Приобщение талантливых и способных детей к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации. Речь идет об исследовательской деятельности как самостоятельном компоненте образовательно-воспитательного процесса в учебном заведении.
Научно-исследовательская деятельность направлена на образование, воспитание и развитие учащихся, на стимулирование у ребенка познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического, научного мышления.
Методические рекомендации для педагогов по организации
исследовательской деятельности учащихся
Рекомендации по организации научноисследовательской деятельности
учащихся
Приобщение талантливых и способных детей к научноисследовательской
деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет
создать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной
ориентации. Речь идет об исследовательской деятельности как самостоятельном
компоненте образовательновоспитательного процесса в учебном заведении.
Научноисследовательская деятельность направлена на образование,
воспитание и развитие учащихся, на стимулирование у ребенка познавательной
активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического,
научного мышления.
НИР учащихся может быть построена следующим образом.
Вопервых,
учащиеся разбиваются на группы по интересам (творческие коллективы), согласно
выбранной темы НИР, которые тесно связаны по своему содержанию. Вовторых, по
данной теме (НИР) учащиеся проводят информационный поиск. Втретьих,
используя накопленную информацию, находят пути решения данной проблемы. В
четвертых, оформляют результаты и представляют их на обсуждение товарищей.
Данные работы проводятся как в течение учебного года, так и самостоятельно во
время каникул.
Итогом работы может быть выступление на школьной конференции.
Виды исследовательской деятельности
Главным формальным результатом реализации предметных программ
творческой деятельности являются итоговые творческие работы учащихся. Говоря об
основных видах творческой деятельности, чаще рассматривают творческие работы
учащихся, которые представляют на юношеских научнопрактических конференциях
и конкурсах.
Это пять основных видов творческих работ: информационнореферативные,
проблемнореферативные, экспериментальные, натуралистические и описательные,
исследовательские.
Информационнореферативные — творческие работы, написанные на основе
нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой
либо проблемы.
Проблемнореферативные — творческие работы,
написанные на основе
нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных
1разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы
(хорошая работа этого жанра, при наличии общепринятой структуры, вполне может
считаться исследовательской).
Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения
эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее
иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей
результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на
наблюдение и качественное описание какоголибо явления. Могут иметь элемент
научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной
методики исследования.
Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно
экологической направленности. В последнее время, повидимому, появилось еще одно
лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение,
направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы,
выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.
Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с
научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики
собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и
выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является не
предопределённость результата, который могут дать исследования.
Все указанные виды творческих работ могут быть выполнены как на материале
естественных, так и на материале гуманитарных наук. В случае гуманитарных наук
объектом исследований являются, как правило, тексты (собранные у информантов,
архивы, первоисточники и т.д.).
Последовательность хода научного исследования
1. Обоснование актуальности выбранной темы:
• постановка цели и конкретных задач исследования;
• определение его объекта и предмета;
• выбор методов (методики) проведения исследования;
• описание его процесса и обсуждение результатов исследования;
• формулирование выводов и оценка полученных результатов.
2. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение,
эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод
восхождения от абстрактного к конкретному.
3. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон
противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания;
правила построения логических определений.
4. Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная,
2сигнальная, справочная); методы поиска информации.
Формы исследовательской работы.
Наиболее распространены текстовые работы в следующих формах: доклад,
стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия. Кроме того,
исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации
или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме
действующей модели или макета с текстовым сопровождением.
Доклад
Доклад
это документ,
содержащий изложение результатов
исследовательской деятельности или опытноконструкторской работы,
опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть
отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное
содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Все это отмечается
и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам
мероприятия (конференции, семинара и т.п.).
Стендовый доклад*
Данная форма доклада принята в современной международной практике как
наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия
содержания на конференциях и других мероприятиях.
Для каждой исследовательской работы предоставляется стенд размером
около 1м2. Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть
предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду при помощи
булавок (кнопок и т.п.).
В верхней части стенда крепится полоска 840Х100мм с названием работы,
выполненным шрифтом не менее 48 (высота прописной буквы 12 мм). Под
названием на той же полосе шрифтом не менее 36 (высота прописной буквы 8 мм)
указываются фамилии авторов и научного руководителя, название учреждения и
города, в котором выполнена работа. В левом углу полоски должен быть выделен
индивидуальный номер стенда, который сообщается при регистрации.
Требования к стендовому докладу
1) Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть
представление о тематике и характере выполненной работы.
2) Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок
схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1. При этом
текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.
3) Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью
изучить стенд за 12 минуты.
4) Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для
участников конференции форме.
3Структура стендового доклада
• Цели и задачи работы.
• Описание сделанного в процессе исследования.
• Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.
• Основные результаты и выводы.
• Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.
Методы и результаты исследования целесообразно представлять в
графическом или иллюстративном виде.
Литературный обзор
Литературный обзор это краткая характеристика того, что известно об
исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления
исследований, которые ведут различные ученые.
При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего
ознакомления прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание источника.
Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо
выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:
• составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить
наиболее существенные мысли и идеи;
• выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с
точными ссылками на источник, указав его выходные данные.
После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с
информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать
критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом
внимание на объективность суждений.
В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью
исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой
исследовательскую задачу.
Подготовка литературного обзора помогает
исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время
научного доклада.
Рецензия
Рецензия (от лат. recensio рассмотрение) представляет собой критический
разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля,
концерта, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может
рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение
перед их публикацией, защитой и т.д. Рецензия может быть опубликована в виде
статьи в газете или в журнале.
4Научная статья
Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной
статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее
решения. Исходя из этого в структуре научной статьи целесообразно выделить:
• описание проблемы и ее актуальности для теории и практики;
• краткие данные о методике исследования;
• анализ собственных научных результатов и их обобщение;
• выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в
дальнейшем;
• ссылки на цитируемую литературу.
Научный отчет
Научный отчет документ, содержащий подробное описание методики и хода
исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно
исследовательской или опытноэкспериментальной работы. Назначение научного
отчета исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за
определенный промежуток времени.
Структура научного отчета
1. Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.
2. Значимость проведенной работы, ее исследовательская ценность и
практическая значимость.
3. Характеристика применявшихся методов исследования.
4. Описание результатов исследования.
5. Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные
вопросы.
6. Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в
дальнейшем.
Реферат
Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат. Referre докладывать,
сообщать) представляет собой:
• краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы,
содержания прочитанной книги и т.п.;
• доклад на какуюлибо тему, основанный на обзоре литературных и других
источников.
Проект
Проект (от лат. projectus брошенный вперед) замысел, план; разработанный
план сооружения, механизма, схема технологического процесса; предварительный
текст какоголибо документа.
5Проектирование, по сути, представляет собой процесс создания проекта
прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.
Изучение научной литературы и уточнение темы
Общие рекомендации:
1. Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам. Лучше
начинать с работ так называемого общего характера, т.е. таких работ, из которых
можно получить представление об основных вопросах, к которым примыкает
избранная тема, а затем уже вести поиск специального материала. Данные каждого
издания следует заносить на отдельные карточки с точной фиксацией всей
информации, указанной в библиотечной карточке.
2.
Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть
различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины
проникновения в материал.
a) Просмотровое чтение желательно использовать в тех случаях, когда
требуется познакомиться с общим содержанием книги, её глав или параграфов,
автором произведения. При этом обычно читается титульный лист, оглавление,
аннотация, отдельные абзацы и предложения.
b) Ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответов на
определённые вопросы по нескольким источникам и для сравнения и составления
найденной информации, выработки своей собственной точки зрения.
c) Изучающее чтение – это активный вид подобного чтения. Он предполагает,
что вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию. Данный
вид чтения требует последовательного изучения материала по параграфам, главам,
частям. Заключительный этап содержит в себе и обучающий момент: здесь
формируется умение критически воспринимать информацию.
3. Приёмы фиксирования нужной информации. Целесообразно посоветовать
создавать своеобразный «банк данных» по теме своей работе: интересные мысли,
факты, цифры, различные точки зрения. Это можно делать либо в форме карточек,
либо в отдельной тетради. Здесь можно использовать самые различные методы
работы:
можно, читая научные тексты, делать выписки в виде конспектов;
для когото удобнее фиксировать уже переработанный материал;
для третьих – выписывать исключительно цитаты.
При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию
материала. Будет правильнее сопоставить, проанализировать найденную
6информацию. Ведь основой для получения нового знания должны случить не чьи
то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужими работами
как отклик на них.
Как написать проблемнореферативную работу?
В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в
требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и
процедуре защиты. Прежде всего педагогам нужно помнить, что реферат не
является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от
автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.
Ниже отмечены ключевые моменты, которые необходимо учитывать при
руководстве работой учащихся над рефератами.
1. Готовность учащегося к работе над рефератом
Реферат позволяет проверить не только то, насколько учащиеся понимают
материал, но и их умение самостоятельно добывать и интерпретировать знания.
Поэтому к такой деятельности целесообразно привлекать учащихся, склонных к
исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и
критическим мышлением. Безусловно, успешность ребенка в работе над
рефератом будет обеспечена только в том случае, если он самостоятельно примет
решение заняться таким видом деятельности.
2. Функции педагога при руководстве реферативной работой учащегося
Руководство реферативной работой предполагает оказание педагогом помощи
в выборе учащимся темы реферата, его консультировании в процессе изучения
избранной проблемы и оформлении текста. При этом надо заметить, что такая
форма внеурочной деятельности учащихся не должна носить массовый характер,
не каждый ученик даже при поддержке педагога способен определиться в выборе
темы и постановке проблемы, самостоятельно работать с несколькими
источниками информации. Несомненно, педагог должен полноценно руководить
работой учащегося над рефератами, однако ему следует ограничивать свою
активность консультативными функциями. Он может давать рекомендации по
содержанию введения и заключения, подбору иллюстративного материала и
источников информации по проблеме, оформлению текста и процедуре защиты.
Выявить актуальность проблемы, определить структуру работы, сформулировать
выводы должен сам учащийся.
3. Сроки выполнения реферата
Как правило, работа над рефератом занимает у учащегося не менее одного
месяца. Необходимо учесть, что, после того как педагог ознакомится с черновым
вариантом реферата, учащемуся может понадобиться время для доработки
содержания и редактирования текста. За неделю до защиты реферат сдается на
рецензию.
74. Структура реферата
Первоначально учащийся готовит развернутый план реферата, в котором
определяется его структура и основное содержание по разделам:
• введение;
• основная часть, самостоятельно структурируемая учащимся по главам,
разделам, параграфам, пунктам и т.д.;
• заключение;
• список источников (должен оформляться в соответствии с ГОСТом);
• приложения (в случае необходимости).
Введение предусматривает, что в его содержании формулируется проблема,
описывается ее актуальность, определяются цели и задачи реферата. Объем
введения не должен превышать 12 страниц.
Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом,
вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой
материала. Кроме того, весь текст должен содержать правильно оформленные
цитаты и ссылки.
В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы,
обозначаются перспективы решения заявленной проблемы. Объем заключения не
должен превышать 13 страниц.
Список источников следует оформлять в соответствии с ГОСТом. Он может
содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты,
но и сведения, почерпнутые из сети Internet, информацию из теле и радиопередач,
а также частные сообщения какихлибо специалистов, высказанные в личных
беседах с автором реферата.
5. Оценка реферата
Оценивая реферат, педагогу необходимо учитывать следующие компоненты
работы:
• содержательную часть (неординарность темы, глубину постановки
проблемы, структуру работы, актуальность и т.п.);
(соответствие стандарту оформления,
эстетику
•
оформление
иллюстративного материала и т.п.);
• представление на процедуре защиты (как учащийся держится, насколько
свободно ориентируется в тексте реферата, как отвечает на вопросы и т.п.).
Особенности подготовки к устному докладу
Нужно хорошо понимать различие текста работы и доклада по ней. Текст
работы сух, часто «с листа» трудно сразу понять идею исследования. Учащийся НО
получает первые навыки публичного научного выступления, которое выигрывает,
если не читается весь доклад, а освещаются его основные позиции,
предусмотренных регламентом выступления. Главная задача докладчика точно
8сформулировать и эмоционально изложить саму суть исследования, лаконично
проиллюстрировав ее небольшим количеством ярко, образно оформленного,
удобного для восприятия иллюстративного материала.
Доклад личностная форма содержательного общения ученых, докладчик
должен донести до слушателей свою индивидуальность в исследовании, и тогда вся
работа становится более понятной.
Именно поэтому написанная работа и доклад по ней совершенно разные жанры
научного творчества, к которым нужно готовиться поразному. Поэтому на докладе
недопустимо зачитывание работы, перегрузка его лишними данными. Этим
обуславливается и жесткий регламент выступлений, практикуемый на научных
конференциях. Действительно, для освещения сути работы 10 минут заведомо хватает
вне зависимости от объема самой работы, все остальное, если у аудитории возник
интерес, излагается в ответах на вопросы.
При подготовке к выступлению с докладом учащийся как молодой
исследователь приобретает умение выстраивать логику научного сообщения,
отвечая на вопросы что? для чего? и как? осуществлялось в исследовании, какие
результаты получены.
Не следует забывать о правилах этики, принятых в научном мире. Участники
любой конференции прежде всего коллеги, познающие наш сложный мир рука об
руку. Поэтому главным во взаимоотношениях ученых считается взаимное
уважение. Иногда неосторожный,
непродуманный поступок может обидеть
других (например, выход из аудитории во время доклада, после своего доклада
и т.п. выражает полное пренебрежение к коллегам по секции, выступающим после
него).
Во время дискуссии участники конференции не должны бояться задавать
вопросы, так как глупых или умных вопросов не бывает, а бывают вопросы
компетентные или некомпетентные (если был задан такой вопрос, то докладчик
должен показать некомпетентность его).
Правила публичного выступления
• Речь докладчика должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что
делает ее понятной и убедительной.
• Речь должна быть также выразительной, что зависит от ее темпа, громкости
и интонации. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует
слушателям.
• Большое значение имеет выбор одежды. Элегантность, аккуратность,
подтянутость в одежде способствуют благоприятному впечатлению и
расположению жюри.
• Отвечая на вопросы, нужно касаться только существа дела. Прежде чем
отвечать на вопрос, необходимо внимательно его выслушать и понять смысл того,
что интересует задавшего его человека. Желательно на заданный вопрос отвечать
сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом на них отвечать. При этом надо
9учитывать, что четкий, логичный и аргументированный ответ на предыдущий
вопрос может исключить последующий.
Процедура защиты работы
На процедуре защиты работы педагог зачитывает перед членами комиссии
отзыв на исследовательскую работу или реферат. Далее слово для доклада
предоставляется... Экземпляр работы при этом может находиться у докладчика.
Доклад должен быть рассчитан на 5 7 минут. Он готовится в виде отдельного
текста. Доклад не должен представлять собой пересказ текста, тем более его
чтение. В своем выступлении докладчик обозначает актуальность выбранной темы,
цель работы, задачи, сообщает полученные выводы. Допустимо остановиться на
наиболее интересных моментах работы. Желательно, чтобы учащийся сообщил,
насколько значима тема работы лично для него. После доклада члены комиссии
задают учащемуся вопросы.
Далее можно открыть свободную дискуссию членов комиссии, в процессе
которой они высказывают свои соображения по теме и содержанию работы. После
того, как на все вопросы даны ответы, и дискуссия закончилась, комиссия
совещается по поводу оценки работы учащегося. В это время докладчик не
присутствует в помещении, где проводится защита. После достижения комиссией
согласия относительно оценки работы, учащемуся объявляются результаты
защиты. Члены комиссии высказывают свои мнения относительно содержания
работы и рекомендации по её продолжению.
Требования к содержанию и оформлению работы
Требования к содержанию и оформлению работы соответствуют
традиционным стандартам описания результатов научных исследований.
Работа, представленная на экспертизу, должна носить характер научного
исследования, центром которого является актуальная проблема, имеющая
практическую значимость.
Научная работа должна содержать титульный лист; оглавление; введение;
основную часть; заключение; список литературы (библиографический список);
приложения.
Титульный лист должен содержать: название работы, ее вид, сведения об
авторе (фамилия, имя, класс); сведения о руководителе или консультанте
(фамилия, имя, отчество, должность, место работы, ученая степень).
В оглавление должны быть включены: введение; названия глав и параграфов;
заключение; список используемых источников; названия приложений и
соответствующие номера страниц.
Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы,
отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед
исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и источников,
10степень изученности данного вопроса, описание собственного опыта работы в
решение избранной проблемы.
Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную
исследователем, а именно: описание основных рассматриваемых фактов,
характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору ранее
существующих и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного
варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая
значимость и т. д.). Основная часть делится на главы.
В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты,
полученные автором, направления дальнейших исследований и предложения по
возможному практическому использованию результатов исследования.
В список используемых источников заносятся публикации, издания и
источники, использованные автором.
Информация о каждом издании должна быть оформлена в строгой
последовательности:
фамилия, инициалы автора;
название издания;
выходные данные издательства;
год издания;
№ выпуска (если издание периодическое); количество страниц.
Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном
порядке.
Литературные источники можно расположить следующим образом:
1. Книги классиков в той области знаний, в которой написана работа.
2. Книги, раскрывающие теоретическое содержание работы (автор, название
книги, издательство, город, год издания, страницы).
3. Энциклопедии, тематические словари, справочники.
4. Литература на иностранном языке (автор, год издания, страницы).
5. Сборники нормативных документов (если это необходимо).
6. Газетножурнальные статьи (название статьи, название журнала, № журнала, год
издания, страницы).
Работа может содержать приложения с иллюстративным материалом
(рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т. п.), который должен быть
11связан с основным содержанием. Приложения не входят в общее количество
страниц и должны быть пронумерованы и озаглавлены. В тексте работы автор
должен на них ссылаться.
Текст работы печатается на стандартных страницах белой бумаги формата
А4 (210 х 297 мм, горизонталь — 210 мм). Шрифт — Times New Roman , размер
— 12 пт, межстрочный интервал — 1,5. Поля: слева — 25 мм, справа — 10 мм,
снизу и сверху — 20 мм.
Количество страниц:
для учащихся 24 классов – 610;
для учащихся 56 классов – 1015;
для учащихся 78 классов – 1525;
для учащихся 911 классов – 2530.
12