Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии: сочетание методических приёмов и содержания образования"
Оценка 4.7
Разработки уроков +1
docx
биология
9 кл—11 кл
12.06.2019
В статье представлен опыт организации обучения биологии в старшей школе с использованием принципов здоровьесбережения. Материал содержит практическую разработку учебного занятия с использованием приёмов организации урока, ориентированных на здоровьесберегающий подход. В статье представлено, как можно использовать содержание предмета биология для развития понимания практической ценности предметных знаний для укрепления здоровья человека и сохранения целостности природы.
Статья Здоровьесберегающий потенциал урока биологии_ЛийвОВ.docx
Здоровьесберегающий потенциал урока биологии:
сочетание методических приёмов и содержания образования
Лийв Ольга Викторовна, учитель биологии и географии
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 п.Пангоды»,
Надымский район, ЯмалоНенецкий АО Обучение в школе отличается многофакторностью воздействия на организм ребёнка.
Интенсификация учебного процесса, пребывание в коллективе детей с разными
особенностями психики, возросшие требования к результатам обучения, необходимым для
дальнейшей успешной социализации молодого человека, увеличивают нагрузки на организм,
проходящий этапы биологического созревания и социального становления. Это, по мнению
физиологов, приводит к напряжению адаптационных механизмов. В то же время, именно в
школе закладываются, закрепляются основы здорвьесберегающего поведения и мышления
будущего взрослого человека.
Таким образом, мы видим противоречие между объёмом фактического материала по
предмету, установленным стандартом, и необходимостью сохранения комфортных для
ребёнка нагрузок при освоении учебного материала, противоречие между «знанием»,
полученным в процессе обучения, и востребованностью этого знания, в т.ч. для обеспечения
собственного здоровья. Представленный опыт актуален в средней школе при возрастающих
учебных нагрузках и необходимости осознания учащимися мировоззренческих ориентиров на
выходе из школы.
В своей практике я опиралась на принципы здоровьесбережения в педагогической
деятельности, сформулированные Смирновым Н.К. [3], которые являются общими для
педагогики. Но на учителя биологии, на мой взгляд, возлагается особая задача, поскольку
этот предмет, как никакой другой, обладает огромным потенциалом для формирования
культуры здорового поведения и здоровьесообразной деятельности. Объединение этого
потенциала с возможностями организации обучения, соответствующими физиологическим,
психологическим, личностным особенностям учащихся основная идея опыта. Отсюда
возникает цель реализации опыта, состоящая из двух основных компонентов:
1)
организации деятельности учащихся с учётом возрастных функциональных
особенностей организма и конкретной образовательной ситуации;
2) развитие компетенций школьников в области обеспечения собственного здоровья и
здоровья окружающих с наиболее полным использованием потенциала содержания
учебного предмета «биология».
Механизм реализации этих направлений включает в себя технологию проектирования
урока с использованием алгоритма, который кратко можно описать так: задачи (с учётом
формируемых компетенций учащихся) – содержание (с учётом практической ценности для
учащихся) – деятельность (с учётом личностных особенностей каждого) оценка (с учётом
посильного решения задач каждым учеником).
При планировании деятельности учащихся на уроке в старшей школе используются
приёмы, позволяющие снизить функциональное напряжение организма, но не упрощать
деятельность до примитивной работы, что вызывает снижение интереса, произвольного
внимания. К ним относятся:
приёмы свободного выбора (свободная беседа, выбор пути получения результата,
свобода трактовки явления);
соревновательный момент (состязание групп, дискуссия, ролевая игра); чередование форм активности (чтение, просмотр, визуализация, слушание, составление
задания, работа с тренажёром, преобразование информации, лабораторный опыт и т.д.);
использование исследовательских заданий;
выполнение биологических задач в соответствии с профилем обучения (например,
задание в группе социальнобиологического профиля – «Объясните биосоциальную сущность
человека», физикоматематического профиля – «Объясните, какие физические процессы
лежат в основе клеточного дыхания»).
Эти приёмы позволяют достичь гигиенически оптимальных условий для обеспечения
нормальной работоспособности учащегося на уроке.
При реализации алгоритма конструирования урока в его контекст обязательно включается
компоненты содержания, формирующие здоровьесберегающее мышление учащегося.
Например,
тема «Энергетический обмен», где рассматриваются сложные механизмы
преобразования веществ и энергии в клетке, воспринимается легче, когда новые понятия
связываются с вопросами сохранения здоровья, учащиеся включаются в обсуждение
проблемного вопроса «Обоснуйте вред курения с точки зрения энергетического обмена».
Результативность опыта оценена в динамике на примере одного класса с 2015 по 2017 г.
Использованы методики, принятые в деятельности школьной социальнопсихологической
службы, контрольнооценочные мероприятия согласно учебному плану школы.
По результатам исследования
показателей психологической готовности к
государственной итоговой аттестации будущих выпускников:
отсутствие детей с высоким уровнем тревожности, снижение доли детей со средним
уровнем тревожности на 10 %.
повышение доли детей с показателями высокой мотивации к учебной деятельности с 66
до 79 %.
Качество обученности по предмету в исследуемом классе за три года изменилось с 75 до
83 %.
В период с 2015 по 2017 г. количество учащихся 1011 классов, проявляющих интерес к
предмету биология через участие во внеурочной деятельности, олимпиадах и конкурсах
остаётся стабильным и находится на уровне 32 % от общего количества учащихся в данных
классах.
С 2015 г. по 2017 г. учащимися 1011 классов представлено 11 проектов по тематике,
связанной с охраной здоровья и формированием основ здорового образа жизни:
«Познавательный квест для учащихся 4 классов «Организм человека»; «Влияние фитонцидов
на развитие гнилостных бактерий в пищевых продуктах»; «Анализ содержания нитратов в
овощах»,
«Изучение
индивидуальных различий в восприятии стимулирующих веществ на примере веществ,
содержащихся в кофе» и др.
«Оценка экологического состояния кабинета биологии»,
За данный период времени 2 учащихся старшей школы стали призёрами или обладателями
грамот муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии и
экологии, 3 учащихся выступили на муниципальной конференции «Здоровье – категория
социальная».
В приложении представлена методическая разработка обобщающего урока в 11 классе по
теме «Значение биологии в современном мире: экология, здоровье, благополучие
человечества». При организации данного урока использованы следующие приёмы, соответствующие
принципам здоровьесбережения в учебной деятельности:
использование видеоряда как мотивирующего фактора для формулирования и
принятия задачи урока самими учащимися;
использование ИКсредств для оптимизации затрат времени;
исследовательские задания, поддерживающие мыслительную активность;
работа в группах, созданных по принципу психологической совместимости;
свободный выбор путей получения результата;
индивидуальное задание с учётом склонностей личности;
чередование видов деятельности: слушание, работа в группе, преобразование словесной
информации в графическую, выступление, решение проблемной задачи.
На уроке использован также потенциал предметного содержания, направленный на
осознанное использование знаний, полученных при изучении биологии, для решения
повседневных задач обеспечения собственного здоровья и благоприятной среды
существования, использования предметных навыков в практических ситуациях. Приложение.
Методическая разработка урока в 11 классе по теме «Значение биологии в
современном мире: экология, здоровье, благополучие человечества».
Задачи урока:
Предметные: 1) обобщение знаний о биологии как науке о живых системах;
2) формирование актуальных знаний о прикладном значении биологии, о её
роли в поддержании здоровья человека.
Метапредметные: формирование мировоззренческих представлений о живой природе,
развитие коммуникативных навыков при работе в группе, развитие познавательных умений
при анализе, обобщении, преобразование информации.
Оборудование и средства обучения. Персональные компьютеры,
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», информационная подборка.
проектор, ЦОР
Ход урока.
1.
(2 мин) Активизация внимания – просмотр видеофрагмента – эпизод фильма «100
открытий в биологии». Кадры фильма идут фоном.
Учитель: Вы подошли к завершению изучения предмета БИОЛОГИЯ в школе. Эта наука
наряду с другими помогала вам проникать в тайны мироздания. На уроках биологии
формировалось ваше мировоззрение, умение использовать знание для решения актуальных
задач. Предлагаю, глядя на видеоряд, подумать, какую задачу мы поставим для нашего
сегодняшнего урока как завершающего в курсе биологии.
(1 мин) Постановка учебной задачи.
2.
Итак, представим цель урока.
Учащиеся: предлагают – раскрыть значение биологии в современном мире и для каждого
человека.
Учитель:, Ещё одной задачей обозначим применить умение строит аргументированный
ответ, и использовать полученные знания для решения простых прикладных задач.
3.
(2 мин) Инструктирование. Класс предварительно разделён на группы по 34 человека – минилаборатории. Каждая
лаборатория выполняет своё задание, состоящее из трёх частей: 1) представление значения
биологии для одного из направлений человеческой деятельности; 2) решение практической
задачи; 3) представление материала для итоговой схемы. Одна из групп представляет
журналистов, их задача представить опрос общественного мнения.
1 учащийся выполняет работу оператора – создаёт общую схему.
4.
(10 мин) Работа лабораторий (см. «Задания лабораториям»).
Каждая группа по результатам работы вносит инфрмацию в общую схему.
5.
(20мин) Представление результатов работы лабораторий.
Каждая группа представляет выполненные задания, класс участвует в решении задач. На
выступление группы отводится не более 3 мин.
6.
(2 мин) Выступление группы журналистов.
Представляют результаты интервьюирования, делятся наблюдениями.
7.
(2 мин) Обобщение изученного с использованием схемы.
Ученик оператор: используя схему, делает обобщение о роли биологии в современном
мире.
8.
(2 мин) Рефлексия.
Каждая группа проводит самооценку: решены ли поставленные в начале урока задачи,
достраивая предложение
«Цель урока нами достигнута (не достигнута), потому что ……………….».
9.
(3 мин) Заключение.
Учитель: В заключении хочется сказать: человек есть венец природы. Он заставил природу
служить себе. Но давайте не будем забывать, что мы существуем, пока существует жизнь
вокруг нас и мы готовы сохранить свою жизнь. (просмотр видеофрагмента «Значение
биологии»)
Задания лабораториям
Лаборатория 1 Биология и медицина
Используя имеющиеся знания по биологии, дополнительный материал (текст, иллюстрации в папке
«Информация», учебник стр. 45), выполнить задания:
1) Составить краткий рассказ «Значение биологии для медицины».
«Биология имеет важное значение для медицины, так как …
2) Представить оператору рисунок и подпись к нему для создания итоговой обобщающей схемы.
3) Решить практическую задачу:
Как прикладная область биологии, генная инженерия, помогает больным сахарным диабетом?
Представить результаты работы лаборатории через 10 мин. Время для ответа – 3 мин.
Лаборатория 2 Биология и охрана природы Используя имеющиеся знания по биологии, дополнительный материал (текст, иллюстрации в папке
«Информация», учебник стр. 45), выполнить задания:
1) Составить краткий рассказ «Роль биологии в деле охраны природы», приводя аргументы.
2) Представить оператору рисунок и подпись к нему для создания итоговой обобщающей схемы.
3) Решить практическую задачу:
Известны организмы, которые сами могут участвовать в очищении экосистем. Назовите
организмы, без которых невозможно нормальное существование экосистемы аквариума.
Представить результаты работы лаборатории через 10 мин. Время для ответа – 3 мин.
_______________________________________________________________________________
Лаборатория 3 Биология и репродукция человека
Используя имеющиеся знания по биологии, дополнительный материал (текст, иллюстрации в папке
«Информация», учебник стр. 45), выполнить задания:
1) Составить краткий рассказ «Роль биологии в вопросах, связанных с репродукцией человека», приводя
аргументы.
2) Представить оператору рисунок и подпись к нему для создания итоговой обобщающей схемы.
3) Решение практической задачи:
У супругов вторая и третья группа крови. Какую группу крови могут иметь их дети? Представить
решение на доске.
Представить результаты работы лаборатории через 10 мин. Время для ответа – 3 мин.
Лаборатория 4 Биология и биотехнология
Используя имеющиеся знания по биологии, дополнительный материал (Урок № 4 в программе «Виртуальная
школа Кирилла и Мефодия», иллюстрации в папке «Информация», учебник стр. 45), выполнить задания:
1) Составить краткий рассказ «Биотехнология как современная отрасль биологии и её значение».
2) Представить оператору рисунок и подпись к нему для создания итоговой обобщающей схемы.
3) Решение практической задачи:
Как биотехнология может помочь решить энергетическую проблему?
Представить результаты работы лаборатории через 10 мин. Время для ответа – 3 мин.
Лаборатория 5. Биология и продовольственная проблема
Используя имеющиеся знания по биологии, дополнительный материал (текст, иллюстрации в папке
«Информация», учебник стр. 45, учебник стр. 45), выполнить задания:
1) Составить краткий рассказ «Роль биологии в решении продовольственной проблемы».
2) Представить оператору рисунок и подпись к нему для создания итоговой обобщающей схемы.
3) Решение практической задачи:
На полках магазинов лежит крупная чистая морковь, корнеплоды имеют яркий цвет и не имеют
повреждений. Почему же многие хозяйки предпочитают брать лежащую рядом невзрачную,
покрытую землёй, иногда с червоточинами морковь?
Представить результаты работы лаборатории через 10 мин. Время для ответа – 3 мин.
Лаборатория 6 Биология и инженерные науки
Используя имеющиеся знания по биологии, дополнительный материал (текст, иллюстрации в «Информация»,
учебник стр. 45), выполнить задания:
1) Составить краткий рассказ «Как изучение организмов помогает инженерам».
2) Представить оператору рисунок и подпись к нему для создания итоговой обобщающей схемы.
3) Решение практической задачи:
Строение какого биологического объекта «подсмотрел» создатель Эйфелевой башни?
Представить результаты работы лаборатории через 10 мин. Время для ответа – 3 мин. Задание журналисту
Проведите опрос среди учащихся и родителей о значении биологии, о том, сталкиваются ли они с
вопросами биологии в своей жизни, помогают ли эти знания в сохранении здоровья. Продумайте
вопросы, которые нужно задать. Представьте результат опроса, сделайте вывод.
Схема – итог работы групп, представленная в презентации
Использованная литература и Интернетресурсы
1. Ищенко А.Р. Здоровьесберегающие технологии // География и экология в школе XXI
века. – 2005. № 5.
2. Петров К.И. Здоровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников.
2005. №2.
3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной
школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
4. Видео из Интернетисточников
https://www.youtube.com/watch?v=miQBpimI7pU
https://www.youtube.com/watch?v=BDnjXR7K95k
Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии: сочетание методических приёмов и содержания образования"
Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии: сочетание методических приёмов и содержания образования"
Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии: сочетание методических приёмов и содержания образования"
Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии: сочетание методических приёмов и содержания образования"
Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии: сочетание методических приёмов и содержания образования"
Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии: сочетание методических приёмов и содержания образования"
Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии: сочетание методических приёмов и содержания образования"
Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии: сочетание методических приёмов и содержания образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.