Орфоэпический практикум для работников медицинских учреждений
Оценка 4.7

Орфоэпический практикум для работников медицинских учреждений

Оценка 4.7
Работа в классе +1
doc
русский язык
10 кл—11 кл +1
28.03.2017
Орфоэпический практикум для работников медицинских учреждений
Статья посвящена анализу лингвистической составляющей одной из самых важных профессий. Подчеркивается необходимость соблюдения норм современного литературного языка в речи врача, при этом делается акцент на орфоэпических нормах. В качестве тренировочных материалов предлагается ряд упражнений, способствующих отработке различных умений: от постановки ударения и произношения отдельных звуков в актуальных медицинских терминах до образования грамматических форм существительных, относящихся к медицинскому дискурсу. Материалы данной статьи будут полезны как на уроках, посвященных культуре речи, в старших классах школы (особенно в классах медицинской направленности), так и на занятиях в средних и высших медицинских учебных заведениях.
Урумашвили. Орфоэпический практикум для работников медицинских учреждений.doc
Е. В. Урумашвили,  кандидат филологических наук,  учитель русского языка школы­интерната № 10 ОАО «РЖД»,  г. Нижний Тагил ОРФОЭПИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ  ДЛЯ РАБОТНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ Труд   врача   –   один   из   наиболее   сложных   видов   профессиональной деятельности человека, в которой речь играет значительную роль. Поэтому языковая культура в этой области – активно разрабатываемое направление со­ временной   отечественной   лингвистики.   Нельзя   подвергать   сомнению   тот факт, что врач – это лингвоактивная профессия: воздействие словом является важным моментом установления контакта  с пациентом, помогает успешному лечению,  следовательно,  языковая   культура  –  необходимое   условие   общей профессиональной   компетентности   врача.   Интерес   к   языковой   стороне врачебной   деятельности   всегда   был   свойственен   как   самим   участникам лечебного   процесса,   так   и   исследователям   –   психологам,   философам, лингвистам. В ряду последних исследований, касающихся лингвистической составляющей врачебной деятельности, мы можем выделить диссертационную работу   М.   И.   Барсуковой   «Медицинский   дискурс:   стратегии   и   тактики речевого   поведения   врача»,   защищенную   в   2007   году   в   Саратовском государственном университете.  Актуальность исследования формирования речевой компетентности врача обусловлена   особенностями   активных   инноваций   в   социальной   и   эко­ номической сферах жизни нашего общества, когда на первый план выдвига­ ется проблема подготовки конкурентоспособных специалистов качественно иного уровня, способных моделировать свое речевое поведение. Особую роль в формировании речевой компетентности играет владение нормами   современного   русского   литературного   языка:   орфоэпическими, лексическими, грамматическими. Из всех орфоэпических  норм наибольшее количество споров вызывает постановка ударения. Причина хорошо известна: русское ударение разноместное (может стоять на любом по счете слоге:  по ′лис, реце′пт, медици′на, регистрату′ра) и подвижное (при изменении слова сёстры,  лечи′ть  –  ле′чит,  вра′ч  –  врача ).′ может перемещаться:  сестра  –   Кроме   того,   нестабильность   в   постановке   ударения   создается   большим количеством   профессиональных   вариантов   в   сфере   произношения   ме­ дицинских терминов и частотных ошибок, которые влияют на массовое про­ изношение носителей языка. Так, например, медики говорят мани′я, а не ма ′ ′ния, сложные слова со второй частью гра′фия  произносят тоже с ударением ′ томографи′я,  цистографи′я.   Естественно,   пациент­непрофессионал, на  и :   сталкиваясь с таким произношением, часто волей­неволей перенимает его – из желания говорить с врачом «на одном языке» или просто не зная правильного общелитературного   варианта   слова,   поскольку   с   приведенными   выше названиями видов медицинского обследования мы не сталкиваемся в обычной жизни.   Они   ­   принадлежность   специальной   сферы   существования   языка,   в которую   говорящий,   не   являющийся   профессионалом   в   данной   области, попадает   в     «страдательной»     роли,   а     значит,     подчиняется правилам, устанавливаемым специалистами.  Формированию навыков правильной постановки ударения в словах может способствовать ряд упражнений, например:   допитый,   дремота,   Упражнение № 1. Расставьте ударение в следующих словах. Алкоголизм, амбулаторный, анатом, асимметрия, асфиксия, ветери­ нария, ветряная оспа, выкристаллизоваться, гастрономия, гастроскопия, гематология,   гемофилия,   генезис,   госпитальный,   диоптрия,   диспансер, договор, закупорить, запломбированный,   запломбировать,   истерия,   камфорный,   каталог, кашлянуть,   коклюш,   ломота,   медикаменты,   мизерный,   миопатия, мускулистый,   нормированный, облегчить, окровавленный, олигофрения, ортопедия, паралич, плесневеть, прикус, принудить, процент, ржаветь, регистратура, свекла, свекольный, светобоязнь,   сестринский,   творог,   тошнота,   умерший,   усугубить, феномен,   фильтровый,   флюорография,   характерный,   ходатайство, эксперт, экспертный, эпилепсия, ягодицы.   жизнеобеспечение,   нормировать,   наркомания,   недуг, Упражнение № 2.  От данных существительных образуйте формы име­ нительного   падежа   множественного   числа   и   родительного   падежа   единст­ венного и множественного числа. Расставьте ударение. Бинт, доктор, донор, клапан, полис, профессор, шприц.  Существуют и другие орфоэпические трудности.  Определенную   сложность   представляет   различение   звуков  [э]  и  [о]  (на письме они обозначаются буквами е и ё) после мягких согласных. В качестве отработки навыков правильного произношения подобных случаев можно ис­ пользовать   следующее   упражнение   (обратите   внимание   на   возможные   про­ износительные варианты!): Упражнение № 3. Звук [э] или [о] произносится в следующих словах: АкушЕр,  безнадЕжный,  бесхребЕтный,  двенадцатипЕрстная,   жЕлчь, жЕлчекаменный, жЕлчные пути, затЕкший, новорождЕнный, облЕкший, опЕка, остриЕ, решЕтчатый, сальмонеллЕз, фурункулЕз? Иногда от того, какой звук произносится  в подобных случаях, зависит значение самого слова: Упражнение № 4.  Определите значения слов, составьте с ними слово­ сочетания. Железка – желёзка, истекший – истёкший, небо – нёбо, падеж – па­ дёж, оглашенный – оглашённый. Много ошибок появляется при неправильном произношении согласных в словах иноязычного происхождения: Упражнение № 5. Мягко или твердо произносятся выделенные согласные: АгРессия, аДекватный, аДеновирусная инФекция, аДеноиды, анамНез, аНевризма, аНемия, аНесТезия, антиСептика, арТерия, асТенический син­ дром,   аТеросклероз,   бакТерия,   гастроэнТерит,   геНетика,   ДезинФекция, Декада,   Демпинг­синдром,   ДепРессия,   Дерматит,   Дерматология, Деформация,   диЗенТерия,   диаТез,   дисПепсия,   диаБет,   дифТерия, диспанСер,   иглоТерапия,   инФекция,   исТерия,   компеТентный,   компРесс, кРем,   криТерий,   лаТентный,   лисТериоз,   миасТения,   Невралгия,   Невроз, НеврасТения,   НевроДермит,   Нейрохируг,   ортоПедия,   осТеомиелит, паТент,   патогеНез,   прогРессивный,   РеЗервуар,     Резус,   СебоРея,   Сепсис, синТез, сТеноз, сТенокардия, стРесс, Терапия, ТераПевт, Термин, экЗема, энТерит, эпиДемия, эпиТелий, эсСенция, этногеНез, эфФект? В   отдельных   случаях   достаточно   спорным   может   быть   произношение звуков, обозначенных буквой е, в позиции после гласной: Упражнение №  6. [jэ] или [э] произносится в  словах:  диета, диетолог, диетпитание, диетсестра, диетпродукты? Определенные   трудности   связаны   и   с   произношением   некоторых   групп согласных, особенно это касается сочетания чн, которое в одних словах про­ износится [чн], в других – [шн], а в третьих допускается вариантное произ­ ношение:  Упражнение № 7. [чн] или [шн] произносится в следующих словах: Бутылочный,   горчичник,   вторично,   конечно,   лихорадочный,   нарочно, очечник,   почечный,   порядочный,   пустячный,   сердечный,   скучный, сливочный, ячневый, яичница? Выполнение   указанных   упражнений,   конечно   же,   не   решит   проблему подготовки   высококвалифицированных   с   точки   зрения   речевой компетентности   работников   медицинских   учреждений,   но   может способствовать более уверенному употреблению ими языковых средств, ведь, как гласит врачебная мудрость Древнего Ирана, «три орудия есть у врача: слово, растение, нож». Добавить можно лишь одно: это слово должно быть грамотным. 1. Крылов, Г. А. Словарь ошибок русского языка / Г. А. Крылов. – СПб. : Виктория плюс, 2004. – 80 с. Литература 2. Петрякова, А. Г. Культура речи : практикум­справочник для 10 – 11 классов / А. Г. Петрякова.­ М. : Флинта : Наука, 1998. – 256 с. 3. Русский язык и культура речи / А. И. Дунев [и др.]; под ред. В. Д. Чер­ няк. – М. : Высшая школа ; СПб : РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. – 509 с. 4. Сидорова, М. Ю. Русский язык. Культура речи : конспект лекций / М. Ю. Сидорова, В. С. Савельев. – М. : Айрис­пресс, 2005. – 208 с.

Орфоэпический практикум для работников медицинских учреждений

Орфоэпический практикум для работников медицинских учреждений

Орфоэпический практикум для работников медицинских учреждений

Орфоэпический практикум для работников медицинских учреждений

Орфоэпический практикум для работников медицинских учреждений

Орфоэпический практикум для работников медицинских учреждений

Орфоэпический практикум для работников медицинских учреждений

Орфоэпический практикум для работников медицинских учреждений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017