Современная система образования в России претерпевает серьёзные изменения, направленные на повышение качества образования и формирование универсальных компетенций обучающихся. С 1 сентября 2022 года в основной школе (5–9 классы) реализуются обновлённые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ООО), которые усиливают внимание к формированию функциональной грамотности, самостоятельности и способности применять полученные знания на практике. Особенно актуально это в преподавании математики — одного из ключевых предметов в школьной программе, формирующего логическое мышление, умение анализировать и делать обоснованные выводы.
Обновлённые ФГОС ставят перед преподаванием математики в основной школе следующие задачи:
· обеспечение освоения базовых математических знаний и способов действий;
· развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных;
· формирование функциональной грамотности, в том числе математической;
· развитие логического и алгоритмического мышления, умения решать практико-ориентированные задачи.
Обучение строится на основе включения учащихся в активную познавательную деятельность. На уроках математики используются:
· исследовательские и проблемные методы;
· постановка и решение учебных и практических задач;
· работа с реальными данными, диаграммами, таблицами;
· обсуждение путей решения задач в парах и группах.
Согласно обновлённым требованиям, учитываются индивидуальные особенности обучающихся. В практике это реализуется через:
· разноуровневые задания;
· проектную и исследовательскую деятельность;
· задания с выбором траектории выполнения.
Интеграция информационно-компьютерных технологий позволяет сделать обучение более наглядным, доступным и эффективным. В основной школе целесообразно использовать:
· образовательные платформы (Учи.ру, РЭШ и др.);
· интерактивные задания, видеоуроки, тренажёры;
· цифровые тесты и диагностические материалы.
Математика тесно связана с другими предметами. На уроках важно показывать межпредметные связи: физика, информатика, география, биология, экономика. Это помогает учащимся понять практическую значимость математических знаний.
В условиях обновлённого ФГОС изменился и подход к оценке результатов. Ведущая роль отводится текущему оцениванию:
· ученик учится анализировать свои успехи;
· развивается самооценка и взаимооценка;
· учитель отслеживает динамику обучения, а не только конечный результат;
· создаются ситуации успеха для каждого ученика.
Итоговая оценка формируется на основе различных видов деятельности: участие в обсуждениях, выполнение творческих заданий, проектная работа, тестирование и т. д.
Учитель математики в условиях обновлённых стандартов — не просто передатчик знаний, а наставник и организатор образовательной среды. Он:
· проектирует образовательную траекторию класса и отдельного ученика;
· внедряет современные методики;
· формирует у учеников мотивацию к обучению и устойчивый познавательный интерес;
· способствует развитию самостоятельности и ответственности.
Обновлённые ФГОС — это шаг к новому качеству образования. Урок математики в основной школе становится не только средством передачи знаний, но и пространством формирования гибких навыков, критического мышления, способности работать с информацией. Важно, чтобы организация образовательного процесса соответствовала этим требованиям, была гибкой, интересной и развивающей для каждого ученика.
Организация образовательного процесса по математике в соответствии с обновлёнными ФГОС предполагает акцент на формирование у учащихся предметных, метапредметных и личностных результатов. Это достигается через использование современных образовательных технологий, вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность и создание условий для развития математического мышления.
Литература и ресурсы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ред. 2021 г.)
2. Методические рекомендации по реализации обновлённых ФГОС ООО.
3. Официальный сайт ФИПИ — https://fipi.ru
4. Электронные образовательные ресурсы: Учи.ру, РЭШ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.