«Организация предметно-пространственной среды как важный аспект в развитии детей-инвалидов и детей с ОВЗ»
Оценка 4.6

«Организация предметно-пространственной среды как важный аспект в развитии детей-инвалидов и детей с ОВЗ»

Оценка 4.6
Особые потребности
docx
дефектология
Взрослым
15.05.2020
«Организация предметно-пространственной среды как важный аспект в развитии детей-инвалидов и детей с ОВЗ»
2018.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация на тему

«Организация

предметно-пространственной среды

как важный аспект в развитии

детей-инвалидов и детей с ОВЗ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

учитель-дефектолог

Е.В.Коновалова

 

 

2018 г.


Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

В настоящее время в рамках реализации инклюзивной практики на основании Закона об образовании РФ, СанПиНа, в любое дошкольное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДУ для успешной социализации таких дошкольников на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В положении о ФГОС выделен раздел III пункт 3.2.2. и п. 3.4.4. по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

С точки зрения Л.С. Выготского, дефект находится не на стороне ребенка, а на стороне социальных условий, которые не позволяют ему преодолеть препятствия и использовать те ресурсы, которые у него имеются для реализации возможностей. Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса для ребенка с ОВЗ.

 

Таким образом, при включении в группу ребенка с ОВЗ необходимо создание таких условий, при которых обеспечиваются:

Ø привлекательность развивающей предметно-пространственной среды для детей разного возраста (насыщение игрушками) как в группе, так и на прогул­ке. Так, если в старшей группе есть дети с интеллектуальными наруше­ниями, то в доступе для них должны быть игрушки предыдущей возрастной группы, в т. ч. такие, которые отражают реальные предметы окружающего мира, соответствуют жизненным ситуациям (купание, одевание, чаепитие, прогулка и др.);

Ø использование в образовательной деятельности заданий разноуровневого содержания. Такая подача материала позволяет всем детям участвовать в об­разовательной деятельности;

Ø упор в обучении и воспитании на сильные стороны ребенка. Когда педагог обращает внимание на прогресс, демонстрирует достижения детей, то у них появляется настойчивость в овладении новыми навыками, исчезает чувство беспомощности, появляется вера в себя;

Ø недопустимость сравнения и соревнования детей друг с другом;

Ø включение детей в помощь друг другу – бесспорен факт, что большая часть наших знаний развивается в общественной деятельности, т. е. мы учимся у своего непо­средственного и ближайшего окружения, и дети могут многому научиться, помогая друг другу;

Ø включение в структуру образовательного процесса специально организо­ванных видов деятельности, направленных на развитие коммуникации;

Ø обеспечение возможности уединения для ребенка. Уголки уединения – это, прежде все­го, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может просто отдохнуть, побыть наедине с собой.

Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему — сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы, иметь возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие в группе различных пространств для игры, конструирования и пр., а также разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала. Игры и пособия должны находиться в свободном доступе для детей. Форма и дизайн предметов должны соответствовать нормам безопасности, возрасту детей.

При построении коррекционно-развивающей среды ДУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

-      принцип развития – взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию;

-      принцип природосообразности воспитания – соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии;

-      принцип психологической комфортности – создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия»;

-      принцип взаимодействия – установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия;

-      принцип доверительного сотрудничества – отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве;

-      принцип обучения деятельности – обучение детей умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формировании готовности к самостоятельному познанию;

-      принцип здоровьесберегающий – забота о психологическом и физическом благополучии ребенка; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка

Помимо общих условий, распространяющихся на всех детей с ОВЗ, необходимо создание специальных условий в зависимости от характера нарушений здоровья.

Специальные образовательные условия для дошкольников с нарушением восприятия

К данной категории относятся дети с нарушениями слуха и зрения.

Для детей с нарушением слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи. Они замедленно реагируют на обращен­ную речь, имеют трудности формирования логического мышления. Большое внимание в коррекционной работе с такими детьми должно быть уделено формированию и развитию речевой дея­тельности и подготовке к усвоению основных языковых закономерностей.

Специальные образовательные условия для детей с нарушением слуха должны обеспечить развитие:

Ø полисенсорного восприятия;

Ø зрительного восприятия (формирование понятий «цвет», «форма», «вели­чина», пространственных отношений и целостного восприятия предметов);

Ø слухового восприятия (восприятие речевых и неречевых звуков, слов-звукоподражаний, лепетных слов, звучания различных музыкаль­ных инструментов);

Ø тактильно-двигательного восприятия (определение формы, величины, мате­риала и других свойств предметов на ощупь и по контуру);

Ø двигательной активности;

Ø мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического; понимания устной речи, элементов жестовой речи, внеситуативного понимания речи;

Ø игровой деятельности (поэтапное формирование).

Развивающая предметно-пространствен­ная среда должна содержать игры и игрушки для развития полисенсорного восприятия:

ü зрительного – игры, в которых необходимо подбирать цвет и форму к изо­бражениям реальных предметов; строить из цветного конструктора по пред­ложенным рисункам, схемам; парные карточки; картинки, раз­резанные на несколько частей и др.;

ü слухового – музыкальные инструменты, звучащие игрушки, шумовые коро­бочки и т. п.;

ü тактильно-двигательного – тканевые мешочки с различ­ными наполнителями, мешочки с парными предметами, доски Сегена (для определения формы и величины на ощупь и по обводящему движению), сен­сорные дорожки и др.;

ü игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий;

ü схемы для составления описательных рассказов, предложений (мнемотехника).

Для развития детей с нарушением зрения характерны ограниченность знаний и представлений об окружающем мире, с преобладанием общих, неконкретных знаний; недостаточная предметная соотнесенность слов, нарушение понимания смыс­ловой стороны речи, вербализм, эхолалии. Как правило, такие дети медлительны, обладают малой психической активностью и повышенной истощаемостью.

Специальные образовательные условия для детей с нарушением зрения должны обеспечить:

Ø расширение знаний и представлений об окружающем мире;

Ø развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного воспри­ятия: зрительного, слухового, осязательного, с использованием и стимули­рованием сохранного уровня зрения;

Ø развитие зрительно-моторной, зрительно-слуховой координации;

Ø развитие смысловой стороны речи, предупреждение развития речи, когда ребенок повторяет за окружающими, не понимая смысла сказанного;

Ø формирование пространственных представлений.

Развивающая предметно-пространственная среда для детей с нарушением зрения также должна способствовать развитию полисенсорного восприятия и вклю­чать следующее:

ü дидактический материал с четким цветовым решением, крупного размера (демонстрационный – не менее 20см, раздаточный – 3-5см) и объема, наличием контрастной окантовки;

ü рельефные картинки с изображением зверей, фруктов, ягод, посуды, и др. предметов (в соответствии с реальными соотношениями), окружающих ребенка, букв, цифр;

ü специальные наборы предметов для тактильного опознавания: овощи, фрукты, посуда, мебель, разные виды транспорта, инструменты и др.;

ü подставки для рассматривания дидактического материала в вертикальном положении;

ü определение места ребенка за столом с учетом рекомендации врача-офтальмолога.

Специальные образовательные условия для дошкольников с нарушением (недоразвитием) интеллекта

Интеллект в психологической науке рассматривается как «отно­сительно устойчивая структура умственных способностей инди­вида». В рамках культурно-исторической теории формирова­ния высших психических функций интеллектуальное развитие связано с формированием в сознании ребенка системы понятий (Л.С. Выготский).

Ведущим при интеллектуальных нарушениях является недо­развитие познавательной деятельности и, прежде всего, высших абстрактных форм мышления. Поэтому развивающая предмет­но-пространственная среда для детей с нарушением (недоразвитием) интеллекта должны обеспечить:

Ø привитие ребенку элементарных навыков самообслуживания;

Ø формирование познавательной деятельности (развитие предметно-дей­ственного, наглядно-образного и словесно-логического мышления);

Ø формирование тесной связи между практическим опытом ребенка и на­глядно-абстрактными представлениями;

Ø включение речи в мыслительную деятельность – знакомство с предметом и названием, действий с группой однородных предметов; отбор предметов по словесной инструкции, ис­пользование их в игровых ситуациях; знакомство со свойствами предметов (обследование, определение свойств, выделение признаков);

Ø расширение сенсорного опыта в предметно-практической деятельности и в игровых си­туациях.

Развивающая предметно-пространственная среда должна содержать атрибуты, которые смогут обеспечить ребенку приоб­ретение предметно-практического, чувственного опыта и пе­ренос его в игровые и практические ситуации; формирование познавательного ориентирования в окружающем пространстве.

Сюда относятся:

ü картинки с изображением последовательности действий – для формирования элементарных гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

ü дидактические игры для стимуляции ориентировочно-исследовательской и речевой деятельности. Ребенок обучается способам обследования предметов, опре­деления их свойств; учится называть выделенные качества и свойства пред­метов;

ü игры на установление причинно-следственных связей между изображаемыми предметами и явлениями, временной последовательности, содержащие сюжеты со скрытым смыслом;

ü игрушки, отражающие реальные предметы окружающего мира и помогающие моделировать жизненные ситуации: железная дорога, парковка, автозаправка, больница, кухня, магазин, купание, одевание, чаепитие, про­гулка и др.

Специальные образовательные условия для дошкольников с эмоционально-волевыми нарушениями

Эмоционально-волевые нарушения у дошкольников наиболее ярко проявляются при взаимодействии со взрослыми и детьми. Как правило, у таких детей ведущим является нарушение ком­муникации, которое характерно и для детей с расстройствами аутистического спектра. Первостепенная задача в этом случае – установление эмоци­онального контакта с ребенком, развитие его взаимодействия с окружающим миром. Чтобы установление эмоционального контакта было успешным, необходимо создать для ребенка комфорт­ную ситуацию общения, которая подкреплялась бы приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия. Сначала ребенок должен получить опыт комфортного общения, и только потом, добившись привязанности, создав некоторый кредит доверия, постепенно развивать более сложные формы взаимодействия.

Предупреждению негативных реакций способствует организа­ция целенаправленного поведения ребенка: четкий распорядок дня, формирование стереотипного поведения в определенных, часто повторяющихся ситуациях.

Создание специальных образовательных условий для этой категории детей должно обеспечить:

Ø преодоление негативизма, сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;

Ø преодоление отрицательных аффективных форм поведения (влечений, агрес­сии);

Ø установление контакта с ребенком.

Развивающая предметно-пространственная среда должна включать:

ü последовательные картинки, структурирующие деятельность ребенка в течение дня и обеспечивающие предсказуемость событий – зрительные опорные сигналы, которые помогают детям сосредоточиться на актуальной в данный момент информации (режим дня, календарь, последовательность заданий и др.);

ü картинки, отражающие различные эмоциональные состояния ребенка – игры с «азбукой эмоций», которые помогают замечать эмоциональные состояния других людей, декодировать (расшифровывать) их выразительные проявления, анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются, учиться анализировать собственные эмоции, управлять своим эмоциональным состоянием;

ü кукольный театр – как средство для развития взаимодействия меж­ду детьми, развития воображения и творческих способностей.

Специальные образовательные условия для дошкольников с нарушением речи

Создание специальных образовательных условий для этой категории детей должно обеспечить:

Ø осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей;

Ø предупреждение нарушений устной и письменной речи;

Ø развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

Ø воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде.

Развивающая предметно-пространственная среда должна включать:

ü речевой уголок с подборкой иллюстраций, с предметными и сюжетными картинками;

ü игрушки для обыгрывания стихов, потешек;

ü карточки с изображением правильной артикуляции звуков;

ü схемы разбора слова, предложения;

ü иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.

Создание развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей особенности и характер нарушений здоровья ребенка с ОВЗ, будет способствовать его включению в социальную жизнь, позволит ему быть успешным, ощущать собственную без­опасность и сопричастность к общей жизни. У ребенка по­явится возможность естественного перехода к более сложным отношениям с социумом.

Кроме того, для остальных детей это возможность учиться по­нимать и ценить многообразие общества, лучше относиться друг к другу, осознать, что такое социальная справедливость.



Литература

1.         Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Уч.-мет. Пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. СПб: ЛОИУУ

2.         Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ

3.         Создание специальных условий в образовательном учреждении для детей с расстройствами аутистического спектра. Методический сборник / Под. ред. Самсоновой Е.В. —М.: МГППУ

4.         Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ


 

Консультация на тему «Организация предметно-пространственной среды как важный аспект в развитии детей-инвалидов и детей с

Консультация на тему «Организация предметно-пространственной среды как важный аспект в развитии детей-инвалидов и детей с

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного…

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного…

Уголки уединения – это, прежде все­го, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может просто отдохнуть, побыть наедине с собой

Уголки уединения – это, прежде все­го, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может просто отдохнуть, побыть наедине с собой

Помимо общих условий, распространяющихся на всех детей с

Помимо общих условий, распространяющихся на всех детей с

Сегена ( для определения формы и величины на ощупь и по обводящему движению ), сен­сорные дорожки и др

Сегена ( для определения формы и величины на ощупь и по обводящему движению ), сен­сорные дорожки и др

Специальные образовательные условия для дошкольников с нарушением (недоразвитием) интеллекта

Специальные образовательные условия для дошкольников с нарушением (недоразвитием) интеллекта

Специальные образовательные условия для дошкольников с эмоционально-волевыми нарушениями

Специальные образовательные условия для дошкольников с эмоционально-волевыми нарушениями

Создание специальных образовательных условий для этой категории детей должно обеспечить: Ø осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей; Ø предупреждение нарушений устной и письменной речи;…

Создание специальных образовательных условий для этой категории детей должно обеспечить: Ø осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей; Ø предупреждение нарушений устной и письменной речи;…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2020