Опыт работы по теме "Дифференцированное обучение на уроках математики"
Оценка 4.6
Лекции +1
doc
математика +1
Взрослым
14.08.2018
Как показал опыт моей работы, эффективность обучения во многом определяется тем, в какой мере в процессе обучения учитывается интерес школьника к предмету, уровень знаний, что обусловливает необходимость перехода к дифференциации обучения. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
diferencirovannoeobuchenie.doc
Ющенко А.П. учитель математики и информатики МБОУ СОШ №29
«Дифференцированно
е обучение – как
фактор развития
личности»
(из опыта работы)
Выступление на городском методическом
объединении учителей математики 2
«Знание это только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью»
Л.Н.Толстой
Главная цель средней общеобразовательной школы способствовать
умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию
личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать
основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические
отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности
ребенка с учетом его возрастных особенностей это личностноориентированное
образование. Всякое обучение по своей сущности есть создание условий для
развития личности. Личностноориентированное образование ориентированно на
ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ
самоопределения человека в культуре и жизни. Принцип дифференцированного
образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению
личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего
образования.
Актуальность проблемы развития личности заключается в том, что
дифференцированный процесс обучения это широкое использование различных
форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе
результатов психологопедагогической диагностики учебных возможностей,
склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов,
одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на
индивидуальных особенностях обучаемых, создаются благоприятные условия для
развития личности в личностноориентированном образовательном процессе.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности
раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести
избирательность
социальным воздействиям.
Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному
развитию задатков и способностей каждого учащегося. Важно, что при этом,
общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех.
и устойчивость
к
В последние годы значительно усилился интерес учителей
Актуальность темы
общеобразовательной школы к проблеме дифференцированного подхода в
обучении школьников математике на различных ступенях математического
образования. Этот интерес во многом объясняется стремлением учителей так
организовать учебновоспитательный процесс, чтобы каждый ученик был
оптимально занят учебновоспитательной деятельностью на уроках и в домашней
подготовке к ним с учетом его математических способностей и
интеллектуального развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях
школьников, а в конечном итоге дать полноценную базовую математическую
подготовку учащимся обычного класса. Такой организации обучения математике
требует современное состояние нашего общества, когда в условиях рыночной
экономики от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и 3
такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться в
той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение. Базовый курс
математики призван служить одной из основ развития личностных качеств
каждого отдельного ученика и подготовки его к жизни, предстоящей трудовой
деятельности.
Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом,
требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня
обобщений и абстрагирующей деятельности. Поэтому невозможно добиться
усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком
уровне. Даже ориентировка на "среднего" ученика в обучении математике
приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного
характера у ряда школьников (потеря интереса к математике, порождение
безответственности, нежелание учиться и др.). Нынешнее отношение учащихся к
математике характеризуется снижением ее популярности среди школьников.
Уровни содержания обучения
Как показал опыт моей работы, эффективность обучения во многом
определяется тем, в какой мере в процессе обучения учитывается интерес
школьника к предмету, уровень знаний, что обусловливает необходимость
перехода к дифференциации обучения. Для этого требуются программы и
учебники с учетом уровневой и профильной дифференциации, а так как этих
учебников нет, то приходится самой выбирать его из различных предметных
журналов, разно уровневых дидактических материалов, которых сейчас много
выпущено.
А теперь об этих уровнях образования. В основу уровней демократизации
обучения положено выделение
базового уровня обязательной
общеобразовательной подготовки. Базовый уровень должен определить и задать
нижнюю границу полноценного и качественного школьного образования. Но есть
еще неуспевающие учащиеся, которые значительно отстают в умственном
развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях.
Достижение учащимися этой группы даже уровня обязательных результатов
представляет сложную педагогическую задачу. Поэтому для оценки достигнутого
уровня умения решать математические задачи я использую четыре уровня
усвоения. В зависимости от варианта предъявления ученику задачи от него
требуется выполнение деятельности продуктивного и репродуктивного
характера.
Ученик добровольно , как по ступенькам лестницы, может подниматься с
одного уровня на другой и постоянно находится в зоне ближайшего развития , то
есть обучаться на максимально посильном уровне трудности. Таким образом,
создается добровольное сотрудничество ученика и учителя. Конечно учителю
труднее. Необходим индивидуальный подход к каждому ученику в зависимости
от знаний и здоровья, строгая дозировка и дифференциация знаний, разнообразие
видов работы. Необходимо создать ситуацию успеха каждому ребенку, вызвать
желание перехода к более высокому уровню, но при этом избегать легкости при
обучении, но и не перегружать. 4
Диагностика мотивации к обучению
Любой ученический коллектив условно можно разделить на группы: с
положительным и отрицательным отношением к учебе, владеющих и не
владеющих знаниями. Это условное деление дает возможность организовать
работу по формированию учебной деятельности учащихся дифференцированно и
с учетом их индивидуальных способностей. Для того чтобы выявить в классе
такие группы провожу частичную диагностику учащихся в начале учебного
года. Проводить обучение без учета этого факта с надеждой на успех
бессмысленно. Результаты анкетирования показывают, что математика как
предмет им нравится, но объяснить, почему многие не могут.
Следующий этап: проверка актуального уровня знаний (См. приложение 1)
Предлагаемые задания позволяют проверить актуальный уровень знаний
учащихся , необходимый для дальнейшего изучения материала по курсу, дают
возможность в течении четверти контролировать уровень знаний, умений и
навыков учащихся .
Полная комплексная диагностика проводится по следующим параметрам:
Обученность;
Обучаемость;
проверка актуального уровня знаний;
проверка сформированности интеллектуальных умений и навыков ( в виде
тестовой работы).
Ключ к определению уровня обучаемости:
1. Предметное содержание вопросов не должно превышать или занижать
базовый уровень знаний.
2. Как только 34 ученика выполнят задание, собираю рабочие записи
у всех.
3. Если выполнены все задания, то можно говорить о третьем высоком
уровне обучаемости школьника.
4. Если ученик справился с четырьмя заданиями второй уровень
обучаемости.
5. Если выполнены три и менее заданий первый уровень.
Затем проводятся итоговые работы в которых наблюдается динамика .
Контроль знаний на уроках математики
1.Самостоятельные работы обучающего характера
Сразу после объяснения нового материала, когда знания учащихся ещё
непрочны, составляю самостоятельную работу в основном из заданий
репродуктивного характера, но обязательно включаю задания развивающего
характера. При выполнении тренированных самостоятельных работ разрешаю
пользоваться учебником, записями в тетради, опорными конспектами. Это
создает благоприятный климат для слабых учащихся. Они легко включаются в
работу и выполняют ее. Сейчас много дидактических разно уровневых
материалов выпущено для всех классов. По этим карточкам учащиеся привыкают
работать самостоятельно. Собираю такие комплекты заданий по темам. Каждый
комплект состоит из 68 вариантов разного уровня. Варианты размещаю в 5
конвертах, отмеченных разным цветом. Ученик сам выбирает себе именно ту
карточку, которую он в состоянии решить видит сразу оценку, которую получит.
В каждый вариант наряду с тренировочными задачами включаю задания
развивающего характера, отмеченные *, решение которых связано с проявлением
смекалки, сообразительности. Конечно, для слабых учеников составляю простые,
достаточно «прозрачные» задачи на соображение, для сильных более сложные.
Формы: работа по группам (столам, рядам, командам и т.п. ) Работа в режиме
диалога (постоянные пары, динамические пары, семинарскозачетная система,
внеурочные дополнительные, индивидуальные занятия, помощь на уроке).
В соответствии с этими идеями разработан блок по теме «Квадратные
уравнения», карточки для индивидуальной работы с учащимися ,открытые уроки.
(см. Приложения)
2.Тестовая проверка уровня усвоения.
Часто самостоятельные тренировочные задания даю в виде тестов. Каждая
работа содержит несколько вариантов. Первые два варианта репродуктивного
уровня, некоторые из них могут содержать подсказки. Задания 3го и4го
вариантов несколько сложнее первых двух. А 5 и 4 варианты рассчитаны на
талантливых учащихся, с выраженным интересом к математике.
Тематические тесты, которые даю перед контрольной работой, имеют 4
равноценных варианта, содержащих 10 заданий основного уровня и 5 заданий
усложненного. Время выполнения 2025 минут. Правильный ответ в заданиях
основного уровня и оценивается 1 баллом, а усложнённого 2 балла. Оценка 3 за
510 баллов, 4за 1112 баллов 5 за 1315 баллов, (см. Приложение 2).
Тематические тесты показывают, насколько прочно усвоен учебный
материал. По результатам проверки заданий, определяю, нужно ли ещё
заниматься данной темой.
3. Самостоятельные и контрольные работы
Контрольные работы а также самостоятельные контролирующего характера
даю разно уровневые содержащие 810 вариантов, (см. Приложение 3)
Разработаны контрольные работы по алгебре и геометрии для 89 класса.
Варианты 14 на оценку «3»задачи, разобранные на уроках, с изменением
формул, чисел. Ученик должен эту задачу решить без использования тетради.
Варианты 56 на оценку «4» задачи, над которыми необходимо подумать.
Варианты 78 на оценку «5» задачи, для решения которых ученик должен
использовать все свои знания, логику, математические способности. Такой
подход с одной стороны, стимулирует учащихся, с другой не оскорбляет
самолюбия ученика, т.к. степень трудности задачи он выбирает сам.
Из опыта своей работы знаю, что разно уровневые задания, составленные с
учетом возможности учащихся, создают в классе благоприятный психологический
климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно
решенного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей,
дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учащихся, в том
числе и у слабых, появляется уверенность в своих силах. Все это способствует 6
активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной
мотивации к учению.
При контроле знаний дифференциация переходит в индивидуализацию
(индивидуальный учет достижений каждого учащегося).
Домашние задания также задаю дифференцированно. Номера даю с
возрастающей сложностью, где последний номер отмечен, как развивающий.
Формирование навыков самоконтроля
Одним из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную
деятельность учащихся,
назначение которого
заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже
совершенных ошибок.
является самоконтроль,
Формирование навыков самоконтроля — процесс непрерывный,
осуществляющийся под руководством учителя на всех стадиях процесса
обучения ( при изучении нового материала, при отработке навыков практической
деятельности ,при самостоятельной работе учащихся и т.д.)
Математические диктанты одна из форм организации самостоятельной
деятельности учащихся на уроке. Математические диктанты провожу после
изучения каждого пункта учебника. Каждый ученик готовит двойной лист
тетради и лист копировальной бумаги. По окончании диктанта, дети вынимают
копирку, после чего они лишаются возможности делать исправления , так как в
зачет идут только записи имеющиеся на обоих листах. Я предпочитаю такой
прием самоконтроля, как сверка с образцом. Образцы заготавливаю заранее. На
втором листе исправляют ошибки , записывают решения невыполненного задания.
Иногда работа над ошибками заканчивается самооценкой. Иногда вместо
самоконтроля используется взаимопроверка соседями по парте, или по варианту.
Наиболее высокий процент объективных оценок, как правило, бывает при
взаимопроверке соседей по варианту. За диктант можно выставить две оценки
учителя и ученика.
Дидактические игры как средство активизации учебного процесса
Процесс обучения сложен и многообразен. Он дает положительные
результаты, если учитель владеет различными методами. Среди различных
способов активизации познавательной деятельности определенное место
занимают дидактические игры, развивающие у учащихся аналитическое
мышление, умение излагать мысли и свою точку зрения, ставить проблему,
организовывать работу по ее решению.
Игра помогает строить продуктивные взаимоотношения педагога и
учащегося с присущими ей элементами соревнования, неподдельного интереса, то
есть осуществить принцип педагогики сотрудничества. Мало знать теорию,
необходимо продумать технологию игры, четко определить ее цели.
В своей работе я использую различные виды игр: тренировочные,
познавательно контрольные, сюжетноролевые и творческие. На многих уроках
провожу тренировочные игры «Домино», «Решение кроссвордов» , «Цепочка» , «
Кто быстрее сядет в ракету» , «Карусель» 7
Как правило, во время игры дети очень внимательны, сосредоточены.
Увлекшись, не замечают, что учатся. При проверке арифметических действий с
числами предлагаю игру «Лото». У ученика 78 карточек с упражнениями и
большая карта с ответами. Ученик решает пример и накрывает карточкой
соответствующий ответ. Если все примеры решены правильно, то обратные
стороны карточек составляют какойто условный шифр рисунок. Игра
«Кодированные упражнения» Даются задания с кодированными ответами.
Каждому ответу соответствует буква. Выполнив все упражнения, у ученика
должно получиться слово. Очень важно чтобы учащиеся были не только оценены ,
но и словесно поощрены. При решении тестов, когда учащиеся получили ответ,
они составили анаграммы со словами «молодец» и «спасибо».
В 6ом классе при изучении «Координатной плоскости » провожу
соревнования художников.
Ребятам очень нравятся такие игры. Даже пассивные дети включаются в
игру, И главное сразу же можно проверить самого себя и исправить ошибки.
Опыт работы по теме "Дифференцированное обучение на уроках математики"
Опыт работы по теме "Дифференцированное обучение на уроках математики"
Опыт работы по теме "Дифференцированное обучение на уроках математики"
Опыт работы по теме "Дифференцированное обучение на уроках математики"
Опыт работы по теме "Дифференцированное обучение на уроках математики"
Опыт работы по теме "Дифференцированное обучение на уроках математики"
Опыт работы по теме "Дифференцированное обучение на уроках математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.