Организации и проведение индивидуальных коррекционно - развивающих занятий со слабоуспевающими школьниками в специальном коррекционном образовательном учреждении
Оценка 4.7

Организации и проведение индивидуальных коррекционно - развивающих занятий со слабоуспевающими школьниками в специальном коррекционном образовательном учреждении

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
преподавание
14.02.2022
Организации и проведение индивидуальных коррекционно - развивающих занятий со слабоуспевающими школьниками в специальном коррекционном образовательном учреждении
Представлена статья из опыта работы учителя
Статья для публикации учитель.docx

Автор: Чубаева Наталья Николаевна,
воспитатель группы продлённого дня,
высшей               квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4»
город Магнитогорск, Челябинская область


 

Организации и проведение индивидуальных коррекционно - развивающих занятий со слабоуспевающими школьниками в специальном коррекционном образовательном учреждении

 

    Проблема школьной неуспеваемости при увеличении числа детей, которые не справляются с программой и уже в начале обучения попадают в разряд неуспевающих, является сегодня очень актуальной. Ее решение требует разработки и практического применения новых подходов к диагностике уровня психического развития ребенка, к анализу причин, вызывающих трудности в учебной деятельности, к коррекционно-развивающей деятельности.
    Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. И в большинстве случаев для работы со слабоуспевающими учащимися учитель пользуется традиционным способом: проводит с ними дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Но как показывает опыт многих учителей, эти занятия, к которым негативно относятся учащиеся и которые требуют большой затраты времени и сил как учителя, так и детей, далеко не всегда дают желаемый результат. В лучшем случае они могут привести лишь к временным положительным сдвигам в учении и не устраняют подлинные причины трудностей школьников.
     Неуспеваемость в школе часто вызывает у детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому требуется своевременная профилактика и помощь в начальном звене, которые должны быть принципиально изменены в связи с ориентацией современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннего развития личности ребенка.
     Многолетний опыт работы со слабоуспевающими детьми показывает неплохие результаты. Если раньше с детьми, которые в силу своих индивидуальных особенностей и возможностей не могут усвоить программу мы проводили только дополнительные занятия, то сейчас  в специальных коррекционных образовательных учреждениях вводятся индивидуальные  коррекционно- развивающие занятия, направленные на ликвидацию пробелов в знаниях.
    Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.
    Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях: создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
     Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих(стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах.
1.  Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).
2. Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление  способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно - механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
    Коррекционные занятия со слабоуспевающими детьми проводятся по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся 2 раза в неделю индивидуально или в маленьких группах (из двух-трех обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.

 

Форма проведения занятий
 

    Форма проведения занятий зависит от конкретных задач обучения. Темп прохождения каждого этапа развития функций может быть разным, исходя из темпоральных особенностей личности ребенка, а также его сенсорного опыта.
    Практика показывает, что наиболее эффективно происходит овладение знаниями и навыками, которые имеют наглядную основу (иллюстрации, непосредственная демонстрация необходимых действий педагогом-психологом), сопровождаются вербальным материалом, комментариями специалиста и самого ребенка, а также предлагаются в игровой или практической деятельности (конструирование, рисование, моделирование и т. д.).
    Игра способствует созданию у детей эмоционального настроя; повышает мотивацию к выполняемой деятельности; обеспечивает возможность изучать (или повторять) материал более вариативно.
    В начале обучения по индивидуальной коррекционно-развивающей программе на занятиях лучше предлагать ребенку серии тренировочных игр и упражнений с четко выраженными алгоритмами действий и правилами, что позволит ему сформировать навык действия по инструкциям. Если у ребенка уже сформирован такой навык, то целесообразно предлагать игры на развитие функции переноса по аналогии или на развитие навыка самостоятельного поиска информации по заданным свойствам предметов (или теме в целом).
   Коррекционно-развивающие занятия необходимо проводить с учетом правил здоровьесбережения, в числе которых:
-организация перерывов с использованием релаксационных упражнений, упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз;
-регулирование степени утомляемости ребенка за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности (разминочная и заключительная части занятия должны быть более легкими, чем основная часть);
-выбор оптимального темпа работы в соответствии с личностными особенностями ребенка; 
контроль соблюдения ребенком правильной осанки, положения ручки и тетради, расстояния от глаз до рассматриваемого объекта и т. д.;
-использование разнообразных дидактических, наглядных и игровых материалов, адекватных возрасту и уровню развития ребенка.
    Для развития и коррекции личностной сферы можно применять игры-путешествия, где каждый сюжетный этап формирует определенную личностную характеристику.
    Для придания целостности игровой ситуации и представленности в ней элементов учебной деятельности игра может дополняться ситуацией оценки ребенком самого себя как субъекта деятельности, например, ребенок, может отмечать свое продвижение в присвоении игрового опыта, меру освоения игровых действий при помощи ведения специального «журнала роста» или письменного отчета. Этот прием формирует у ребенка мотивацию, связанной со становлением его как субъекта учебно-игровой деятельности.
Якорь


Структура коррекционно-развивающих занятий.
 

    Структура коррекционно-развивающего занятия должна предусматривать чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмических упражнений, графических заданий, дидактических игр, проигрывания этюдов по ролям, разрешения проблемных ситуаций. При построении занятия необходимо предусмотреть три основных этапа: мотивационно-ориентировочный, операциональный и контрольно-оценочный.


Методы проведения занятий.
 

    Методы проведения занятия должны обеспечивать взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения необходимыми знаниями, умениями, навыками. Развитие высших психических процессов не всегда выделяется в структуре занятия, оно является логическим компонентом выполнения многих разномодальных заданий. Например, любое задание, связанное с усвоением инструкции и условий ее выполнения, предполагает развитие памяти.            Задания на развитие внимания могут включать в себя упражнения с элементами соревнования.       Важно, чтобы преподнесение материала было дозированным, дробным, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр.
      В процессе занятия детям следует оказывать дозированную помощь (например, задавать наводящие вопросы), хвалить и поощрять их.
      Коррекционное занятие должно носить интегративный характер, позволяющий решать несколько разноплановых задач. При этом важно, чтобы содержание этих задач в рамках каждого занятия опережало уровень актуального развития детей, но соответствовало границам зоны их ближайшего развития.
     Необходимо формировать у ребенка осознание целей и задач, стоящих в рамках каждого занятия, и стимулировать его к речевому опосредованию всех своих действий и операций. Это важно потому, что образ предмета (понятия) в восприятии ребенка становится по-настоящему подвижным и четким только тогда, когда ребенок может самостоятельно сформулировать его значение. Поэтому на первых этапах манипулирования с изучаемым предметом (понятием), ребенка следует просить называть его существенные свойства и выделять их в других предметах.
Эффективность коррекционной работы в школе
    Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. В условиях школы коррекционная работа  будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение.

Примечание: статья с уникальностью текста меньше 40%, но является важным документом по теме коррекционного образования, частичное копирование с других ресурсов составляет 35% и не является точной копией другого автора.


 Источники

·          Центр развития для детей и взрослых Фьюжн [Электронный ресурс]. С.И. Резниченко. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. – Режим доступа: https://fusionpiter.ru/articles/improvement-lessons

·         Урок РФ [Электронный ресурс].  Игнатова И.А. Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей в обучении для обучающихся с ОВЗ (ЗПР). - 03.02.16., Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_korrektcionnorazvivayushej_raboti__po_preod_122233.html
 


 

Скачано с www.znanio.ru

Автор: Чубаева Наталья Николаевна, воспитатель группы продлённого дня, высшей квалификационной категории

Автор: Чубаева Наталья Николаевна, воспитатель группы продлённого дня, высшей квалификационной категории

Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах

Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах

В начале обучения по индивидуальной коррекционно-развивающей программе на занятиях лучше предлагать ребенку серии тренировочных игр и упражнений с четко выраженными алгоритмами действий и правилами, что…

В начале обучения по индивидуальной коррекционно-развивающей программе на занятиях лучше предлагать ребенку серии тренировочных игр и упражнений с четко выраженными алгоритмами действий и правилами, что…

Необходимо формировать у ребенка осознание целей и задач, стоящих в рамках каждого занятия, и стимулировать его к речевому опосредованию всех своих действий и операций

Необходимо формировать у ребенка осознание целей и задач, стоящих в рамках каждого занятия, и стимулировать его к речевому опосредованию всех своих действий и операций
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2022