Орфоэпические рифмовки как способ запоминания норм ударения.Нормы ударения представлены в словарях ударения и в орфоэпических словарях. Поскольку язык находится в постоянном изменении, одно и то же слово может по-разному интерпретироваться в разных словарях. ФИПИ было объявлено, что материалы для ЕГЭ в 2013 г. прошли проверку по новому орфоэпическому словарю РАН: «Большой орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Л. Касаткина, М., «АСТ», 2012. В результате был осуществлён переход на новый акцентологический минимум при подготовке КИМов, который был опубликован в 2013 году в составе официального пакета документов КИМ ЕГЭ по русскому языку на официальном сайте ФИПИ. Теперь каждый год список слов почти не меняется. Нам остается только качественно готовиться к выполнению заданий по орфоэпии, начиная с 5-ого класса.
Орфоэпические рифмовки как способ запоминания норм ударения.
Ударение в русском языке разноместное и подвижное. Это значит, что в русских
словах ударение может быть на любом слоге: оно не закреплено за какимилибо слогами: 1,
2м, последним и т. п. или за определёнными частями слов (морфемами). При изменении
слов, например, при склонении или спряжении, у многих слов место ударения может
передвигаться с одного слога на другой.
Например:
ере´тик или ерети´к, гра´жданство или гражда´нство.
Другая трудность связана со словоизменением. Например, в форме шарф не
ошибёшься, но как сказать:ша´рфа, ша´рфу, ша´рфом или шарфа´, шарфу´, шарфо´м?
расшатываются,
меняются.
противопоставленные неправильным,
Норма – понятие историческое. Нормы складываются, существуют как правильные
Это
варианты,
длительный процесс. Он касается лишь некоторых слов или групп слов. Например,
тридцать лет назад норма предписывала говорить: по среда´м, по река´м, по стена´м, среда
´ми, река´ми, стена´ми. Сейчас эта норма расшаталась и правильными признаются оба
варианта: по среда´м и по сре´дам, по река´м и по ре´кам и так далее. Возможно, через
какоето время один из вариантов победит и станет нормативным произношением.
Слова, допускающие варианты произношения, в КИМы ЕГЭ не включаются.
Нормы фиксируются словарями. Нормы ударения представлены в словарях ударения
и в орфоэпических словарях. Поскольку язык находится в постоянном изменении, одно и
то же слово может поразному интерпретироваться в разных словарях. ФИПИ было
объявлено, что материалы для ЕГЭ в 2013 г. прошли проверку по новому орфоэпическому
словарю РАН: «Большой орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Л.
Касаткина, М., «АСТ», 2012. В результате был осуществлён переход на новый
акцентологический минимум при подготовке КИМов, который был опубликован в 2013
году в составе официального пакета документов КИМ ЕГЭ по русскому языку на
официальном сайте ФИПИ. Теперь каждый год список слов почти не меняется. Нам
остается только качественно готовиться к выполнению заданий по орфоэпии, начиная с 5
ого класса.
Помимо традиционных заданий по орфоэпии сейчас все часще и чаще стали
использовать орфоэпические рифмованные запоминалки.
Например, необходимо запомнить следующие слова:
временщИк
диспансЕр
духовнИк
еретИк
каталОг
некролОг
приговОр
Можно составить с ними предложение:
ВременщИк, духовнИк и еретИк поехали в диспансЕр за каталОгом, но вместо
каталОга получили некролОг с приговОром.
Однако рифмованные тексты , на наш взгляд, удобнее и продуктивнее. В интернете
много предлагают подобных запоминалок.
1. Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
2. ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
13. Фёкла красная, как свЁкла! или
В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!
4. Срубили ель, сорвали щавЕль.
5. Не говори катАлог, а только каталОг.
А твОрог?
Можно твОрог, а можно и творОг!
6. Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
7. С утра перепалки
Изза ключей в коммуналке.
Забудьте склоки,
Купите брелОки!
8. ФенОмен звонИт по средАм.
ПринЯв договОр по годам,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
9. ТанцОвщик с танцОвщицей любят
Своих малышей баловАть.
На кУхонный стол по посуде
Пускают котят танцевать.
10. Мы с шофЁром пустились по грЯзи
И, подолгу буксуя в грязИ,
ПрорвалИсь к отделению связи –
Нам типОграф прислал жалюзИ.
11. Кто с правилами дружит,
Тот твердо убежден:
ФарфОр нам очень нужен,
А фАрфор не нужён.
12. Нельзя сказать алфАвит,
А можно алфавИт –
Кто говорит алфАвит –
Неверно говорит.
13. Когда мы на машине
Летим во весь опор,
То нас везет не шОфер,
А нас везет шофЁр.
14. И пусть теперь не будет
Секретом для ребят,
Что в парке не статУи,
А стАтуи стоят.
15. А если вы в театр
Придете, например,
Вас не пропустят в пАртер,
Пожалуйте в партЕр.
16. Отлетела от костра
И погасла быстро
2Коль неверно, то искрА,
Если верно Искра! (С.Белорусец)
17. Стол, нам купленный,
И в кухню занесённый,
Зовётся кУхонный,
А вовсе не кухОнный. (С.Белорусец)
18. Труба подзорная при нём,
Смотрит в небо астронОм.
19. Доезжай до поворота:
Вот дворец, вот вход ворОта.
20. Он начальник, и в момент
Нам подпишет докумЕнт.
21. Красит стены нам маляр,
Полки делает столЯр.
22. Для строителей в момент
Машина привезёт цемЕнт.
23. Как работать неохота,
Одолела нас дремОта!
24. Помогает нам читать,
Учит буквы различать,
Он известен, знаменит,
Нужный всем нам алфавИт.
25. Хоть и жжётся, но красива
Всем известная крапИва.
26. Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день
Не расколется кремЕнь.
27. В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взялА
И вопрос свой задалА.
28. Вот у Коли, например,
Мама милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы инженЕры.
29. Для приземленья попроси
Пилота выпустить шассИ.
30. Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзИ.
31. Прежде чем дела кончать,
Нужно их сперва начАть.
32. Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
33. Тяжела была работа,
В теле всём теперь ломОта.
34. Жалко весь, так дайте хоть
Кекса вашего ломОть.
35. Мой соседнезнайка стонет:
3Телефон его не звОнит.
Аппаратхитрец молчит,
Ждёт, когда кто позвонИт.
36. Я ужасно утомлённый
Брат не спит новорождЁнный.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
37. Мы целый день с тобой хохочем,
Остановиться всё не хочем.
Сказать вернее не хотИм,
Всё хохотим да хохотим! (С.Белорусец)
38. Вот ведро,
И мусор вот.
Мусор в мусоропровОд.
Ну а если у вас нет способностей к стихосложению, то можно ограничиться и самыми
примитивными рифмовками, например, такими:
кремЕнь ремЕнь
кОнусы бОнусы, кОнусов бОнусов
крАны рАны
столЯр малЯр
цепОчка пОчка
щавЕль залез на Ель
Мы с ребятами пробуем сами придумывать подобные рифмовки и снимать сюжетные
видеоролики с этими стихамизапоминалками. Объединив их, можно получить обучающий
фильм, который можно пополнять видеозаписями с каждым годом в течение всего
обучения в школе. Также мы планируем демонстрировать наши сюжеты будущим
выпускникам. Это поможет им при подготовки к ЕГЭ, в частности к заданию 4.
4