Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ технологий как средство формирования метапредметных результатов обучения
Алиева Луиза Наримановна, учитель изобразительного искусства и черчения МБОУ «СОШ №1» Г.Нефтеюганска
В современной системе образования обучение больше не рассматривается как простая трансляция знаний от педагога к учащемуся, обучение выступает как сотрудничество, совместная работа учителя и учеников в ходе овладения учениками знаниями и приобретения опыта в решении проблем.
Ведущее место среди всех методов обучения, используемых в моей педагогической практике, принадлежит проектно-исследовательской деятельности, так как именно она является средством формирования метапредметных результатов обучения. В ходе разработки и реализации проекта ученики должны провести поисково-исследовательскую работу, выполнить практическую часть проекта, используя большое количество источников информации. Неоценимую помощь в этом оказывают информационно-коммуникационные технологии, которые используются:
1. Как источник информации, наглядности необходимого объекта.
2. Как способы обработки информации.
3. Как способ визуализации проектируемого объекта.
4. Для компьютерного моделирования.
5. Для представления результатов исследования.
6. Для дистанционных консультаций.
ИКТ как источник информации, наглядности необходимого объекта
На данном этапе ученику предоставляю возможность поиска информации не только в сети интернет, но и других источников, которые используются в моей педагогической практике. Ученики просматривают материалы ЭОР, ЦОР, Азбука искусства, электронного приложения учебников по изобразительному искусству, журнала «Искусство», обучающие видеоролики фильмы.
Основным источником информации дома практически в любой деятельности становятся информационные ресурсы Интернета. Нельзя забывать, что поиск информации в сети это сложный процесс, а не только умение делать запрос поисковой системе. На этом этапе моя цель – это формирование умения оценивать информационный ресурс на актуальность, достоверность, полноту.
Для этого можно использовать следующие критерии:
1) Является ли источник информации первоисточником? Насколько достоверен?
2) Существуют ли другие источники, подтверждающую данную информацию?
3) Подтверждена ли информация фактами, либо основана с точки зрения автора?
4) Кто автор информации? Дата публикации?
5) Как оформлена найденная информация? Цель публикации.
Также информирую учащихся о правилах соблюдения авторских прав на публикации, о понятии «плагиат», составляю список рекомендуемых источников со ссылками.
ИКТ как способы обработки информации
На этапе обработки информации возможности ИКТ почти безграничны: ментальные карты, схемы, классификации, сравнительный анализ, табличная форма представления информации, фишбоун, рисунки, чертежи, фотоколлажи, фотомонтаж и т.п. – все эти приемы известны давно.
Задача учащегося на данном этапе является выбор инструмента обработки (или несколько инструментов), который позволит достичь цели этапа: систематизировать информацию, представить в наглядной форме и т.п. Моя задача подобрать или разработать инструкции для использования выбранного инструмента.
Юные исследователи выбирают в основном следующие технологии обработки информации:
· текстовый редактор Word;
· электронные таблицы Microsoft Excel;
· технологию сканирования и обработки текстовой и графической информации;
· технологию подготовки презентации учебного материала при помощи программы РowerPoint;
· технологию создания видеоматериала программой CamStudio; Movie Maker; Киностудия
Компьютерное моделирование
Компьютерное моделирование позволяет реализовать визуализацию объектов исследования. С использованием разных программ с 3D визуализацией можно наглядно представить проекты архитектурных зданий, интерьеры комнат и других помещений; создать ландшафтный дизайн парка, приусадебного участка; смонтировать созданный макет дома в существующее городское пространство и т.п.
Для этого нами были использованы следующие компьютерные программы:
· Realtime Landscaping Architect
· Sweet Home 3D
· Paint, Paint 3D, Paint TOOL SAI
· Adobe Photoshop и программы обработки фотографий
ИКТ как средство представления результатов исследования
Выбор инструмента демонстрации своей работы зависит от формы представления результатов исследования: мини-конференция в рамках урока, школьная научно-исследовательская конференция, промежуточная аттестация, городская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Самыми популярными средствами являются мультимедийные презентации, видеоролики, буклеты, брошюры, прогулки с виртуальным посетителем, прогулки в реальном мире и т.п.
ИКТ как средство организации консультаций
при проведении исследований
При организации исследования наряду с очными консультациями организуются заочные консультации через соц. Сети ВК, Viber, скайп-группы и электронную почту.
Использование ИКТ в проектно – исследовательской деятельности учащихся позволяет повысить мотивацию и эффективность работы, сформировать необходимые компетенции и добиться решения основных задач.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, ИКТ дают возможность реализовать индивидуальные замыслы, формируют информационный инструментарий, учат работать в команде. Очень важно, что в процессе такой работы у учащихся формируются информационная компетентность (поиск и обработка информации), коммуникативная, ИКТ-компетенции (владение компьютером на уровне пользователя). Представленный опыт создаёт условия для формирования у учащихся метапредметных результатов.
· умение самостоятельно определять цели проектной деятельности, самостоятельно планировать пути для их достижения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Социальная значимость проектов учащихся поднимает их на новый этап развития, получают возможность выхода на новый уровень, как например, на городскую научно-исследовательскую конференцию «Шаг в будущее», на городской конкурс исследовательских работ «История одного шедевра», региональный этап Всероссийского конкурса проектов «Леонардо» и т.п.
Наши научно-исследовательские проекты, созданные с использованием ИКТ получили общественное признание и высокую оценку жюри конкурсов исследовательских работ муниципального, окружного и всероссийского уровней. Это такие работы, как: «Гармония – сестра-комфорта», «Распишу игрушки», «Сопряжения в архитектурных элементах здания» Законы гармонии в фотографии «Под шепот фонтанных струй», «Золотое сечение – основа гармоничного пространства», «Секреты венецианских масок», «Гербы Югры», «Тайны актерского перевоплощения», «Творец уюта, красоты», «Гармония самоподобия».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.