Консультация для воспитателей
«Организация проведения театрализованной деятельности в детском саду»
Самым любимым видом развлечения является театральное представление. Оно переносит малыша в красочный, волшебный мир сказки, где гармонично сочетается реальное и вымышленное. Дети верят персонажам, и любят подражать тем героям, которые им больше всего понравились.
Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, развивает его память, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих способностей.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.) благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.
Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.
На каждом возрастном этапе подходы методике работы с детьми должны быть разными:
Во второй младшей группе:
– имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки.
В средней группе:
– участие детей в инсценировках песен, игр и сказок где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).
В старшем дошкольном возрасте:
– инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;
- спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;
- инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.
В старшем возрасте совершенствуем художественно – образные исполнительские умения.
В подготовительном дошкольном возрасте:
– инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;
- спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;
- инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.
Развиваем творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Методика работы с детьми второй младшей группы.
Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Например, прочитав сказку «Лиса, заяц и петух» можно попросить детей показать образ смелого петушка в движении. Можно послушать русскую народную мелодию «Курочка и петушок» и спросить, подходит ли музыка образу смелого петушка из сказки. После этого можно предложить детям загадать загадки друг другу, имитируя движения различных животных. Причём, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного образа («Чем отличается лиса Таня от лисы Светы?» и т.д.).
Методика работы с детьми среднего дошкольного возраста.
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Дети старшего возраста вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности строится в два этапа:
1 этап
- педагог заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, выразительно исполняет его или предлагает детям сами сочинить спектакль для своего выступления;
- интересуется, понравилось ли детям произведение или нет, предлагает разыграть его по ролям;
2 этап
- распределение по ролям, подготовка и проведение самого спектакля, и выступление на сцене.
Методика работы с детьми подготовительного дошкольного возраста.
Работа с детьми подготовительного дошкольного возраста осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям:
- первое предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т.д.;
- второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен и т.д.
Главный подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на ведущей деятельности ребёнка – игре. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приёмами актёрской техники.
Упражнения
Работу маленького героя над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания можно ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.
Упражнения на напряжения мышц:
- рубить дрова;
- нести тяжёлый ящики или чемодан;
- дотянуться до высоко висящей яблони и т.п.
Упражнения на расслабления мышц:
- заснуть на стуле;
- сидя на стуле, смахнуть с рук капельки воды и т.п.
Упражнения на развитие воображения:
- передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»;
- передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать что – либо воображаемое и обыгрывать это;
- в виде игры «испорченный телефон» передавать эмоции – злость, радость, грусть и т.п.
Работа над ролью строится следующим образом:
- составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд и т.д.
- сочинение различных случаев из жизни героя, непредусмотренных инсценировкой;
- анализ придуманных поступков героя;
- работа над текстом (почему герой говорит так; о чём он говорит и думает в этот момент). Педагог должен помочь ребёнку понять, почувствовать всё то, что скрывается за словами текста;
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сцене, темпоритма исполнения, мимики, интонации;
- подготовка театрального костюма;
- создание образа с использованием грима.
Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.
Кукольный театр.
Работа над спектаклем состоит из двух частей:
Педагогу необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка, его интересы. Беседуя о пьесе, сказке взрослый привлекает к разговору всех детей, даже малоразговорчивых. Вначале педагог предлагает детям вспомнить, как они разговаривали со своими куклами, когда играли в школу, детский сад, семью, больницу. Затем от разбора жизненных ситуаций переходить к обучению работе с куклами.
Педагог должен помнить следующие правила:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.