Консультация на тему
«Организация
предметно-пространственной среды
как важный аспект в развитии
детей-инвалидов и детей с ОВЗ»
Подготовила
учитель-дефектолог
Е.В.Коновалова
2018 г.
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева
В настоящее время в рамках реализации инклюзивной практики на основании Закона об образовании РФ, СанПиНа, в любое дошкольное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДУ для успешной социализации таких дошкольников на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В положении о ФГОС выделен раздел III пункт 3.2.2. и п. 3.4.4. по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
С точки зрения Л.С. Выготского, дефект находится не на стороне ребенка, а на стороне социальных условий, которые не позволяют ему преодолеть препятствия и использовать те ресурсы, которые у него имеются для реализации возможностей. Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса для ребенка с ОВЗ.
Таким образом, при включении в группу ребенка с ОВЗ необходимо создание таких условий, при которых обеспечиваются:
Ø привлекательность развивающей предметно-пространственной среды для детей разного возраста (насыщение игрушками) как в группе, так и на прогулке. Так, если в старшей группе есть дети с интеллектуальными нарушениями, то в доступе для них должны быть игрушки предыдущей возрастной группы, в т. ч. такие, которые отражают реальные предметы окружающего мира, соответствуют жизненным ситуациям (купание, одевание, чаепитие, прогулка и др.);
Ø использование в образовательной деятельности заданий разноуровневого содержания. Такая подача материала позволяет всем детям участвовать в образовательной деятельности;
Ø упор в обучении и воспитании на сильные стороны ребенка. Когда педагог обращает внимание на прогресс, демонстрирует достижения детей, то у них появляется настойчивость в овладении новыми навыками, исчезает чувство беспомощности, появляется вера в себя;
Ø недопустимость сравнения и соревнования детей друг с другом;
Ø включение детей в помощь друг другу – бесспорен факт, что большая часть наших знаний развивается в общественной деятельности, т. е. мы учимся у своего непосредственного и ближайшего окружения, и дети могут многому научиться, помогая друг другу;
Ø включение в структуру образовательного процесса специально организованных видов деятельности, направленных на развитие коммуникации;
Ø обеспечение возможности уединения для ребенка. Уголки уединения – это, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может просто отдохнуть, побыть наедине с собой.
Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему — сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы, иметь возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие в группе различных пространств для игры, конструирования и пр., а также разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала. Игры и пособия должны находиться в свободном доступе для детей. Форма и дизайн предметов должны соответствовать нормам безопасности, возрасту детей.
При построении коррекционно-развивающей среды ДУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
- принцип развития – взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию;
- принцип природосообразности воспитания – соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии;
- принцип психологической комфортности – создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия»;
- принцип взаимодействия – установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия;
- принцип доверительного сотрудничества – отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве;
- принцип обучения деятельности – обучение детей умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формировании готовности к самостоятельному познанию;
- принцип здоровьесберегающий – забота о психологическом и физическом благополучии ребенка; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка
Помимо общих условий, распространяющихся на всех детей с ОВЗ, необходимо создание специальных условий в зависимости от характера нарушений здоровья.
Специальные образовательные условия для дошкольников с нарушением восприятия
К данной категории относятся дети с нарушениями слуха и зрения.
Для детей с нарушением слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи. Они замедленно реагируют на обращенную речь, имеют трудности формирования логического мышления. Большое внимание в коррекционной работе с такими детьми должно быть уделено формированию и развитию речевой деятельности и подготовке к усвоению основных языковых закономерностей.
Специальные образовательные условия для детей с нарушением слуха должны обеспечить развитие:
Ø полисенсорного восприятия;
Ø зрительного восприятия (формирование понятий «цвет», «форма», «величина», пространственных отношений и целостного восприятия предметов);
Ø слухового восприятия (восприятие речевых и неречевых звуков, слов-звукоподражаний, лепетных слов, звучания различных музыкальных инструментов);
Ø тактильно-двигательного восприятия (определение формы, величины, материала и других свойств предметов на ощупь и по контуру);
Ø двигательной активности;
Ø мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического; понимания устной речи, элементов жестовой речи, внеситуативного понимания речи;
Ø игровой деятельности (поэтапное формирование).
Развивающая предметно-пространственная среда должна содержать игры и игрушки для развития полисенсорного восприятия:
ü зрительного – игры, в которых необходимо подбирать цвет и форму к изображениям реальных предметов; строить из цветного конструктора по предложенным рисункам, схемам; парные карточки; картинки, разрезанные на несколько частей и др.;
ü слухового – музыкальные инструменты, звучащие игрушки, шумовые коробочки и т. п.;
ü тактильно-двигательного – тканевые мешочки с различными наполнителями, мешочки с парными предметами, доски Сегена (для определения формы и величины на ощупь и по обводящему движению), сенсорные дорожки и др.;
ü игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий;
ü схемы для составления описательных рассказов, предложений (мнемотехника).
Для развития детей с нарушением зрения характерны ограниченность знаний и представлений об окружающем мире, с преобладанием общих, неконкретных знаний; недостаточная предметная соотнесенность слов, нарушение понимания смысловой стороны речи, вербализм, эхолалии. Как правило, такие дети медлительны, обладают малой психической активностью и повышенной истощаемостью.
Специальные образовательные условия для детей с нарушением зрения должны обеспечить:
Ø расширение знаний и представлений об окружающем мире;
Ø развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия: зрительного, слухового, осязательного, с использованием и стимулированием сохранного уровня зрения;
Ø развитие зрительно-моторной, зрительно-слуховой координации;
Ø развитие смысловой стороны речи, предупреждение развития речи, когда ребенок повторяет за окружающими, не понимая смысла сказанного;
Ø формирование пространственных представлений.
Развивающая предметно-пространственная среда для детей с нарушением зрения также должна способствовать развитию полисенсорного восприятия и включать следующее:
ü дидактический материал с четким цветовым решением, крупного размера (демонстрационный – не менее 20см, раздаточный – 3-5см) и объема, наличием контрастной окантовки;
ü рельефные картинки с изображением зверей, фруктов, ягод, посуды, и др. предметов (в соответствии с реальными соотношениями), окружающих ребенка, букв, цифр;
ü специальные наборы предметов для тактильного опознавания: овощи, фрукты, посуда, мебель, разные виды транспорта, инструменты и др.;
ü подставки для рассматривания дидактического материала в вертикальном положении;
ü определение места ребенка за столом с учетом рекомендации врача-офтальмолога.
Специальные образовательные условия для дошкольников с нарушением (недоразвитием) интеллекта
Интеллект в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида». В рамках культурно-исторической теории формирования высших психических функций интеллектуальное развитие связано с формированием в сознании ребенка системы понятий (Л.С. Выготский).
Ведущим при интеллектуальных нарушениях является недоразвитие познавательной деятельности и, прежде всего, высших абстрактных форм мышления. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда для детей с нарушением (недоразвитием) интеллекта должны обеспечить:
Ø привитие ребенку элементарных навыков самообслуживания;
Ø формирование познавательной деятельности (развитие предметно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления);
Ø формирование тесной связи между практическим опытом ребенка и наглядно-абстрактными представлениями;
Ø включение речи в мыслительную деятельность – знакомство с предметом и названием, действий с группой однородных предметов; отбор предметов по словесной инструкции, использование их в игровых ситуациях; знакомство со свойствами предметов (обследование, определение свойств, выделение признаков);
Ø расширение сенсорного опыта в предметно-практической деятельности и в игровых ситуациях.
Развивающая предметно-пространственная среда должна содержать атрибуты, которые смогут обеспечить ребенку приобретение предметно-практического, чувственного опыта и перенос его в игровые и практические ситуации; формирование познавательного ориентирования в окружающем пространстве.
Сюда относятся:
ü картинки с изображением последовательности действий – для формирования элементарных гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
ü дидактические игры для стимуляции ориентировочно-исследовательской и речевой деятельности. Ребенок обучается способам обследования предметов, определения их свойств; учится называть выделенные качества и свойства предметов;
ü игры на установление причинно-следственных связей между изображаемыми предметами и явлениями, временной последовательности, содержащие сюжеты со скрытым смыслом;
ü игрушки, отражающие реальные предметы окружающего мира и помогающие моделировать жизненные ситуации: железная дорога, парковка, автозаправка, больница, кухня, магазин, купание, одевание, чаепитие, прогулка и др.
Специальные образовательные условия для дошкольников с эмоционально-волевыми нарушениями
Эмоционально-волевые нарушения у дошкольников наиболее ярко проявляются при взаимодействии со взрослыми и детьми. Как правило, у таких детей ведущим является нарушение коммуникации, которое характерно и для детей с расстройствами аутистического спектра. Первостепенная задача в этом случае – установление эмоционального контакта с ребенком, развитие его взаимодействия с окружающим миром. Чтобы установление эмоционального контакта было успешным, необходимо создать для ребенка комфортную ситуацию общения, которая подкреплялась бы приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия. Сначала ребенок должен получить опыт комфортного общения, и только потом, добившись привязанности, создав некоторый кредит доверия, постепенно развивать более сложные формы взаимодействия.
Предупреждению негативных реакций способствует организация целенаправленного поведения ребенка: четкий распорядок дня, формирование стереотипного поведения в определенных, часто повторяющихся ситуациях.
Создание специальных образовательных условий для этой категории детей должно обеспечить:
Ø преодоление негативизма, сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;
Ø преодоление отрицательных аффективных форм поведения (влечений, агрессии);
Ø установление контакта с ребенком.
Развивающая предметно-пространственная среда должна включать:
ü последовательные картинки, структурирующие деятельность ребенка в течение дня и обеспечивающие предсказуемость событий – зрительные опорные сигналы, которые помогают детям сосредоточиться на актуальной в данный момент информации (режим дня, календарь, последовательность заданий и др.);
ü картинки, отражающие различные эмоциональные состояния ребенка – игры с «азбукой эмоций», которые помогают замечать эмоциональные состояния других людей, декодировать (расшифровывать) их выразительные проявления, анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются, учиться анализировать собственные эмоции, управлять своим эмоциональным состоянием;
ü кукольный театр – как средство для развития взаимодействия между детьми, развития воображения и творческих способностей.
Специальные образовательные условия для дошкольников с нарушением речи
Создание специальных образовательных условий для этой категории детей должно обеспечить:
Ø осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей;
Ø предупреждение нарушений устной и письменной речи;
Ø развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;
Ø воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде.
Развивающая предметно-пространственная среда должна включать:
ü речевой уголок с подборкой иллюстраций, с предметными и сюжетными картинками;
ü игрушки для обыгрывания стихов, потешек;
ü карточки с изображением правильной артикуляции звуков;
ü схемы разбора слова, предложения;
ü иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.
Создание развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей особенности и характер нарушений здоровья ребенка с ОВЗ, будет способствовать его включению в социальную жизнь, позволит ему быть успешным, ощущать собственную безопасность и сопричастность к общей жизни. У ребенка появится возможность естественного перехода к более сложным отношениям с социумом.
Кроме того, для остальных детей это возможность учиться понимать и ценить многообразие общества, лучше относиться друг к другу, осознать, что такое социальная справедливость.
Литература
1. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Уч.-мет. Пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. СПб: ЛОИУУ
2. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ
3. Создание специальных условий в образовательном учреждении для детей с расстройствами аутистического спектра. Методический сборник / Под. ред. Самсоновой Е.В. —М.: МГППУ
4. Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.