Организация индивидуальной учебной деятельности с разными группами учащихся на уроках географии
Оценка 4.6

Организация индивидуальной учебной деятельности с разными группами учащихся на уроках географии

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
география
Взрослым
10.03.2020
Организация индивидуальной учебной деятельности с разными группами учащихся на уроках географии
Материал об организации индивидуальной учебной деятельности на уроках географии
Организация индивидуальной учебной деятельности с разными группами учащихся на уроках географии.docx

Кошелева Т.А.

 

Организация индивидуальной учебной деятельности с разными группами учащихся на уроках географии

 

   Дифференцированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Понятие "Дифференцированное обучение” в переводе с латинского "different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

Цель дифференцированного обучения: организовать образовательный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

   Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.

Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать образовательный процесс более эффективным.

 

Дифференцированное обучение требует от учителя изучения (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.), проводить диагностику их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта. В школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе аутистического спектра. Таких детей с каждым годом становится все больше.

 

Дети всегда приступали, и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками. В количественном отношении это выглядит так: большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.

 

Я обучаю географии учащихся с 6 по 11 класс с разным уровнем способностей, поэтому мне приходится изучать индивидуальные учебные возможности каждого ученика. Осуществляю обучение ребенка индивидуально на дому, а также в каждом классе с 6 по 11.

  

 Дифференцированное обучение я применяю на разных этапах учебного процесса:

 

1. Изучение нового материала. При изучении нового материала мы часто используем атлас и контурную карту, учащиеся, способные быстро определить и нанести на карту объекты делают это самостоятельно, остальные ученики под руководством учителя. Если карты учащийся не имеет приходиться рисовать ее схематически в тетради, используя рисунок на доске. При изучении сложного материала я прибегаю к анимации (например, циклон вращается против часовой стрелки, движение воздуха восходящее от периферии к центру). Материал урока учащиеся записывают в тетради в виде схем, таблиц или рисунков, для лучшего усвоения материала.

      2. Контроль и коррекция знаний.  При составлении заданий я учитываю необходимость проверки многих элементов содержания тем: фактов, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей и т.д.

  Все формы и методы контроля и проверки знаний, используемые мной на уроках, предназначены для активизации усвоения учебного материала, осуществления индивидуального подхода к учащимся, разработки и постепенного совершенствования определённой системы повторения и закрепления учебного материала.

Для осуществления контроля и коррекции знаний и умений использую тренировочные задания и тесты, географические задачи и диктанты, практические работы контролирующего и обучающего характера, проверочные работы, составление и разгадывание кроссвордов.

- тестирование.  Тесты по определенной теме содержат несколько вариантов (равносильных между собой). Обучающий и корректирующий контроль позволяет выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях и найти пути преодоления возникающих проблем.

географические задачи. При изучении темы «Часовые пояса» мы решаем задачи по определению местного и поясного времени в разных пунктах страны, а затем учащиеся получают  аналогичные задачи.

- географические диктанты.  После изучения большого количества терминов я провожу географические диктанты. Раздаю карточки с терминами по 2 вариантам, диктую определения, а ученики должны выбрать правильный ответ. Если ответили правильно на 100-90% - 5 баллов, 90-70% - 4 балла, 70-50%- 3 балла

- практические работы. Практические работы выполняются по плану. Обучающие работы проводятся вместе с учителем, итоговые самостоятельно с помощью географического атласа.

- проверочные работы. Цели проверочных работ: оценка знаний, умений и навыков учащихся, проверка усвоения определённой большой темы. Материал в проверочной работе распределён в основном по возрастанию степени сложности, что обеспечивает уровневую дифференциацию.

I уровень – репродуктивный, учащиеся воспроизводят признаки понятий, выполняют по образцу (например, нарисовать схему теплого фронта);

II уровень – аналитико-синтетический, где задания ориентированы на базовый (стандартный) уровень усвоения и учащиеся должны самостоятельно делать вывод (например, сравнить географическое положение Кавказских и Уральских гор);

III уровень – продуктивный, в нем учащиеся получают трудные, но интересные задания. При их составлении, я учитываю, чтобы учащиеся работали не механически, а могли делать обобщённые выводы, выявляя причинно-следственные связи (например, определить условия жизни австралийцев-аборигенов)  

  По анализу проверочной работы можно сделать выводы о том, как каждый учащийся усвоил изученный материал. После каждой работы разъясняю неясные моменты, анализируем типичные ошибки. Это тоже дает свои положительные результаты. Учащиеся I уровня пытаются выполнять задания II уровня сложности, а учащиеся II уровня решают III уровень. Следовательно, используя уровневую дифференциацию проверки ЗУН, создаются условия для преодоления и развития потенциальных возможностей учащихся. Но самое главное условие – каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определять, задания, какого уровня сложности им выполнять, что приводит к стремлению здорового соперничества.

  Внеурочная деятельность с одаренными учащимися:

-   кружковая работа в 6 классе «По местам Бажовских сказов», экологического направления;

-   школьные и муниципальные олимпиады по географии;

-   ежегодная проектная деятельность учащихся;

-   ученические научные конференции;

-   ежегодное проведение декад естественно научного цикла.

          Внеурочная деятельность детьми «группы риска»:

-  занятия с отстающими учащимися после уроков;

-  возможность исправления неудовлетворительных и удовлетворительных оценок,

-   сдача задолженностей по предмету,

-   работа с родителями.

 Моя задача как учителя расширить кругозор учащихся, научить их пользоваться источниками географической информации и привить детям любовь к географии.


 

Кошелева Т.А. Организация индивидуальной учебной деятельности с разными группами учащихся на уроках географии

Кошелева Т.А. Организация индивидуальной учебной деятельности с разными группами учащихся на уроках географии

Я обучаю географии учащихся с 6 по 11 класс с разным уровнем способностей, поэтому мне приходится изучать индивидуальные учебные возможности каждого ученика

Я обучаю географии учащихся с 6 по 11 класс с разным уровнем способностей, поэтому мне приходится изучать индивидуальные учебные возможности каждого ученика

При изучении темы «Часовые пояса» мы решаем задачи по определению местного и поясного времени в разных пунктах страны, а затем учащиеся получают аналогичные задачи

При изучении темы «Часовые пояса» мы решаем задачи по определению местного и поясного времени в разных пунктах страны, а затем учащиеся получают аналогичные задачи

Внеурочная деятельность детьми «группы риска»: - занятия с отстающими учащимися после уроков; - возможность исправления неудовлетворительных и удовлетворительных оценок, - сдача задолженностей по предмету, -…

Внеурочная деятельность детьми «группы риска»: - занятия с отстающими учащимися после уроков; - возможность исправления неудовлетворительных и удовлетворительных оценок, - сдача задолженностей по предмету, -…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2020