Опыт работы
Оценка 4.7

Опыт работы

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
дефектология
1 кл—4 кл
14.08.2019
Опыт работы
Опыт работы школьного педагога-психолога по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в воспитании и обучении и при переходе из начального в среднее звено для детей с ОВЗ. Описание практической работы с детьми с"особыми" потребностями, которые требуют особого внимания со стороны педагогов, психологов.
психологические аспекты преемственности.docx
Психологические аспекты преемственности детского сада и начальной школы в воспитании и обучении детей с ОВЗ и  при переходе из начальной в среднюю школу. педагог­психолог МАОУ СОШ №24 Иванова Елена Александровна Школьное обучение никогда не начинается  с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития,  проделанную ребенком. Л.С.Выготский Необходимость   преемственности   между   ДОУ   и   школой   –   проблема давняя, она сохраняет свою актуальность и на современном этапе.  Преемственность   –   взаимосвязь   между   предыдущим   и   последующим образовательными   этапами   и   сохранение   определенных   черт предшествующего опыта в последующем. Это предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем   общего   развития   и   воспитанности,   которая   отвечает   требованиям школьного   обучения,   с   другой   опору   школы   на   знания,   умения,   навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего   всестороннего   развития   обучающихся.   Одним   из   факторов, обеспечивающих   эффективность   образования,   является   непрерывность   и преемственность,   которые   предполагают   разработку   и   принятие   единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до окончания школы.  Вся работа по преемственности «детский сад начальная школа» ведется не первый год и строится на основании ежегодно составляемых «Договоров о совместной работе», утвержденных руководителем ОУ и плана совместной работы. Выделяются   три   основных   аспекта:   информационно­просветительский, методический и практический. Информационно­просветительский,   заключается   во   взаимном ознакомлении   учителей   и   воспитателей   с   задачами   воспитательно­ образовательной   работы   в   старшем   дошкольном   возрасте   (учителя)   и младшем школьном возрасте (воспитатели), изучении содержания программ подготовительной   группы   детского   сада   и   1   класса   школы.   Это   помогает учителям и воспитателям более детально разобраться в основных вопросах подготовки   детей   к   школе,   достигнуть   единства   в   понимании психологической   природы   умственного   и  социального  развития  ребенка.  С этой целью в работе практикуются такие конкретные формы контактов между детскими садами и школой как: ­ участие учителей и воспитателей в совместных педагогических советах: в мае месяце –анализ успешности развития выпускников ДОУ, их здоровья и эмоционального   благополучия,   в   октябре   –   степень   адаптации первоклассников к условиям обучения в начальной школе;  ­   участие в научно методических совещаниях по вопросам  реализации ФГОС дошкольного и начального образования; ­     проведение   учителями   родительских   собраний   «О   требованиях   к будущим первоклассникам»; В работе по преемственности мы опираемся на  методический аспект содержания   связи   школы   и   детского   сада.   Этот   аспект   в   нашей   работе реализуется   через   взаимопосещения   педагогами   детских   садов   и   школы открытых   просмотров   уроков   и   занятий   с   последующим   их   совместным обсуждением,   Главным   содержанием   этих   встреч   является   всесторонний анализ   выдвинутых   вопросов,   выявление   недостатков   в   их   решении, выработка   конкретных   рекомендаций   к   дальнейшему   совершенствованию учебно­воспитательной   работы   в   детских   садах   и   школе.   В   мае   месяце   – анализ   успешности   развития   выпускников   ДОУ,   их   здоровья   и эмоционального   благополучия,   в   октябре   –   степень   адаптации первоклассников к условиям обучения в начальной школе. Практический аспект содержания контактов между начальной школой и детскими   садами     выражается,   с   одной   стороны,   в   предварительном знакомстве   учителей   в   детском   саду   со   своими   будущими   учениками,   с другой   в   курировании   воспитателями   своих   бывших   воспитанников   в процессе обучения их в 1 классе. Мы применяем такие конкретные формы как:   наблюдение   за   деятельностью   и   поведением   бывших   выпускников   на уроках;   беседы   учителей   с   воспитателями   о   своих   будущих   учениках; поддержание   воспитателем   контакта   с   учителем;   обсуждение   с   учителем причин отставания в учебе отдельных детей. Уже   несколько   лет   успешно   работает   «Школа   будущего первоклассника». Ежегодно в летний период, на базе МАОУ СОШ № 24, работает летняя оздоровительная площадка, которую посещают выпускники детского сада, с целью знакомства с учителем, зданием школы. В игровой форме проходит знакомство со школьными правилами.    Учителя начальных классов строят урок, используя физкультминутки, динамические паузы, игровые приемы, что копирует занятия в ДОУ. Кроме   того,   обучающиеся   начальных   классов   принимают   участие   в различных   мероприятиях,   проводимых   для   будущих   первоклассников: инсценируют   сказки,   показывают   спектакли   (концерт   по   ознакомлению   со школьной   жизнью).   Проводятся   совместные   спортивно­оздоровительные мероприятия. Каждый   ребенок   ­   особенный,   это   бесспорно.   И   всё   же   есть   дети,   о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его   способностей,   а   для   того,   чтобы   обозначить   отличающие   его   особые потребности.  Школа   выстраивает   работу   с  ребенком   с  ОВЗ     не   с  нуля,  а основываясь на его достижения в ДОУ.  С   каждым   годом   увеличивается   количество   детей,   которые   требуют особого внимания при организации образовательного процесса. Воспитатели передают информацию о таких детях на педсоветах. Педагоги и школьные специалисты намечают план индивидуальной работы с обучающимися. В   октябре   в   первых   классах     провожу         стартовую     психолого­ педагогическую  диагностику. Основная  цель  которой,  получить начальную информацию   о   готовности   первоклассников   к   обучению   в   школе   и разработать     рекомендации   по   определению   индивидуальных   траекторий обучения   и   оказанию   необходимой   помощи     учащимся,   их   родителям   и учителям.            Главная  задача проводимой диагностики – выявить достаточность или недостаточность ресурсов ребенка и какие ресурсы нужны первоклас­снику для обучения в школе.        Показатели готовности первоклассников к обучению в школе включали в себя   три группы: исследование уровня развития познавательных процессов (память, произвольность, воображение, творческие способности и мышление); уровень учебной мотивации; ранжирование средовой адаптации (школа, семья и   среда   неформального   общения);   а   так   же   наблюдения   за   соблюдением детьми правил школьного поведения и умение управлять своим поведением. По результатам диагностики, выделяется группа риска, те дети, которым необходима помощь школьных специалистов: логопед, психолог, дефектолог. На каждого ребенка составляется индивидуальный план работы. В конце учебного года, на школьном ПМПк, учителя первых классов и школьные   специалисты   представляют   результаты   своей   работы.   Низкая динамика развития познавательных процессов и медленное усвоение учебной программы   являются   основанием   для   обращения   в   ПМПК,   с   целью определения программы обучения. В нашей школе ежегодно открываются классы, реализующие АООП для обучающихся с ЗПР, УО. На базе МАОУ СОШ № 24 находится ресурсный центр «Образование и воспитание обучающихся с ОВЗ и детей­инвалидов», который оказывает методическую, информационную и практическую помощь педагогам, родителям и детям с ОВЗ. Для детей с ОВЗ организована внеурочная деятельность «Познай себя», «Умелые   руки   не   знают   скуки»,   «Хоровое   чтение   и   речевой   хор».   В упрощенной   форме   проводятся   олимпиады   по   предметам,   обязательное, причём успешное, участие в турслетах, различных спортивных соревнованиях. Принимали активное участие в акции при Нижнетагильском филиале РГППУ «Звездный   микс»,   в   разных   номинациях,   получили   грамоты,   дипломы   и подарки.   Классы   с   ОВЗ   в   начальной   школе   многие   воспитательные мероприятия проводят совместно­ это такие, как «Зимние забавы», праздник «Масленицы», праздник «Дары осени», викторины. Некоторые из праздников проводятся с участием родителей, например, праздник Матери, где учащиеся готовят своими руками  блюда, учатся накрывать праздничный стол, вручают родителям подарки , приготовленные своими руками. Ребята этих классов готовят   групповые   проекты   по   технологии,   изобразительному   искусству. Учителями   накоплен   богатый   материал   по   развитию   памяти,   внимания, сообразительности.  В   классах     ведется   планомерная   работа   учителей   и   школьных специалистов (психолога, дефектолога, школьного врача). Это достигается за счет небольшого количества детей в классе, просматривается постепенная, но положительная   динамика   в   развитии   учащихся   с   ОВЗ.   По   результатам прохождения   ПМПК   в   конце   четвертого   класса   некоторым   обучающимся рекомендовано   обучение   по   общеобразовательным   программам.   Данная работа   способствует   не   только   развитию   познавательных   процессов,   но   и гармоничного личностного развития ребенка, его успешной социализации в социуме,   что   благоприятно   влияет   на   адаптацию   к   обучению   в   основной школе.   Этому   способствует   непрерывная   самообразовательная   работа учителей. Они регулярно повышают свою квалификацию через прохождение курсов, посещение семинаров, участие в вебинарах. Психологические аспекты  преемственности обучения детей с ОВЗ при переходе из начальной в среднюю школу. Переход от начальной ступени образования к основной в современной  школе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников.  К ним относятся повышение требований к самостоятельности  ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения. При переходе из начальной школы в среднюю учащиеся  преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими  причинами: вместо одного учителя – сразу много, больше предметов,  кабинетная система и другие. Педагогам необходимо провести целый  комплекс мероприятий, для того чтобы смягчить переход обучающихся с ОВЗ в среднюю школу. Организация деятельности педагогического коллектива в  нашей школе проходит в три этапа: 1. Подготовительный. 2. Адаптационный. 3. Стабилизационный. Подготовительный этап включает в себя всю работу, которую проводит  педагогический коллектив в 4­ом классе. Администрация школы распределяет классное руководство для будущих  пятиклассников, а также нагрузку педагогов­предметников. Начиная со второго полугодия классный руководитель посещает уроки,  начинает знакомства со своими будущими учениками, изучает возможности  обучающихся, осуществляется знакомства с личными делами. Педагоги­ предметники посещают уроки, консультируются с учителем и школьными  специалистами по специфике работы в данном классе. В мае проводится педагогический совет «Преемственность  обучения». В конце учебного года я, как школьный психолог, провожу с  обучающимися 4х классов курс занятий «До свидания, начальная школа!»,  занятия направлены на актуализацию положительных эмоций за период  обучения в начальной школе, повышение уровня школьной мотивации. В мае проводятся родительские собрания для выпускников четвертых  классов. Адаптационный период. Решение проблемы преемственности находится в сфере более широкой,  чем образование, – сфере социализации личности. А это значит, что,  обеспечивая эффективное психолого ­ педагогическое сопровождение  учащихся в период адаптации, мы создаём условия для успешной  социализации ребенка в обществе. В 5 классе перенимающие учителя стараются не разрушить, а сохранить  всё то, положительное, что заложено в начальной школе. Учителя начальных классов посещают уроки у своих выпускников,  общаются с ними, дают советы. Обучающиеся 5х классов являются  помощниками в проведении праздничных мероприятий своим первым  учителям. Уже с сентября для обучающихся 5х классов проводятся занятия  внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс». Цель   программы: способствовать   психологической   адаптации пятиклассников к условиям средней школы. Задачи: ∙   Формирование   у   детей   позитивной   Я­концепции   и   устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности ∙   Формирование положительной учебной мотивации детей ∙   Формирование групповой сплоченности ∙   Освоение детьми школьных правил ∙   Выработка норм и правил жизни класса ∙   Формирование навыков уверенного поведения ∙   Формирование   адекватных   форм   поведения   в   новых   школьных ситуациях ∙   Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления   межличностных   отношений   друг   с   другом,   с   новыми учителями и другими сотрудниками школы. На первом этапе работы по программе внеурочной деятельности основное  внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков  поведения в новых школьных ситуациях.  На втором этапе проводится работа с основными проблемами,  возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача  принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со  сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы.  Важнейшей   задачей   этого   этапа   является   помощь   детям   в   осознании требований   преподавателей.   Соответственно   решается   еще   одна   задача   – способствование установлению межличностных отношений с педагогами. На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований  преподавателей. Отдельно решается задача ориентирования ребенка на  процесс деятельности, а не на оценку. На этом же этапе начинается работа по  принятию детьми своих негативных чувств. Поэтому отдельного внимания  заслуживают приемы по снижению напряжения в школьных ситуациях; с  помощью этих приемов дети овладевают навыками релаксации и работы со  школьными страхами. На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди   которых   выделяются   конструктивные   способы   поведения   в конфликтных школьных ситуациях.  В   ноябре   мною   проводится   диагностика   «Адаптации   пятиклассников   к обучению в средней школе» Для того, чтобы выявить дезадаптацию и принять соответствующие меры,  используется наблюдение и  методики, включающие анкетирование и  психологические тесты:  методика «Цветные письма» Цель:     определение психологической комфортности учащихся на разных уроках.  методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса Цель:  изучение уровня и характера тревожности, связанной с школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут   и   предлагаться   в   письменном   виде.   На   каждый   вопрос   требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».  анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой  Цель: определение школьной мотивации. Анкета состоит из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих  отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование  на школьную ситуацию.   опросник Левченко «Чувства в школе» Цель: определение эмоционального состояния обучающегося в школе. Для проведения  опроса потребуется индивидуальный бланк для каждого ученика. Из списка 16 состояний учащимся предлагается выбрать 8, которые они чаще всего испытывают по отношению к школе. В конце второго полугодия совместно с педагогами­предметниками  проводятся родительские собрания «Адаптация пятиклассников»  с целью:  ознакомить родителей с особенностями адаптации детей к обучению в  пятом классе  Выявить причины плохой адаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем  Предложить практические советы по адаптации ребенка в школе На стабилизационном этапе проводится педагогический совет «Проблемы  преемственности обучения в начальной и основной школе по новым ФГОС»,  на котором происходит сопоставление практических наблюдений учителей­ предметников, классного руководителя, администрации и педагога­  психолога, что позволяет выйти на объективные результаты. Информация об  индивидуальных особенностях обучающихся с ОВЗ  сводится и становится  инструментом в руках каждого учителя предметника.  Анализ результативности проведенной работы позволяет сделать вывод о  том, что обучающиеся с ОВЗ проходят этот этап безболезненно сохраняя при  этом результаты обученности, качество обучения не становится ниже. За счет проделанной работы по преемственности детский сад – начальная  – основная школа обучающиеся с ОВЗ имеют сто процентную успеваемость,  успешно сдают ГИА и в дальнейшем получают профессиональное  образование.

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2019