Опыт работы по теме о детском самоуправлении
Оценка 5

Опыт работы по теме о детском самоуправлении

Оценка 5
Лекции
docx
психологическая работа +2
Взрослым
03.04.2019
Опыт работы по теме о детском самоуправлении
Цель моего доклада - поделиться опытом работы школьного детского самоуправления, рассказать о том, как мы определяли пути активизации деятельности органов детского самоуправления с целью развития и саморазвития личности ученика. Я считаю вопрос организации самоуправления в центре актуальным, так как основное предназначение детского самоуправления — удовлетворять индивидуальным потребностям обучающихся, направленных, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов.
Опыт работы по теме о детском самоуправлении.docx
Опыт работы по теме о детском самоуправлении в  Государственное казенное учреждение Самарской области «Волжский» социально­ реабилитационный центр для несовершеннолетних «Тополек» Автор: Бордачева И.В.        Изменившееся социально­экономическое положение в стране требует от ребёнка, подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям жесткой   конкуренции.   Возникают   проблемы:   как   сохранить   нравственные качества   личности,   сформировать   личность,   способную   делать   правильный жизненный   выбор,   личность,   умеющую   адаптироваться   в   обществе, вырабатывать собственные идеи и мнения.         Развитие   детского   самоуправления   входит   в   компетенцию   органов образования   в   соответствии   с   Законом   Российской   Федерации   «Об образовании» (ст. 50, п. 4). В соответствии с «Основными направлениями и планом действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002—2004 годы», одобренными решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2001 г., развитие самоуправления   в   общеобразовательном   учреждении   рассматривается   в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере   воспитания,   как   правило,   положение   о   котором   зафиксировано   в Уставе общеобразовательного учреждения.        В последние годы во многих общеобразовательных учреждениях России успешно   применяются   различные   формы   самоуправления,   действуют разнообразные   модели   детского   самоуправления,   включенные   в   общую систему самоуправления школой.        Цель моего доклада ­ поделиться опытом работы школьного детского самоуправления,   рассказать   о   том,   как   мы определяли   пути   активизации деятельности   органов   детского самоуправления   с   целью   развития   и саморазвития личности ученика.       Конечно, ещё много есть того, что требует пересмотра, корректировки, но хочется   знать,   как   можно   работать   лучше,   поэтому   думаю,   что самосовершенствование   выведет   на   верный   путь. Я   считаю   вопрос организации   самоуправления   в   центре   актуальным, так   как   основное предназначение детского самоуправления — удовлетворять индивидуальным потребностям   обучающихся,   направленных,   прежде   всего   на   защиту   их гражданских прав и интересов.        Как написано в книге о самых обыкновенных детях «Фрунзенской коммуне»:   Самоуправление   нельзя   «взять»,   нельзя   «дать», нельзя «ввести». Его приходится годами вырабатывать и отрабатывать» Заглядывая в толковый словарь, можно узнать, что САМ –   местоимение   для   придания   особой   важности   личной   деятельности человека. ОРГАНИЗАЦИЯ – от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство – обозначает устроить, привести в порядок, образовать. СО – как приставка обозначает совокупность. УПРАВЛЯТЬ –   давать   ход,   направление,   распоряжаться,   одолевать трудности, приводить в порядок. В итоге: САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего.         формированию   более   четкой   и   осознанной     Участие   обучающихся   в   детском   самоуправлении   способствует   гражданской   позиции   и ценностного отношения к себе и другим. Самоуправление   учащихся   выражается   в   возможности   самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах детского   коллектива.   Как   правило,   самоуправление   проявляется   в планировании   деятельности   коллектива, организации   этой   деятельности, анализе   своей   работы,   подведении   итогов   сделанного   и   принятии соответствующих решений .         Одна   из   задач   школьной   системы   образования   –   подготовка   детей   к выполнению   функций   граждан   демократического   государства:   воспитание умения   защищать   свои   права   и   выполнять   свои   обязанности.   Сегодня обществу   требуются   инициативные   люди,   умеющие   самостоятельно принимать  решения,  достигать  их, сознательно  отвечать  за их выполнение. Воспитанию   таких   качеств   личности   способствует   организация   школьного детского самоуправления и его деятельность .       Организация   детского   самоуправления   иногда   вызывает   ряд   проблем, затруднений.      Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.). Ошибки – это серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути детского самоуправления, к его деформации и отторжению как педагогическим, так и ученическим коллективом.      При организации самоуправления важны развитие активности всех членов детского коллектива, возложение полномочий и смена лидеров. Я попыталась создать обстановку, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к   решению   главных   задач   или   проблем,   стоящих   перед   педагогами   и учащимися.   Развитие   самоуправления   помогает   им   почувствовать   всю сложность   социальных   отношений,   сформировать   социальную   позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.           Современный подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся, что обеспечивается   включением   их   в   решение   сложных   проблем взаимоотношений,   складывающихся   в   коллективе.   Через   свое   участие   в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления   сложностей   социальной   жизни.   От   отношения   детей   к целям совместной   деятельности   зависит   их   позиция   в   решении управленческих проблем.         Самоуправление   же   развивается   только   тогда,   когда   учащиеся оказываются   в   ситуации   выбора   и   сами   определяют   пути   решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования  мотива   группового  действия. Подведение   итогов позволяют подвести учащихся к новой цели совместной деятельности, а на последующих этапах   с   каждым   циклом   они   все   самостоятельнее   определяют   цель, реализуемую впоследствии всем коллективом.           Самоуправление   может   развиваться   практически   во   всех   видах деятельности   учащихся.   Оно   развивается   быстрее   там,   где   более   ярко выражена   сфера   их   интересов.   Проявления   самоуправления   могут   быть самыми   разнообразными,   но   всех   их   должно   объединять   одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся   каким­либо   общественно   значимым   делом,   а   затем   создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом, появляется   новый   участок   работы   —   образуется   новый   орган самоуправления.        Рассказывая о самоуправлении в центре, мне хотелось  бы предложить модель детского самоуправления, которая позволит каждому ребенку стать личностью,   определить   свои   место   и   роль   в   будущей   взрослой   жизни, самоопределиться   в   выборе   «что   делать?»   и   «как?».   Через   коллективную творческую   деятельность   обеспечивается   широкое   поле   для   воспитания   у школьников потребности к процессу творчества. На первом этапе работы над созданием органов самоуправления в нашем центре мы образовали инициативную группу, куда вошли педагоги, психолог.  По   отношению   к   стремлению   заниматься   в   центре   общественной деятельностью учащиеся разделились на три группы: 1.тех, кто хотел бы заниматься ­ 60 %; 2.тех, кто не хотел бы ­ 10 %; 3. и ещё не определились в этом вопросе ­ 30%. Было   проведено   анкетирование   среди   детей.   В   числе   прочих   были   такие вопросы: ­ «Что такое самоуправление?» ­ «Для чего нужно самоуправление?» Вот такие получены ответы; ­ Это когда мы сами всей группой решаем свои школьные проблемы, только советуясь с воспитателем. ­   Это   такая   организация   нашей   жизни,   когда   ребята   сами   решают   о необходимости проведения того или иного мероприятия. ­ Это здорово! Это значит, что к моему мнению прислушиваются, что мой «голос» может оказаться решающим при принятии какого­либо решения. ­  Для того чтобы мы могли сами принимать решения, активно участвовать в жизни центра. ­ Для того чтобы быть похожими на взрослых, чтобы хоть чуть­чуть понять их заботы и проблемы. ­   Участвуя   в   самоуправлении,   мы   привыкаем   к   взрослой   жизни,   понимая, какие нас дальше ждут проблемы. ­   Участвуя   в   организации   жизни   центра,   поневоле   становишься   более организованным, собранным, самостоятельным ­  Самоуправление приучает к ответственности. Таким образом, мы пришли к выводу, что большинство наших воспитанников имеют потребность в реализации своей социальной активности через участие в органах самоуправления. Второй этап: 1)   Анализ   и   обобщение   собранных   предложений   в   ходе   изучения общественного мнения. 2) Формирование творческой группы для разработки конкретных документов, определяющих   структуру   и   содержание   деятельности   органов   детского самоуправления в СРЦН. 3) Включение в разработку конкретных документов учащихся, педагогов. На втором этапе работы были собраны, проанализированы и обобщены все предложения   по   созданию   органов   детского   самоуправления.   Учащиеся предлагали создать и Школьную республику, и Школьный парламент, но мы остановились   на   системе   школьного   самоуправления   «Совете старшеклассников».  Затем  была   сформирована  творческая   группа,  которая занялась   разработкой   конкретных   документов,   определяющих   структуру   и содержание деятельности органов детского самоуправления в нашем центре. В   эту   группу   вошли   не   только   члены   педагогического   коллектива,   но   и учащиеся, а также представители общественности. Третий этап: 1)   Обсуждение   разработанной   модели   детского   самоуправления   и документов, определяющее содержание их деятельности в педагогическом и ученическом коллективах. 2)   Сбор   творческой   группой   предложений   и   практических   замечаний   по совершенствованию разработанных документов. 3) Организация экспертной оценки разработанных документов. 4) Выборы органов детского самоуправления. Прошло обсуждение модели детского самоуправления. . Четвёртый этап: 1) Подготовка выборного детского актива к организаторской работе в органах самоуправления. 2) Проведения центр актива. 3)   Составление   памяток   работы   актива   и   подразделений   органов   детского самоуправления. 3) Проведение членами творческой группы консультаций для актива. 4)Вооружение актива методикой самообразовательной деятельности. Пятый этап: 1)Обобщается опыт работы детского самоуправления, 2)Разрабатываются   рекомендации, конференции,   проводятся   научно­практические 3)Оформляется   и   описывается   опыт   работы   по   формированию   органов самоуправления в центре. На взгляд, самоуправления необходимо: 1.Найти сферы полезной и значимой для центра и для учеников деятельности. успешной   работы     мой     для   органов 2.Сделать их эмоционально насыщенными и интересными. 3.Предоставить детям педагогическую поддержку и помощь. Детям мы предоставляем следующие области активной жизни: 1.Организация досуга:  дискотеки, праздники, коллективные творческие дела и т. д. 2.Деятельность   гражданско­патриотической   направленности:   клубы,   пресс­ конференции, встречи с политиками и другими интересными людьми. 3.Деятельность  прессы: газеты, радио, телевидение, реклама. 4.Спорт и спортивные мероприятия, дни здоровья. 5.Трудовая деятельность:   генеральные уборки, ремонт помещений, мебели, работа на  территории и т. д. Учить   самоуправлению   —   значит   создавать   коллективную   перспективу   и планировать пути ее реализации, учить каждого оценивать результаты этой деятельности и вырабатывать общую оценку. Это значит учить ребят видеть в   которая   по­своему   реагирует   на каждом   человеке   личность, действительность,   имеет   свои   индивидуальные   вкусы   и   потребности   и рассчитывает   на   внимательное   и   бережное   отношение.   Для   решения   этих задач   могут   быть   использованы   ролевые   игры:   «День   дублера»,   «День самоуправления в центре» и др. Важной особенностью деятельности педагогов является обеспечение детей и молодежи   возможностью   участия   в   разнообразных   видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований. Не   менее   важным   специфическим   направлением   являются   защита   личной ценности   и   достоинства   воспитанников,   ограждение   их   от   авторитаризма, унижений   и   оскорблений.   Нужно   создать   в   учреждении   благоприятную   и комфортную   для   ребенка   атмосферу,   отслеживать,   чтобы   права   детей соответствовали   их   обязанностям,   а   практическая   роль   школьника соответствовала его статусу. Развитие детского самоуправления невозможно без серьезного методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях. Самоуправление решено было вводить постепенно, так как педагогическому коллективу   необходимо   понять   необходимость   тесного   взаимодействия   с обучающимися,   и   прежде   всего   на   уровне   тех   органов   детского самоуправления,   которые   могут   грамотно   и   настойчиво   отстаивать   и защищать права всех школьников. Благодаря четко выдержанным этапам введения самоуправления, учащиеся понимают суть своей деятельности. Достигнуты следующие результаты: •  самостоятельность в выборе и принятии решений; •  ответственность за свои решения, действия и поступки; •  способность терпимо относиться к своему ближайшему окружению, родным людям; •  готовность   действовать   в   самых   непредвиденных   и   нестандартных ситуациях; •  мотивированность на получение прочных знаний; •  способность к совершению нравственных поступков и сохранению чувства собственного достоинства в самых трудных ситуациях; •  компетентность в учебной и будущей профессиональной деятельности; •  способность ощущать себя одновременно как гражданином своей страны, так и мира быть национальным патриотом; •  умение жить в ладу с другими народами, культурами; •  уважительное отношением к мнению других людей, терпимостью в общении Детское самоуправление дает: Учащимся: ∙  развитие навыков работы в группе, в команде; ∙  ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся; ∙   ведет  к  улучшению  дисциплины, снижению  пропусков  без  уважительных причин; ∙  выбор роли в органах детского самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам; ∙  защищает права ребенка; ∙  учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации; ∙  помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути. Педагогам: ∙  помогает организовать детей; ∙  сплотить детский коллектив; ∙  повышает дисциплину, ответственность учеников за свои поступки; ∙  раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка; ∙  апробация инновационных технологий; ∙  обобщение опыта работы через средства печати ∙  углубление в проблему через опытно – экспериментальную работу В заключении хотелось бы отметить, что работа самоуправления в центре – достаточно сложный и противоречивый процесс. Он постоянно развивается, изменяется, корректируется. Список использованной и цитируемой литературы 1. Рогаткин, Д.В. Школьное детское самоуправление [Текст] / Д.В.Рогаткин. ­ Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2003. – 92 с 2.   Прутченков,   А.С.   Организация   и   развитие   детского   самоуправления   в общеобразовательном   учреждении   [Текст]   /   А.С.   Прутченков.   ­   М:,2003. ­328с. 3.   Кон,   И.С.   Психология   ранней   юности   [Текст]   /   И.С.Кон   –   М.: Просвещение, 1989. – 255 с. 4.  Коротов, В.М. Самоуправление школьников [Текст] / В.М.Коротов Изд. 2­ е, дополненное и переработанное ­ М.: Просвещение, 1976. – 175 с. 5.  Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении [Текст] / В.И.Бочкарев – М.:ВЛАДОС, 2001. – 192 с. 6.   Щуркова,   Н.Е.   Новое   воспитание   [Текст]   /   Н.Е.Щуркова   ­   М.: Педагогическое общество России, 2000. ­128с 7.  Филатова, Л.И. Комплексный подход к воспитанию школьников [Текст] / Л.И. Филатова, Т.В.Сорокина – М:, Просвещение, 1982. – 82с. 8.   Сорокина,   Т.В.   Воспитание   школьников   во   внеучебное   время   [Текст]   / Т.В.Сорокина – М:, Просвещение, 1980. – 210с. 9.   Макаренко,  А.С.  Педагогическая   поэма  [Текст]   /   А.С.Макаренко  ­   М.: Педагогика, 1977. – с.180 10.   Максимов,   В.И.   Организация   младших   школьников:   Методическое пособие для учителя [Текст] / В.И.Максимов – М.: Просвещение, 2003. С.254. 11.  Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах [Текст] / М.И.Рожков ­ М., «Владос», 2002 – 160 с. 12.   Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов   высш.   уч.   Заведений   [Текст]:   Л.А,   Байкова,   Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – 3­е изд., стер. – М.: Изд. с центр «Академия», 2005. 144       –     13.   Направления,   содержание,   формы   и   методы   воспитательной   работы классного   руководителя   на   диагностической   основе   (методические рекомендации). [Текст]: – М.: Центр «Педагогический поиск». 2004. – 160 с. 14.  Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9­11класс):   Практическое   руководство   для   классных   руководителей   и школьных психологов [Текст]/ Под науч. ред. Л.А.Обуховой.­ М.: Вако, 2005. – 240 с. 15.   Фадеева,   Е.И.   Лабиринты   общения   [Текст]:   Учебно­методическое пособие./ Е.И.Фадеева – М.: ЦГЛ, 2003. 16.  Управление образовательными системами: Учебное пособие [Текст]/ Под ред. В.С.Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 464 с.

Опыт работы по теме о детском самоуправлении

Опыт работы по теме о детском самоуправлении

Опыт работы по теме о детском самоуправлении

Опыт работы по теме о детском самоуправлении

Опыт работы по теме о детском самоуправлении

Опыт работы по теме о детском самоуправлении

Опыт работы по теме о детском самоуправлении

Опыт работы по теме о детском самоуправлении

Опыт работы по теме о детском самоуправлении

Опыт работы по теме о детском самоуправлении

Опыт работы по теме о детском самоуправлении

Опыт работы по теме о детском самоуправлении

Опыт работы по теме о детском самоуправлении

Опыт работы по теме о детском самоуправлении

Опыт работы по теме о детском самоуправлении

Опыт работы по теме о детском самоуправлении

Опыт работы по теме о детском самоуправлении

Опыт работы по теме о детском самоуправлении

Опыт работы по теме о детском самоуправлении

Опыт работы по теме о детском самоуправлении

Опыт работы по теме о детском самоуправлении

Опыт работы по теме о детском самоуправлении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2019