«Организация коллективных занятий по методике: взаимообмен заданиями»
Оценка 4.6

«Организация коллективных занятий по методике: взаимообмен заданиями»

Оценка 4.6
docx
математика
13.05.2022
«Организация коллективных занятий по методике:  взаимообмен заданиями»
В статье показано, как при традиционной организации учебного процесса можно использовать приемы и основные методики работы в парах, все формы обучения: групповую, парную, коллективную и индивидуальную.
Статья Киреевой И.Ю. Организация коллективных занятий по методике Взаимообмен заданиями.docx

Организация коллективных занятий по методике
«Взаимообмен заданиями»

 

И.Ю. Киреева,

г. Кемерово

 

Уже на протяжении нескольких десятилетий в печати и на всех крупных совещаниях и конференциях идет речь о кризисе школы и всей системы образования. Традиционное обучение в массе своей не справляется с теми задачами, которые стоят перед школой и вузами. Выпускники вузов нередко имеют низкий уровень профессиональных знаний, порой не способны к самостоятельной творческой работе в избранных областях науки и техники, не имеют навыков организационной, управленческой деятельности, т.е. работы в коллективе и с коллективом; не сформирована ответственность за свое дело.

В.К. Дьяченко, кандидат педагогических наук, профессор больше 50-ти лет посвятил изучению и разработке основ дидактики и построения теории нового способа обучения – коллективного. Он писал, что не приносят нужного результата многочисленные попытки как-то улучшить содержание образования (учебные планы, программы, учебники), повысить психолого-педагогическую подготовку преподавателей. Создание школ для одаренных и специальных школ для умственно-отсталых; проведение аттестации учителей-новаторов; увеличение средств, выделяемых на школу и так называемое ее развитие – все подобные меры можно отнести к попыткам отремонтировать, подкрасить дом, стоящий на давно расшатанном ненадежном фундаменте [1].

Один из выходов из создавшегося положения В.К. Дьяченко видит в переходе на коллективную основу обучения, т.е. переход к исторически новой системе обучения, когда каждый учит всех и все – каждого [1].

Хотелось бы показать, как при традиционной организации учебного процесса можно использовать приемы и основные методики работы в парах.

Обучение – это общение между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает. Поскольку обучение – есть общение, то оно может происходить так и только так, как осуществляется общение между людьми (в парах сменного состава). Принцип методики «Взаимообмен заданиями» построен на основе естественного человеческого общения. Название данной методики достаточно точно отражает суть работы пары: «взаимообмен» - значит, каждый партнер нечто знает, и они передают информацию друг другу.

Первоначально эту методику разработал М.А. Мкртчян, кандидат физико-математических наук, доцент. Принцип работы в паре состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых преподавателем: информационных, организационных, контрольных и частично оценивающих [2].

Рассмотрим пример работы в парах сменного состава.

I Подготовительный этап

Весь материал темы разбивается на части, каждая часть оформляется на карточку. Задания каждой карточки должны содержать идею, отличную от идей других карточек, причем учащийся может начать работу с любой из них и выполнять задания в любой последовательности. Карточка содержит теоретические вопросы (Т) и однотипные упражнения и задачи трех уровней сложности А, В, С.

Группа разбивается на подгруппы по пять человек. В каждой подгруппе должны быть «слабые» и «сильные» учащиеся. Можно выбрать лидера группы. Для координации работы составляется таблица учета (табл. 1).

Таблица 1 – Таблица учета

Фамилия, имя

К – 1

К – 2

К – 3

К – 4

К – 5

 

1 группа

Т

А

В

С

Т

А

В

С

Т

А

В

С

Т

А

В

С

Т

А

В

С

1.

Иванов П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Сидоров И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Петров Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Гурова Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Кузьмин Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Информационный ввод учителя

Читаются установочные лекции. Учитель знакомит учеников с ключевыми методами решения стандартных задач и задач повышенной трудности, показывает образцы решения типовых задач. В конце лекции каждому учащемуся выдается одна из пяти карточек и делается отметка об этом в таблице учета (табл. 2). Учащийся должен дома подготовиться к опросу по теории и попытаться выполнить задания своей карточки.

III Индивидуальный ввод карточек («запуск»)

Учитель работает с каждым учеником индивидуально по очереди следующим образом. Сначала опрашивает учащегося по теории. Проверяет домашнее задание группы А, указывает и исправляет допущенные ошибки, объясняет их причины. Далее ученик самостоятельно выполняет аналогичные упражнения, а правильность выполнения проверяет учитель. Когда учитель увидит, что ученик достаточно хорошо подготовлен и сможет грамотно объяснить решения другим, он приглашает к себе следующего учащегося или у этого проверяет задания группы В.

Таблица 2 – Таблица учета

Фамилия, имя

К – 1

К – 2

К – 3

К – 4

К – 5

 

1 группа

Т

А

В

С

Т

А

В

С

Т

А

В

С

Т

А

В

С

Т

А

В

С

1.

Иванов П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Сидоров И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Петров Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Гурова Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Кузьмин Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Запуск» темы считается законченным, если каждая карточка выполнена хотя бы одним учащимся группы. Таблица учета будет выглядеть примерно следующим образом (табл. 3).

Таблица 3 – Таблица учета

Фамилия, имя

К – 1

К – 2

К – 3

К – 4

К – 5

 

1 группа

Т

А

В

С

Т

А

В

С

Т

А

В

С

Т

А

В

С

Т

А

В

С

1.

Иванов П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

2.

Сидоров И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

 

 

 

 

3.

Петров Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Гурова Н.

 

 

 

 

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Кузьмин Т.

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

 

7.

………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

 

 

 

 

 

IV Работа в парах сменного состава

Алгоритм работы учащихся в парах сменного состава:

1) Найдите партнеров в своей группе. Сядьте рядом. Поменяйтесь тетрадями с домашним заданием для проверки.

2) Если задания выполнены неодинаково, то проверьте их друг у друга, найдите и исправьте ошибки. В случае разногласий обратитесь к учителю.

3) Дайте друг другу задания для самостоятельной работы.

4) Проверьте самостоятельную работу.

5) Оцените работу друг друга. Поставьте свою подпись.

6) Поблагодарите друг друга и найдите нового партнера в своей группе.

Продолжая так работать, каждый из учеников выполнит задания из пяти карточек (за несколько занятий). Таблица учета будет выглядеть примерно следующим образом (табл. 4).

Таблица 4 – Таблица учета

Фамилия, имя

К – 1

К – 2

К – 3

К – 4

К – 5

 

1 группа

Т

А

В

С

Т

А

В

С

Т

А

В

С

Т

А

В

С

Т

А

В

С

1.

Иванов П.

+

+

+

 

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Сидоров И.

+

+

 

 

+

+

 

 

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

3.

Петров Д.

+

+

 

 

+

+

 

 

+

+

+

 

+

+

 

 

+

+

 

 

4.

Гурова Н.

+

+

+

 

+

+

+

 

+

+

 

 

+

+

 

 

+

+

+

 

5.

Кузьмин Т.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

 

 

2 группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

………

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

 

 

+

+

 

 

+

+

+

 

7.

………

+

+

+

 

+

+

+

 

+

+

+

 

+

+

+

 

+

+

 

 

В конце каждого занятия проводится индивидуальная самостоятельная работа на подтверждение полученных оценок. Делается отметка об этом в таблице учета (табл. 5).

Таблица 5 – Таблица учета

Фамилия, имя

К – 1

К – 2

К – 3

К – 4

К – 5

 

1 группа

Т

А

В

С

Т

А

В

С

Т

А

В

С

Т

А

В

С

Т

А

В

С

1.

Иванов П.

+

+

+

 

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Сидоров И.

+

+

 

 

+

+

 

 

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

3.

Петров Д.

+

+

 

 

+

+

 

 

+

+

+

 

+

+

 

 

+

+

 

 

4.

Гурова Н.

+

+

+

 

+

+

+

 

+

+

 

 

+

+

 

 

+

+

+

 

5.

Кузьмин Т.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

 

 

2 группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

………

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

 

 

+

+

 

 

+

+

+

 

7.

………

+

+

+

 

+

+

+

 

+

+

+

 

+

+

+

 

+

+

 

 

Учитель управляет работой групп. Подходит то к одной, то к другой, слушает, помогает, направляет. Таблица учета результатов усвоения учебного материала открыта для учащихся. Оценки выставляют сами ученики. Тематическая форма учета промежуточных результатов усвоения учебного материала позволяет не только более объективно оценить конечный результат обучения, но и видеть динамику продвижения в обучении каждого ученика. Не только учитель, но и ученик видит, какие вопросы усвоены им на уровне обязательных требований, какие более глубоко. До тех пор, пока не подведены окончательные итоги усвоения учебной темы, ученик имеет возможность повысить свой личный результат, решая задачи более сложного уровня.

Учащиеся не только осваивают содержание тем, но и учатся вести диалог, т.е. слушать, задавать вопросы, доказывать и отстаивать свою точку зрения, и конечно, учатся чисто организационным моментам коллективной работы. Обучение в парах сменного состава - мощнейший социальный инструмент воспитания, образования. Коллективная форма организации обучения открывает обширные и равные для всех возможности для дальнейшего развития качеств, необходимых будущим специалистам.

 

Литература

 

1.                 Дьяченко, В.К. Современная дидактика. Теория и практика обучения в общеобразовательной школе / В.К. Дьяченко. – Новокузнецк: ИПК, 1996. – Ч.1. – 260 с.

2.                 Дьяченко, В.К. Современная дидактика. Теория и практика обучения в общеобразовательной школе / В.К. Дьяченко. – Новокузнецк: ИПК, 1996. – Ч.2. – 333 с.

3.                 Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы / В.К. Дьяченко. — М.: Просвещение, 1991.

4.                 Дьяченко, В.К. Новая педагогическая технология и ее звенья / В.К. Дьяченко. – Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1994. – 182 с.


 

Организация коллективных занятий по методике «Взаимообмен заданиями»

Организация коллективных занятий по методике «Взаимообмен заданиями»

Первоначально эту методику разработал

Первоначально эту методику разработал

Когда учитель увидит, что ученик достаточно хорошо подготовлен и сможет грамотно объяснить решения другим, он приглашает к себе следующего учащегося или у этого проверяет задания…

Когда учитель увидит, что ученик достаточно хорошо подготовлен и сможет грамотно объяснить решения другим, он приглашает к себе следующего учащегося или у этого проверяет задания…

Оцените работу друг друга. Поставьте свою подпись

Оцените работу друг друга. Поставьте свою подпись

До тех пор, пока не подведены окончательные итоги усвоения учебной темы, ученик имеет возможность повысить свой личный результат, решая задачи более сложного уровня

До тех пор, пока не подведены окончательные итоги усвоения учебной темы, ученик имеет возможность повысить свой личный результат, решая задачи более сложного уровня
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2022