Доклад «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьников»
Оценка 4.9

Доклад «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьников»

Оценка 4.9
Семинары
docx
воспитание
Взрослым
31.10.2022
Доклад  «Создание ситуации успеха на уроке  как необходимое  условие процесса обучения школьников»
Урок – основной участок учебно-воспитательного процесса, на котором учитель ежедневно осуществляет образование, воспитание и всестороннее развитие учащихся. В. А. Сухомлинский
Доклад на ГМО.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя специализированная школа № 7

городского округа – город Камышин

Волгоградской области

 

 

 

 

 

 

Доклад

«Создание ситуации успеха на уроке

как необходимое

условие процесса обучения школьников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Работу подготовила

учитель начальных классов

МБОУ  ССШ №7

Спирина Надежда Евгеньевна

 

 

 

2021 г.

г.Камышин

 

 

«Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьников»

 

Урок – основной участок учебно-воспитательного процесса,

на котором учитель ежедневно осуществляет образование,

 воспитание и всестороннее развитие учащихся.

 В. А. Сухомлинский

 

О том, как лучше организовать обучение детей рассуждали многие великие педагоги.

Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении “Труд в его психическом и воспитательном значении” пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.

Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделял Август Соломонович Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.

Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

В педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания. Это в полной мере относится и к созданию ситуации успеха. На первый взгляд, кажется, что педагогу достаточно пару раз организовать ситуацию, при которой обучаемый достигнет успеха и соответственно получит моральное удовлетворение, — и высокий уровень мотивации к учебе обеспечен. Но такое отношение к ситуации успеха может привести к обратному результату: постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действии в сложных учебных и жизненных ситуациях.

Педагогу необходимо осознавать, что успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь ввиду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Чтобы правильно использовать этот механизм, необходимо, знать все особенности этого психолого-педагогического феномена.

Прежде всего следует разделить понятия  «успех»  и «ситуация успеха».

Успех связан с чувством радости, эмоционального подъе­ма, которые испытывает человек в процессе  выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.  По­мня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу. Следовательно, если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно смотивировать его на будущую деятельность.

Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех— результат подобной ситуации.

Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель.

О такой ситуации рассказывает в своей книге Уилльям Глассер: «В одном из классов американской средней школы появился психолог, чтобы про­вести исследование умственных способностей детей. После соответ­ствующих тестов он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий коэффициент интеллектуальности. При этом он сознательно со­вершил подлог: среди тех, кого он назвал самыми умными, более по­ловины в действительности обладали средними или невысокими ум­ственными возможностями. Через год, придя в ту же школу, он обнаружил, что все те, кому он создал репутацию наиболее умных, являют­ся лучшими учениками в классе. А ведь о его подлоге никто не знал! Следовательно, репутация умницы создала у слабых иной «Я-образ», побудивший их с интересом и старанием относиться к учебе».

 

 

Переживание учеником ситуации успеха:

·        повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

·        стимулирует к высокой результативности труда;

·        корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

·        развивает инициативность, креативность, активность;

·        поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.

Как создать такой рассол? Что взять за его основу?

В первую очередь, следует помнить, с какой группой детей Вы работаете.

Младший школьный возраст – это  период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком в данном возрасте. Если в этом возрасте ребенок, не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, дружить, то он не обретет уверенность в своих способностях и возможностях.

Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны взрослого.

Во-вторых, преподаватель должен помнить структуру успешной учебной деятельности:

·        Мотивы – Мотивационный этап урока,

·        Учебные задачи и действия – Организационный этап урока,

·        Контроль и оценка – Итоговый этап урока

Рассмотрим психолого – педагогическую ситуацию успеха поэтапно.

1.       Мотивационный этап, или установка на предполагаемую деятельность.

Педагог ставит перед собой задачу сформировать у учащегося стремление как можно успешнее выполнить учебное задание, ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формирует мотив достижения успеха.
Формируя мотив достижения как основу определенной атмосферы среди обучаемых, педагог вправе предложить различные варианты мотивов:

ü стремление решить интересные задачи,

ü попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым,

ü  рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей,

ü установить новые контакты в ходе выполнения и т.д. 

В итоге, на мотивационном этапе, педагог организует определенные ситуации с целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей деятельности. Необходимо отметить, что ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе в большей степени определяется психологическими аспектами. В этом ее принципиальное отличие от ситуаций, возникающих на следующих этапах деятельности.

2.       Организационный этап, или обеспечение деятельности. Задача педагога - обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. На данном этапе ситуацию успеха можно рассматривать как частный случай проблемного обучения.

Методами решения задачи будут:

·        Организационный контроль (начало работы, паузы, окончание работы);

·        Содержательный контроль (консультации по содержанию);

·        Интеллектуальное и эмоциональное стимулирование учащихся.

3.       Результативный этап, или сравнение предполагаемой оценки с реальной. Перед педагогом стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего учебного задания. Для этого обучающийся должен осознать и проанализировать результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности. Ребенок ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.

Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что ситуация успеха, обеспечивая реализацию образовательных задач,

·        на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности,

·        на организационном - создает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося,

·        на результативном - усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное (реже нейтральное) отношение.

 

Ситуация успеха становится условием перерастания положительного отношения к учению в активное, творческое, если формирует у субъекта деятельности

ü положительное отношение к деятельности;

ü приятное чувство успеха, вызванное преодолением им трудностей, предложенных педагогом;

ü эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения учебных задач;

ü удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим обучаемым;

ü осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления;

ü формирование устойчивой потребности в самообразовании. 

Исходя из этого, ситуация успеха становится условием воспитания такого отношения к учению, которое способствует проявлению и развитию активности учащихся в процессе обучения, их самопознанию, самообучению и самоформированию.

И самое главное, «Ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя…. Радость успеха может померкнуть» -В.А.Сухомлинский.

 

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке

 

Этап

Педагоги­ческая задача

Дифференциация

учащихся

Дельность учителя

Мотивационно-целевой

 

 

Сформировать

мотив достижения; настроить на успеш­ное выполнение задания

 

 

Учащиеся, имевшие в прошлом неуспех в выполнении        аналогичного задания

Нейтрализовать память от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности; настроить на то, что данное задание выполнимо и по силам

Учащиеся, незнакомые с заданиями подобного

рода

Предвосхитить положительную

эмоциональную реакцию; нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха

Учащиеся, успешно вы­полнившие задания по­добного рода

Актуализировать позитивную эмоциональную память детей, поддержать побуждение к работе

Организационный

 

 

Обеспе­чить усло­вия успешной

дея­тельности, заинтере­совать по­знаватель­ным про­цессом

Учащиеся, требующие организационного контроля

Организационный контроль на­чала и завершения работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы

Учащиеся, требующие помощи в процессе вы­полнения работы

Эмоциональное ободрение и интеллектуальная стимуляция учебной деятельности

Учащиеся, работающие активно и самостоя­тельно

Обеспечение права выбора за­даний, эмоциональное и интел­лектуальное стимулирование познавательной деятельности

Итоговый

Сформи­ровать осознанное отношение к итогу учебной деятель­ности; об­ратить результат в мотив для новой по­знаватель­ной дея­тельности

Резуль­тат, адек­ватный усили­ям

Учащиеся, получившие неудовлетвори­тельные отмет­ки

Необходимо возвращение к мотивационно-целевому этапу, по­втор всей цепи с исходных пози­ций

Учащиеся, по­учившие хо­рошие и отлич­ные отметки

Эмоциональное одобрение и установка на дальнейшую ус­пешную работу

Резуль­тат, не аде­кват­ный усили­ям

Учащиеся, по­учившие не­удовлетвори­тельные отмет­ки

Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в зна­ниях и умениях

Учащиеся, по­учившие хо­рошие и отлич­ные отметки

Проверка условий учебной рабо­ты на предыдущем этапе, орга­низация ситуации преодоления в будущей деятельности

 

 

Методы, приемы и средства создания ситуации успеха

 

Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно.

Л.Н.Толстой

 

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий

энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

В.А. Сухомлинский.

 

В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших — это проблема ориентации всей системы образования на здоровье сберегающее обучение и воспитание. Неспроста наше Правительство и президент заинтересованы в здоровом поколении.

О том, что здоровье детей в последние годы явно ухудшается, говорится часто. И одной из причин заболеваемости школьников является частое пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха. Чтобы выйти из такого положения нужно чаще на своих уроках применять методы и приемы, которые помогут ученику почувствовать себя успешным.

Беседы, наблюдения и опыт, помогают понять, что большинство детей теряет интерес от того, что испытывают на уроках серьёзные трудности. Поэтому уроки должны быть нацелены на создание условий для успеха каждого ученика, через успех – к самосовершенствованию и заботе о здоровье каждого обучающегося.

Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.

Многие современные педагоги высказывают мысль о том, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Существует несколько  типов ситуаций успеха (более подробно остановимся при работе в группах)

Типы ситуаций успеха

Неожиданная  радость - чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.

Общая радостьэто, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.

Радость познания Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.

Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций

 

ОПЕРАЦИЯ

НАЗНАЧЕНИЕ

РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА

 

1. Снятие страха

Помогает преодолеть

неуверенность в собственных

силах, робость, боязнь самого 

дела и оценки окружающих.

 «Мы все пробуем и ищем, только  так

   может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и

  находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно легкая, 

  этот материал мы с вами  проходили».

 

2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить

свою твердую убежденность в

том, что его ученик

обязательно справиться с

поставленной задачей. Это, в

свою очередь, внушает

ребенку уверенность в свои

силы и возможности.

«У вас обязательно получиться..»

«Я даже не сомневаюсь в успешном 

  результате».

 

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…»

«Выполняя работу, не забудьте  о…»

 

4. Внесение мотива

Показывает ребенку ради чего,

ради кого совершается эта

деятельность, кому будет

хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим 

 товарищам не справиться…»

 

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий

ребенка в предстоящей или

совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы….»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу 

  обратиться с этой просьбой…»

 

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению

конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»

 

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально

пережить успех не результата

в целом, а какой-то его

отдельной детали.

«Тебе особенно удалось то объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе 

  понравилось…»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта 

  часть твоей работы».

 

В настоящее время многое изменилось в образовании. Много говорят о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. Ни один ребенок не приходит в школу двоечником. Он приходит преисполненный желания познавать новое, быть успешным в этом новом для него мире под названием «школа».

Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам.  

Первой заповедью воспитания К.Д.Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

  Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех и в дальнейшей взрослой жизни.

Выделяют несколько приёмов создания ситуации успеха.

 "Эмоциональное поглаживание".

 Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", "умница ", "Ребятки, я горжусь вами!". Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.

2. «Холодный душ»

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

3.  «Умышленная ошибка»

Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя! Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, ко­торый используется в доказательстве в качестве опорного знания.

4. «Эврика»

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

5 . «Эскалатор»

Учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

6. «Шанс»

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но он этот момент не упустит, сумеет его материализовать.

7. «Сопереживание»

Этот прием взывания к чувствам ученика можно применять в том случае, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам  детей получит понимание.

8. «Взлет»

Главная роль отведена учителю. Интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя.

9. «Следуй за нами»

Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий

 10. «Обмен ролями»

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».

11. «Заражение»

В случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния «своего среди своих».

12. «Горизонт»

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.

13. «Отсроченная отметка»

Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о  д в и ж е н и и вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс! 

14. «Интеллектуальная инверсия»

(изменение положения компонентов, расположение их в обратном порядке)

Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно пред­ставить так: учитель получает знания, передает их уча­щимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Итак, у школьников тоже формируется свой интеллектуальный потен­циал. Можно даже говорить о потенциале класса.

Формула: потенциал учителя рождает группу потенциалов, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, чтобы «заряжать» ученические потенциалы, учитель должен неустанно пополнять свой, а стимулом для этого процесса служит умственный рост учеников, «подключаясь» к которому пе­дагог получает новый заряд энергии.

15. “Исповедь” или “Когда учитель плачет”.  И т.д.

     Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение  учителя  к  лучшим  чувствам  детей  получит  понимание, породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и культуры   педагога.   Здесь   надо   все   точно   просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции.

 

     Использование ситуации успеха должно помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Деятельность учителя – преподавание, строится на основе системы методов.

     Методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для переживания учащимися ситуации успеха.

 Методы дифференцированного обучения

Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Созданию ситуации успеха использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников

Сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения.

Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке. В качестве примера приведем фрагмент урока окружающего мира:

Проектный метод .

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.

Диагностика эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса.

Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.

  Новейшие специфические методы:

Метод «Эссе» - это пятиминутное письменное задание, которое помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дает учителю представление о восприятии темы учениками.

Метод «Синквейн» - пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме. По форме «синквейн» представляет собой последовательную «лесенку» из пяти строк: в каждой строке происходит добавление, убавление строк. Обычно каждая строчка описывается конкретной частью речи: пять существительных, четыре прилагательных, три глагола и фраза – кульминация; эмоциональное отношение.

Метод «Машина времени» - события оцениваются с двух позиций: современной и соответствующей исторической эпохе.

Метод «Колонка редактора» - по ходу чтения текста учащиеся записывают комментарии, уточнения, примеры, затем команда экспертов оценивает замечания и выбирает наиболее удачный ответ.

Метод «Театрализация» - сегодня обращение к театрализации на уроках обрело новое направление – речь и культура общения. Любой разыгранный учениками мини-диалог может стать предметом серьезного анализа с точки зрения культуры речи и коммуникации.

Метод «Кластер» - активно используется возможность видеоряда, идеи группируются вокруг ключевого слова.

Организуя обучение в сотрудничестве в малых группах,  предусматриваю группу учащихся, состоящую из четырех человек разного уровня обученности. Изучая новый материал, предлагаю ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Убедившись в том, что материал усвоен всеми учащимися, предлагаю выполнить  уровневый тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Тест учащиеся выполняют индивидуально. Оценки за индивидуальную работу (тест) суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, ученики не соревнуются друг с другом, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, то есть со своими ранее достигнутыми результатами. Любой ученик, таким образом, может принести группе одинаковые оценки или баллы. Эта работа очень эффективна для уроков усвоения нового материала.

 Метод «Пила» - класс разбивается на группы по 3-5 человек; учебный материал разбит на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те в свою очередь, докладывают о своей части задания. Для усвоения материала в полном объеме ученику надо внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадь. Учителю не надо делать никаких дополнительных усилий. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это отражается на итоговой оценке. Учитель на заключительном этапе может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

Метод « Вертушка»  - Использование это метода эффективно применять при проверке домашней работы. Ребятам «по вертушке» предлагается проверить домашнее задание. Если у кого- то выявляется ошибка, ее можно исправить только после того как ученик поймет, почему он ее допустил. Возле исправленной ошибки пишется объяснение, почему он ее допустил. Затем группа может сложить вместе свои тетради, подписав «проверено». Это значит, что все согласны с решением. Учитель, проверив одну тетрадь, оценивает всю группу.

С чего начинается создание ситуации успеха на уроке?

Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Возможно, с необычного начала урока. С создания психологического климата, обстановки жизнерадостности, разумного сочетания репродуктивных и творческих методов. С предвкушения необычности, способности учителя удивлять.

Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха. 

Этап урока

Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха

Обоснование выбранных приёмов

Организационный

Устранение пробелов знаний, полученных на предыдущих уроках: анализ ошибок, допущенных в работах разного вида (контрольных, самостоятельных, домашних)

Мысль, что мы все пробуем, ищем, ошибаемся, добавляет уверенности, «убирает» страх перед ошибкой, перед трудным заданием

Проверка домашнего задания

Закрепление пройденного и устранение ошибок в задании, выполненном самостоятельно.

Предоставляется возможность исправить допущенные ошибки и получить более высокую оценку за выполненную дома работу; анализ ошибок даёт возможность избежать их в дальнейшем

Постановка целей и задач урока

Авансирование успешного результата: «Тема трудная (лёгкая, есть сложности и т.д.), но я не сомневаюсь: у вас всё получится, вы обязательно справитесь». Внесение мотива: без этого невозможно дальнейшее изучение темы, вы должны друг другу помочь, быть внимательны

Помогает учителю выразить свою твёрдую убеждённость в том, что дети обязательно справятся с проставленной задачей, внушает ребёнку уверенность в свои силы и возможности. Показывается, ради чего совершается эта деятельность, кому будет от этого хорошо

Объяснение нового материала

Мобилизация активности: побуждает к выполнению различных действий, использование на уроках метода интерпретации. Лавирование между известным и неизвестным, предоставление возможности рассмотреть со всех сторон любые ситуации, явления, процессы, события. Скрытое инструктирование ученика в способах и формах совершения деятельности («Обратите внимание на…», «С чего лучше начать…», «Догадайтесь, почему…»). Персональная исключительность: «Это можешь сделать только ты», «У тебя получится лучше (не хуже), чем у других», «Помоги мне…», использование метода проекта. Метод «педагогического рисунка»: выполняя работу, учитель действует одновременно с детьми, допуская при этом какие­-то неточности, промахи.

Дети при изучении новой темы могут предлагать свои решения проблемы, высказывать свои версии, что тоже помогает снять страх перед неправильным ответом. Помогает ребёнку избежать поражения, всё достигается путём намёка, пожелания. Используется жизненный опыт ученика. Обозначает важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности. Снимает страх перед сложностью работы.

Закрепление изученного

Использование ситуации «от простого к сложному». Высокая оценка детали: «Особенно мне понравилось…», «Вот здесь ты был молодец…»

Успешное выполнение простого задания даёт уверенность в том, что возможно успешное выполнение более сложного. Помогает пережить эмоционально успех не результата в целом, а какой-­то его отдельной детали, что тоже помогает ученику почувствовать себя успешным.

 

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке.

Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе.

Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.

Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?

Реальная помощь в продвижении к успеху.

Краткое экспрессивное воздействие на учеников – педагогическое внушение (Успехов! За дело! И т.д.)

Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы

 

Правила, обеспечивающие ситуацию успеха.

  Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес  ученика.

  Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.

  Своевременно отметить успехи и достижения учеников во всех видах деятельности . Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.

  Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.

  Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.

 

Известно, что успех - это горючее развития, своего рода пусковой механизм самосовершенствования, саморазвития школьника.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

В заключении хочется отметить - ситуация успеха – это длительный и кропотливый процесс. Но, как говорится, игра стоит свеч. На основе всего этого можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в творческих группах на подведении итогов

 

Задание для 1-й группы.

Уважаемые коллеги! Просим вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха. При необходимости предложите свои варианты действий учителя.

 

Действия педагога на уроке:

·        Останавливаем внимание на негативном

·        Улыбка, добрый взгляд

·        Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому

·        Даёт прозвища (плохой, ленивый …)

·        Сравнение одного ребёнка с другим

·        Отмечает персональную исключительность

·        Аргументирует надобность действий

·        Учит алгоритму действий

·        Оценка действий ученика с акцентом на детали

·        Учитель много говорит за детей

·        Выражает недовольство учеником, группой учеников

·        Верит в способность ученика

·        Предупреждение и угрозы по невыполнению требований

 


Задание для 2-й группы.

Уважаемые коллеги! Просим вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые не способствуют созданию на уроке ситуации успеха. При необходимости предложите свои варианты действий учителя, которые мешают созданию ситуации успеха.

Действия педагога на уроке:

·        Останавливаем внимание на негативном

·        Улыбка, добрый взгляд

·        Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому

·        Даёт прозвища (плохой, ленивый …)

·        Сравнение одного ребёнка с другим

·        Отмечает персональную исключительность

·        Аргументирует надобность действий

·        Учит алгоритму действий

·        Оценка действий ученика с акцентом на детали

·        Учитель много говорит за детей

·        Выражает недовольство учеником, группой учеников

·        Верит в способность ученика

·        Предупреждение и угрозы по невыполнению требований

 

Задание для 3-й группы.

Уважаемые коллеги! Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребёнка.

Просим вас привести  несколько (7-10)   возможных вариантов (способов) сказать ученику: «Ты молодец! Отлично!»

Например: «Продолжай также хорошо работать», «Это достижение! Я ценю то, что ты сделал!»

 

Некоторые варианты: 
Это великолепно! Ты сегодня сделал лучше, чем вчера! 
Молодец! Вы меня порадовали! 
Уже намного лучше! Вы превзошли мои ожидания! 
Грандиозно! У вас сегодня всё получилось! 
Поздравляю, молодец! Я поражена вашими знаниями! 
Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я! 
Ты на верном пути. 
Ты делаешь это сегодня значительно лучше! 
Замечательно! 
Продолжай работать так же, ты добьешься большего. 
Так держать! 
Это успешное начало. 
Отлично! 
Фантастика! 
Поздравляю! 
Ты прав. 
Превосходно! 
Умничка! 
Молодчина! 
Большое тебе спасибо! 
Твои успехи все заметнее. 
Это твоя победа! 
Красивая мысль! 
Это интересно! 
Я верю в тебя. 
Спасибо. 
         предвосхищающая оценка, выражающаяся в одобрении предстоящих действий субъекта: "Ты замечательно прочтешь это стихотворение, потому что у тебя звонкий и выразительный голос" или "Я верю, у тебя все получится, если ты будешь внимательным";

         отсутствие оценки как фактор отношения к деятельности и личности субъекта.

     Заглядывая в  тетрадь или дневник ученика, иногда можно встретить словесную оценку учителя. Она тоже очень важна и нужна. Но почему-то дальше слов «молодец» и «умница» дело не идёт. А сколько необходимых душевных слов можно было бы написать:

• Удивительно!

• Великолепно!

• Прекрасно!

• Отлично!

• Талантливо!

• Экстра-класс!

• Красота!

• Это трогает меня до глубины души.

• Именно это я давно ждала!

• Потрясающе!

• Замечательно!

• Как в сказке!

• Ты на верном пути.

• Здорово!

• Поздравляю!

• Я тобой горжусь.

• Работать с тобой – просто радость.

• Я знала, что тебе это по силам.

• Гораздо лучше, чем я ожидала.

"Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха".

 

Задание для 4-й группы.Уважаемые коллеги! Просим Вас  выбрать правила для  педагога, которые обеспечивают  ситуацию успеха и рекомендации для педагогов, которые хотят завоевать успех у учеников.

Рекомендации для учителей, которые хотят завоевать успех у учеников (памятки раздаются всем участникам семинара):

 

1.Говорите популярно, воздействуйте на чувства, дайте детям веру в самих себя.

2.Не выступайте без широкого набора технических средств обучения. Не объясняйте "на пальцах", учащимся нужно показывать яркие схемы.

3.Речь учителя должна быть максимально выразительной. Юмор, шутки, смешные истории - обязательно!

4.Покажите причины неудач и пути исправления ошибок. Демонстрируйте смелость мышления, принципиальность в оценках.

5.Не критикуйте учащихся голословно, доказывайте и переубеждайте.

6.Будьте предельно откровенным.

7.Ваша помощь в решении проблем детей, поддержка их инициатив и начинаний будет принята, но благодарности не ждите.

8.Замечайте и поддерживайте успехи учащихся в познании окружающей жизни.

 

Действия учителя, обеспечивающие ситуацию успеха:

 

1. Не заострять внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении.

2. Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам.

3. Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки.

4. Не сравнивайте ребёнка с другими, отмечайте «персональную исключительность».

5. Аргументируйте необходимость Ваших действий; ту отметку, которую Вы выставляете ученику.

6. Оценивайте действия ученика с акцентом на детали.

7. Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог, позволяйте выражать им своё мнение.

8. Не высказывайте недовольство ученику при всём классе, не применяйте угрозы.

9. Помните, что Вы, как педагог, формируете личность учащегося, его самооценку, и частично несёте ответственность за его дальнейшую судьбу.

Правила, обеспечивающие ситуацию успеха

  • Не наказывать отрицательной отметкой, не высказывать грубой критики в адрес ученика.
  • Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.
  • Своевременно отмечать успехи и достижения учеников во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.
  • Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика.
  • Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащие творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.

 

 

Результаты анкетирования учащихся

«Незаконченное предложение»

 

 

Если я получаю хорошую отметку, это значит…

·        учитель доступно объяснил тему; я усвоил материал; меня дома похвалят; я выучил (а) домашнее задание; я молодец; что я умная (ый); что мои старания не прошли даром; у меня прекрасное настроение.

 

Если я получаю плохую отметку, это значит…

·        нужно её исправлять; я не выучил(а) домашнее задание; плохо слушал (а) учителя; дома отругают; что я не учил (а), а меня спросили; портится настроение; материал был плохо объяснён учителем.

 

Мне всегда приятно, когда учителя …

·        хвалят меня; ставят хорошие отметки; понятно объясняют; урок ведут с презентацией; спокойные; ко всем относятся одинаково; в хорошем настроении; весёлые и добрые; спрашивают меня, если я поднимаю руку; объективно ставят отметки; мне ничего не кажется.

 

Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что он…

·        смотрит на меня; сейчас спросит меня; образованный человек;  добрый, но строгий; любит свою работу; возлагает на меня надежды; доброжелателен; умный.

 

 

Я чувствую себя уверенно, когда учитель …

·        не нервничает; в хорошем настроении; не вызывает к доске; уверенно рассказывает; помогает мне; верит в меня; не смотрит на меня; не спрашивает домашнее задание; когда объясняет тему урока индивидуально.

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты анкетирования педагогов

«Незаконченное предложение»

 

В анкетировании приняли участие 10 человек.

 

Начиная урок, я произношу слова:

·        здравствуйте; добрый день; тема урока….; домашнее задание; (шаблон)

 

Ученик не работает на уроке. Я ему говорю:

·        о чем задумался? что случилось? почему не работаешь? (шаблон)

·        Не говорю ничего. Пытаюсь включить в деятельность, не акцентируя внимания на его бездействии.

 

Перед контрольной работой (диктантом, проверочной работой) обычно я говорю:

·        Откройте учебники  и тетради на 2-3 минуты, повторите. Всё закрыли и начинаем работать.

·        4 человека: положительный настрой на выполнение работы.

 

По моему мнению, на эффективность урока влияет:

·        3 человека на 1 место поставили: профессионализм или педагогическое мастерство учителя

·        3 человека: положительная, благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера в коллективе

·        1 человек - дисциплина

·        4 человека считают, что эффективность урока зависит от использования разнообразных технологий и средств обучения


 

·       

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя специализированная школа № 7 городского округа – город

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя специализированная школа № 7 городского округа – город

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьников»

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьников»

Педагогу необходимо осознавать, что успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью

Педагогу необходимо осознавать, что успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью

Переживание учеником ситуации успеха: · повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; · стимулирует к высокой результативности труда;…

Переживание учеником ситуации успеха: · повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; · стимулирует к высокой результативности труда;…

В итоге, на мотивационном этапе, педагог организует определенные ситуации с целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей деятельности

В итоге, на мотивационном этапе, педагог организует определенные ситуации с целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей деятельности

Исходя из этого, ситуация успеха становится условием воспитания такого отношения к учению, которое способствует проявлению и развитию активности учащихся в процессе обучения, их самопознанию, самообучению…

Исходя из этого, ситуация успеха становится условием воспитания такого отношения к учению, которое способствует проявлению и развитию активности учащихся в процессе обучения, их самопознанию, самообучению…

Учащиеся, работающие активно и самостоя­тельно

Учащиеся, работающие активно и самостоя­тельно

Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики

Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики

ОПЕРАЦИЯ НАЗНАЧЕНИЕ

ОПЕРАЦИЯ НАЗНАЧЕНИЕ

Первой заповедью воспитания К

Первой заповедью воспитания К

Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил

Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил

Методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для переживания учащимися ситуации успеха

Методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для переживания учащимися ситуации успеха

Метод «Театрализация» - сегодня обращение к театрализации на уроках обрело новое направление – речь и культура общения

Метод «Театрализация» - сегодня обращение к театрализации на уроках обрело новое направление – речь и культура общения

Постановка целей и задач урока

Постановка целей и задач урока

Правила, обеспечивающие ситуацию успеха

Правила, обеспечивающие ситуацию успеха

Работа в творческих группах на подведении итогов

Работа в творческих группах на подведении итогов

Аргументирует надобность действий ·

Аргументирует надобность действий ·

Большое тебе спасибо! Твои успехи все заметнее

Большое тебе спасибо! Твои успехи все заметнее

Задание для 4-й группы. Уважаемые коллеги!

Задание для 4-й группы. Уважаемые коллеги!

Результаты анкетирования учащихся «Незаконченное предложение»

Результаты анкетирования учащихся «Незаконченное предложение»

Результаты анкетирования педагогов «Незаконченное предложение»

Результаты анкетирования педагогов «Незаконченное предложение»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2022