Организации обучения детей с ОВЗ при изучении математики.
Оценка 4.8

Организации обучения детей с ОВЗ при изучении математики.

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
математика
Взрослым
26.10.2017
Организации обучения детей с ОВЗ при изучении математики.
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с ОВЗ к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных условиях.
статья.docx
Организации обучения детей с ОВЗ при изучении математики. Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с ОВЗ к жизни и овладению доступными профессионально­трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи ­ коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также   воспитанием   трудолюбия,   самостоятельности,   терпеливости,   настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими  учебными предметами,  жизнью, готовить  обучающихся  к овладению профессионально­трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных условиях. Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения  к формированию   и   развитию   речи   обучающихся.   В   процессе   изучения   математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки. Обучающиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У них формируются пространственные и геометрические представления. Контроль знаний учащихся проводится в форме контрольных и проверочных работ. В процессе обучения математика решает и ряд коррекционных задач: Основные направления коррекционной работы:  развитие зрительного восприятия и узнавания;  развитие пространственных представлений и ориентации;  развитие основных мыслительных операций;  развитие наглядно­образного и словесно­логического мышления;  коррекция нарушений эмоционально­личностной сферы;  обогащение словаря;  коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Поэтому   при   организации   учебно   –   воспитательного   процесса   используется следующие подходы:      замедленный темп обучения; предупреждение   умственных   и   физических   перегрузок   (структурное   упрощение содержания обучения; дозировка   нагрузок   и   смена   видов   деятельности,   например,   одним   видом деятельности учащиеся могут заниматься не более 10 – 15 минут; соблюдение охранительного режима, например, смена умственной и двигательной активности); использование   разнообразных   методов,   приемов,   форм   и   средств   обучения правильное их сочетание;     организация многократных вариативных повторений и упражнений по применению знаний и умений в разных учебных и жизненных ситуациях; наглядно – практический характер обучения; опора на знания и жизненный опыт обучающегося; установление логических связей в изучаемом материале через внутри предметные и межпредметные связи. Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:  Сознательное   усвоение   обучающимися   различных   приемов   вычислений обеспечивается   за   счет   использования   рационально   подобранных   средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема;  Рассмотрение теоретических  вопросов курса опирается на практические работы, различные   свойства   наглядности,   подведение   детей   на   основе   собственных наблюдений к выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;  Система   упражнений,   направленных   на   выработку   навыков,   предусматривает   их применение   в   разнообразных   условиях.   Тренировочные   упражнения   рационально распределены   во   времени.   Усилено   внимание   к   практическим   упражнениям   с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков. В   процессе   обучения     широко   используются словесные, наглядные и практические методы обучения.  Специфика  их  применения  диктуется  особенностями  познавательной деятельности умственно отсталых детей. Обучающиеся, например, не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо членение его на небольшие части. Кроме   того,   материал,   сообщаемый   только   в   словесной   форме,   не   подкрепленный наглядностью   или   практическими   действиями,   плохо   понимается,   не   запоминается,   а, следовательно, важно сочетать эти методы. Большое   значение   имеет   сочетание   разных   методов.   В   зависимости   от   характера учебного материала и особенностей его усвоения обучающимися выбираются те или иные методы для конкретного урока. Одним   из   важных   приемов   обучения   математике   является сравнение,   так   как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия,   выделения   существенных   признаков   и   отвлечения   от   несущественных, использовании   приемов   классификации   и   дифференциации,   установлении   причинно­ следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, то есть умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. На   этапах   сообщения   новых   знаний,   при   закреплении,   повторении   и   самоконтроле выполненной работы применяется метод демонстрации. Он, как правило, применяется в сочетании с другими методами. Демонстрируются  реальные объекты, все виды учебно­ наглядных   пособий.   К   наглядности   относятся   также   технические   демонстрационные средства. Беседа —  это  вопросно­ответный  метод  обучения.  Он  используется  на  всех   этапах процесса   обучения.   Применяются   беседы   для   сообщения   новых   знаний,   закрепления, повторения, а также контроля знаний обучающихся. Работа с книгой используется как метод получения новых знаний, а также как метод закрепления и повторения, систематизации и обобщения знаний. Главная цель обучения работе   с   книгой   —   это   приобретение   знаний   и   в   некоторой   мере   —   подготовка   к самообразованию. У   обучающихся   необходимо   пробудить   интерес   к   математике,   к   количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных заданий, создании   увлекательных   ситуаций. Упражнения применяются   для   закрепления   знаний, совершенствования умения и навыков. Для уроков математики характерно решение задач и примеров, построение чертежей. Репродуктивные задания предполагают   определенную   вариативность   деятельности обучающихся.   Им   необходимо   припомнить   предыдущие   работы   по   образцу,   частично содержавшие   аналогичные   требования.   Это   способствует   формированию самостоятельности. Задачами урока для ребенка с ЗПР, занимающегося по адаптированной образовательной программе,   является   минимизация   и   коррекция   познавательных,   коммуникативных   и психомоторных трудностей в обучении, выявленных при обследовании ребенка психологом и педагогом, с использованием заданий со стр. 56–57 «Азбуки». Например, при обследовании ребенка были определены трудности: познавательные:      невозможность воспроизведения ранее изученного материала на следующем уроке; невозможность воспроизведения правила в измененной ситуации; невозможность указать на изученный объект при изучении нового материала; невозможность   использовать   правило   или   образец   при   решении   упражнения   или повторить способ действия; неумение работать по наглядным моделям и схемам;  коммуникативные:   неумение согласовывать действия с партнерами;   неумение грамматически правильно построить фразу или  задать вопрос; психомоторные:    неумение правильно держать ручку;   неустойчивый почерк;  плохая ориентировка на плоскости и в пространстве.   Эти трудности определили особенности организации работы и конкретизацию задач на отдельных этапах урока для ребенка. 1   уровень.  Задание   может   предлагаться   ребенку   с   нарушениями   пространственного восприятия, функций рук и низким уровнем сформированности лексикограмматического строя речи и словеснологического мышления. Инструкция: «Делай по образцу и вычисли самостоятельно»: а) 9,4 + 7,3= б) 3,54 – 1,4= в) 4,6 + 2,85= Образец. 5,709 – 0,307 = ? единицы десятые сотые тысячные 5 , 7 0 9 0 , 3 0 7 5 , 4 0 2 2 уровень. Задание может предлагаться ребенку с низким уровнем сформированности лексикограмматического строя речи. Инструкция: «Вычисли самостоятельно»: а) 9,4 + 7,3; б) 3,54 – 1,4; в) 4,6 + 2,85». 3 уровень. Задание может предлагаться ребенку со средним уровнем сформированности лексикограмматического строя речи и словеснологического мышления. Инструкция: «Реши задачу». Купили 4,8 кг картофеля, а лука на 1,5 кг меньше. Какова масса всей покупки? Для   большинства   учащихся   с   ДЦП   необходимо   предусмотреть   некоторый   вводный этап,направленный не на изучение какойто конкретной темы из школьного курса (тем более что тема «Натуральные числа», с которой начинается курс математики 5 класса, для детей ненова и при стандартном школьном подходе не слишком увлекательна), а на решение доступных для детей на этом уровне логических задач, оригинальных и неожиданных по содержанию,   и   доступных   всему   классу   по   методам   решения,   увлекательных математических ребусов и т.п. Например: задания 1 Цель: восстановление навыков счета, чтения и записи чисел, табличного сложения и  вычитания. 1. Продолжите счет чисел, начиная с 28 до 56, называя числа через одно. Как называются  эти числа? 2. Считайте по пять, начиная с 75 до 115. 3. Запишите двузначное, трехзначное, четырехзначное числа, используя цифры 8 и 9. 4. Как в две коробки можно разложить 9 карандашей? задания 2 Цель: восстановление навыков счета, чтения и записи чисел, табличного умножения и  деления. 1. Сколько дней в неделе? Сколько в двух неделях? 2. Какую цифру надо приписать слева к цифре 4, чтобы получилось двузначное число,  которое делится на 6? 3. В 4 пачках находится 20 штук печенья. Сколько печенья в одной пачке? На   основе   укрупнения   дидактических   единиц   предлагается   объединить   темы «Натуральные числа и шкалы» и «Сложение и вычитание натуральных чисел». Основная цель изучения этих тем – это систематизация и развитие знаний учащихся о натуральных   числах.   Изучение   материала   начинается   с   рассмотрения   десятичной нумерации десятичной системы записи чисел. Важным результатом по теме здесь является понимание   возможности   записи   в   десятичной   системе   сколь   угодно   большого   числа,   а также овладение алгоритмами записи и чтения больших чисел. При чтении многозначного числа учащимся с ДЦП можно предложить разбивать числа на группы по три цифры в каждой группе и отделять их друг от друга точкой, т.к. при насильственных движениях (гиперкинезах) рук может нарушаться фиксация взгляда. Для правильной записи чисел под диктовку учащимся следует усвоить такой прием: сначала надо уяснить, с какого класса начинается запись числá, а затем последовательно записывать все классы, начиная со старшего. При  сравнении  натуральных  чисел  следует  обратить  внимание  на  существование наименьшего   числа,   бесконечности   натурального   ряда,   наличие   для   каждого   числа, следующего за ним, указать «соседей» числа. Чтобы легче было учащимся запомнить знаки неравенства, следует сделать карточки, например: 8 > 3 (8 больше 3); 6 < 2 (6 меньше 2). Затем продолжается дальнейшая  отработка  навыков арифметических  действий  с натуральными числами. При отработке вычислительных навыков сложные случаи перехода из   разряда   в   разряд   рассматриваются   сначала   на   примерах   сложения   и   вычитания двузначных чисел с переходом через десяток, через сотню. Особое внимание уделять поддержке умений выполнять действия устно. С помощью устных вычислений развивается память, быстрота реакции. Важным   моментом   является   решение   простых   арифметических   задач.   Задачи решаются   арифметическим   способом   по   вопросам   или   с   пояснением,   что   позволяет выявить логическую схему рассуждения. При обсуждении условия задачи нужно сделать чертеж, чтобы представить условие наглядно. Предлагается также совместное изучение темы «Умножение и деление натуральных чисел» и темы «Площади и объемы». Первые   5–6   уроков   направлены   на   восстановление   основных   знаний   и   умений учащихся, связанных с умножением и делением натуральных чисел. При отработке навыков умножения   нужно   предусмотреть   упражнения   на   умножение   многозначного   числа   на однозначное, двузначное. Рассмотреть случаи умножения на 10, 100, 1000. Деление — это самая трудная для учащихся вычислительная операция. Хорошую помощь здесь окажут задачи практического содержания, например: ленту длиной 56 см разрезали пополам. Какова длина каждой части? При отработке навыков деления следует обратить внимание на случаи деления на однозначное и двузначное числа. Продолжать формировать   навыки   устного   счета,   составить   таблицу   квадратов   от   1   до   20,   таблицу кубов. Объясняя   тему   «Обыкновенные   дроби   и   действия   с   ними»,   учитель   должен опираться на наглядные и практические задания (позволяющие усилить познавательную мотивацию процесса обучения), т.к. учащиеся не могут представить их в виде отдельных предметов. Поэтому желательно помимо учебника еще иметь рабочие тетради, которые направлены   на   нагляднообразные   представления   дробей.   А   также   программу   «Живая математика», с помощью которой учащимся можно показать и рассказать на доступном уровне   данную   тему.   При   рассмотрении   темы   6   класса   «Действия   с   дробями» преимущественно рассматриваются дроби с небольшими знаменателями. Определенную сложность для учащихся с ДЦП представляет вопрос о приведении дробей к общему знаменателю. Дети должны усвоить, что общим знаменателем дробей может быть любое число, которое делится на каждый из знаменателей. Сначала проверяем, делится   ли   больший   знаменатель   на   меньший,   если   делится,   то   он   и   является   общим знаменателем.   А   также   в   качестве   общего   знаменателя   можно   взять   произведение знаменателей. Желательно, чтобы учащиеся также овладели приемом перебирать числа, которые делятся на знаменатель одной из дробей, и проверять, может ли какоето из них быть знаменателем другой дроби. Что касается выполнения арифметических действий со смешанными числами, то они должны сводиться к действиям с обыкновенными дробями. При умножении и делении дробей  на  целое  число  важно?  чтобы  целое  число  учащиеся  записывали  в виде  дроби. Записи по теме действия с дробями должны быть подробными. Темы «Углы», «Измерение углов», «Круговые диаграммы» изучаются наглядно – образно, иллюстративно, для развития общего кругозора. Основные задачи темы «Десятичные дроби» – это формирование навыков чтения и записи   десятичных   дробей,   раскрытие   связи   с   метрическими   системами   мер.   Навыки письменных вычислений с десятичными дробями предлагается отрабатывать на несложных примерах. Примеры: вычислить 1,2 + 0,3; 7,4 – 7,2; 0,3 ∙ 4; 4,2 : 2. Систематизация   и   сообщение   изученного   происходит   при   итоговом   повторении, когда многие факты уже исчезли из памяти ученика. Чтобы устранить этот пробел, можно использовать опорные конспекты по темам (см. фрагмент 1). Фрагмент 1 Сложение и вычитание натуральных чисел. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА (N) 1, 2, 3… ˘  ∞ 100 000 000 000 млрд млн тыс. ед. СРАВНЕНИЕ: чем больше, тем правее ˘ СЛОЖЕНИЕ: ˘ ВЫЧИТАНИЕ: ˉ Контроль   знаний   учащихся   можно   проводить   с   помощью   тестов,   в   которых предлагается  выбрать  правильный   ответ,  или   в  конце   темы  проводить   зачет,  выполняя задания по образцу. Такая система контроля оптимальна именно в связи с двигательными нарушениями у детей.

Организации обучения детей с ОВЗ при изучении математики.

Организации обучения детей с ОВЗ при изучении математики.

Организации обучения детей с ОВЗ при изучении математики.

Организации обучения детей с ОВЗ при изучении математики.

Организации обучения детей с ОВЗ при изучении математики.

Организации обучения детей с ОВЗ при изучении математики.

Организации обучения детей с ОВЗ при изучении математики.

Организации обучения детей с ОВЗ при изучении математики.

Организации обучения детей с ОВЗ при изучении математики.

Организации обучения детей с ОВЗ при изучении математики.

Организации обучения детей с ОВЗ при изучении математики.

Организации обучения детей с ОВЗ при изучении математики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2017