«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся
в объединении «Юные журналисты»
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
В объединении «Юные журналисты» занимаются обучающиеся с 4 по 11-й классы. Группа – 12 человек.
Этот курс необходим для развития обучающихся как членов общества печатного издания, как личности духовной, интересующейся событиями своей школы, города, страны: развитие гражданина с активной жизненной позицией. Объединение создает условия для приобретения опыта юного журналиста, сознательного выполнения обязательств перед самим собой, своим выбором, школой, руководителями, малой родиной...
Технология создания газеты, начиная с определения тематики, распределения ролей внутри коллектива и до момента появления готового номера – это не что иное, как проект. Проект коллективный, который позволяет объединить большое количество учащихся разных по интересам, уровню подготовки, стилю общения. Проект, который подразумевает индивидуальную ответственность каждого участника и его личную заинтересованность в создании газеты. Он реализуется в ДЮЦ с 2015 года. Мы издаём газету «Школьная жизнь» на базе средней школы №1 и Детско-юношеского центра.
Работа над проектами объединяет, социализирует участников сообщества, побуждает к активности. Занимаясь важным делом для школы, Детско-юношеского центра, некоторые выпускники, продолжая образование, выбирают профессии журналистов, либо филологов, лингвистов. Две обучающихся планируют связать свою профессиональную деятельность с журналистикой.
Но, создавая проектные работы для школьной газеты, ребята обучаются не только основам журналистики. Им приходится находить точки соприкосновения с разными людьми: учителями, спортсменами, педагогами дополнительного образования, директорами школ и музеев, поэтами, волонтерами – с людьми взрослыми, состоявшимися. Общаясь с ними, дети входят в мир профессий, узнают о способах благотворительности, переосмысляют свои жизненные позиции. Видят и понимают необходимость школьного печатного издания.
Проектная деятельность учащихся влияет на формирование гражданской ответственности школьного журналиста: собрать материал, проанализировать его, обсудить с редактором, исправить ошибки и сдать в определенный срок. Так, как это групповой проект, ответственность возрастает, если один из участников не выполнит своего задания, проект не состоится.
Участник объединения, выбирая тему своего проекта, выбирает и долю ответственности, гражданской позиции: один берет тему полегче и на один раз, другой возлагает на себя большую нагрузку, например, берет ответственность быть редактором газеты «Школьная жизнь» - Ермакова Екатерина, 11 класс)
Помимо гражданской ответственности объединение журналистики развивает и социальную активность. Газета позволяет показать молодым людям, что если они хотят, чтобы их жизнь изменилась к лучшему, они сами должны для этого что-то сделать
Посещая занятия кружка, собирая материал, разыскивая интересных людей, обсуждая идеи в социальных группах, у детей формируется эта активность, исчезает страх перед незнакомыми людьми, возникает желание развиваться дальше, расширять круг знакомств, участвовать в различных конкурсах.
Школьные корреспонденты готовы к конкуренции, по-хорошему амбициозны, хотят видеть результат своей деятельности. Обычно мы представляли нашу газету на конкурс «Пионерский репортёр» и занимали призовые места. В этом году мы приняли участие в конкурсах: областной фестиваль детской прессы «На старте журналистики», номинации «Лучший дизайн детского печатного периодического издания», «Лучший медиаконтент поста», «Лучшая публицистическая работа» (1-е и 2-е место).
Детские заметки Ермаковой Екатерины, Бывшева Ивана, Мыльниковой Ольги, Кутепова Максима печатали в газете «Мценский край».
Учащиеся, работая над школьным проектом, выходят за рамки школьной среды, находят для себя «точки роста» в любой ситуации, тем самым формируя уверенность собственной значимости в информационном мире. Обучающимися были взяты интервью у Сретенского С.Ю., директора музея «Никольское-Вяземское», директора художественной школы Прокопова С.И., поэта Гордеева А.А., спортсмена, педагога ДЮЦ Горелова Д.А., руководителя местного отделения Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы» Лилёва В.Г., члена Всероссийского общественного движения Медведкова Александра.
В прошлом учебном году нам удалось подготовить и отснять фильм об объединениях Детско-юношеского центра, в процессе его создания приходилось общаться с педагогами и детьми. Подобное общение даёт обучающимся надежду и уверенность в том, что любой цели можно достичь, необходимо к этому стремиться.
Помимо положительных результатов, есть в нашей работе и недостатки. Печатный вариант газеты для нас – большая сложность. Заказать печать цветной газеты - дорого, в школе и в ДЮЦ возможности напечатать нет в большом объёме. Получается распечатать газету по одному экземпляру на класс, в библиотеку и музей. Но многие родители хотели бы купить почитать газету и обсудить всей семьей. Тогда бы в нашу социальную активность включалось бы большее количество семей. Хотя сейчас есть возможность познакомиться с газетой в группах социальной сети «ВКонтакте», на сайте средней школы №1.
В течение нескольких лет обучающиеся работали над различными проектами, в результате были созданы:
- календарь, коллаж, закладки, посвященные жизни и творчеству А.А. Фета и представлены на городской фестиваль «Прямо смотрю я из времени в вечность», посвященном 200-летию со дня рождения А.А. Фета (Козлов Максим, Харитоненкова Мирта и др.);
- календарь журналиста (Ермакова Екатерина);
- закладки и фотоколлажи, посвященные 60-летию первого полёта в космос;
- фотоколлажи к юбилею Победы, о городе Мценске, о И.С. Тургеневе;
- буклет и фильм о пионерской организации города Мценска (Ермакова Екатерина, Кутепов Максим);
- буклеты о храме иконы Божией Матери «Знамение» Знамение и о храмах города Мценска;
- исследовательская работа «История храма иконы Божией Матери «Знамение»;
- презентация и выступление «Жизнь и творчество И.С. Тургенева»;
- проект "Город, прославленный Н.С. Лесковым";
- сборник рассказов «Путешествие в прошлое»;
- стенгазеты на различные темы.
Многие из этих работ представлены на сайте «Инфоурок».
При подведении итогов проектной и исследовательской деятельности можно оценивать:
1. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
2. степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
3. практическое использование ЗУН;
4. количество новой информации использованной для выполнения проекта;
5. степень осмысления использованной информации;
6. уровень сложности и степень владения использованными методиками;
7. оригинальность идеи, способа решения проблемы;
8. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
9. уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
10. владение рефлексией;
11. творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
12. социальное и прикладное значение полученных результатов.
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности)
Считаю, что занятия в объединении «Юные журналисты» способствуют социализации личности обучающихся, дают им необходимые знания, развивают их творческие способности, воспитывают у них чувство патриотизма, нравственные качества, ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Методист и педагог дополнительного образования И.А. Козлова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.