Опыт работы на тему "«Приобщение дошкольников к основам православной этики посредством туризма»
Оценка 4.7
Лекции
docx
воспитательная работа +1
Детсад—1 кл
02.03.2018
Данный материал содержит описание опыта работы дошкольного учреждения по прививанию дошкольникам норм и ценностей православной культуры и этики. В работе раскрываются особенности процесса развития духовно - нравственной сферы в условиях детского сада. Обосновываются ведущее значение общенациональных ценностей православия в содержании духовно - нравственного образования и воспитания дошкольников.
«Приобщение дошкольников к основам православной этики».docx
«Приобщение дошкольников к основам православной этики
посредством туризма»
(из опыта работы)»
В изменившихся социальноэкономических и политических условиях происходит
постепенный перенос акцентов с интересов государства на интересы личности. При
этом существенно меняется образовательная парадигма, в рамках внедрения ГОС ДО
переосмысливаются ее цели, задачи, содержание, технологии, вызываются к жизни
новые процессы и явления. К таковым относится и процесс духовнонравственного
воспитания.
Духовнонравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий
внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и
не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку
эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости данного
направления деятельности.
Процесс развития духовнонравственной сферы в условиях дошкольного
образовательного учреждения направлен на достижение основной цели – воспитать
ребенка мыслящим и сопереживающим, верящим в возможность совершенствования
мира и людей.
Ведущее значение в содержании духовнонравственного образования и
воспитания детей должны иметь общенациональные ценности православной этики и
культуры, что способствует развитию:
нравственных чувств ребенка: совести, долга, надежды, веры, ответственности,
гражданственности, патриотизма;
нравственной позиции: способности к различению добра и зла, проявлению
самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
нравственного облика: милосердия, терпения, доброжелательности, способности
прощать обиды, проявлять выдержку и мужество;
нравственного поведения: готовности служения семье, людям и Отечеству,
проявлению духовного рассуждения, послушания и доброй воли.
В настоящее время работа по духовнонравственному воспитанию старших
дошкольников в нашем детском саду строится на приобщении детей к основам
православной культуры.
Основной целью данного направления является воспитание духовно
содействие обретению им нравственного
нравственной личности ребенка,
востребованного опыта, основанного на традициях русского православия.
Условно в проводимой работе по приобщению детей к основам православной
культуры можно выделить разделы:
православные праздники в детском саду;
1 продуктивная деятельность в духовнонравственном воспитании;
игровая деятельность в духовнонравственном воспитании;
консультативная и информационная работа с родителями.
Особое внимание в МОУ «Бендерский Детский сад № 15» уделяется организации
и проведению экскурсий как наиболее эффективной форме приобщения дошкольников
к основам православной культуры.
Это связано с тем, что экскурсии рассматриваются как сильнейшее
образовательное и воспитательное средство, позволяющее на практике знакомить детей
с духовным наследием, историей и культурой родного края, развивать в детях
эстетические чувства, любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности
и нравственности.
Использование экскурсий в приобщении дошкольников к основам православной
культуры позволяет решать следующие задачи:
заложить основы духовнонравственной личности с активной жизненной
позицией, способность к гармоничному взаимодействию с другими детьми;
воспитывать уважение к нравственным нормам православной этики, учить
различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть
отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим;
ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную
органическую связь с народной жизнью, пробудить чувство сопричастности к
традициям нашего народа;
вызвать интерес к изучению православия у воспитателей и родителей, открывая
тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной
культуры;
помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе
приобщения к традициям православной духовной культуры, в становлении
нравственно здоровой и духовно богатой детской личности.
Для большинства детей такая экскурсия становится первым серьезным
знакомством с церковью и православной культурой в целом; и необходимо
организовать ее так, чтобы она не стала последней.
Эффективному проведению экскурсий должна способствовать большая
предварительная работа. В процессе опроса родителей было выявлено их отношение к
предложенному направлению деятельности и получено разрешение на посещение
детьми православных храмов и монастырей.
В нашем дошкольном учреждении к экскурсиям готовятся не только дети, но и
педагоги:
намечается тема, определяются цели и задачи, составляется предварительный
план;
2 педагогами изучаются культурноисторические и архитектурные особенности
храма, выбранного для посещения;
за несколько дней до экскурсии с детьми проводятся беседы: о значении
названия, церковной символике и атрибутике, о соответствующей форме одежды
и правилах поведения в храме.
В течении года проводились различные виды экскурсий по монастырям и храмам.
Обзорные экскурсии позволили дать детям общее представление о храмах: их видах и
названиях, особенностях их архитектуры и цветового решения, о внутреннем строении
и убранстве, церковном облачении и атрибутах.
Так, например, при посещении храма во имя святых праведных Иоакима и Анны,
внимание детей обращалось на цвет купола, архитектурные особенности (высокие
стены, узкие окна, высокие и широкие двери, отсутствие колокольни и т.д.).
Для сравнения дошкольники побывали в церквичасовне в честь Образа Спаса
Нерукотворного, что позволило им самим увидеть отличия (меньшие размеры, другой
цвет купола, наружная роспись стен, колокола и т.д).
При первом посещении женского монастыря Святых Первоверховных апостолов
Петра и Павла для детей была проведена обзорная экскурсия. Дошкольников
познакомили с устройством монастыря: дворовыми постройками, колодцем, кельями
послушниц, библиотекой. В трапезной для них было приготовлено угощение.
Дети побывали в притворе, где им рассказали о его предназначении; в храме, где
их ознакомили с его строением, с иконами, особенностями росписи и некоторыми
атрибутами. Особое впечатление на детей произвела чаща для крещения, подобную
которой они видели до этого в музее. Кроме того, каждый ребенок получил
возможность зажечь свечу за здравие своих близких и сделать пожертвование
нуждающимся.
В преддверии праздника Покрова Пресвятой Богородицы была проведена
целевая экскурсия в этот же храм. На выездном занятии дошкольников познакомили с
историей и значением данного праздника, дети получили возможность подробно
рассмотреть икону с таким же названием. Педагоги совместно со служителями храма
стремились помочь детям осознать связь между нравственными качествами и
поступками, подвести их к выводу о взаимосвязи добрых мыслей и дел.
В преддверии различных православных праздников проводились целевые
экскурсии в Преображенский кафедральный собор г. Бендеры. Они были направлены на
углубление знаний детей о православных традициях и приобщение их к духовно
нравственным ценностям общества, на воспитание любви к ближнему, осознание
важности доброго отношения друг другу и формирование чувства сопричастности к
духовному наследию приднестровского народа.
3 Наиболее значимой в процессе приобщения дошкольников к основам
православной культуры и наиболее запоминающейся для детей была многоцелевая
экскурсия в СвятоВознесенский НовоНямецкий (Кицканский) монастырь,
направленная на достижение целого ряда задач:
актуализировать знания детей об истории возникновения и архитектурно
художественных особенностях монастыря;
закрепить знания детей о храмовой архитектуре, активизировать историко
культурный словарь;
развивать коммуникативные навыки, формировать умение вести общение
взрослых и детей на нравственные темы;
воспитывать ценностное отношение к историческому и культурному
наследию родного края;
побуждать детей восхищаться красотой исторических и культурных
памятников;
формировать духовнонравственные ценностные качества у всех участников
образовательного процесса.
В процессе экскурсии дети посетили четыре храма, входящие в состав
монастырского ансамбля, получили возможность рассмотреть беседки и колодцы с
удивительной резьбой, побывать в усыпальнице и на колокольне. Дошкольники узнали
историю и предназначение каждого храма, смогли сравнить их архитектуру и
внутреннее убранство, выделив особенности.
Так, например, в реставрируемом Никольском храме, дети увидели наброски
фресок и познакомились с процессом росписи стен.
В СвятоВознесенском соборе осмотрели красивые барельефные колоны,
множество икон и святынь. Особое внимание всех участников экскурсии привлекла
большая красивая фреска вокруг входа и резные деревянные украшения.
Самая большая – Успенская церковь, впечатлила детей пятью синими куполами с
серебряными звездами и алтарем.
Кроме храмов и братских келий, детям показали гостиницу для паломников,
библиотеку, церковный музей, трапезную; все прогулялись по знаменитой липовой
аллее.
Всех дошкольников впечатлила Монастырская колокольня, которая в свое время
была самой высокой в Молдавии, имеет 69 метров в высоту и состоит из пяти ярусов.
Колокольню прекрасно видно за многие километры от монастыря, а с самого верхнего
ее яруса открывается удивительный вид живописных окрестностей.
Так как данная экскурсия проводилась за пределами города Бендеры, в ее
организации и проведении активное участие приняли родители. Это позволило вынести
из знакомства с монастырем нечто большее, чем набор быстро забываемой информации
о весе колоколов и высоте свода или о памятных датах из жизни каждого конкретного
4 храма. Совместная с воспитанниками экскурсия по храмовому ансамблю стала для
родителей поводом всерьез задуматься о духовной стороне своей жизни и значимости
нравственного воспитания своих детей.
В перспективе планируется продолжение работы по данному направлению и
предполагается ознакомление детей с такими храмами, как: церковь Святого
благоверного князя Александра Невского и церковь в честь иконы Божией Матери
«Знамение» в Бендерах, церковь Архангела Михаила в Парканах, Кафедральный собор
Рождества Христова в Тирасполе.
Таким образом, главный результат приобщения дошкольников к основам
православной культуры в процессе экскурсий, на который очень хотелось бы
надеяться, заключается в усвоении каждым ребенком вечных ценностей: милосердия,
правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Ведь все лучшее, что начнет
формироваться в дошкольном детстве, найдет свое отражение в дальнейшей жизни и
окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовнонравственные
достижения человека.
5
Опыт работы на тему "«Приобщение дошкольников к основам православной этики посредством туризма»
Опыт работы на тему "«Приобщение дошкольников к основам православной этики посредством туризма»
Опыт работы на тему "«Приобщение дошкольников к основам православной этики посредством туризма»
Опыт работы на тему "«Приобщение дошкольников к основам православной этики посредством туризма»
Опыт работы на тему "«Приобщение дошкольников к основам православной этики посредством туризма»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.