Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии: сочетание методических приёмов и содержания образования"
Оценка 4.7

Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии: сочетание методических приёмов и содержания образования"

Оценка 4.7
Разработки уроков +1
docx
биология
9 кл—11 кл
12.06.2019
Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии:  сочетание методических приёмов и содержания образования"
В статье представлен опыт организации обучения биологии в старшей школе с использованием принципов здоровьесбережения. Материал содержит практическую разработку учебного занятия с использованием приёмов организации урока, ориентированных на здоровьесберегающий подход. В статье представлено, как можно использовать содержание предмета биология для развития понимания практической ценности предметных знаний для укрепления здоровья человека и сохранения целостности природы.
Статья Здоровьесберегающий потенциал урока биологии_ЛийвОВ.docx
Здоровьесберегающий потенциал урока биологии:  сочетание методических приёмов и содержания образования Лийв Ольга Викторовна, учитель биологии и географии  Муниципальное общеобразовательное учреждение   «Средняя общеобразовательная школа № 1 п.Пангоды», Надымский район, Ямало­Ненецкий АО Обучение в школе отличается многофакторностью воздействия на организм ребёнка. Интенсификация   учебного   процесса,   пребывание   в   коллективе   детей   с   разными особенностями психики, возросшие требования к результатам обучения, необходимым для дальнейшей успешной социализации молодого человека,  увеличивают  нагрузки на организм, проходящий этапы биологического созревания и социального становления.   Это, по мнению физиологов,    приводит к напряжению адаптационных механизмов. В то же время, именно в школе   закладываются,   закрепляются   основы   здорвьесберегающего   поведения   и   мышления будущего взрослого человека.   Таким образом, мы видим  противоречие между объёмом фактического материала по предмету,   установленным   стандартом,     и   необходимостью   сохранения   комфортных   для ребёнка   нагрузок   при   освоении   учебного   материала,   противоречие   между   «знанием», полученным в процессе обучения, и востребованностью этого знания, в т.ч. для обеспечения собственного здоровья. Представленный опыт актуален в средней школе при возрастающих учебных нагрузках и необходимости осознания учащимися мировоззренческих ориентиров на выходе из школы. В   своей   практике   я   опиралась   на   принципы   здоровьесбережения   в   педагогической деятельности,   сформулированные     Смирновым   Н.К.   [3],   которые   являются   общими   для педагогики. Но на учителя биологии, на мой взгляд,   возлагается особая задача, поскольку этот   предмет,     как   никакой   другой,   обладает   огромным   потенциалом   для   формирования культуры   здорового   поведения     и   здоровьесообразной   деятельности.   Объединение     этого потенциала   с   возможностями   организации   обучения,  соответствующими   физиологическим, психологическим,   личностным   особенностям   учащихся   ­    основная   идея  опыта.   Отсюда возникает цель  реализации опыта,  состоящая из  двух основных компонентов: 1)   организации   деятельности   учащихся   с   учётом   возрастных   функциональных особенностей организма и конкретной образовательной  ситуации; 2) развитие компетенций школьников в области обеспечения собственного здоровья и здоровья окружающих   с наиболее полным использованием потенциала содержания учебного предмета «биология». Механизм   реализации   этих   направлений   включает   в   себя   технологию   проектирования урока с использованием алгоритма, который кратко можно описать так: задачи (с учётом формируемых  компетенций  учащихся) – содержание (с учётом практической ценности для учащихся) – деятельность (с учётом личностных особенностей каждого) ­ оценка (с учётом посильного  решения задач каждым учеником).  При   планировании   деятельности   учащихся   на   уроке   в   старшей   школе   используются приёмы,   позволяющие   снизить   функциональное   напряжение   организма,   но   не   упрощать деятельность   до   примитивной   работы,   что   вызывает   снижение   интереса,   произвольного внимания. К ним относятся:  ­   приёмы   свободного   выбора   (свободная   беседа,     выбор   пути   получения   результата, свобода трактовки явления);  ­ соревновательный момент (состязание групп, дискуссия, ролевая игра); ­ чередование форм активности (чтение, просмотр, визуализация, слушание, составление задания, работа с тренажёром, преобразование информации,  лабораторный опыт и т.д.);  ­ использование исследовательских заданий;   ­   выполнение   биологических   задач   в   соответствии   с   профилем   обучения   (например, задание в группе социально­биологического профиля – «Объясните  биосоциальную сущность человека»,   физико­математического   профиля   –   «Объясните,   какие   физические     процессы лежат в основе клеточного дыхания»).  Эти   приёмы   позволяют   достичь   гигиенически   оптимальных   условий   для   обеспечения нормальной   работоспособности учащегося на уроке. При реализации алгоритма конструирования урока в его контекст обязательно включается компоненты   содержания,   формирующие   здоровьесберегающее   мышление   учащегося. Например,     тема   «Энергетический   обмен»,   где   рассматриваются   сложные   механизмы преобразования   веществ  и   энергии   в  клетке,   воспринимается  легче,   когда  новые   понятия связываются   с   вопросами   сохранения   здоровья,   учащиеся   включаются   в   обсуждение проблемного вопроса «Обоснуйте вред курения с точки зрения энергетического обмена». Результативность опыта оценена в динамике на примере одного класса с 2015 по 2017 г. Использованы   методики,   принятые   в   деятельности   школьной   социально­психологической службы, контрольно­оценочные мероприятия согласно учебному плану школы. По   результатам   исследования       показателей   психологической   готовности   к государственной итоговой аттестации будущих выпускников:  ­ отсутствие детей с высоким уровнем тревожности, снижение доли детей со средним уровнем тревожности на 10 %. ­   повышение доли детей с показателями высокой мотивации к учебной деятельности с 66 до 79 %. Качество обученности по предмету  в исследуемом классе за три года изменилось с 75 до 83 %.  В период с 2015 по 2017 г. количество учащихся 10­11 классов, проявляющих интерес к предмету   биология   через   участие   во   внеурочной   деятельности,   олимпиадах   и   конкурсах остаётся стабильным и находится на уровне 32  % от общего количества учащихся в данных классах. С 2015  г. по 2017 г. учащимися 10­11 классов представлено 11 проектов по тематике, связанной   с   охраной   здоровья   и   формированием   основ   здорового   образа   жизни: «Познавательный квест для учащихся 4 классов «Организм человека»;  «Влияние фитонцидов на развитие гнилостных бактерий в пищевых продуктах»; «Анализ содержания нитратов в овощах»,   «Изучение индивидуальных   различий   в   восприятии   стимулирующих   веществ   на   примере   веществ, содержащихся в кофе»   и др.   «Оценка   экологического   состояния   кабинета   биологии», За данный период времени 2 учащихся старшей школы стали призёрами или обладателями грамот   муниципального   этапа   Всероссийской   олимпиады   школьников   по   биологии   и экологии,   3   учащихся   выступили   на   муниципальной   конференции   «Здоровье   –   категория социальная».   В приложении  представлена методическая разработка обобщающего урока в 11 классе по теме   «Значение   биологии   в   современном   мире:   экология,   здоровье,   благополучие человечества». При   организации   данного   урока   использованы   следующие   приёмы,   соответствующие принципам здоровьесбережения в учебной деятельности:  ­   использование   видеоряда   как   мотивирующего   фактора   для     формулирования     и принятия задачи урока самими учащимися; ­ использование ИК­средств для оптимизации затрат времени; ­ исследовательские задания, поддерживающие мыслительную активность; ­ работа в группах, созданных по принципу психологической совместимости; ­ свободный выбор путей получения результата; ­ индивидуальное задание с учётом склонностей личности; ­ чередование видов деятельности: слушание, работа в группе, преобразование словесной информации в графическую, выступление, решение проблемной задачи. На   уроке   использован   также   потенциал   предметного   содержания,   направленный   на осознанное   использование   знаний,   полученных   при   изучении   биологии,         для   решения повседневных   задач   обеспечения   собственного   здоровья   и   благоприятной   среды существования, использования предметных навыков в практических ситуациях. Приложение. Методическая разработка  урока в 11 классе по теме «Значение биологии в современном мире: экология, здоровье, благополучие человечества». Задачи урока:     Предметные: 1) обобщение знаний о биологии как науке о живых системах;               2) формирование актуальных знаний о прикладном значении биологии, о её роли в поддержании здоровья человека. Метапредметные:  формирование   мировоззренческих   представлений   о   живой   природе, развитие коммуникативных навыков при работе в группе, развитие познавательных умений при анализе, обобщении, преобразование информации. Оборудование   и   средства   обучения.  Персональные   компьютеры,   «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», информационная подборка.   проектор,   ЦОР Ход урока.  1. (2 мин) Активизация внимания – просмотр видеофрагмента – эпизод фильма «100  открытий в биологии». Кадры фильма идут фоном. Учитель:  Вы подошли к завершению изучения предмета БИОЛОГИЯ в школе. Эта наука наряду   с   другими   помогала   вам   проникать   в   тайны   мироздания.   На   уроках   биологии формировалось ваше мировоззрение, умение использовать знание для решения актуальных задач.   Предлагаю, глядя на видеоряд,   подумать, какую задачу мы поставим для нашего сегодняшнего урока как завершающего в курсе биологии.   (1 мин) Постановка учебной задачи. 2. Итак, представим цель урока.  Учащиеся:  предлагают – раскрыть значение биологии в современном мире и для каждого человека. Учитель:, Ещё одной задачей обозначим     ­ применить умение строит аргументированный ответ,  и использовать полученные знания для решения простых прикладных задач. 3. (2 мин) Инструктирование. Класс   предварительно   разделён   на   группы   по   3­4   человека   –   мини­лаборатории.   Каждая лаборатория выполняет своё задание, состоящее из трёх частей: 1) представление значения биологии для одного из направлений человеческой деятельности; 2)  решение практической задачи;   3)   представление   материала   для   итоговой   схемы.   Одна   из   групп   представляет журналистов, их задача ­  представить опрос общественного мнения. 1 учащийся  выполняет работу оператора – создаёт общую схему. 4. (10 мин) Работа лабораторий (см. «Задания лабораториям»).  Каждая группа по результатам работы вносит инфрмацию в общую схему. 5. (20мин) Представление результатов работы лабораторий. Каждая  группа   представляет   выполненные   задания,   класс   участвует   в   решении   задач.  На выступление группы отводится не более 3 мин.  6. (2 мин) Выступление группы журналистов. Представляют результаты интервьюирования, делятся наблюдениями. 7. (2 мин) Обобщение изученного с использованием схемы. Ученик ­ оператор:  используя схему, делает обобщение о роли биологии в современном мире. 8. (2 мин) Рефлексия. Каждая   группа   проводит   самооценку:   решены     ли   поставленные   в   начале   урока   задачи, достраивая предложение «Цель урока нами достигнута (не достигнута), потому что   ……………….». 9. (3 мин) Заключение. Учитель: В заключении хочется сказать: человек есть венец природы. Он заставил природу служить себе. Но давайте не будем забывать, что мы существуем, пока существует жизнь вокруг нас и мы готовы сохранить свою жизнь.     (просмотр видеофрагмента «Значение биологии») Задания лабораториям Лаборатория 1   Биология и медицина Используя     имеющиеся   знания     по   биологии,   дополнительный   материал     (текст,   иллюстрации   в   папке «Информация», учебник стр. 4­5), выполнить задания: 1) Составить краткий рассказ «Значение биологии для медицины». «Биология имеет важное значение для медицины, так как … 2) Представить оператору рисунок и подпись к нему для создания итоговой обобщающей схемы. 3) Решить практическую задачу:  Как прикладная область биологии, генная инженерия, помогает больным сахарным диабетом?  Представить результаты работы лаборатории через 10 мин. Время для ответа – 3 мин. Лаборатория  2  Биология и охрана природы Используя  имеющиеся знания  по биологии, дополнительный материал  (текст, иллюстрации в папке  «Информация», учебник стр. 4­5), выполнить задания: 1) Составить краткий рассказ «Роль биологии в деле охраны природы», приводя аргументы. 2) Представить оператору рисунок и подпись к нему для создания итоговой обобщающей схемы. 3) Решить практическую задачу:  Известны организмы, которые сами могут участвовать в очищении экосистем. Назовите  организмы, без которых невозможно нормальное существование экосистемы аквариума.   Представить результаты работы лаборатории через 10 мин. Время для ответа – 3 мин. _______________________________________________________________________________ Лаборатория  3  Биология и репродукция человека Используя  имеющиеся знания  по биологии, дополнительный материал  (текст, иллюстрации в папке  «Информация», учебник стр. 4­5), выполнить задания: 1) Составить краткий рассказ «Роль биологии в вопросах, связанных с репродукцией человека», приводя  аргументы. 2) Представить оператору рисунок и подпись к нему для создания итоговой обобщающей схемы. 3) Решение практической задачи:  У супругов вторая и третья группа крови. Какую группу крови могут иметь их дети? Представить  решение на доске. Представить результаты работы лаборатории через 10 мин. Время для ответа – 3 мин. Лаборатория 4   Биология и биотехнология Используя  имеющиеся знания  по биологии, дополнительный материал  (Урок № 4 в программе «Виртуальная  школа Кирилла и Мефодия», иллюстрации в папке «Информация», учебник стр. 4­5), выполнить задания: 1) Составить краткий рассказ «Биотехнология как современная отрасль биологии и её значение». 2) Представить оператору рисунок и подпись к нему для создания итоговой обобщающей схемы. 3) Решение практической задачи:  Как биотехнология может помочь решить энергетическую проблему?  Представить результаты работы лаборатории через 10 мин. Время для ответа – 3 мин. Лаборатория 5. Биология и продовольственная проблема Используя  имеющиеся знания  по биологии, дополнительный материал  (текст, иллюстрации в папке  «Информация», учебник стр. 4­5, учебник стр. 4­5), выполнить задания: 1) Составить краткий рассказ «Роль биологии в решении продовольственной проблемы». 2) Представить оператору рисунок и подпись к нему для создания итоговой обобщающей схемы. 3) Решение практической задачи:  На полках магазинов лежит крупная чистая  морковь, корнеплоды имеют яркий цвет и не имеют повреждений.   Почему   же   многие   хозяйки   предпочитают   брать   лежащую   рядом   невзрачную, покрытую землёй,  иногда с червоточинами морковь? Представить результаты работы лаборатории через 10 мин. Время для ответа – 3 мин. Лаборатория 6   Биология и инженерные науки Используя  имеющиеся знания  по биологии, дополнительный материал  (текст, иллюстрации в «Информация»,  учебник стр. 4­5), выполнить задания: 1) Составить краткий рассказ «Как изучение организмов помогает инженерам». 2) Представить оператору рисунок и подпись к нему для создания итоговой обобщающей схемы. 3) Решение практической задачи:  Строение какого биологического объекта «подсмотрел» создатель Эйфелевой башни?  Представить результаты работы лаборатории через 10 мин. Время для ответа – 3 мин. Задание журналисту Проведите опрос среди учащихся и родителей о значении биологии, о том, сталкиваются ли они с  вопросами биологии в своей жизни, помогают ли эти знания в сохранении здоровья. Продумайте  вопросы, которые нужно задать.  Представьте результат опроса, сделайте вывод. Схема – итог работы групп, представленная в презентации Использованная литература и Интернет­ресурсы 1. Ищенко А.Р. Здоровьесберегающие технологии // География и экология в школе XXI  века. – 2005. ­ № 5. 2. Петров К.И. Здоровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников. ­  2005. ­ №2. 3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной  школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. 4. Видео из Интернет­источников https://www.youtube.com/watch?v=miQBpimI7pU  https://www.youtube.com/watch?v=BDnjXR7K95k

Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии: сочетание методических приёмов и содержания образования"

Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии:  сочетание методических приёмов и содержания образования"

Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии: сочетание методических приёмов и содержания образования"

Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии:  сочетание методических приёмов и содержания образования"

Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии: сочетание методических приёмов и содержания образования"

Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии:  сочетание методических приёмов и содержания образования"

Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии: сочетание методических приёмов и содержания образования"

Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии:  сочетание методических приёмов и содержания образования"

Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии: сочетание методических приёмов и содержания образования"

Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии:  сочетание методических приёмов и содержания образования"

Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии: сочетание методических приёмов и содержания образования"

Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии:  сочетание методических приёмов и содержания образования"

Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии: сочетание методических приёмов и содержания образования"

Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии:  сочетание методических приёмов и содержания образования"

Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии: сочетание методических приёмов и содержания образования"

Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии:  сочетание методических приёмов и содержания образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2019