ОРГАНИЗАЦИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ АКЦИЙ И ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ДОО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ (ДОШКОЛЬНИКОВ)

  • docx
  • 08.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 29.docx

ОРГАНИЗАЦИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ АКЦИЙ И ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ДОО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ (ДОШКОЛЬНИКОВ)

 В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, культуре, народу может возродить великую страну. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма. В последнее время воспитание чувства патриотизма приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорил и В. В. Путин: «Вопрос о патриотическом воспитании – это разговор о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей». На государственном уровне с 2006 года были приняты ряд программ «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

В связи с этим, в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования приобщение детей к истории своей Родины, к культуре и традициям своего народа рассматривается в качестве основного критерия развития ребенка. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… Патриотизм – это не значит только любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней», - писал А. Н. Толстой. К патриотизму относятся следующие содержательные характеристики: • знания истории, традиций, культуры родной страны; • проявление интереса к познанию настоящего и прошлого Отечества; • признание потребности государства в позитивном развитии; • чувство гордости за принадлежность к своей культуре; • национального достоинства; • активная деятельность во благо своей Родины. Это воспитание следует начинать с раннего детства, выглядеть оно должно как систематическая деятельность, направленная на создание патриотического сознания, духовно-нравственного начала, любви к Отечеству и уважению его символики. Проводимое в детском саду нравственно-патриотическое воспитание представляет собой комплекс мероприятий, имеющих гражданскую направленность, которые должны сформировать у ребёнка и его родителей единые ценности. Дети в силу своего возраста не могут в полной мере осознать многие события и факты, глубоко разобраться в проблеме. Но, пропуская их сквозь своё восприятие и детское мышление, дошкольники усваивают ориентиры патриотизма, гражданственности, здорового образа жизни, трудолюбия. Задачи патриотического воспитания • Воспитывать трепетное отношение и любовь к ценностям семьи, первого коллектива (детского сада) и родного села или города. • Активизировать желание участия в общественных мероприятиях, которые направлены на благоустройство своего двора, улицы, территории детского сада. Научить относиться к родным и близким, старшему поколению и сверстникам заботливо. • Прививать уважение к самому разному труду. • Вызвать интерес к местным традициям, желание соблюдать и сохранять их. • Воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно расходовать её ресурсы. • Знакомить с государственной символикой, её значением для страны и народа. • Просветить ребёнка относительно его прав, которые установлены для его защиты. • Рассказывать детям о крупных городах и разных регионах страны. • Воспитывать гордость за соотечественников, достигших больших успехов в чёмлибо: науке, спорте, сельском хозяйстве, культуре, образовании. • Развивать чувство интернационализма в отношении культуры и традиций других народов.

В настоящее время особую актуальность в патриотическом воспитании подрастающего поколения приобретают благотворительные акции и волонтерское движение. Воспитание человечности, доброты и отзывчивости возможно только тогда, когда участники социальных и благотворительных акций непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы, когда они понимают, что им по силам сделать жизнь других людей лучше, радостнее и счастливее. Участие детей в социальных акциях может стать интересным, увлекательным, результативным и эмоционально позитивным занятием, которое позволит пережить ребенку и взрослому свою значимость и нужность. Организация Социально-благотворительной акции Пошаговая технология 1 шаг: Выявление социально значимой проблемы, на которую следует обратить внимание ребенка/детей. Например: – необходимость помощи и сохранения природы, животного мира, соблюдения правил безопасного поведения в окружающем мире (экология, ОБЖ); – необходимость сохранения объектов и ценностей культуры; – необходимость чтить, защищать, охранять свою малую и большую Родину (патриотизм); – необходимость помогать нуждающимся в помощи людям. 2 шаг: Поиск социальных партнеров, заинтересованных в проблеме. 3 шаг: Определение масштаба участия воспитанников (только старший дошкольный возраст, весь контингент детского сада). Работа с детьми и родителями в ДОУ: – вводное анкетирование взрослых и опрос детей (знание о проблеме); – ознакомление с темой, проблемой (беседы, занятия, проекты в группах); знакомство и обсуждение художественной литературы, картин известных художников; – мероприятия с социальными партнерами в ДОУ, позволяющие глубже изучить проблему (интерактивные занятия в/вне ДОУ); – участие детей в конкурсах, олимпиадах, праздниках, квестах, флешмобах по теме; – изготовление итоговых продуктов по теме (фильмы, видеоклипы, презентации, плакаты, поделки, рисунки, оформление уголка в группе и т.д.). 4 шаг: Рассмотрение возможностей для реализации социальных акций по темам. Определение уровня выбранной социальной акции (в ДОУ, район/город, страна/мир). Разработка механизма участия ДОУ в конкретной социальной акции. Участие в социальной акции 5 шаг: Рефлексия: – получение грамот, призов; – обсуждение, выводы; – финальное анкетирование взрослых и опрос детей по проблеме акции; – размещение статей, участие в семинарах и конференциях по теме социальной акции. В

Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают реальные представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких – всех, кто нуждается в помощи. И что даже ребенок способен изменить в лучшую/худшую сторону свое окружение, свой мир! С помощью социальных акций происходит не механическое запоминание правил поведения в окружающем мире и воспроизведение знаний, а трансформация знаний в отношение, опыт. Это такой вид культурной практики социальной направленности (социального содержания), который позволяет развивать у дошкольников эмоциональную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребенка, побуждает к эмпатии (сопереживанию-сочувствию-содействию) и рефлексии (самоанализу). Акция – это возможность участия всех субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, социальных партнеров), а ее подготовка и проведение реализуют принцип интеграции различных видов деятельности, задач социального развития ребенка, содержания разных образовательных областей. Акция – это всегда результат с «обратной связью» для ребенка, что принципиально важно для позитивной социализации детей дошкольного возраста. В силу именно «обратной связи» акции обладают огромным воспитательным потенциалом. Участие детей в социальных акциях может/должно быть интересным, увлекательным, результативным, эмоционально позитивным занятием, которое позволяет ребенку и взрослому вместе с ним пережить свою значимость и нужность. Какие существуют подходы к классификации социальных акций? С детьми дошкольного возраста акции могут иметь различную направленность: исследовательские (проведение опроса разных групп населения); благотворительные (сбор вещей, книг и прочего для передачи их целевой группе); социальнопедагогические (влияющие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему-либо); патриотические (воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему); социокультурные (влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к национальной культуре – своей и другой, толерантность). Социальные акции можно классифицировать: по масштабу участия ДОО: одна группа; возрастная параллель (только подготовительные группы); все группы ДОО. по уровню участия: в ДОО; районный; в городе; междугородний: Всероссийский; Международный. по предмету преобразования: (именно этот подход стал для нас основным) Социально-благотворительные (для человека); Экологические (для природы); Культурные (для объектов и предметов культуры); Патриотические (для района, города, страны). Примерная тематика социальных акций, организованных в детском саду: Акции, ориентированные на помощь другим людям («Подарки от друзей», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги другому», «Оберег для особого ребенка», «Милосердие», «Добро Почта» и др.); Акции экологической направленности («Чистый двор», «Чистые дорожки», «Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой», «Птичья столовая», «Вредный целлофан», «Красная книга природы», «Герб природы», «Превращения мусорной кучи», «Спаси лес – утилизируй батарейку» и др.); Акции здоровьесберегающей направленности («Как сохранить здоровье», «Витамины на подоконнике», «Красота и здоровье», «Добрые поступки – доброе здоровье», «Режим дня для малышей», «Пьем кефир вместе» и др.);

Акции, направленные на безопасное поведение, заботу и порядок в быту («Безопасная дорога», «Идем в гости», «Защити себя сам», «В гости к книгам», «Книжка заболела», «Сломанные, но любимые», «Вторая жизнь игрушек», «Починим, зашьем, помоем» и др.); Акции патриотической и исторической (культурной) направленности: («Патриоты», «Моя малая Родина», «Такие разные традиции», «Письмо в прошлое», «Письмо неизвестному солдату», «Наш бессмертный полк» и др.); Акции, посвященные праздничным дням, памятным датам и иным значимым событиям («Для любимой мамочки», «День рождения А.С. Пушкина», «День Победы», «День города», «День рождения детского сада», «Добрые дела к Новому году», «День этикета», «День красивой речи», «День улыбки» и др.). При проведении социальной акции всегда следует учитывать возраст, возможности и индивидуальные особенности детей-участников. Им должны быть понятны цель, смысл деятельности и конечный результат (польза). Каждая акция состоит из трех этапов: организационного, практического и итогового. 1-й этап – организационный. При разработке и подготовке акции следует определить вместе с детьми, на решение какой социальной проблемы она направлена, каковы ее целевая группа, цель и результат (что мы хотим?). Также следует продумать форму проведения акции (что это будет?) и ее продукт. 2-й этап – практический. Реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (музыкально-литературная композиция, концерт) или несколько, следующих друг за другом (беседа о птицах, рисование/лепка птиц, изготовление кормушек и закрепление их на деревьях). 3-й этап – итоговый. Данный этап подразумевает подведение итогов социальной акции, «обратную связь» и определение ее дальнейших перспектив: есть ли необходимость повторить, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения акции и т.п. Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе. Актуальность: Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя. Новизна проекта. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины. Цель: Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях. Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно- нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания. Задачи: 1. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность. 2. Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность. 3. Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей. 4. Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе; 5. Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада. 6. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса; 7. Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении; Литература: 1. Алла, Писарева Живем в «Ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие / Писарева Алла. — М.: Сфера, 2007. 2. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. — М.: Просвещение, 2006. 3. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. — М.: Сфера, 2010. 4. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / М.Б. Зацепина. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. 5. Зацепина, Мария Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников / Мария Зацепина. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. 6. Савченко, В. И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников» / В.И. Савченко. — М.: Детство-Пресс.