Организация образовательного процесса обучающихся по обновлённым ФГОС на уроках математики в основной школе

  • docx
  • 25.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Организация образовательного процесса обучающихся по обн ФГОС на уроках математики в осн школе.docx

Современная система образования в России претерпевает серьёзные изменения, направленные на повышение качества образования и формирование универсальных компетенций обучающихся. С 1 сентября 2022 года в основной школе (5–9 классы) реализуются обновлённые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ООО), которые усиливают внимание к формированию функциональной грамотности, самостоятельности и способности применять полученные знания на практике. Особенно актуально это в преподавании математики — одного из ключевых предметов в школьной программе, формирующего логическое мышление, умение анализировать и делать обоснованные выводы.

Обновлённые ФГОС ставят перед преподаванием математики в основной школе следующие задачи:

·  обеспечение освоения базовых математических знаний и способов действий;

·  развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных;

·  формирование функциональной грамотности, в том числе математической;

·  развитие логического и алгоритмического мышления, умения решать практико-ориентированные задачи.

Обучение строится на основе включения учащихся в активную познавательную деятельность. На уроках математики используются:

·  исследовательские и проблемные методы;

·  постановка и решение учебных и практических задач;

·  работа с реальными данными, диаграммами, таблицами;

·  обсуждение путей решения задач в парах и группах.

Согласно обновлённым требованиям, учитываются индивидуальные особенности обучающихся. В практике это реализуется через:

·  разноуровневые задания;

·  проектную и исследовательскую деятельность;

·  задания с выбором траектории выполнения.

Интеграция информационно-компьютерных технологий позволяет сделать обучение более наглядным, доступным и эффективным. В основной школе целесообразно использовать:

·  образовательные платформы (Учи.ру, РЭШ и др.);

·  интерактивные задания, видеоуроки, тренажёры;

·  цифровые тесты и диагностические материалы.

Математика тесно связана с другими предметами. На уроках важно показывать межпредметные связи: физика, информатика, география, биология, экономика. Это помогает учащимся понять практическую значимость математических знаний.

В условиях обновлённого ФГОС изменился и подход к оценке результатов. Ведущая роль отводится текущему оцениванию:

·  ученик учится анализировать свои успехи;

·  развивается самооценка и взаимооценка;

·  учитель отслеживает динамику обучения, а не только конечный результат;

·  создаются ситуации успеха для каждого ученика.

Итоговая оценка формируется на основе различных видов деятельности: участие в обсуждениях, выполнение творческих заданий, проектная работа, тестирование и т. д.

Учитель математики в условиях обновлённых стандартов — не просто передатчик знаний, а наставник и организатор образовательной среды. Он:

·  проектирует образовательную траекторию класса и отдельного ученика;

·  внедряет современные методики;

·  формирует у учеников мотивацию к обучению и устойчивый познавательный интерес;

·  способствует развитию самостоятельности и ответственности.

Обновлённые ФГОС — это шаг к новому качеству образования. Урок математики в основной школе становится не только средством передачи знаний, но и пространством формирования гибких навыков, критического мышления, способности работать с информацией. Важно, чтобы организация образовательного процесса соответствовала этим требованиям, была гибкой, интересной и развивающей для каждого ученика.

Организация образовательного процесса по математике в соответствии с обновлёнными ФГОС предполагает акцент на формирование у учащихся предметных, метапредметных и личностных результатов. Это достигается через использование современных образовательных технологий, вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность и создание условий для развития математического мышления.

Литература и ресурсы:

1.                     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ред. 2021 г.)

2.                     Методические рекомендации по реализации обновлённых ФГОС ООО.

3.                     Официальный сайт ФИПИ — https://fipi.ru

4.                     Электронные образовательные ресурсы: Учи.ру, РЭШ.