«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем»
ЦЕЛЬ: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.
«Само воспитание, если оно желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для
счастья,
а приготовить к труду в жизни.
Воспитание должно развивать в
человеке привычку
и любовь к труду, оно должно ему дать возможность
отыскать для себя труд в жизни.»
К.Д. Ушинский
Начать наш педсовет предлагаю игрой «Мир профессий», я буду говорить действие по конкретной профессии – а вы озвучиваете профессию:
Трактор водит – тракторист,
Электричку – машинист
Стены выкрасил – маляр
Доску выстрогал – столяр
В доме свет провел – монтер
В шахте трудится – шахтер
В жаркой кузнеце – кузнец
Кто всё знает – молодец! (Хлопки)
А какие мы с вами молодцы и есть ли нам
чему поучиться, узнаем на нашей встрече.
Давайте вместе актуализируем свои
знания и устроим «Мозговой штурм» (задания представлены на слайдах):
1. Определи профессию по фотографии (на слайде изображена фотография с изображением человека, определенной профессии. Задача педагогов – определить профессию).
Фото 1. Резчик льда - До изобретения холодильника, для сохранения продуктов приходилось собирать лёд зимой, чтобы использовать его летом. Сбором льда и занимались специальные резчики. Они вырезали глыбы льда из замерзших озёр, рискуя умереть от переохлаждения в случае падения в прорубь. Нынче лед не переносят с места на место, а используют специальное холодильное оборудование
Фото 2. Человек – будильник - Эти люди ходили по определённому маршруту, стуча в окна своих клиентов длинной палкой, кидая камешки и крича, что есть мочи, до тех пор, пока они не убедятся, что разбудили людей, которые не хотят проспать работу. Человек-будильник также утратил необходимость. Просыпаться вовремя теперь нам помогают различные гаджеты.
Фото 3. Установщик кеглей для боулинга - Вместо машин, для расстановки кеглей раньше использовались специальные люди. Работа была сложной, шумной и малооплачиваемой. Как правило для этой работы нанимались маленькие мальчики. Ребят, устанавливающих кегли в боулинге, заменили автоматы.
Фото 4. Лектор фабричных рабочих – Слушали ли Вы, когда-нибудь музыку или аудио-книгу, выполняя монотонную работу? Работники фабрик нанимали живых "лекторов", которые читали им произведения литературы во время работы. Иногда работники скидывались для найма этого человека. В настоящее время "лекторов" заменили плееры, радио и другие пассивно-развлекательные гаджеты
2. Назовите обязанности человека,
владеющего следующей профессией (на слайде представлено название
профессии. Задача педагога – назвать должностные обязанности данной профессии):
Алхимик - Много веков назад человек полагал, что все окружающее нас, дело рук Божьих, а выяснять как что устроено – является ужасным грехом. С грешниками тогда не церемонились, их подвергали пыткам и сожжению.
Потому чтобы стать ученым в темные времена, необходимо было обладать острым умом и незаурядной храбростью. Такие люди были и назывались алхимиками. Алхимики пытались выяснить из чего состоит окружающий нас мир, принципах его функционирования и питали надежду суметь превращать одни элементы в другие, в частности, их интересовало превращение металлов в золото.
Еще алхимики надеялись создать универсальное лекарство, дарующее молодость – «эликсир жизни».
Цирюльник (через польск.
cyrilik от лат. chirirgis) — исторически парикмахер и банщик, владеющий
элементарными приёмами хирургии. Это название профессии, которой уже не
существует. Смесь парикмахера, банщика, зубного хирурга. Слово «цирюльник»
давно вышло из обихода. Это архаизм, современного аналога которому нет.
Согласно словарю Даля, синонимы этого существительного – «бородобрей»,
«рудомет», «зуборвач». То есть цирюльник – это тот, кто бреет бороды, стрижет и
иногда вырывает зубы. Сегодня специалистов столь широкого профиля, к счастью,
нет.
3. ответьте на вопрос: Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом»?
1. полотёр;
2. учитель;
3. посудомойка;
4. сторож.
(сокращение от словосочетания «школьный работник»)
4. Соотнесите фотографию с определением профессии, дайте название этой профессии (на слайде представлено три фотографии с изображением людей современных профессий и краткое определение рода деятельности. Задача педагогов соотнести определение с фотографией, дать название профессии):
Фото 1 человек, который получает деньги за размещение скрытой рекламы в собственном блоге (авторский интернет-дневник на свободную тему) вперемешку с личными записями БЛОГЕР
Фото 2 специалист по наружной рекламе, осуществляет конструирование и монтаж деталей наружной рекламы (вывесок, макетов и пр.), необходимо знать особенности оборудования данной техники, иметь допуск к работе с высоким напряжением НЕОНЩИК
Фото 3 специалист по дегустации (оценке качества по виду, вкусу и запаху) чая ТИТЕСТЕР
- Уверена, что после этого упражнения, каждому есть, над чем поразмышлять, оценить собственные представления и определить перспективы саморазвития.
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получат пятерки» и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего.
И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.
К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания этой проблеме. Причина этому, отсутствующая программа профориентации детей. Поэтому основная масса выпускников школ не имеет даже примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию получить, кем работать после окончания техникума или института, профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности семьи. В результате ребенок, даже если он хорошо учился в школе и имел множество увлечений, может не найти себя в нужной ему профессии.
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессии, начиная с ближнего окружения, с профессии родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Перед педагогами дошкольных учреждений серьезно встает вопрос: «С какого возраста можно начинать работать с ребенком в плане профессионального самоопределения?» Считается, что такую работу можно проводить с подготовительной к школе группы. Однако дети начинают мечтать с младшего дошкольного возраста. Сначала о любимой игрушке, о поездке с родителями в зоопарк, а с развитием мечты, оказывается, ребенок получает конкретные наглядные представления о мире, о жизни в этом мире, о труде взрослых. А, следовательно, получать информацию о мире профессий.
Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Задача воспитателей в детском саду не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых.
Давайте мы с вами поразмышляем. Что же такое «ранняя профессиональная ориентация»? Какое Вы можете дать объяснение данному понятию? (Ответы педагогов)
Профессиональная ориентация
– специально организованное информирование дошкольников о мире профессий средствами игровой деятельности, создающей у детей определенный опыт профессиональных действий.
- Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека, для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
- Общее знакомство с миром профессий с совместным обсуждением мечты и опыта ребенка, приобретенных им в разных видах трудовой деятельности.
Ранняя профориентация призвана:
- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:
- профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
- профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.
Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщённые задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)(слайд8)
Задачи работы:
- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
- учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
- обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)(слайд9)
Задачи работы:
- формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;
- формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
- формировать первичные представления о мотивах труда людей;
- формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
- учить сравнивать профессии;
- учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
- знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.
Задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)(слайд10):
- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
- систематизировать знания о труде людей в разное время года;
- знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Реализация обозначенных задач позволит к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
- ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- называет профессии разных сфер экономики;
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
Эти результаты прослеживаются и в ФГОС ДО, где определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Дошкольный возраст — это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
Главная цель ранней профориентации детей - это развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, предоставление ему возможности проявить свои силы в различных видах деятельности, кроме того расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.
Знакомиться с профессиями ребенок начинает в семье, узнавая о профессиях своих родителей, бабушек, дедушек, когда участвует в жизни семьи, в которой обсуждаются новости и проблемы профессионального труда взрослых, где косвенно и прямо родители рассказывают о труде. Когда этого не происходит, складывается опасное представление о том, что единственный смысл профессионального труда взрослого человека – заработок. Должны ли услышать от нас наши дети, что профессия может быть интересной и любимой? Надо ли рассуждать с детьми о том, что труд каждого из нас общественно полезен?
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ
При выявлении представлений о труде взрослых и профессиях у воспитанников старшего дошкольного возраста мы столкнулись с тем, что 43% детей среднего и старшего дошкольного возраста в ДОУ не могут назвать, где и кем работают их родители, потому что многие родители не рассказывают детям о своей работе. Представление о труде взрослых у детей размыто. Вот наиболее распространенные ответы детей: «на работе работают», «на работу ходят», «на работу ездят», «работу работают», многие утверждают, что «на работу ходят, чтобы заработать денежки».
Для определения уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых бала проведена диагностика сформированности у детей дошкольного возраста представлений о мире труда и профессий. Использовалась диагностическая методика Т.И. Гризик и Г.А. Урунтаевой, в которой были определены критерии сформированности представлений о труде взрослых, а именно отношение детей к труду взрослых (содержательность представлений об орудиях труда, полнота, внешность вида, результата труда, трудовых действий).
Диагностика проводилась в форме беседы с каждым ребенком индивидуально в свободное время. Каждому дошкольнику было предложено ответить на вопросы воспитателя. Ответы фиксировались в специальном протоколе.
1. Для чего люди ходят на работу?
2. Что такое профессия?
3. Какие ты знаешь профессии?
4. Какие профессии тебе нравятся больше всего?
5. Кем работают твои мама и папа?
Ответы детей на каждый вопрос диагностики оценивались по 3-х бальной системе. Проводился эксперимент с использованием визуальных методик. Детям предлагается пять картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: водитель, повар, моряк, продавец, фермер, учитель.
Результаты диагностики показали, что из 92 детей среднего-старшего дошкольного возраста (группы № 1-6) представления о труде взрослых соответствуют среднему уровню (2,2 балла).
Дети затруднялись в названии профессий, связанных с определенной сферой труда. Наиболее трудным для них оказалось назвать профессии, связанные с работниками на заводе и фабрике, на ферме - 1,8 балл. Также сложным для детей оказалось назвать сферу деятельности фермеров.
По результатам выполнения диагностического задания определили, что дети затрудняются в определении орудий труда представителей таких профессий, как фермер и моряк, не всегда правильно определяли, кто, чем занимается. Некоторые ребята смогли назвать профессии взрослых, но не смогли с легкостью рассказать о сопутствующих профессии оружиях труда, кто кому помогает, и кто работает вместе.
Обобщив результаты исследования по данным заданиям, можно определить, что высокий уровень сформированности представлений о профессиях взрослых имеют 13% детей, средний уровень был выявлен у 51% детей и 36% детей показали низкий уровень сформированности представлений о профессиях взрослых.
Таким образом, результаты изучения уровней сформированности представлений о профессиях взрослых и отношения детей к этой стороне социальной жизни дают основания говорить, что большинство детей имеют весьма ограниченные сведения о трудовых действиях, месте труда, организации труда. Дети недостаточно полно ориентируются в профессиях, большинство не осознают их социальную значимость, ценность профессии. Это связано с недостаточной компетентностью педагогов в вопросах формирования у детей 4-7 лет представлений о профессиях взрослых.
Результаты тест-опроса педагогов «Что мы знаем о профориентации дошкольников?»
Что включает в себя "Ранняя профориентация дошкольников"?
33% знакомство с миром профессий
27% воспитание положительного отношения к труду
18% определение и поддержка склонностей и способностей ребёнка к разным видам деятельности
12% развитие интереса к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно-научного цикла
10% формирование навыков практической деятельности, необходимой для исследовательских и конструктивных работ
Через какие формы работы с дошкольниками осуществляется ранняя профориентация в вашей возрастной группе?
18% занятия
15% вовлечение в трудовую деятельность
14% экскурсии
13% организация игровой деятельности
12% участие детей в конкурсах
11% организация кружков по интересам
9% творческие мастерские
5% мастер-классы
Какие современные образовательные технологии наиболее применимы для осуществления ранней профориентации дошкольников?
Экскурсии, виртуальная экскурсия, игровые технологии, дидактические игры, лэпбук, проекты, ИКТ, интерактивные игры, презентации, мастер-классы, организация сюжетно-ролевых игр.
Какие традиционные методы обучения и воспитания при ознакомлении детей с трудом взрослых применяете в своей практике?
14% сюжетно-ролевые игры;
13% дидактические игры;
13% беседы с использованием игровых персонажей и наглядности;
13% наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий;
13% игровые ситуации;
11% рассматривание картин и иллюстраций;
11% чтение детской художественной литературы;
10% опыт хозяйственно-бытового труда
Как часто Вы планируете мероприятия по ознакомлению с трудом взрослых?
35% Каждый день 6 чел.
12% 1 раз в неделю 2 чел.
12% во время НОД по лексическим темам проговариваем профессии взрослых по этой теме, 2 чел.
6% раз в месяц 1 чел.
Какие условия по ознакомлению с трудом взрослых созданы в Вашей группе?
Отметили, что в основном хорошие условия. Имеются центры дежурства, сюжетно ролевых игр, книги, картинный материал, дидактические игры и материал. Проводят регулярные наблюдения за трудом взрослых, подбираются наглядные пособия и дидактические игры, чтение художественной литературы, игрушки.
Укажите степень участия родителей в вашей возрастной группе к решению данного вопроса:
76% средняя
18% низкая
6% высокая
0% никакая
Какие проблемы возникают в вашей педагогической деятельности при осуществлении ранней профориентации дошкольников
41% нет таковых 7 чел.
59% Мало пособий, нехватка финансирования и обеспечения, недостаток методического материала по теме, дети больше заинтересованы такими профессиями, как блогер, ютубер и тд, мало д/игр для детей.
Определите уровень реализации работы по профориентации в Вашей группе (самооценивание):
82% средний
18% высокий
0% низкий
Проявляют ли дети интерес в рамках данной темы? 100% да
При организации работы по ранней профориентации дошкольников можно отметить, что педагоги испытывают трудности в определении базовых категорий и принципов профориентационной работы, отборе содержания образования для детей дошкольного возраста, проектировании профориентационной среды.
В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей.
ž Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.
ž Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
ž Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.
ž Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.
Анализ планов воспитательно-образовательной деятельности выявил следующие моменты: педагоги испытывают трудности в организации и проведении планирования совместной и самостоятельной деятельности детей, т.к. недостаточно учебно-методических пособий для осуществления грамотного планирования работы по данному направлению. Планирование работы по ознакомлению с профессиями не всегда последовательно, не в полном объеме, отсутствует усложнение задач. В основном, планируют сюжетно-ролевые игры по теме (нет сменности с/р игр), дидактические игры. Мало внимания обращается на планирование наглядных методов ознакомления: рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов, картин. Не планируется индивидуальная работа с воспитанниками по закреплению материала. Поэтому предлагаю внести изменения в комплексно-тематический план ДОУ, добавление раздела «Ознакомление с профессиями взрослых» в рамках работы по каждой теме.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней.
Поэтому основной вид деятельности, в котором наиболее эффективно осуществляется профориентационная работа с дошкольниками – это игра. Далее вы узнаете, как посредством сюжетно-ролевой игры и игровых приёмов происходит формирование ранней профориентации дошкольников.
Мартынова Д.А. «Формирование ранней профориентации дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры и игровых приёмов».
Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
Успешное осуществление профориентационной работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды. Решение этой задачи невозможно без создания игрового пространства.
Хайдарова Ф.Р. «Организация детских мастерских как эффективный метод ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста»
Совершенно очевидно, что работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей.
О роли семьи в ранней профориентации дошкольников, нам расскажет Егорова Л.Ф.
Каков взгляд родителей на обсуждаемую нами проблему?
Предлагаю познакомится с итогами онлайн-опроса родителей воспитанников по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
В опросе приняли участие 97 родителя, что составляет 83% всех родителей воспитанников.
С тем что, необходимо проводить работу по ранней профориентации уже в дошкольном возрасте согласны 70% родителей, не видят в этом необходимости – 13% человек, затруднились ответить – 9% человек.
Практически все родители 81% разговаривают дома с ребенком о разных профессиях, о своей работе, рассказывают о том, где и кем они работают, 9% отметили, что стоит об этом подумать.
Чем вы руководствовались при выборе своей будущей профессии?
34% интересом к будущей профессии
22% возможностью профессионального роста и заработной платой
20% своими возможностями и бюджетом семьи
14% затрудняюсь ответить
6% желанием помогать людям
0% продолжить семейную династию, желанием и возможностями своих родителей
К каким видам деятельности Ваш ребёнок проявляет наибольший интерес?
38% к художественно-эстетической деятельности
24% к конструктивной деятельности
17% к исследовательно-экспериментальной
5% к деятельности в сфере экологии
В какой профессии Вы хотели бы видеть своего ребёнка?
Медик, Стоматолог 28%
Сельское хозяйство, спортсмен, Военным, учителем по 3%
Художником, актрисой, Нефтяник, Юриспруденция, робототехника, програмист по 2%
С тем, что ранняя профориентация поможет ребенку в выборе будущей профессии согласны и будут поддерживать его профессиональные стремления 77% родителей, остальные 12% затруднились ответить на этот вопрос, а 8% считают, что это просто плод его фантазии.
Хотите ли бы вы, чтобы воспитатели в детском саду расширяли представление ребенка о разных профессиях? 90% да, 5% затрудняюсь ответить, 1% нет
75% опрошенных родителей готовы сотрудничать с детским садом по профориентации своих детей, 17% человека затруднились ответить на этот вопрос и 3% отказались от сотрудничества с ДОУ.
Анализ анкет показал, что абсолютное большинство родителей понимают серьезность и важность вопросов, касающихся ранней профориентации их детей и готовы принимать участие в этой работе.
Наша задача донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом – это фактор огромного воспитывающего значения; что ребенок, зная, чем заняты отец и мать на производстве, проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект труда повышается, если ребенок проявляет интерес к нему.
Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, который, несомненно, координирует педагог, используя в своей деятельности все возможности воспитательно-образовательного процесса, учитывая при этом возрастные и психофизические особенности дошкольников. Организация целенаправленной, системной работы в области ознакомления дошкольников с миром профессий и формирования ценностного отношения к труду представляется актуальным и перспективным направлением научно-педагогического поиска.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.