Опыт работы педагога-психолога в сенсорной комнате с детьми ОВЗ.
Оценка 5
Работа в классе
docx
психологическая работа +2
Взрослым
19.08.2019
В данном материале идет описание опыта работы педагога -психолога в сенсорной комнате с детьми с особыми возможностями здоровья. Статья раскрывает такие аспекты как , задачи и направления работы с особыми детьми в рамках образовательного процесса. Методы работы, структура занятий и использованная литература.
опыт работы.docx
Опыт работы психолога в сенсорной комнате с детьми с ОВЗ
обогатить чувственный мир,
Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно
развивающей работы с детьми школьного возраста, имеющих различные трудности в
развитии и поведении. В процессе занятий дети должны: прежде всего, расширить свой
жизненный опыт,
пробудить познавательную и
исследовательскую активность.
Для этого необходима специальным образом
организованная, психологически безопасная среда, позволяющая ребенку ощутить себя в
волшебном мире цвета, звука и ощущения.
Особенно важна интеграция для детей, ведь их сенсорные система только формируется и
от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению. Занятия в сенсорной
комнате развивает адаптивные функции воспитанников и повышают его познавательную
активность.
Развитие и гармонизация эмоциональноволевой сферы детей:
снятие психоэмоционального напряжения
саморегуляция и самоконтроль
умение управлять своим телом, дыханием
умение передавать свои ощущения в речи
умение расслабляться, освобождаться от напряжения
формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях
уверенность в себе.
Развитие коммуникативной сферы воспитанников:
эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую
поддержку
формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков
преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
Развитие психических процессов дошкольников:
произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость
память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое),
умственные способности развитие координации, в том числе зрительномоторной.
Методы работы в сенсорной комнате:
игры и игровые упражнения
специальное оборудование для развитие восприятия, внимания, мышления.
дыхательные упражнения
релаксационные упражнения такие
беседы и сказкотерапия
наблюдения
песочная терапия
работа с ширмой
музыкотерапия со звуками природы и животных.
легоконструирование
интерактивная доска.
Сенсорная комната оборудована по модульному принципу, что позволяет использовать их
для релаксации и развития детей, с ограниченными возможностями здоровья.
Проведение занятий в сенсорной комнате осуществляется по назначению врача невролога,
по решению ПМПК и ПМПк, по наблюдению педагогов и психолога, а также по запросу
родителей. Занятия в комнате проводятся и начинаются с ритуального приветствия, после чего в
разных последовательностях (в зависимости от особенностей сценария) применяются такие
методы как тематические ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, драматизация,
игры и упражнения со специальным оборудованием. Ролевые игры в сенсорной комнате
активизируют познавательную деятельность воспитанников, а упражнения для релаксации
стабилизируют нервную систему и способствуют ее более гармоничному развитию. Задания
и упражнения со специальным оборудование и ЛЕГОконструированием позволяет
значительно расширить диапазон работы психолога для достижения поставленной цели
каждого занятия.
Если целью занятий в сенсорной комнате является снятие эмоционального, физического
напряжения, стресса и восстановление состояния душевного покоя, то занятия
рекомендуется начинать с активационного блока и постепенно переходить к более
релаксирующим упражнениям. Световые эффекты и подвижные конструкции стимулируют
активность ребенка, а все оборудование блока направлены на подвижные игры с
повышенной активностью.
После активационного блока занятия продолжаются в релаксационном бассейне с
шариками, которые снимают мышечное напряжение. Все действия происходят под
успокаивающую музыку, звуки природы или пение птиц, что создает особенную атмосферу,
которая обладает целительными свойствами.
Занятия имеют следующую структуру:
ритуал начала занятия (рефлексия)
игровое задание на развитие психических процессов
релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и
психоэмоциональное напряжение
ритуал окончания занятия (рефлексия).
Длительность занятия – 2025 минут.
Занимающиеся на занятиях, это дети с нарушениями опорно двигательного аппарата,
речи,. Таким деткам трудно адаптироваться к условиям детского сада, сложности
вызывает общение со взрослыми и сверстниками, развивающие занятия не
заинтересовывают и быстро утомляют ребенка. В отличие от традиционных методов
педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в
оборудование сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста также нуждаются в занятиях в сенсорной
комнате, в основном, в связи с трудностями поведения и общения.
Для этого возраста характерными трудностями являются: страхи, тревожность,
агрессивность которые часто не поддаются педагогическим и воспитательным
воздействиям педагогов и родителей. В работе с такими детьми сенсорная комната
является
местом.
В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов
(пузырьковая колонна, сухой душ), ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется
его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются
проблемы эмоциональноволевой сферы.
Нахождение в сенсорной комнате
восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует
психическое развитие.
Самым важным и уникальным, моей работы в сенсорной комнате, является то, что
независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения
развития или поведения, наши занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные
возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка,
незаменимым создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод, о том что, реализация системы
индивидуально подгрупповой работы в сенсорной комнате имеет тесное взаимодействие с
педагогически персоналом, и способствует на осуществление системы работы в сенсорной
комнате.
Возможности сенсорной комнаты
Эмоциональное развитие;
Снятие психоэмоционального и телесного напряжения (психоэмоциональная разгрузка)
Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля
Тренировка стрессоустойчивости
Психогимнастика
Коммуникативные игры
Развитие позитивного отношения к себе и к окружающему миру
Развитие двигательной функции.
Развитие психических и познавательных процессов
Литература:
Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебнометодическое пособие /Под ред.
В.Л. Женеврова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. –СПб.: ХОКА, 2007
Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г.Г. Колос. –
М.: АРКТИ, 2006
Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие
для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.
Ледина В.Ю. ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция. Антистрессовый тренинг
для детей и подростков: Метод. пособие. – СПб., 2000.;
Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. –
128 с.: ил.;
Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 57 лет – 2е издание, переработанное и
дополненное. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.;
Левис Ш., Левис Ш.К. Ребёнок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996.
Н. А. Сакович. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2008.
Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1976
г.
Компьютерно — игровой комплекс для дошкольников http: //40204s020. edusite.
ru/p110aa1. html Ярусова Е. А.
Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. http: //www. ivalex. vistcom.
ru/konsultac203. html Петрова Е.
Развивающие компьютерные игры. Дошкольное воспитание, 2000, № 8. Плужникова Л.
Использование компьютеров в образовательном процессе. Дошкольное воспитание, 2000,
№ 4.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников
дошкольного учрежденияМ.: ТЦ Сфера, 2001 г.
Опыт работы педагога-психолога в сенсорной комнате с детьми ОВЗ.
Опыт работы педагога-психолога в сенсорной комнате с детьми ОВЗ.
Опыт работы педагога-психолога в сенсорной комнате с детьми ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.