Органические вещества клетки: углеводы, белки, жиры и неорганические: вода, растворы солей. Запасание питательных веществ.

  • Работа в классе
  • docx
  • 22.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Органические вещества клетки: углеводы, белки, жиры и неорганические: вода, растворы солей. Запасание питательных веществ. Тип урока: Урок открытия новых знаний. Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии. Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ. Задачи: – образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки. – развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли. – воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы: частично-поисковый. Оборудование: интерактивная доска (ИД), инструктивные карты для каждого ученика, лабораторное оборудование для обнаружения органических веществ (с водой, пробирки, салфетки, мука, пшеница, семена подсолнечника, белая бумага), инструктивные карточки , интерактивная доска (ИД), раздаточный материал (таблицы, этикетки продуктов питания) Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Ход урока I. Мотивация. Ребята, добрый день! Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Итак, сейчас я хочу показать Вам пару опытов. Внимание! 1. Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду → зелёное окрашивание. 2. В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→ обесцвечивание раствора. Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? (Превращение.) Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (Химия.) Какие Вы молодцы! Все знаете! Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение “Химия вокруг нас”. На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). Верно. Теперь ответь еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно. Так какова же тема сегодняшнего урока? (Версии детей.) Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях. Тема урока: Органические вещества клетки: углеводы, белки, жиры и неорганические: вода, растворы солей. Запасание питательных веществ. II. Актуализация пройденного материала. Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши знания. г у К 1. Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся. 1. Ученый открывший клетку. х Л о р о п л а с т ы 2.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука? ф о т о с и н т Е з 3.Процесс преобразования солнечной энергии в химическую. м и Т о х о н д р и я 4. Органоид, который является источником энергии в клетке. м и К р о с к о п 5. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов? в А к у о л ь 6. Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли. III. Актуализация нового материала. Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 25 и попробуйте самостоятельно составить схему “Вещества клетки”. Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение. Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Вещества, из которых состоят клетки разнообразны. Из 109, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ. Из чего состоят химические вещества? (Из атомов.) Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические? Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%. Озвучивается китайская мудрость» «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь» Демонстрационный опыт, доказывающий наличие воды в клетках. 1. Прокаливание семян. Положим в пробирку сухие семена огурца и прокалим их на огне. На стенках пробирки мы увидим капельки воды, которая выделилась при нагревании из клеток. Роль воды в клетке: 1. Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке. 2. Входит в состав цитоплазмы. 3. Составляет основу клеточного сока. Минеральные соли составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота, фосфора, натрия, калия и других элементов. Некоторые растения способны накапливать разные минеральные вещества: – водоросли – йод, поэтому людям испытывающим недостаток этого элемента рекомендуют есть морскую капусту. – лютики – накапливают литий и по их месту произрастания можно судить о химическом составе почвы. – хвощ – растет, там где кислые почвы. Роль минеральных солей в клетке: 1. Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой; 2. Входят в состав межклеточного вещества. 3. Вода и минеральные соли входят и в состав неживой природы. О чём это может говорить? (Между химическим составом живых организмов и неживой природой существует принципиальное единство.) Органические вещества – вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. Эти вещества содержатся или производятся живыми организмами. К этим веществам относят белки, жиры, углеводы. Их насчитывается около 10 миллионов. Как вы думаете каких веществ в клетках больше органических или неорганических? Кто из вас прав, мы сможем узнать проведя опыт. А сейчас вы сами проделаете ряд исследований. Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке. Определение крахмала. А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете? Проделаем еще один опыт. Б) Для этого возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике. Что вы наблюдаете? (Помутнение воды.) Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода. Что наблюдаете? (Раствор посинел.) Какой вывод мы можем сделать? (В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода.) В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал? Как вы думаете из чего получают сахар? (Правильно, из сахарного тростника или свеклы.) А что такое тростник и свекла? (Растения.) Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар.) Роль углеводов в клетке: 1. Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения. Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка. Где в клетке мы ее обнаружим? (Клеточная оболочка.) Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным частям растений.) Отставьте стаканчик в сторону не вынимая теста. Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке. Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена. Что наблюдаете? (Появляется жирное пятно на бумаге.) Какой можно сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир.) Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными. Какие масличные растения вам известны? Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир? Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира? Роль жира в клетках: жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян. Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке. Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его развернув марлю. Потрогайте его пальцем. Что чувствуете? (Скользкое, клейкое.) Когда сомкнете пальцы что чувствуете? (Пальцы склеиваются.) Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги. Физминутка VI. Закрепление по эталону. Самостоятельная работа в малых группах. Биологический диктант: 1. Какое вещество используют для определения содержания крахмала. (Йод.) 2. Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (Сахар.) 3. Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (Углерод.) 4. Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (Крахмал.) 5. Общее название солей, содержащихся в клетке. (Минеральные.) 6. Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии. (Жиры.) 7. Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (Неорганические.) 8. Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (Белки.) 9. Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (Тесто.) 10. Растительный белок, оставшийся после промывания теста. (Клейковина.) 11. Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. (Синий.) 12. Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. (Клубень.) Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам: – Все ли вам было понятно в течение урока? – Какая часть урока показалась самой интересной? – Какая часть урока вызвала затруднение? – Какое у вас настроение после урока? Подведение итогов с помощью стихотворения: Из элементов химических состоят вещества. И в клетках различных творят чудеса. Кипит там работа. Идут превращения, Названье таким превращеньям – явления. И создают вещества органические, Процессы те сложные, по сути химические. Проверка усвоения знаний учащимися, повторение материала урока. На интерактивной доске задание, состоящее из вопросов и ответов на них. У учащихся на столах опоры в виде ответов на вопросы (можно добавить лишние ответы). Вопросы: 1) Какое вещество нужно добавить, чтобы обнаружить крахмал? 2) Какой цвет образуется после добавления этого вещества к крахмалу? 3) В чём мы обнаружили крахмал? 4) Какое органическое вещество остается на марле, после промывания теста? 5) О наличии какого органического вещества, свидетельствую пятна на бумаге после раздавливания семян подсолнечника? Ответы: 1) Раствор йода 2) Синий 3) Клубень картофеля, мутная взвесь после теста 4) Белок 5) Жир Прием «Горячий стул». К доске выходит учащийся, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. На доске пишутся понятия, термины изученные на уроке. Учащиеся класса, не называя слово, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово: «органические вещества». «неорганические вещества», «белки», «жиры». «углеводы» Кроссворд: 1 О 2 Р 3 Г 4 А 5 Н 6 И 7 Ч 8 Е 9 С 10 К 11 И 12 Е Вопросы к кроссворду: 1. Какое вещество используют для определения содержания крахмала. 2. Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. 3. Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. 4. Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. 5. Общее название солей, содержащихся в клетке. 6. Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии. 7. Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. 8. Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. 9. Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? 10. Растительный белок, оставшийся после промывания теста. 11. Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. 12. Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. Ответы: й О д с а х а Р у Г л е р о д к р А х м а л м и Н е р а л ь н ы е ж И р ы н е о р г а н и Ч е с к и е б Е л к и т е С т о К л е й к о в и н а с И н и й к л у б Е н ь V. Домашнее задание. На выбор: 1. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь. 2. Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных странах? 3. Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы? 4. Используя ресурсы Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщения об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток. VI. Рефлексия.Карточка для рефлексии. 1. Я знаю основные органические и неорганические вещества клетки 2. Я могу определить содержание веществ в предложенных продуктах 3. Я знаю, как определить количество веществ 4. В самостоятельной работе у меня были ошибки. 5. Я понял причину своих ошибок (если они были). 6. Я сегодня был активным на уроке. 7. Я сегодня был внимательным на уроке. 8. Я выполнял правила работы в паре. 9. Я выполнил правила работы в группе. 10. Я выполнял правила эталона учебного общения. 11. Я сам открыл новое знание. 12.Я доволен своей работой на уроке.Тема: Органические вещества клетки: углеводы, белки, жиры и неорганические: вода, растворы солей. Запасание питательных веществ. Тип урока: Урок открытия новых знаний. Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии. Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ. Задачи: – образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки. – развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли. – воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы: частично-поисковый. Оборудование: интерактивная доска (ИД), инструктивные карты для каждого ученика, лабораторное оборудование для обнаружения органических веществ (с водой, пробирки, салфетки, мука, пшеница, семена подсолнечника, белая бумага), инструктивные карточки , интерактивная доска (ИД), раздаточный материал (таблицы, этикетки продуктов питания) Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Ход урока I. Мотивация. Ребята, добрый день! Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Итак, сейчас я хочу показать Вам пару опытов. Внимание! 1. Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду → зелёное окрашивание. 2. В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→ обесцвечивание раствора. Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? (Превращение.) Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (Химия.) Какие Вы молодцы! Все знаете! Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение “Химия вокруг нас”. На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). Верно. Теперь ответь еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно. Так какова же тема сегодняшнего урока? (Версии детей.) Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях. Тема урока: Органические вещества клетки: углеводы, белки, жиры и неорганические: вода, растворы солей. Запасание питательных веществ. II. Актуализация пройденного материала. Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши знания. г у К 1. Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся. 1. Ученый открывший клетку. х Л о р о п л а с т ы 2.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука? ф о т о с и н т Е з 3.Процесс преобразования солнечной энергии в химическую. м и Т о х о н д р и я 4. Органоид, который является источником энергии в клетке. м и К р о с к о п 5. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов? в А к у о л ь 6. Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли. III. Актуализация нового материала. Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 25 и попробуйте самостоятельно составить схему “Вещества клетки”. Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение. Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Вещества, из которых состоят клетки разнообразны. Из 109, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ. Из чего состоят химические вещества? (Из атомов.) Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические? Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%. Озвучивается китайская мудрость» «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь» Демонстрационный опыт, доказывающий наличие воды в клетках. 1. Прокаливание семян. Положим в пробирку сухие семена огурца и прокалим их на огне. На стенках пробирки мы увидим капельки воды, которая выделилась при нагревании из клеток. Роль воды в клетке: 1. Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке. 2. Входит в состав цитоплазмы. 3. Составляет основу клеточного сока. Минеральные соли составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота, фосфора, натрия, калия и других элементов. Некоторые растения способны накапливать разные минеральные вещества: – водоросли – йод, поэтому людям испытывающим недостаток этого элемента рекомендуют есть морскую капусту. – лютики – накапливают литий и по их месту произрастания можно судить о химическом составе почвы. – хвощ – растет, там где кислые почвы. Роль минеральных солей в клетке: 1. Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой; 2. Входят в состав межклеточного вещества. 3. Вода и минеральные соли входят и в состав неживой природы. О чём это может говорить? (Между химическим составом живых организмов и неживой природой существует принципиальное единство.) Органические вещества – вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. Эти вещества содержатся или производятся живыми организмами. К этим веществам относят белки, жиры, углеводы. Их насчитывается около 10 миллионов. Как вы думаете каких веществ в клетках больше органических или неорганических? Кто из вас прав, мы сможем узнать проведя опыт. А сейчас вы сами проделаете ряд исследований. Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке. Определение крахмала. А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете? Проделаем еще один опыт. Б) Для этого возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике. Что вы наблюдаете? (Помутнение воды.) Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода. Что наблюдаете? (Раствор посинел.) Какой вывод мы можем сделать? (В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода.) В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал? Как вы думаете из чего получают сахар? (Правильно, из сахарного тростника или свеклы.) А что такое тростник и свекла? (Растения.) Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар.) Роль углеводов в клетке: 1. Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения. Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка. Где в клетке мы ее обнаружим? (Клеточная оболочка.) Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным частям растений.) Отставьте стаканчик в сторону не вынимая теста. Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке. Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена. Что наблюдаете? (Появляется жирное пятно на бумаге.) Какой можно сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир.) Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными. Какие масличные растения вам известны? Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир? Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира? Роль жира в клетках: жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян. Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке. Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его развернув марлю. Потрогайте его пальцем. Что чувствуете? (Скользкое, клейкое.) Когда сомкнете пальцы что чувствуете? (Пальцы склеиваются.) Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги. Физминутка VI. Закрепление по эталону. Самостоятельная работа в малых группах. Биологический диктант: 1. Какое вещество используют для определения содержания крахмала. (Йод.) 2. Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (Сахар.) 3. Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (Углерод.) 4. Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (Крахмал.) 5. Общее название солей, содержащихся в клетке. (Минеральные.) 6. Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии. (Жиры.) 7. Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (Неорганические.) 8. Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (Белки.) 9. Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (Тесто.) 10. Растительный белок, оставшийся после промывания теста. (Клейковина.) 11. Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. (Синий.) 12. Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. (Клубень.) Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам: – Все ли вам было понятно в течение урока? – Какая часть урока показалась самой интересной? – Какая часть урока вызвала затруднение? – Какое у вас настроение после урока? Подведение итогов с помощью стихотворения: Из элементов химических состоят вещества. И в клетках различных творят чудеса. Кипит там работа. Идут превращения, Названье таким превращеньям – явления. И создают вещества органические, Процессы те сложные, по сути химические. Проверка усвоения знаний учащимися, повторение материала урока. На интерактивной доске задание, состоящее из вопросов и ответов на них. У учащихся на столах опоры в виде ответов на вопросы (можно добавить лишние ответы). Вопросы: 1) Какое вещество нужно добавить, чтобы обнаружить крахмал? 2) Какой цвет образуется после добавления этого вещества к крахмалу? 3) В чём мы обнаружили крахмал? 4) Какое органическое вещество остается на марле, после промывания теста? 5) О наличии какого органического вещества, свидетельствую пятна на бумаге после раздавливания семян подсолнечника? Ответы: 1) Раствор йода 2) Синий 3) Клубень картофеля, мутная взвесь после теста 4) Белок 5) Жир Прием «Горячий стул». К доске выходит учащийся, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. На доске пишутся понятия, термины изученные на уроке. Учащиеся класса, не называя слово, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово: «органические вещества». «неорганические вещества», «белки», «жиры». «углеводы» Кроссворд: 1 О 2 Р 3 Г 4 А 5 Н 6 И 7 Ч 8 Е 9 С 10 К 11 И 12 Е Вопросы к кроссворду: 1. Какое вещество используют для определения содержания крахмала. 2. Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. 3. Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. 4. Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. 5. Общее название солей, содержащихся в клетке. 6. Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии. 7. Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. 8. Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. 9. Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? 10. Растительный белок, оставшийся после промывания теста. 11. Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. 12. Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. Ответы: й О д с а х а Р у Г л е р о д к р А х м а л м и Н е р а л ь н ы е ж И р ы н е о р г а н и Ч е с к и е б Е л к и т е С т о К л е й к о в и н а с И н и й к л у б Е н ь V. Домашнее задание. На выбор: 1. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь. 2. Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных странах? 3. Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы? 4. Используя ресурсы Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщения об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток. VI. Рефлексия.Карточка для рефлексии. 1. Я знаю основные органические и неорганические вещества клетки 2. Я могу определить содержание веществ в предложенных продуктах 3. Я знаю, как определить количество веществ 4. В самостоятельной работе у меня были ошибки. 5. Я понял причину своих ошибок (если они были). 6. Я сегодня был активным на уроке. 7. Я сегодня был внимательным на уроке. 8. Я выполнял правила работы в паре. 9. Я выполнил правила работы в группе. 10. Я выполнял правила эталона учебного общения. 11. Я сам открыл новое знание. 12.Я доволен своей работой на уроке.
Иконка файла материала Состав клетки 6 класс.docx
Аксуатская общая средняя общеобразовательная школа Разработка урока  на тему: Органические вещества клетки: углеводы, белки, жиры и неорганические: вода, растворы солей. Запасание питательных веществ.                             Провела: учитель химии и биологии2016­2017 учебный год Тема: Органические вещества клетки: углеводы, белки, жиры и  неорганические: вода, растворы солей. Запасание питательных веществ. Тип урока: Урок открытия новых знаний. Технология построения урока: развивающее обучение,  здоровьесберегающие технологии. Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и  неорганических веществ. Задачи: – образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли  органических веществ в жизнедеятельности клетки. – развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты;  устанавливать причинно­следственные связи; определять органические  веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать  совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои  мысли. – воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать  положительное отношение к совместному труду. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы: частично­поисковый. Оборудование: интерактивная доска (ИД), инструктивные карты для  каждого ученика, лабораторное оборудование для обнаружения  органических веществ (с водой, пробирки, салфетки, мука, пшеница, семена подсолнечника, белая бумага), инструктивные карточки , интерактивная  доска (ИД), раздаточный материал (таблицы, этикетки продуктов питания) Основные термины и понятия: Химические вещества клетки:  неорганические и органические. Минеральные соли. Органические  вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Ход урока I. Мотивация. Ребята, добрый день! Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии.  Какую? Вы позже назовете сами. Итак, сейчас я хочу показать Вам пару опытов. Внимание!1 Раствор марганцовки с уксусом  →  красное окрашивание; к полученному  раствору добавляем соду   зелёное окрашивание. → 2 В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р­р  гидроперита)  обесцвечивание раствора. → Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? (Превращение.) Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же  превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и  их превращения? (Химия.) Какие Вы молодцы! Все знаете! Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение “Химия вокруг нас”. На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только  вокруг нас, но и … (внутри нас). Верно. Теперь ответь еще на один вопрос,  который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно. Так какова же тема сегодняшнего урока? (Версии детей.) Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях. Тема урока: Органические вещества клетки: углеводы, белки, жиры и неорганические: вода, растворы солей. Запасание питательных веществ. II. Актуализация пройденного материала. Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается  растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши  знания. 1 Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных  букв необходимо составить ключевое слово урока.  Отвечает на дополнительные вопросы учащихся. г у К 1. Ученый открывший клетку. х Л о р о п л а 2.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука? т ы с ф о т о с и н т Е з 3.Процесс преобразования солнечной энергии в химическую. м и Т о х о н д р и я 4. Органоид, который является источником энергии в клетке. м и К р о с к о п5. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов? в А к у о л ь 6. Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические  вещества и соли. III. Актуализация нового материала. Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 25 и попробуйте  самостоятельно составить схему “Вещества клетки”. Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное  строение, и что их клетки имеют сходное строение. Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и  сходный химический состав. Вещества, из которых состоят клетки разнообразны. Из 109, имеющихся в  природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но  большинство этих элементов встречается в виде химических веществ. Из чего состоят химические вещества? (Из атомов.) Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические? Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. Вы наверняка  слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также  есть вода в среднем около 60%. Озвучивается китайская мудрость»  «Расскажи мне ­  и я забуду, покажи мне ­  и я запомню, дай мне  действовать самому ­ и я научусь» Демонстрационный опыт, доказывающий наличие воды в клетках. 1. Прокаливание семян. Положим в пробирку сухие семена огурца и прокалим их на огне. На  стенках пробирки мы увидим капельки воды, которая выделилась при  нагревании из клеток. Роль воды в клетке: 1 Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.2 Входит в состав цитоплазмы. 3 Составляет основу клеточного сока. Минеральные соли составляют около 1% массы клетки, но их значение  очень велико. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения  азота, фосфора, натрия, калия и других элементов. Некоторые растения  способны накапливать разные минеральные вещества: – водоросли – йод, поэтому людям испытывающим недостаток этого  элемента рекомендуют есть морскую капусту. – лютики – накапливают литий и по их месту произрастания можно судить  о химическом составе почвы. – хвощ – растет, там где кислые почвы. Роль минеральных солей в клетке: 1 Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой; 2 Входят в состав межклеточного вещества. 3 Вода и минеральные соли входят и в состав неживой природы. О чём  это может говорить? (Между химическим составом живых  организмов и неживой природой существует принципиальное  единство.) Органические вещества – вещества, состоящие из углерода, водорода,  кислорода и азота. Эти вещества содержатся или производятся живыми  организмами. К этим веществам относят белки, жиры, углеводы. Их  насчитывается около 10 миллионов. Как вы думаете каких веществ в клетках больше органических или  неорганических? Кто из вас прав, мы сможем узнать проведя опыт. А сейчас вы сами проделаете ряд исследований. Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в  клетке. Определение крахмала. А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете? Проделаем еще один опыт. Б) Для этого возьмите стаканчик, налейте в него немного воды,  приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю.  Поболтайте его в стаканчике.Что вы наблюдаете? (Помутнение воды.) Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода. Что наблюдаете? (Раствор посинел.) Какой вывод мы можем сделать? (В клетках растений  содержится крахмал, который синеет при действии йода.) В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал? Как вы думаете из чего получают сахар? (Правильно, из сахарного  тростника или свеклы.) А что такое тростник и свекла? (Растения.) Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в  клетках растений содержится сахар.) Роль углеводов в клетке: 1 Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для  обеспечения энергией растения. Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или  клетчатка. Где в клетке мы ее обнаружим? (Клеточная оболочка.) Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность  и упругость различным частям растений.) Отставьте стаканчик в сторону не вынимая теста. Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке. Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек  подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена. Что наблюдаете? (Появляется жирное пятно на бумаге.) Какой можно сделать вывод? (В клетках растений содержится масло­ жир.) Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в  большом количестве жир. Эти растения называют масличными. Какие масличные растения вам известны? Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир? Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира? Роль жира в клетках: жир накапливается для питания зародыша семени при  прорастании семян. Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его развернув марлю.  Потрогайте его пальцем. Что чувствуете? (Скользкое, клейкое.) Когда сомкнете пальцы что чувствуете? (Пальцы  склеиваются.) Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он  содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому  белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги. Физминутка VI. Закрепление по эталону. Самостоятельная работа в малых группах. Биологический диктант: 1. Какое вещество используют для определения содержания  крахмала. (Йод.) 2. Одно из органических веществ, которое в клетке используется как  вещество запаса. (Сахар.) 3. Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (Углерод.) 4. Вещество­углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (Крахмал.) 5. Общее название солей, содержащихся в клетке. (Минеральные.) 6. Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.  (Жиры.) 7. Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные  соли. (Неорганические.) 8. Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных  процессах клетки. (Белки.) 9. Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (Тесто.) 10. Растительный белок, оставшийся после промывания  теста. (Клейковина.) 11. Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. (Синий.) 12. Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы  обнаружили крахмал. (Клубень.) Проверка уровня понимания учебного материала, психологического  состояния учащихся после урока по вопросам: – Все ли вам было понятно в течение урока? – Какая часть урока показалась самой интересной?– Какая часть урока вызвала затруднение?  – Какое у вас настроение после урока? Подведение итогов с помощью стихотворения: Из элементов химических состоят вещества. И в клетках различных творят чудеса. Кипит там работа.  Идут превращения, Названье таким превращеньям – явления. И создают вещества органические, Процессы те сложные, по сути химические. Проверка усвоения знаний учащимися, повторение материала урока. На интерактивной доске задание, состоящее из вопросов и ответов на них.  У учащихся на столах опоры в виде ответов на вопросы (можно добавить  лишние ответы). Вопросы: 1) Какое вещество нужно добавить, чтобы обнаружить крахмал?  2) Какой цвет образуется после добавления этого вещества к крахмалу? 3) В чём мы обнаружили крахмал? 4) Какое органическое вещество остается на марле, после промывания  теста?  5) О наличии какого органического вещества, свидетельствую пятна на  бумаге после раздавливания семян подсолнечника?  Ответы:  1) Раствор йода 2) Синий  3) Клубень картофеля, мутная взвесь после теста 4) Белок 5) Жир   Прием «Горячий стул». К доске выходит учащийся, садится на стул лицом к классу, спиной к  доске. На доске пишутся понятия, термины изученные на уроке. Учащиеся  класса, не называя слово, характеризуют его. Отвечающий должен  определить задуманное слово: «органические вещества». «неорганические  вещества», «белки», «жиры». «углеводы» Кроссворд:7 4 5 9 1 О Р 3 Г А Н 6 И Ч 8 Е С 10 К 11 И Е 2 12 Вопросы к кроссворду: 1. Какое вещество используют для определения содержания крахмала. 2. Одно из органических веществ, которое в клетке используется как  вещество запаса. 3. Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. 4. Вещество­углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. 5. Общее название солей, содержащихся в клетке. 6. Органические вещества, необходимые в клетке для получения  энергии. 7. Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. 8. Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. 9. Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? 10.Растительный белок, оставшийся после промывания теста. 11.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. 12.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы  мы обнаружили крахмал. Ответы: й О д с а х а Рн е о р г у Г л к р А х м и Н е ж И р а н и Ч е б Е л е С т К л с И н к л у б Е н т о л л и к д ь е о н ы е в и н а е р м а р а ы с к о е и ь й й к и V. Домашнее задание. На выбор: 1 Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и  найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов.  Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами.  Результаты исследования запишите в тетрадь. 2 Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите  исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные  растения используют люди в разных странах? 3 Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите  исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения  используют люди в разных странах для производства сахара, кроме  сахарного тростника и сахарной свеклы? 4 Используя ресурсы Интернет и дополнительную литературу,  подготовьте сообщения об отраслях промышленности, где человек  использует различные вещества растительных клеток. VI. Рефлексия.Карточка для рефлексии. 1. Я знаю основные органические и неорганические вещества клетки 2. Я могу определить содержание веществ в предложенных продуктах 3. Я знаю, как определить количество веществ  4. В самостоятельной работе у меня были ошибки. 5. Я понял причину своих ошибок (если они были). 6. Я сегодня был активным на уроке. 7. Я сегодня был внимательным на уроке. 8. Я выполнял правила работы в паре. 9. Я выполнил правила работы в группе.10.Я выполнял правила эталона учебного общения. 11.Я сам открыл новое знание.       12.Я доволен своей работой на уроке.