В требованиях ФГОС отражён необходимый уровень овладения личностными, метапредметными и предметными результатами. Наиболее благоприятным периодом для закладывания фундамента личности является младший школьный возраст, соответствующий периоду обучения детей в начальной школе. При организации внеурочной деятельности младших школьников можно использовать различные виды работ : парную, групповую или коллективная работа над одним общим проектом, моделью, продуктом совместной деятельности.Опыт работы: "Формирование УУД младших школьников во внеурочной деятельности".
ФОРМИРОВАНИЕ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего,
через формирование УУД, которые выступают инвариантной основой
образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД
происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет
к формированию способности самостоятельного успешного усвоения новых
знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть
умения учиться.
Особое место в формировании УУД всех видов занимает кружковая
работа, т.к. здесь происходит
дальнейшее развитие таких способов
деятельности, которые способствуют самостоятельному усвоению новых
знаний и умений. Внеурочная деятельность ставит своей целью, прежде
всего, развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями
ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно
оздоровительное, духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное).
С первого класса веду кружок «Бумажная пластика». Занятия
бумагопластикой создают благоприятные условия для формирования
важнейших составляющих учебной деятельности – планирования,
преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи,
возникающие в контексте практической ситуации. На занятиях формируются
регулятивные действия через разучивание игр, введения правил, через
организацию продуктивных видов деятельности,
сотрудничества,
регулятивные УУД ребята выполняют действия в определенной
последовательности, занятия носят деятельностный характер и развивают
познавательные и коммуникативные УУД.
Занимаясь
в данном кружке, дети учатся работать с бумагой
(складывание, аппликация, резание, конструирование и т.д.), даются
элементарные геометрические знания, закладываются основы для понимания
различных конструкций предметов, учатся определять последовательность
операций при изготовлении того или иного изделия. Формируются умения
следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Учащиеся обучаются различным приемам работы с бумагой. Учащиеся
обучаются различным приемам работы с бумагой. Применяются знания,
полученные на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного
искусства, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике
оригами.
Программой предусмотрены задания ,как для индивидуального, так и
для коллективного исполнения. Программа позволяет индивидуализировать
сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная
инструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. Приэтом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт
возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха
перед трудностью, приобщить его к творчеству.
Большая роль в овладении бумагопластикой отводится коллективным
работам. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к
сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно.
После выбора объекта труда следует продумать форму организации
труда кружковцев, В том случае, когда ребята знакомятся с новыми
материалами, изучают новые технологические операции, осваивают новые
приемы работы с инструментами, целесообразно планировать фронтальную
работу, т. е. чтобы все дети изготавливали одинаковые изделия от начала до
конца. В дальнейшем по мере усвоения детьми теоретических знаний и
овладения определенными умениями и навыками целесообразно планировать
выполнение таких изделий, при изготовлении которых они учились бы
работать в коллективе по общему плану, согласовывая свои действия с
действиями товарищей. В этом случае детям лучше выполнять работу в
группах по 46 человек, с распределением трудовых заданий между группами
и внутри каждой группы.
Планирование предстоящей работы процесс творческий и сложный,
вместе с тем он является одним из важных компонентов в любой трудовой
деятельности. На занятиях обучаю детей рационально и правильно строить
ход предстоящей работы, самостоятельно планировать свой труд, использую
технологические карты различной сложности.
В сфере личностных УУД
у учащихся будут сформированы:
положительное отношение к учению, способность оценивать свои действия.
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся: соблюдать правила по
технике безопасности и личной гигиены, соблюдать правила организации
рабочего места, бережного использования бумаги, научатся различным
приемам работы с бумагой, научатся следовать устным инструкциям, читать
схемы изделий; создавать изделия оригами, используя инструкционные карты
и схемы, будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике
оригами.
В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся: принимать и сохранять
учебную задачу, работать по плану, адекватно оценивать свои достижения.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся: вести диалог с учителем
и одноклассниками, задавать вопросы ,слушать и отвечать на вопросы других,
высказывать свою точку зрения;
∙ работать в парах и рабочих группах.
Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть
учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя – это
найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно
использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.