Предлагаемый методический материал является индивидуальным образовательным маршрутом школьника по определенной теме в курсе химии. Индивидуальный образовательный маршрут – это планы школьника относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им в содействии с педагогами. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут, с одной стороны, является продуктом совместного творчества педагога и обучающегося, а с другой – средством становления личностных достижений обучающегося.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Органическая химия – химия соединений углерода
(индивидуальный образовательный маршрут)
Знаете ли вы, что…
органическая химия
имеет долгую
историю, но
окончательно
сложилась в
самостоятельную
науку лишь во второй
половине XIX века.
Знаете ли вы, что…
при нагревании
древесины без доступа
воздуха получают
микропористый
высокоуглеродистый
продукт – древесный
уголь.
Все живые существа построены из органических
веществ. И не случайно слово «органические»
созвучно со словом «организм». Можно предположить,
что органические вещества – это вещества, из которых
состоят живые организмы. Действительно, белки,
жиры, углеводы, витамины входят в состав клеток и
тканей живых организмов и, тем самым, являются
основными компонентами нашей пищи.
В ходе обучения мы будем проводить
многочисленные исследования органических веществ.
При проведении опытов важно соблюдать правила
техники безопасности (Приложение 1).
Л а б о р а т о р н ы й о п ы т
1 «Обугливание
органических веществ».
Поместите в фарфоровую чашку несколько
кристаллов сахара или щепотку крахмала. Поставьте
чашку в кольцо лабораторного штатива и ведите
нагрев на пламени спиртовки. Что наблюдаете?
Обугливание органического вещества доказывает
наличие углерода.
Все органические вещества содержат углерод.
Атомы углерода способны соединяться друг с другом,
образуя длинные углеродные цепи (разветвленные,
неразветвленные, циклические). Это является одной из
причин многообразия органических веществ.
Органические вещества являются сложными: кроме
углерода в их молекулах содержатся атомы водорода
и некоторых других химических элементов.
Л а б о р а т о р н ы й о п ы т
2 «Доказательство
наличия углерода и водорода в сахарозе».Древесный уголь
зарегистрирован
в качестве пищевого
красителя под кодом
E153.
Смешайте сахарный песок с окислителем –
порошком оксида меди (II) и поместите смесь в сухую
пробирку. Пробирку закройте пробкой с газоотводной
трубкой и закрепите в штативе с небольшим наклоном
вниз к отверстию пробирки. Опустите газоотводную
трубку в другую пробирку, на 1/4 заполненную
известковой водой. Пробирку с реакционной смесью
осторожно нагревайте на пламени спиртовки. Что
происходит в пробирке с известковой водой? О чем
это свидетельствует? Что образуется на внутренних
стенках пробирки с реакционной смесью? Что вам
удалось выяснить?
При
горении
веществ
(углеводородов и кислородсодержащих органических
соединений) образуются углекислый газ и вода.
органических
Л а б о р а т о р н ы й о п ы т
наличия азота в яйцах и хлебе».
3 «Доказательство
Смешайте в ступке 0,3 г сваренного вкрутую
куриного яйца или сухарика с 0,5 г натронной извести.
Поместите смесь в сухую пробирку и ведите нагрев на
пламени спиртовки. К отверстию пробирки поднесите
влажную полоску универсального индикатора. Какой
цвет приобрела индикаторная бумажка? О чем это
свидетельствует?
Если в молекулах органических веществ
содержатся атомы азота, эти вещества относят к
азотсодержащим.
1. Ответьте на вопросы.
1.1. Какой химический элемент входит в состав любого органического
вещества?
1.2. Почему углерод, кислород, водород и азот называют биогенными
элементами?
1.3. Почему при пригорании любой пищи на посуде (или плите) остается
коричневочерный остаток?1.4. Подумайте, чем объясняется столь значительная разница в количестве
известных в настоящее время соединений: существует более 25 миллионов
органических веществ и лишь 500 тысяч – неорганических.
2. Выполните упражнение.
2.1. При горении углеводородов и кислородсодержащих органических
веществ образуются углекислый газ и вода. Составьте уравнения реакций
горения:
а) парафина, основу которого составляет октадекан: С18Н38;
б) сахарозы: С12Н22О11.
3. Решите задачи.
3.1. Вычислите массовые доли углерода, водорода и кислорода в молекуле
глюкозы: С6Н12О6.
3.2. В среднем легковая машина расходует 9 л бензина на 100 км пути.
Вычислите объем воздуха, который израсходуется при горении указанного
количества бензина (основу бензина составляет изооктан: С8Н18). Содержание
кислорода в воздухе составляет 21 % (по объему).
4. Проведите опыт «Симпатические чернила из пищевых продуктов».
Используя следующие жидкости (на выбор) – молоко, лимонный сок,
яблочный сок, концентрированный раствор сахара, сок лука, – с помощью ватной
палочки сделайте надпись на листе писчей бумаги. Когда надпись высохнет,
прогревайте этот лист утюгом в течение нескольких минут. Что происходит с
надписью? Найдите объяснения наблюдаемым процессам.