Опыт работы по приобщению детей младшего дошкольного возраста к традициям культурного наследия.

  • Педсоветы
  • doc
  • 06.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к теме по приобщению детей младшего дошкольного возраста к традициям культурного наследия.
Иконка файла материала приобщение младших дошкольников к традициям культурного наследия.doc
Приобщение младших дошкольников к традициям культурного наследия Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. (Вадим Шафнер)  (слайд 1)  Сегодня мы на многое начинаем смотреть по­иному, многое для  себя заново открываем и переоцениваем. Это относиться и к прошлому  нашего народа, его традициям культурного наследия ­ к народной культуре.     (слайд 2)  Народная культура — предмет, который человек постигает на  протяжении всей своей жизни. Ведь в  опытах наших отцов и дедов есть зёрна  такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.     Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться. Знакомство детей с народным искусством  (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно­прикладным) в  дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления  о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и  воспитания  т.е  приобщать детей к традициям культурного наследия надо  начинать с раннего детства. Первой разновидностью культуры, к которой  приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является «народная  культура», ведь ценность раннего обучающего воздействия давно  подмечена народом. Многое в нем создавалось, специально для детей и было  продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. (слайд 3)С  незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки,   потешки,  которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными  спутниками раннего детства являются сказки про «Курочку Рябу», «Козу­ Дерезу», «Репку».     Народная культура увлекает детей яркими поэтическими образами,  вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостноевосприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что плохо, что красиво и  что не красиво.    Впервые серьезное внимание на приобщение детей к традициям культурного наследия обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60­х г. XIX в. в  журнале “Учитель” появились публикации произведений детского фольклора  и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось  систематическое собирание народных произведений для детей.    Я хочу рассказать о том, как мы начали  проводить работу по приобщению  детей к культурному наследию в своей группе с детьми младшего возраста.  Для проведения этой работы, мы поставили перед собой следующие задачи:  (слайд 4)  Продолжать  знакомить детей с устным народным творчеством.  Учить внимательно слушать и запоминать русские народные песенки,  сказки, потешки.  Воспитывать желание слушать народную музыку, подпевать, выполнять простейшие плясовые движения.   Знакомить с народными игрушками (ванькой­встанькой, волчком,  матрёшкой, дымковской, богородской и др.,   Формировать элементарные представления о народных праздниках  Знакомить с народными подвижными играми, привлекать к участию  в народных забавах.     Проходит эта работа по двум направлениям:  приобщение детей к традициям культурного наследия в организованной образовательной деятельности.  и  при проведении режимных процессов.    У детей нашего возраста приобщение к традициям культурного наследия  идет через песенки, потешки, прибаутки, которые являются богатым  материалом  для воспитания, обучения и развития детей.  Они представляют  собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в  организованной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни  детей. Поэтому мы оформили для своей работы мини – библиотеку  колыбельных  песенок, потешек, прибауток. (слайд 5)Достаточно серьезным периодом  у наших детей был (да он и сейчас  присутствует) период адаптации.  Чтобы помочь ребенку отвлечься и  успокоиться,  погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство  симпатии к пока ещё чужому для него человеку, мы использовали потешки,  прибаутки. обращали внимание на то, чтобы они были простыми, короткими  по содержанию,  побуждали к действию, движениям. Например, во время  умывания используем потешку  (слайд 6)                                          Чистая водичка,                                          моет Семену личико.                                                                                    Пальчики Алешке,                                            Сашеньке ладошки. Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием  подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются  подтянуть рукавчики. Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание  есть, произносим: Умница Дашенька, ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, мягкую, душистую. Если  на конструировании строим домик (избушку), обыгрываем  ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках  избушку метет». На лепке ­ лепим оладушки, обыгрываем тоже  потешкой «Ладушки­ладушки  испечем оладушки».  «Ай, чи­чи­чи­чи, вот баранки – калачи. Вот баранки –  калачи с пылу, с жару из печи». (слайд 7) Кроме потешек, важным средством приобщения детей к народной культуре является загадка. (слайд 8)    Народ всегда был высокого мнения о загадках: "Загадка   ­  разгадка,   да   семь   верст   правды".   Упражнения   в   отгадывании   и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.  Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать  предметы и явления из различных областей окружающей действительности;  причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении  позволяет  давать всестороннюю характеристику предмету (явлению).  В холод он в берлоге спит Тихо в дырочки сопит Как проснется, ну реветь, И зовут его … медведьОн коричневый, лохматый. Угадайте­ка, ребята, Кто, построив теплый дом, Спит всю зиму в доме том?  Говорят, он любит мёд, Ловит рыбу, как мальчишка, Спит в берлоге в Новый Год Беззаботный, бурый … мишка. Видите, насколько всесторонняя характеристика дана медведю в этих трех  загадках.     Особое место в работе по приобщению детей к традициям культурного  наследия  мы придавали  русским народным сказкам,  (слайд 9)  поскольку  они являются в этом возрасте самой эффективной формой педагогического  воздействия на ребенка. Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал  первыми блестящими попытками народной педагогики. Дети и сказка ­  неразделимы, они созданы друг для друга. Сказки  позволяют расширить  представления детей о доброте и зле, о людях с добрым сердцем, показать их  красоту. При осмыслении текста дети исходят из своего пока еще небольшого житейского опыта. Постепенно у детей формируется опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. При чтении сказок мы используем все средства  выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, стараемся прочесть  эмоционально, ведь дети  очень отзывчивы на эмоциональное поведение  взрослых. Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с  помощью которых создается развернутая картина действий и результата. В приобщении детей к традициям культурного наследия   велика и ни с чем несравнима роль народных песен и праздников. (слайд 10)  Поэтому на музыкальных занятиях вместе с музыкальным руководителем приучаем детей слушать   русские   народные   песни.   Дети   водят   хороводы   под   эту   музыку, выполняют   танцевальные   движения,   играют   на   народных   музыкальных инструментах.   Доступность   народных   инструментов,   привлекательность   и лёгкость   игры   на   них   приносят   детям   радость,   создают   предпосылки   для дальнейших занятий музыкой.       Наши дети еще маленькие, но ярким событием для них было участие в народном  празднике  ­ Рождественские  колядки.  В гости  к  ним  приходили старшие   дети,   которые   пели   песни,   плясали,   угощали   наших   малышей конфетами.   Впереди   нас   ждут   такие   праздники,   как   Масленица,   Пасха. Непосредственное   участие   детей     (пусть   пока   еще   в   роли   зрителей)   в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках является  ярким ирадостным событием в жизни детей по приобщению к традициям культурного наследия.   К средствам приобщения детей к народной культуре относится  декоративно­прикладное искусство. (слайд 11)   Для того, чтобы  познакомить детей с народными игрушками: ванькой­встанькой, волчком,  матрёшкой, дымковской, богородской, мы организовали выставку. Дети с  интересом рассматривали народные игрушки, играли с ними.   Физкультурные занятия и досуги (слайд 12) с использованием фольклорных  элементов и народных подвижных игр очень любят дети. При проведении этих занятий также используем различные виды народного творчества:  двигательно­творческие, основанные на использовании потешек, загадок и  сказок;  физкультурные занятия с  элементами фольклора.  Кулачки сложили, Кулачками били: Тук­тук, тук да тук, Тук­тук, тук да тук.  (стучим кулачками друг о друга) Ладушки­ладошки, Хлопали в ладошки, Хлопали в ладошки, (хлопаем в ладоши) Отдохнем немножко.  (руки на колени). Много радости доставляют детям народные  подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Жмурки», Каравай»  (слайд 13) И в заключении хочу сказать, что нашим детям еще не всем исполнилось 3 года.  Это только начало жизненного пути.  И мы очень стараемся, что бы  уже в самом начале этот путь был освещен солнцем народного творчества, народного наследия.