Презентация к теме по приобщению детей младшего дошкольного возраста к традициям культурного наследия.
Приобщение младших дошкольников
к традициям культурного наследия
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
(Вадим Шафнер)
(слайд 1) Сегодня мы на многое начинаем смотреть поиному, многое для
себя заново открываем и переоцениваем. Это относиться и к прошлому
нашего народа, его традициям культурного наследия к народной культуре.
(слайд 2) Народная культура — предмет, который человек постигает на
протяжении всей своей жизни. Ведь в опытах наших отцов и дедов есть зёрна
такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.
Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших
результатов можно добиться. Знакомство детей с народным искусством
(поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративноприкладным) в
дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления
о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и
воспитания т.е приобщать детей к традициям культурного наследия надо
начинать с раннего детства. Первой разновидностью культуры, к которой
приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является «народная
культура», ведь ценность раннего обучающего воздействия давно
подмечена народом. Многое в нем создавалось, специально для детей и было
продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. (слайд 3)С
незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки,
потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными
спутниками раннего детства являются сказки про «Курочку Рябу», «Козу
Дерезу», «Репку».
Народная культура увлекает детей яркими поэтическими образами,
вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостноевосприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что плохо, что красиво и
что не красиво.
Впервые серьезное внимание на приобщение детей к традициям культурного
наследия обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60х г. XIX в. в
журнале “Учитель” появились публикации произведений детского фольклора
и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось
систематическое собирание народных произведений для детей.
Я хочу рассказать о том, как мы начали проводить работу по приобщению
детей к культурному наследию в своей группе с детьми младшего возраста.
Для проведения этой работы, мы поставили перед собой следующие задачи:
(слайд 4)
Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.
Учить внимательно слушать и запоминать русские народные песенки,
сказки, потешки.
Воспитывать желание слушать народную музыку, подпевать, выполнять
простейшие плясовые движения.
Знакомить с народными игрушками (ванькойвстанькой, волчком,
матрёшкой, дымковской, богородской и др.,
Формировать элементарные представления о народных праздниках
Знакомить с народными подвижными играми, привлекать к участию
в народных забавах.
Проходит эта работа по двум направлениям:
приобщение детей к традициям культурного наследия в организованной
образовательной деятельности.
и при проведении режимных процессов.
У детей нашего возраста приобщение к традициям культурного наследия
идет через песенки, потешки, прибаутки, которые являются богатым
материалом для воспитания, обучения и развития детей. Они представляют
собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в
организованной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни
детей. Поэтому мы оформили для своей работы мини – библиотеку
колыбельных песенок, потешек, прибауток. (слайд 5)Достаточно серьезным периодом у наших детей был (да он и сейчас
присутствует) период адаптации. Чтобы помочь ребенку отвлечься и
успокоиться, погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство
симпатии к пока ещё чужому для него человеку, мы использовали потешки,
прибаутки. обращали внимание на то, чтобы они были простыми, короткими
по содержанию, побуждали к действию, движениям. Например, во время
умывания используем потешку (слайд 6)
Чистая водичка,
моет Семену личико.
Пальчики Алешке,
Сашеньке ладошки.
Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием
подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются
подтянуть рукавчики.
Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание
есть, произносим:
Умница Дашенька, ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.
Если на конструировании строим домик (избушку), обыгрываем
ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках
избушку метет».
На лепке лепим оладушки, обыгрываем тоже потешкой «Ладушкиладушки
испечем оладушки». «Ай, чичичичи, вот баранки – калачи. Вот баранки –
калачи с пылу, с жару из печи». (слайд 7)
Кроме потешек, важным средством приобщения детей к народной культуре
является загадка. (слайд 8) Народ всегда был высокого мнения о загадках:
"Загадка разгадка, да семь верст правды". Упражнения в отгадывании и
придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать
предметы и явления из различных областей окружающей действительности;
причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении
позволяет давать всестороннюю характеристику предмету (явлению).
В холод он в берлоге спит
Тихо в дырочки сопит
Как проснется, ну реветь,
И зовут его … медведьОн коричневый, лохматый.
Угадайтека, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том?
Говорят, он любит мёд,
Ловит рыбу, как мальчишка,
Спит в берлоге в Новый Год
Беззаботный, бурый … мишка.
Видите, насколько всесторонняя характеристика дана медведю в этих трех
загадках.
Особое место в работе по приобщению детей к традициям культурного
наследия мы придавали русским народным сказкам, (слайд 9) поскольку
они являются в этом возрасте самой эффективной формой педагогического
воздействия на ребенка. Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал
первыми блестящими попытками народной педагогики. Дети и сказка
неразделимы, они созданы друг для друга. Сказки позволяют расширить
представления детей о доброте и зле, о людях с добрым сердцем, показать их
красоту. При осмыслении текста дети исходят из своего пока еще небольшого
житейского опыта. Постепенно у детей формируется опыт правильной оценки
хороших и плохих поступков. При чтении сказок мы используем все средства
выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, стараемся прочесть
эмоционально, ведь дети очень отзывчивы на эмоциональное поведение
взрослых. Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с
помощью которых создается развернутая картина действий и результата.
В приобщении детей к традициям культурного наследия велика и ни с
чем несравнима роль народных песен и праздников. (слайд 10) Поэтому на
музыкальных занятиях вместе с музыкальным руководителем приучаем детей
слушать русские народные песни. Дети водят хороводы под эту музыку,
выполняют танцевальные движения, играют на народных музыкальных
инструментах. Доступность народных инструментов, привлекательность и
лёгкость игры на них приносят детям радость, создают предпосылки для
дальнейших занятий музыкой.
Наши дети еще маленькие, но ярким событием для них было участие в
народном празднике Рождественские колядки. В гости к ним приходили
старшие дети, которые пели песни, плясали, угощали наших малышей
конфетами. Впереди нас ждут такие праздники, как Масленица, Пасха.
Непосредственное участие детей (пусть пока еще в роли зрителей) в
исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках является ярким ирадостным событием в жизни детей по приобщению к традициям культурного
наследия.
К средствам приобщения детей к народной культуре относится
декоративноприкладное искусство. (слайд 11) Для того, чтобы
познакомить детей с народными игрушками: ванькойвстанькой, волчком,
матрёшкой, дымковской, богородской, мы организовали выставку. Дети с
интересом рассматривали народные игрушки, играли с ними.
Физкультурные занятия и досуги (слайд 12) с использованием фольклорных
элементов и народных подвижных игр очень любят дети. При проведении этих
занятий также используем различные виды народного творчества:
двигательнотворческие, основанные на использовании потешек, загадок и
сказок; физкультурные занятия с элементами фольклора.
Кулачки сложили,
Кулачками били:
Туктук, тук да тук,
Туктук, тук да тук.
(стучим кулачками друг о друга)
Ладушкиладошки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали в ладошки,
(хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко.
(руки на колени).
Много радости доставляют детям народные подвижные игры: «У медведя
во бору», «Солнышко и дождик», «Жмурки», Каравай»
(слайд 13) И в заключении хочу сказать, что нашим детям еще не всем
исполнилось 3 года. Это только начало жизненного пути. И мы очень
стараемся, что бы уже в самом начале этот путь был освещен
солнцем народного творчества, народного наследия.