдением
детьми правил школьного поведения и умение управлять своим поведением.
По результатам диагностики, выделяется группа риска, те дети, которым
необходима помощь школьных специалистов: логопед, психолог, дефектолог.
На каждого ребенка составляется индивидуальный план работы.
В конце учебного года, на школьном ПМПк, учителя первых классов и
школьные специалисты представляют результаты своей работы. Низкая
динамика развития познавательных процессов и медленное усвоение учебной
программы являются основанием для обращения в ПМПК, с целью
определения программы обучения.
В нашей школе ежегодно открываются классы, реализующие АООП для
обучающихся с ЗПР, УО. На базе МАОУ СОШ № 24 находится ресурсный
центр «Образование и воспитание обучающихся с ОВЗ и детейинвалидов»,
который оказывает методическую, информационную и практическую помощь
педагогам, родителям и детям с ОВЗ.
Для детей с ОВЗ организована внеурочная деятельность «Познай себя»,
«Умелые руки не знают скуки», «Хоровое чтение и речевой хор». В
упрощенной форме проводятся олимпиады по предметам, обязательное,
причём успешное, участие в турслетах, различных спортивных соревнованиях.
Принимали активное участие в акции при Нижнетагильском филиале РГППУ «Звездный микс», в разных номинациях, получили грамоты, дипломы и
подарки. Классы с ОВЗ в начальной школе многие воспитательные
мероприятия проводят совместно это такие, как «Зимние забавы», праздник
«Масленицы», праздник «Дары осени», викторины. Некоторые из праздников
проводятся с участием родителей, например, праздник Матери, где учащиеся
готовят своими руками блюда, учатся накрывать праздничный стол, вручают
родителям подарки , приготовленные своими руками. Ребята этих классов
готовят групповые проекты по технологии, изобразительному искусству.
Учителями накоплен богатый материал по развитию памяти, внимания,
сообразительности.
В классах
ведется планомерная работа учителей и школьных
специалистов (психолога, дефектолога, школьного врача). Это достигается за
счет небольшого количества детей в классе, просматривается постепенная, но
положительная динамика в развитии учащихся с ОВЗ. По результатам
прохождения ПМПК в конце четвертого класса некоторым обучающимся
рекомендовано обучение по общеобразовательным программам. Данная
работа способствует не только развитию познавательных процессов, но и
гармоничного личностного развития ребенка, его успешной социализации в
социуме, что благоприятно влияет на адаптацию к обучению в основной
школе. Этому способствует непрерывная самообразовательная работа
учителей. Они регулярно повышают свою квалификацию через прохождение
курсов, посещение семинаров, участие в вебинарах.
Психологические аспекты преемственности обучения детей с ОВЗ
при переходе из начальной в среднюю школу.
Переход от начальной ступени образования к основной в современной
школе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников.
К ним относятся повышение требований к самостоятельности
ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания
обучения. При переходе из начальной школы в среднюю учащиеся
преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими
причинами: вместо одного учителя – сразу много, больше предметов,
кабинетная система и другие. Педагогам необходимо провести целый
комплекс мероприятий, для того чтобы смягчить переход обучающихся с ОВЗ
в среднюю школу. Организация деятельности педагогического коллектива в
нашей школе проходит в три этапа:
1. Подготовительный.
2. Адаптационный.
3. Стабилизационный.
Подготовительный этап включает в себя всю работу, которую проводит
педагогический коллектив в 4ом классе. Администрация школы распределяет классное руководство для будущих
пятиклассников, а также нагрузку педагоговпредметников.
Начиная со второго полугодия классный руководитель посещает уроки,
начинает знакомства со своими будущими учениками, изучает возможности
обучающихся, осуществляется знакомства с личными делами. Педагоги
предметники посещают уроки, консультируются с учителем и школьными
специалистами по специфике работы в данном классе.
В мае проводится педагогический совет «Преемственность обучения».
В конце учебного года я, как школьный психолог, провожу с
обучающимися 4х классов курс занятий «До свидания, начальная школа!»,
занятия направлены на актуализацию положительных эмоций за период
обучения в начальной школе, повышение уровня школьной мотивации.
В мае проводятся родительские собрания для выпускников четвертых
классов.
Адаптационный период.
Решение проблемы преемственности находится в сфере более широкой,
чем образование, – сфере социализации личности. А это значит, что,
обеспечивая эффективное психолого педагогическое сопровождение
учащихся в период адаптации, мы создаём условия для успешной
социализации ребенка в обществе.
В 5 классе перенимающие учителя стараются не разрушить, а сохранить
всё то, положительное, что заложено в начальной школе.
Учителя начальных классов посещают уроки у своих выпускников,
общаются с ними, дают советы. Обучающиеся 5х классов являются
помощниками в проведении праздничных мероприятий своим первым
учителям.
Уже с сентября для обучающихся 5х классов проводятся занятия
внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс».
Цель программы: способствовать психологической адаптации
пятиклассников к условиям средней школы.
Задачи:
∙ Формирование у детей позитивной Яконцепции и устойчивой
самооценки, снижение уровня школьной тревожности
∙ Формирование положительной учебной мотивации детей
∙ Формирование групповой сплоченности
∙ Освоение детьми школьных правил
∙ Выработка норм и правил жизни класса
∙ Формирование навыков уверенного поведения
∙ Формирование адекватных форм поведения в новых школьных
ситуациях ∙ Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для
установления межличностных отношений друг с другом, с новыми
учителями и другими сотрудниками школы.
На первом этапе работы по программе внеурочной деятельности основное
внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков
поведения в новых школьных ситуациях.
На втором этапе проводится работа с основными проблемами,
возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача
принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со
сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы.
Важнейшей задачей этого этапа является помощь детям в осознании
требований преподавателей. Соответственно решается еще одна задача –
способствование установлению межличностных отношений с педагогами.
На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований
преподавателей. Отдельно решается задача ориентирования ребенка на
процесс деятельности, а не на оценку. На этом же этапе начинается работа по
принятию детьми своих негативных чувств. Поэтому отдельного внимания
заслуживают приемы по снижению напряжения в школьных ситуациях; с
помощью этих приемов дети овладевают навыками релаксации и работы со
школьными страхами.
На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых
учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной
деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений,
среди которых выделяются конструктивные способы поведения в
конфликтных школьных ситуациях.
В ноябре мною проводится диагностика «Адаптации пятиклассников к
обучению в средней школе»
Для того, чтобы выявить дезадаптацию и принять соответствующие меры,
используется наблюдение и методики, включающие анкетирование и
психологические тесты:
методика «Цветные письма»
Цель:
определение психологической комфортности учащихся на разных
уроках.
методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной с школой у
детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а
могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется
однозначно ответить «Да» или «Нет».
анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой
Цель: определение школьной мотивации. Анкета состоит из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих
отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование
на школьную ситуацию.
опросник Левченко «Чувства в школе»
Цель: определение эмоционального состояния обучающегося в школе.
Для проведения опроса потребуется индивидуальный бланк для каждого
ученика. Из списка 16 состояний учащимся предлагается выбрать 8, которые
они чаще всего испытывают по отношению к школе.
В конце второго полугодия совместно с педагогамипредметниками
проводятся родительские собрания «Адаптация пятиклассников» с целью:
ознакомить родителей с особенностями адаптации детей к обучению в
пятом классе
Выявить причины плохой адаптации учащихся и наметить пути решения
появившихся проблем
Предложить практические советы по адаптации ребенка в школе
На стабилизационном этапе проводится педагогический совет «Проблемы
преемственности обучения в начальной и основной школе по новым ФГОС»,
на котором происходит сопоставление практических наблюдений учителей
предметников, классного руководителя, администрации и педагога
психолога, что позволяет выйти на объективные результаты. Информация об
индивидуальных особенностях обучающихся с ОВЗ сводится и становится
инструментом в руках каждого учителя предметника.
Анализ результативности проведенной работы позволяет сделать вывод о
том, что обучающиеся с ОВЗ проходят этот этап безболезненно сохраняя при
этом результаты обученности, качество обучения не становится ниже.
За счет проделанной работы по преемственности детский сад – начальная
– основная школа обучающиеся с ОВЗ имеют сто процентную успеваемость,
успешно сдают ГИА и в дальнейшем получают профессиональное
образование.
Опыт работы
Опыт работы
Опыт работы
Опыт работы
Опыт работы
Опыт работы
Опыт работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.