Орфоэпические рифмовки как способ запоминания норм ударения.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Орфоэпические рифмовки как способ запоминания норм ударения.Нормы ударения представлены в словарях ударения и в орфоэпических словарях. Поскольку язык находится в постоянном изменении, одно и то же слово может по-разному интерпретироваться в разных словарях. ФИПИ было объявлено, что материалы для ЕГЭ в 2013 г. прошли проверку по новому орфоэпическому словарю РАН: «Большой орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Л. Касаткина, М., «АСТ», 2012. В результате был осуществлён переход на новый акцентологический минимум при подготовке КИМов, который был опубликован в 2013 году в составе официального пакета документов КИМ ЕГЭ по русскому языку на официальном сайте ФИПИ. Теперь каждый год список слов почти не меняется. Нам остается только качественно готовиться к выполнению заданий по орфоэпии, начиная с 5-ого класса.
Иконка файла материала конспект.docx
Орфоэпические рифмовки как способ запоминания норм ударения. Ударение в русском языке разноместное и подвижное. Это значит, что в русских словах ударение может быть на любом слоге: оно не закреплено за какими­либо слогами: 1, 2­м, последним и т. п. или за определёнными частями слов (морфемами). При изменении слов,   например,   при   склонении   или   спряжении,   у   многих   слов   место   ударения   может передвигаться с одного слога на другой. Например: ере´тик или ерети´к,  гра´жданство или гражда´нство. Другая   трудность   связана   со   словоизменением.   Например,   в   форме   шарф   не ошибёшься, но как сказать:ша´рфа, ша´рфу, ша´рфом или шарфа´, шарфу´, шарфо´м?   расшатываются,   меняются.   противопоставленные   неправильным, Норма – понятие историческое. Нормы складываются, существуют как правильные   Это варианты, длительный   процесс.   Он   касается   лишь   некоторых   слов   или   групп   слов.   Например, тридцать лет назад норма предписывала говорить: по среда´м, по река´м, по стена´м, среда ´ми,   река´ми,   стена´ми.   Сейчас   эта   норма   расшаталась   и   правильными   признаются   оба варианта: по среда´м и по сре´дам, по река´м и по ре´кам и так далее. Возможно, через какое­то время один из вариантов победит и станет нормативным произношением. Слова, допускающие варианты произношения, в КИМы ЕГЭ не включаются. Нормы фиксируются словарями. Нормы ударения представлены в словарях ударения и в орфоэпических словарях. Поскольку язык находится в постоянном изменении, одно и то   же   слово   может   по­разному   интерпретироваться   в   разных   словарях.   ФИПИ   было объявлено, что материалы для ЕГЭ в 2013 г. прошли проверку по новому орфоэпическому словарю   РАН:   «Большой   орфоэпический   словарь   русского   языка»   под   редакцией   Л. Касаткина,   М.,   «АСТ»,   2012.   В   результате   был   осуществлён   переход   на   новый акцентологический минимум при подготовке КИМов, который был опубликован в 2013 году   в   составе   официального   пакета   документов   КИМ   ЕГЭ   по   русскому   языку   на официальном   сайте   ФИПИ.   Теперь   каждый   год   список   слов   почти   не   меняется.   Нам остается только качественно готовиться к выполнению заданий по орфоэпии, начиная с 5­ ого класса. Помимо   традиционных   заданий   по   орфоэпии   сейчас   все   часще   и   чаще   стали использовать орфоэпические рифмованные запоминалки. Например, необходимо запомнить следующие слова: временщИк диспансЕр духовнИк еретИк каталОг некролОг приговОр Можно составить с ними предложение:   ВременщИк,   духовнИк   и   еретИк   поехали   в   диспансЕр   за   каталОгом,   но   вместо каталОга получили некролОг с приговОром. Однако рифмованные тексты , на наш взгляд, удобнее и продуктивнее. В интернете много предлагают подобных запоминалок. 1. Долго ели тОрты –     Не налезли шОрты! 2. ЗвонИт звонарь,     ЗвонЯт в звонок,     Чтоб ты запомнить верно смог. 13. Фёкла красная, как свЁкла! или       В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла! 4. Срубили ель, сорвали щавЕль. 5. Не говори катАлог, а только каталОг.     А твОрог?     Можно твОрог, а можно и творОг! 6. Как у нашей Марфы    Есть в полоску шАрфы! 7. С утра перепалки    Из­за ключей в коммуналке.    Забудьте склоки,    Купите брелОки! 8. ФенОмен звонИт по средАм.    ПринЯв договОр по годам,    Он Отдал экспЕртам эскОрта    ХодАтайство аэропОрта. 9. ТанцОвщик с танцОвщицей любят     Своих малышей баловАть.     На кУхонный стол по посуде     Пускают котят танцевать. 10. Мы с шофЁром пустились по грЯзи      И, подолгу буксуя в грязИ,      ПрорвалИсь к отделению связи –      Нам типОграф прислал жалюзИ. 11. Кто с правилами дружит,       Тот твердо убежден:       ФарфОр нам очень нужен,       А фАрфор не нужён. 12. Нельзя сказать алфАвит,       А можно алфавИт –       Кто говорит алфАвит –       Неверно говорит. 13. Когда мы на машине      Летим во весь опор,      То нас везет не шОфер,      А нас везет шофЁр.   14. И пусть теперь не будет      Секретом для ребят,      Что в парке не статУи,      А стАтуи стоят.   15. А если вы в театр      Придете, например,      Вас не пропустят  в пАртер,      Пожалуйте в партЕр.   16. Отлетела от костра      И погасла быстро ­ 2Коль неверно, то искрА,      Если верно ­ Искра!       (С.Белорусец) 17. Стол, нам купленный,       И в кухню занесённый,      Зовётся кУхонный,      А вовсе не кухОнный.   (С.Белорусец) 18. Труба подзорная при нём,      Смотрит в небо астронОм. 19. Доезжай до поворота:      Вот дворец, вот вход ­ ворОта. 20. Он начальник, и в момент      Нам подпишет докумЕнт. 21. Красит стены нам маляр,      Полки делает столЯр. 22. Для строителей в момент      Машина привезёт цемЕнт. 23.  Как работать неохота,       Одолела нас дремОта! 24. Помогает нам читать,       Учит буквы различать,      Он известен, знаменит,      Нужный всем нам алфавИт. 25. Хоть и жжётся, но красива       Всем известная крапИва. 26. Этот камень очень сильный       И достаточно красивый.      Бей его хоть целый день ­      Не расколется кремЕнь. 27. В тот же день царица злая,      Доброй вести ожидая,      Втайне зеркальце взялА      И вопрос свой задалА. 28. Вот у Коли, например,      Мама ­ милиционер.      А у Толи и у Веры     Обе мамы ­ инженЕры. 29. Для приземленья попроси      Пилота выпустить шассИ. 30. Солнце. Жарко. Привези      Нам для окон жалюзИ. 31. Прежде чем дела кончать,      Нужно их сперва начАть. 32. Если есть в тебе таланты,      Завяжи на праздник бАнты. 33. Тяжела была работа,       В теле всём теперь ломОта. 34. Жалко весь, так дайте хоть       Кекса вашего ломОть. 35. Мой сосед­незнайка стонет: 3Телефон его не звОнит.       Аппарат­хитрец молчит,       Ждёт, когда кто позвонИт. 36. Я ужасно утомлённый ­       Брат не спит новорождЁнный.       Не смыкает ночью глаз,       Криком громким будит нас. 37. Мы целый день с тобой хохочем,      Остановиться всё не хочем.      Сказать вернее ­ не хотИм,      Всё хохотим да хохотим!    (С.Белорусец)   38. Вот ведро,      И мусор вот.      Мусор ­ в мусоропровОд. Ну а если у вас нет способностей к стихосложению, то можно ограничиться и самыми примитивными рифмовками, например, такими: кремЕнь ­ ремЕнь кОнусы ­ бОнусы, кОнусов ­ бОнусов крАны ­ рАны столЯр ­ малЯр цепОчка ­ пОчка щавЕль залез на Ель Мы с ребятами пробуем сами придумывать подобные рифмовки и снимать сюжетные видеоролики с этими стихами­запоминалками. Объединив их, можно получить обучающий фильм,   который   можно   пополнять   видеозаписями   с   каждым   годом   в   течение   всего обучения   в   школе.   Также   мы   планируем   демонстрировать   наши   сюжеты   будущим выпускникам. Это поможет им при подготовки к ЕГЭ, в частности к заданию 4. 4