ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность»

  • Документация
  • docx
  • 21.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток Представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Сухомлинский В. А.Microsoft Word
Иконка файла материала Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность.docx
ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность»                                     Таксимо2017г. «Игра  это  самое  серьезное  дело.   В  игре  раскрывается   перед  детьми  мир,   творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток Представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Сухомлинский В. А.  Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование   элементарных   математических   представлений.   В   связи   с   этим   меня заинтересовала   проблема:   как   обеспечить   математическое   развитие   детей,   отвечающее современным требованиям ФГОС ДО пониманию. Работая по этой теме я поставила перед собой цель:      обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера;  содействие   лучшему   математической   сущности   вопроса,   уточнение   и   формирование математических знаний у дошкольников; создание благоприятных условий для развития математических способностей;  развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Работая по этой теме, я определила  для себя следующие задачи: 1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. 2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме. Решению данных задач способствовали следующие методы: 1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме. 2.  Изучение  и  обобщение  педагогического  опыта  по  развитию  математических  способностей детей. Я   не   стремлюсь     к   тому,   чтобы   научить   дошкольника   считать,   измерять   и   решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я как  воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для меня как для, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.Игра   ценна   только   в   том   случае,   когда   она   содействует   лучшему   пониманию математической   сущности   вопроса,   уточнению   и   формированию   математических   знаний учащихся.   Дидактические   игры   и   игровые   упражнения   стимулируют   общение,   поскольку   в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.  Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:  Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.  Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально­волевых качеств.  Все психологические новообразования берут начало в игре  Игра   способствует   формированию   всех   сторон   личности   ребенка,   приводит   к значительным изменениям в его психике.  Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов. Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте. Но   игра   ценна   только   в   том   случае,   когда   она   содействует   лучшему   пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний у детей. Дидактические   игры   и   игровые   упражнения   стимулируют   общение,   поскольку   в   процессе проведения   этих   игр   взаимоотношения   между   детьми,   ребенком   и   родителем,   ребенком   и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. Игры, способствующие развитию математических наклонностей 1.Это счетные палочки ­ с их помощью можно знакомить ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки следует предлагать детям в определенной последовательности: составить два равных треугольника из 5 палочек. Составить два равных квадрата из 7 палочек. Составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек. Далее усложняется   характер   задач   на   формирование   фигур.   Например:   в   фигуре,   состоящей   из   9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5квадратов. 2.Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических объектов, свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти фигуру», «Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов. 3.Целесообразно   использовать   загадки   математического   содержания.   Они   оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения,   владения   умственными   операциями   (анализ,   синтез,   сравнение,   обобщение). Отгадывая задачи математического содержания ­ дети радуются, если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок ­ это мыслительный процесс. Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка   ­  это  еще  и   логическая   задача,   решая  которую  ребенок  должен  совершать  сложные мыслительные операции. 4.  Эффективны   игры­головоломки.   Сущность   игры   состоит   в   том,   чтобы   воссоздать   на плоскости   силуэты   предметов   по   образу   или   замыслу.   «Танграм»   ­   дети   выкладывают   изгеометрических фигур силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода. «Колумбово яйцо» ­ силуэты птиц, самостоятельно придумывают фигуры воинов, балерин. «Пифагор»   ­   силуэты   животных.   Эти   игры   широко   представлены   в   книге   «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А.Михайлов 5.Задачи­шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают  математическую задачу. Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, всё это замаскировано внешними условиями. Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть) 6.Развивающие   игры   по   математике   активизируют   внимание   детей,   закрепляют   полученные навыки и умения. Так, например, в игре, «Прятки» можно называть цепочку чисел, пропуская несколько   из   них.   Задача   детей,   назвать   пропущенные   числа.   В   этой   игре   ребенок   легко усваивает числовой ряд, развивает внимание. 7.  Дети с удовольствием играют в шашки. Это игра развивает у детей логическое мышление, смекалку   и   сообразительность,   умение   планировать   очередной   ход.   Основа:   Научить   детей обдумывать   каждый   ход,   соблюдать   правила   игры.   Ведь   шашки   являются   одной   из   самых распространённых народных игр в мире. Шашки – незаменимый «тренажёр» для тех, кто желает поумнеть и научиться мыслить логически. Шашки удачно сочетают в себе спорт и искусство, объединяют все возрасты и «весовые категории». Дети дошкольного возраста с удовольствием играют   в   шашки.   Эта   игра   развивает   у   детей   логическое   мышление,   смекалку   и сообразительность, умение планировать очередной ход. Ребята, играющие в шашки, как правило, хорошо учатся. Шашки вырабатывают умение мыслить абстрактно, воспитывают усидчивость и пространственное воображение. Так же в своей работе по ФЭМП я использую дидактические игры. Дидактические   игры   по   формированию   математических   представлений   можно   разделить   на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествия во времени 3. Игры на ориентировку в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление Главная   особенность   дидактической   игры   в   том,   что   задание   предлагается   детям   в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также ­ игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. 1.К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный   сюжет,     я   знакомлю   детей   с   образованием   всех   чисел   в   пределах   10,   путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифрыне стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети   учатся   свободно   оперировать   числами   в   пределах   10   и   сопровождать   словами   свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.   2.Вторая   группа   математических   игр   (игры   –   путешествие   во   времени).   Они   служат   для знакомства детей с днями недели,  названиями  месяцев, их последовательностью.  3.В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача ­ научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. 4.Для   закрепления   знаний   о   форме   геометрических   фигур   детям   предлагаю   узнать   в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). 5. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается   в   активную   мыслительную   деятельность,   стремясь   достичь   конечной   цели,   тем самым развивая логическое мышление. Работая   в   данном   направлении,   я   всегда   помню,   что   в   дидактической   игре математического направления моя роль­роль воспитателя  несравненно большая, чем в играх другой направленности.  Именно Я­ ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду  ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач. В   заключении   хочу   сказать,   что   обучение математике детей   дошкольного   возраста немыслимо   без   использования   занимательных   игр,   задач,   развлечений,   я   со   своими воспитанниками «играю» в математику.   Детям интересно играть в математические игры, они интересны   для   них,   эмоционально   захватывают   детей.   А   процесс   решения,   поиска   ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики. Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения, а уже в старшем дошкольном возрасте мои дети сами проявляют большой интерес к освоению математических представлений. Учение должно быть радостным! Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются   детьми   быстрее,   прочнее   и   легче,   чем   те,   которые   сопряжены   с   долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело…Данные методические рекомендации адресованы в первую очередь педагогам, а также будут полезны родителям и всем кому не безразлично будущее подрастающего поколения.   Литература 1. Абрамов И.А. Особенности детского возраста. – М., 1993г. 2. Аргинская И.И. Математика, математические игры.­ Самара: Федоров, 2005г.­ 32 с. 3.   Белошистая   А.В.   Дошкольный   возраст:   формирование   первичных   представлений   о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002г. – №8. – С.30­39  4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003г. 5. Васина В.В., Праздник числа. М., 1991г. 6. Волина В. «Веселая математика» – Москва, 1999г. 7. Жикалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания по математике» – Москва, 1989г. 8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1989г. 9. «Играем в числа» – серия пособий. 10. Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб .пос. – М., 1974г. 11. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство­Пресс», 2010г. 12. «Ориентировка в пространстве» – Т. Мусейнова – кандидат педагогических наук. 13. Программа «От рождения до школы» – Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 14. «Развиваем восприятие, воображение» – А. Левина. 15. Узорова О., Нефедова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе» – ООО «Издательство Астрель», 2002г 16. Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»