ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Подготовила: учитель начальных классов МАОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» муниципального образования «Город Саратов»
Деменкова Ю.Л.
Цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников
Одной из составляющих личностного развития учащихся является организация предметно-эстетической среды (один из модулей программы воспитания)
При условии ее грамотной организации, обогащается внутренний мир ребенка, формируются чувства вкуса и стиля, создается атмосфера психологического комфорта, поднимается настроение, предупреждаются стрессовые ситуации, ребенок воспринимает школу позитивно.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
Оформление школы и пришкольной территории, обустройство учебных кабинетов, школьная форма и ее атрибуты, внешний вид педагогов. Думаю, что все перечисленное в нашей школе имеет место быть, хотя и есть над чем работать.
Озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование на территории школы спортивных и игровых площадок.
Создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы различных стендов, которые постоянно обновляются.
Благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности. В школе распространено привлечение ребят к оформлению учебных кабинетов, рекреаций к различным знаменательным событиям: День космонавтики, День Победы, Новый год.
В московских школах развивающее значение имеют размещенные на стенах школы сменные плакаты-мотиваторы ,которые поднимают дух школьников и создают необходимый настрой на работу и общение с товарищами. Вот лишь некоторые их примеры:
-Это все не потому, что я такой умный. Просто я долго не сдаюсь при решении задачи (Альберт Эйнштейн);
-Старайтесь быть добрыми к своим родителям. Если вам необходимо бунтовать, бунтуйте против тех, кто не столь легко раним. Родители — слишком близкая мишень; дистанция такова, что вы не можете промахнуться (Иосиф Бродский);
-Обиды как камни - не копи их в себе, иначе упадешь под их тяжестью;
-Лучший способ взяться за что-то — перестать говорить и начать делать (Уолт Дисней);
-В мире есть два типа людей - одни живут, а другие ищут виноватых;
-Спор нельзя решать железом. Вложи свой меч на место, человек (Борис Пастернак);
-Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться (Махатма Ганди);
-Спросить — минутный стыд, не спросить — стыд на всю жизнь (японская пословица);
-Избегайте тех, кто пытается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы можете стать великим (Марк Твен);
-Поступайте так, как будто вы один в этом мире, и люди никогда не узнают о вашем поступке (Лев Толстой);
-Успех — это способность терпеть поражение за поражением без потери энтузиазма (Уинстон Черчилль);
-Победа достаётся тому, кто вытерпит на полчаса больше, чем его противник (японская пословица);
-Если вы работаете над тем, что для вас действительно важно, вас не приходится подгонять. Вас тянет вперед ваша мечта (Стив Джобс);
-Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, вспомни: самолет взлетает против ветра (Генри Форд);
-Свобода — это когда забываешь отчество у тирана. (Иосиф Бродский);
-Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Маленькие умы обсуждают людей (Элеонора Рузвельт);
-Самая плохая черта - это забывать обо всех хороших поступках людей после одной их ошибки;
-За свою карьеру я пропустил более 9 тыс. мячей. Я проиграл почти 300 игр. Двадцать шесть раз мне доверяли сделать решающий бросок — и я промахивался. Всю свою жизнь я терпел поражение — снова, и снова, и снова. И именно поэтому я добился успеха (Майкл Джордан);
-Смелость - это не всегда львиный рев, иногда это тихий голос в конце дня, говорящий: «Я снова попробую завтра!»
Также организации предметно-эстетической среды способствуют стенды, акцентирующие внимание школьников на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах, заповедях.
Вот, например, такие заповеди подростков были разработаны в 825-й московской школе.
1. Все главное в судьбе человека начинается со школы. Каким ты будешь в школьные годы, таким ты станешь в последующей жизни.
2. Наша школа самая лучшая, потому что она НАША. Жизнь в школе, которую не любишь, - мука. Постарайся полюбить свою школу.
3. Нас много, и все мы разные - учитывай это, старайся вести себя так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо. Относись к ним так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
4. Школьная жизнь сложна и разнообразна: в ней немало радости, но есть и печали. Учись мужественно переносить неприятности. Не срывай неудачи на товарищах и учителях. Тогда плохое скоро пройдет.
5. Ты постоянно растешь, развиваешься, изменяешься. Помоги себе сам стать хорошим человеком. Займись самовоспитанием.
6. Хочешь - не хочешь, а учиться надо. Не унижай себя бездельем, не ленись. Лентяям в нашей школе плохо. Учти, что в России встречают по одежке, а провожают по уму.
7. Если случится ошибиться, оступиться, - не выкручивайся и не ври. Будь честен, прежде всего, перед самим собой.
8. Защищай слабого, приходи на помощь товарищам, не дожидаясь, пока тебя попросят. Вообще стремись жить с пользой для людей и для себя.
9. Дорожи школьным товариществом: оно - на всю жизнь. Не забывай и не предавай школьных друзей. Старайся оставить о себе добрую память. Словом и делом, примером своей жизни приумножай славу родной школы.
В организации предметно-эстетической среды важна активная роль школьников.
То, что сделано собственным трудом, обычно ценится человеком больше.
Чаще всего это происходит посредством организации специальных конкурсов детских или детско-родительских проектов, размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, вовлечение детей в кружки творческой направленности, на которых большое внимание уделяется воспитанию вкуса, чувства меры и т.д. В нашей школе ежегодно работают кружки худ.-эстетической направленности « Веселый карандаш», «Творческая мастерская», «Театральная студия» и т.д.Плоды творчества ребят всегда выставляются при организации различных конкурсов.
Немаловажный вопрос в организации предметно-эстетической среды школы – это дежурство школьников. Дежурство (разумеется, при разумной его организации). Здесь дети учатся уважать свой и чужой труд, следить за порядком, за внешним видом друг друга.
Подводя итог, заметим, что окружающая школьника среда оказывает влияние на восприятие ребенком того, что происходит с ним в образовательной организации каждую конкретную минуту, здесь и сейчас. Вот почему важно, чтобы эта среда была эмоционально позитивной, благоприятной для проявления творческой активности и психологически комфортной для ребенка, поднимала настроение, предупреждала стрессовые ситуации. Ведь все это будет способствовать положительному восприятию ребенком школы и происходящей в ней деятельности.
В этом случае говорят, что и «стены тоже воспитывают».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.