Опыт работы : «Формирование и развитие навыков устной речи младших школьников»
Оценка 4.9
Научные работы
docx
чтение
1 кл—4 кл
28.05.2018
Развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью – одна из серьезнейших и всегда актуальных задач в специальной коррекционной школе VIII вида. Речь учащихся коррекционных школ шаблонна, недостаточно точна. Особенно беден и ограничен их словарь. Все это полностью совпадает с приоритетным направлением работы школы, т.е. создание в школе единого образовательного, воспитательного, коррекционного и развивающего пространства. Над этим и предлагаю поработать в школе.Тема по самообразованию, педагогический опыт для коррекционной школы VIII вида (интеллектуальными нарушениями) по речевой практике в начальной школе
Формирование и развитие навыков устной речи младших школьников.docx
«Формирование и развитие навыков устной речи младших школьников»
Развитая речь предполагает владение достаточно большим запасом слов, умение
использовать весь арсенал фонологических, словообразовательных, морфологических и
синтаксических средств языка в соответствии с нормами правильной речи, а также умение
пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учетом задачи точной передачи
информации, задачи быть понятым собеседником и задачи воздействия на собеседника.
Вопросами развития речи занимались известные педагоги и психологи: Г.М. Дульнев,
М.Ф. Гнездинская, В.Г. Петрова, З.Н. Смирнова, В.А. Лапшин, С.Н. Комская, Е.А.
Гордиенко, Н.В. Тарасенко и другие.
Мне, учителю коррекционной школы, понятен тот интерес, та заинтересованность,
которые проявляются к проблемам развития речи у школьников. И волнует практическая
сторона – как организовать работу по овладению учащимися норм развитой речи, какие
виды упражнение дают более ощутимые результаты, какие методы и приемы работы,
применяемые в общеобразовательной школе, возможно использовать в коррекционной; как
обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в работе по развитию речи.
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важнейших задач в общей
системе работы по обучению родному языку.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире
его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с
детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом. И наоборот,
неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко
накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Наша задача – воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создавать
условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы
дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.
Развитие письменной речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой
умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать,
классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения
знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая,
доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного
развития.
Речь возникает из потребности высказаться. Нужно научить ребенка правильно строить
предложения, то есть не пропускать слова, ставить слова в определенной
последовательности, правильно согласовывать их друг с другом и правильно произносить, а
потом и оформлять письменно. При обучении связной речи необходимо давать детям
теоретические сведения, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они
осмысленны.
Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые
предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что
значит говорить на тему, раскрыть основную мысль, говорить по порядку, связно.
Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение; чем
отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; чем
отличается рассказ о том, что видел, от рассказа по картине; разницу между подробным и
выборочным рассказами, между устным сочинением и письменным, между изложением и
сочинением. Все эти знания и навыки дети получают только практическим путем в
процессе выполнения устных пересказов и при написании изложений.
С первых дней учения в школе дети проявляют любовь к пересказу. Их рассказы и
описания оживляют уроки, развивают в ребятах инициативность, общительность,
воображение. Формирование речевых навыков и умений начинается уже с первых уроков
русского языка в первом классе. Обучение полноценному восприятию речи происходит большей частью на уроках
чтения и русского языка. Задача этих уроков – научить детей читать и воспринимать
художественное произведение, подходить к нему как к искусству слова, то есть научить
читать выразительно. В начальной школе «…начинается та самая ниточка, которая тянет за
собой и любовь школьника к литературе, и страсть к чтению, и стремление самим знать
наизусть, подражать учителю в его умении читать выразительно» (Г.К.Бочаров).
На уроках чтения, при работе над произведением, стараюсь показать целостность
художественного образа, незаменимость каждого художественного элемента, красоту
слова. Учитываю личностное восприятие учащимися прочитанного, эмоциональное
состояние детей, их готовность к сопереживанию. Каждый урок должен быть нацелен на
развитие у детей интереса к учебе. А также на развитие у ребенка логического мышления,
любознательности, наблюдательности.
Осознанное выразительное чтение произведения вырабатываю путем размышления над
особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания. Анализируя текст, вместе
с учениками стараемся понять, так ли мы его читаем, почему именно так надо читать, а не
иначе. Постоянно поддерживаю творческую речевую деятельность детей. Даю возможность
каждому высказать его собственное мнение, рассуждение, отношение к прочитанному,
оценить собственное эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения
произведения. Учу находить средства выражения авторской позиции, стараюсь создать
атмосферу непринужденного разговора, в котором равноправно участвуют и автор
произведения, и учитель, и ученики.
В практике своей работы на уроках развития речи я использую практически все
методы и формы работы, известные педагогике: рассказ, объяснение нового, беседы
различного характера, работа с книгой, метод упражнения, практические и
самостоятельные работы.
Но наиболее интересным и продуктивным для коррекционной школы считаю
исследовательский метод. Каждый ребенок по природе своей – исследователь. Неутомимая
жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и
экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию рассматриваются в
методике как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая
активность не чужда и детям с умственными отклонениями. Именно поисковая активность
порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое и
умственное развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Главная цель исследовательского обучения – формирование способности
самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере
человеческой культуры.
В коррекционной же школе очень трудно на практике применить исследовательский метод,
но исследовательскую работу над словом, орфографическим правилом, проводить
возможно и я этим занимаюсь. Эта работа повышает уровень активности учащихся на
уроке, заставляет думать и искать варианты ответа, мыслить, анализировать учебный
материал, сопоставлять факты, находить различные пути решения проблемы, выбирать
правильные варианты ответов, дифференцировать знания, запоминать стихи, значения слов,
проговаривать правила и основные понятия, подбирать подходящие слова и выражения,
делать выводы и обобщения.
Работу исследовательского характера в коррекционной школе я провожу при работе
над словом: это и знакомство с новыми словами, составление и анализ словарных статей к
изучаемому слову, и словарноорфографическая работа на уроке, работа со словарем.
Словарная работа в коррекционной школе представляет собой совокупность
целенаправленных и систематически проводимых упражнений, способствующих усвоению учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм
литературного языка.
В зависимости от того, какие цели я ставлю при работе над словом, словарная работа
может быть разной по своему содержанию:
Она может быть направлена на изучение лексического значения слова и тем самым
на расширение и углубление словаря;
Может преследовать грамматические цели;
Может проводиться с целью обучения детей правильному произношению отдельных
слов.
Все указанные направления словарной работы я объединила в один вид работы с целью
более глубокого и детального изучения нового слова, вводимого в активный словарь детей.
Этого удалось достигнуть, начав работу над составлением словарной статьи.
Что содержит словарная статья?
Вопервых, само слово, заглавное значение которого объясняется.
Справа от слова дается толкование значений данного слова или объясняется, что
это слово обозначает в русском языке.
Далее приводятся словосочетания, предложения с данным словом.
Возможно наличие и поговорок, отрывков из стихотворений.
Обычно в словарной статье рассматриваются все варианты значения слова.
ПРИМЕР: Ветер – поток воздуха.
Без рук, без ног, а дверь отворяет.(загадка)
Ветер и без крыльев летает. (пословица).
Физминутка: Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
Словарная статья помогает учащимся запомнить правописание слова, выделить и
рассмотреть многогранность его значений, запомнить и проанализировать примеры из
жизни, составить свои словосочетания и предложения с данным словом.
Работа со словарной статьей дисциплинирует школьников, приучает к определенной
структуре знакомства с новым словом, позволяет быстро ввести новое слово в активный
словарь ребенка.
Методика работы над словарным словом:
1.Прочитай выразительно слово, соблюдая ударения.
2.Подумай, что обозначает данное слово.
3.Прочитай определение слова по словарной статье.
— Удалось ли тебе правильно дать определение слову?
4.Подумай, в каких значениях еще может употребляться данное слово. Приведи примеры
словосочетаний; составь предложения, используя данное слово в разных значениях.
5.Прочитай пословицы (или поговорки). Как понимаете значение пословицы? Поговорки?
Если знаете, назовите свои пословицы и поговорки.
6.Выпиши в тетрадь слово в контексте (предложение, фразу, четверостишие).
7.В записанных словах подчеркни непроверяемую гласную или согласную, запомни ее
правописание.
8.Продолжи ряд слов.
Приучая школьников к работе со словарной статьей, я вовлекаю ученика в
исследовательскую деятельность, исследовать слово во всех его значениях, контекстах,
тем самым, решая одну из многочисленных проблем по речевому развитию учащихся –
использование слова в различных речевых ситуациях. В связи с требованиями Программы выпускник коррекционной школы должен уметь
пользоваться словарем, знать правописание словарных слов со 2 по 9 класс. Начиная со 2
класса я регулярно на уроках речевой практики, русского языка, окружающего мира и
природы, а так же уроках чтения при изучении определенных тем провожу словарно
орфографическую работу, направленную на закрепление навыков написания словарных
слов и использование этих слов в активном словаре детей.
Исследовать слова в словарике изученных слов – увлекательное и полезное занятие.
Наряду с логическим мышлением и творческим воображением данный вид работы призван
совершенствовать устойчивость, наблюдательность, орфографическую зоркость и,
несомненно, речь учащихся.
Заключение.
Развитая устная речь – это способность в соответствии с требованиями к речи
определить, какое слово, какой оборот, какая интонация, какая манера речи уместны, а
какие нежелательны в каждом конкретном случае. Развитие устной речи – это также
эффективное условие развития мышления. Речь – канал для развития мышления, а
мышление стимулирует речь. Учитывая всё это, работу по развитию устной речи младших
школьников в своей практике я определяю как одну из наиболее важных и рекомендую
начинать её с самых первых дней пребывания ребёнка в школе. Как писал В. А.
Сухомлинский, научить передавать мысль словом – главная задача начальной школы. Опыт
показывает, что для этого эффективно использовать речевые упражнения и другие виды
работ, описанные выше. Они привлекают внимание детей, соответствуют их возрасту и
должны быть организованы систематически, планомерно на протяжении всех лет обучения
в начальной школе. Такая работа помогает детям осмыслить значение языка как орудия
общения, понимания окружающего мира и овладеть богатейшими ресурсами родного
языка.
На уроке я создаю атмосферу речевого общения, собеседования, обмена мнениями,
чтобы присутствовал диалог «учительученик» или «ученикученик», где высказывается
личная позиция ученика, где ученик не чувствует себя скованно, не зажат, не боится
собственных ошибок. В своей работе я всегда даю детям возможность высказаться, не
критикую речь детей, поощряю их высказывания в форме любой похвалы. Такое обучение
способствует развитию желания ребёнка говорить, помогает детям на уроке стать нашими
помощниками, друзьями. Опыт показал, что со временем даже слабые мои ученики и те,
которых мы называем молчунами, начинают активнее работать на уроках.
Важно, чтобы мои ученики поняли, что умение передавать информацию,
поддерживать беседу, устанавливать контакт, найти способность уйти от ссоры во время
спора – это необходимо в жизни каждого. Дети должны понять, что красноречие и умение
говорить – это не пустословие, не краснобайство. Я учу их чувствовать разницу между
болтовнёй и беседой, между остроумием и набором штампов, учу пользоваться даром
слова. Говорить, не думая, стрелять, не целясь. К слову нужно относиться ответственно!
Я сделала вывод, что тема, которую я выбрала, очень важна, поэтому буду продолжать
работу над ней и дальше.
Опыт работы : «Формирование и развитие навыков устной речи младших школьников»
Опыт работы : «Формирование и развитие навыков устной речи младших школьников»
Опыт работы : «Формирование и развитие навыков устной речи младших школьников»
Опыт работы : «Формирование и развитие навыков устной речи младших школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.