ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Документация
docx
русский язык
16.01.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Статья1.docx

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ  ЗОРКОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКАВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Из опыта работы      

Учитель начальной школы Каюмова З.Р экономический лицей Хилол

 

Русский язык- многогранен. Среди языковых умений и навыков учащихся орфографические умения и навыки играют важную роль. Материал по орфографии  дается вместе с материалом по грамматике, фонетике, словообразованию , морфологии , синтаксису и  лексике.

Для грамотности мало того, чтобы человек знал грамматические правила (а их множество), необходимо, чтобы он привык мгновенно выполнять их. Значит главная задача педагога – научить ребёнка видеть орфограмму в слове. Орфографическая зоркость - умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие).

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений: зрительное, слуховое восприятие и запоминание орфографического материала.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.

Чтобы ученик увидел орфограмму в слове, он должен, прежде всего, определить ее место, а это значит уметь разбирать слово по составу. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуются умения распознавать и подбирать однокоренные слова, обогащается словарный запас.

 Прием ''Секрет письма зеленой ручкой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы  как только появляется правило – начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет  в тетрадях учеников.

        

 

 Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости: низкий уровень развития  внимания и кратковременной памяти.

Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращено внимание, я расположила в определённой последовательности: . Например, при изучении правила о написании слов с большой буквы использую следующее стихотворное правило:

Психиатр и педиатр пошли в театр. Чувилин чувствует ,что ему со- чувствуют.

Приведу несколько примеров, которые помогают детям лучше запомнить непроверяемые написания.. Словарные слова вывешиваю на доске , но орфограммы, которые написаны крупнее и выделены красным цветом, закрываю полосками бумаги.

 На каждом уроке провожу словарную работу, используя разные виды заданий. Вот некоторые из них:

Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока

1.Москва – т.к. пишется с большой буквы;

2.суббота – т.к. это слово на правописание двойного согласного в корне слова;

3.тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове больше букв, чем звуков;

4.сорока – отвечает на вопрос кто? ПТИЦА

5.чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным.

Такой вид работы дети очень любят. При работе со словарными словами пользуюсь этимологическим словариком, который  содержит информацию о происхождении слова.

Например, слово малина – в основу названия был положен признак плода ягоды. Состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький.

  Разбор слова по составу .

По данном виду работы я использую следующие карточки.

Берёза, берёзка, лес, лесок, пригорок.

2.Морфологические загадки:

Корень тот же, что и в слове сказка,

Суффикс тот же, что и в слове извозчик,

Приставка та же, что и в слове расход. (рассказчик)

Во третьем классе дети начинают знакомиться с орфограммами корня, а именно с написанием безударных гласных и парных согласны, непроизносимых согласных. Исходя из опыта работы ясно, что эти темы вызывают у учащихся определённые трудности,  не только начальных классов, но и среднего звена. Поэтому работа над ними должна вестись постоянно.

В своей практике использую следующие виды упражнений:

Работа с перфокартами

Один из удачных приёмов, который  способствует закреплению необходимых орфографических навыков - это использование перфокарт.

При работе с перфокартой, ученик пишет не слово, а только одну букву. Это даёт учителю возможность быстро проверять написанное.

 Разведи слова по значению и написанию. (Для выяснения качества неясного гласного или согласного  в корне подбираем родственные слова, среди которых отыщутся, если они существуют, и проверочные слова. Если слово проверить невозможно, ученик объясняет различие в значении  слов и называет букву, которая должна писаться и помниться).         

Об…жать ребёнка-об…жать препятствие,ударился оземь – посеяли озимь, нагой склон – ударил ногой, валы воды – волы жуют сено, примерять платье – примирять ссорящихся, прожевать кусок – проживать на 5 этаже, утешать малыша – утишать боль, частота  пульса – чистота дома

 Орфографическая зарядка Формы могут быть любые: по памятке, в парах, по упражнению. Особенно интересна орфографическая зарядка с использованием столбиков слов:

Карандаш         радостный    сказка    земляника    опасный     березка    Москва              солнце           легкий     сапоги            сердце          сладкий     хорошо      известный        гладкий

 

 

 

Задание получает каждый ряд по одному столбику слов на 1–2 минуты, по истечении которых читаются слова так, как написаны, указываются орфограммы и делается вывод, что все слова в первом столбике на непроверяемую гласную, во втором столбике – на непроизносимую согласную и как её проверить, в третьем столбике – на парную согласную и как её проверить.

 Продолжи ряд (для освежения в памяти особых случаев написания и исключений на разминке иногда можно  предложить ребятам закончить ряд и определить, исключением из какого правила являются эти слова). Лестница,…(праздник, чувство) непроизносимые согласные.           

Вожжи,…(дрожжи, можжевельник, жужжать, жжёт)

 Россия,…(ссора, Белоруссия) удвоенные согласные.

Сн, нт,   (чк//нч, щн//нщ,чк,зд,сн,лл)сочетания исключения из орфограммы ь для обозначения мягкости согласного.   

 

Приём какографии.

Например, на уроке русского языка в 3 классе,  даю задание : списать с доски  предложение

У гришыжыл Кот рыжык.                                  

  И тогда дети доказывают то, что :

- в конце предложения ставится точка;

- сочетания ЖИ и ШИ пишутся с буквой И ;

- имена людей и клички животных пишутся с большой буквы;

- названия животных пишутся с маленькой буквы , так как это не имена собственные.

Я считаю, что использовать этот приём при закреплении и повторении пройденного не только нужно , но и необходимо , и полезно.

Зрительный диктант или  Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание.

На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются  слова, объясняется их правописание и пишется по памяти.

 Письмо с проговариванием или Комментированное письмо.Учащиеся не только проговаривают слова и предложения ,но и доказывают правописание правилами, подбором проверочных слов.

Списывание (основа проговаривания по слогам). Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся.

Творческие работы. Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе , помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.

 карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют:

-развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;

-самостоятельно проверить результат работы;

-видеть пробелы своих знаний;

Во время любой творческой письменной работы ученик сталкивается с массой слов, правописание которых нельзя проверить т.е. со словарными словами. Поэтому учиться работать со словарём – это учить себя контролировать, развивать речь, накапливать активный словарный запас. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать . Русский язык для большинства становится любимым предметом.   

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

скачать по прямой ссылке