Организация проектной деятельности на уроках литературы.

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 15.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проект по теме: А.С. Пушкин "Повести Белкина"
Иконка файла материала проект литер.docx

Организация проектной деятельности на уроках литературы.

Приступая к рассмотрению проектной деятельности на уроках литературы, важно отметить что детям также был предложен  алгоритм, позволяющий поэтапно учителю и ученикам двигаться к намеченной цели (см. Алгоритм проектной деятельности на уроках русского языка и литературы). [14] 

Тема проекта: «Александр Сергеевич Пушкин. Повести Белкина» (6 класс). (Скриншот презентации Power Point и аннотация см. приложении 4).

Характеристика проекта (по классификации Сергеев Е.С.) по доминирующей деятельности является информационным, и направлен на сбор информации о ка­ком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представ­ления для широкой аудитории.

По продолжительности (классификация  Сергеева Е. С.)[3]  - среднесрочный (1 неделя). По количеству участников – 5-7 человек (микро- группа).

Скриншот презентации Power Point и аннотация к  ней представлены в приложении.

Учениками выявлена проблема исследования: поверхностное знание и понимание творчества великого русского поэта А.С. Пушкина в среде школьников.

Поставлена цель: рассмотреть подробнее творчество А.С. Пушкина на примере произведений из цикла «Повести Белкина».

 Сформулированы задачи:

1. Подробно рассмотреть повести «Выстрел», «Станционный смотритель», «Барышня крестьянка» и др.

2. Провести параллели между повестями всего цикла.

3. Формировать интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Определен тип проекта: исследовательский.

 Поставлены сроки реализации проекта: 1 неделя.

Продумана в проекте логика построения содержания.

 

Анализ проектной деятельности на уроке литературы

Анализ проекта проводился с использованием специальной «Оценочной карты».

Этапы оценки

Критерии оценки

Баллы

 

 

Выполнение и оформление

 

 

 

 

 

1.     Актуальность темы, цели и задачи

14

2.     Объём и полнота разработок; законченность; самостоятельность; практическая направленность

13

3.     Уровень творчества; оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений

15

4.     Аргументированность предлагаемых решений выводов

14

5.     Качество записи: оформление; соответствие стандартным требованиям

14

 

 

 

 

Защита работы

 

 

 

 

1.  Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убеждённость

14

2.  Объём и глубина знаний по теме, эрудиция; наличие межпредметных связей

12

3.  Представление проекта: культура речи; использование наглядных средств; чувство времени; удержание внимания аудитории

13

4.  Ответы на вопросы: убеждённость, полнота, аргументированность

14

 

 

5.  Деловые и волевые качества докладчика: умение принять ответственное решение; готовность к дискуссии; доброжелательность, контактность

12

 

Итоговая оценка проекта

135

(хорошо)

Итоговая оценка (балл):

200 - 155 — «отлично»; 154 - 100 — «хорошо»;  менее 100 баллов — «удовлетворительно»

 

           Выводы:

В ходе работы над данным проектом, учащиеся вовлеченные в проектную деятельность проявляли познавательную активность:

1)    умели  находить и обмениваться информацией;

2)    свободно и правильно излагали свои мысли в устной и письменной форме;

3)    соблюдали нормы построения текста( логичность, последовательность, связность, соответствие теме);

4)    адекватно выражали свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

5)    оценивали свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

6)    находили в тексте основные средства выразительности. 

Ученики проводя презентацию проекта,  продемонстрировали: (на основе идей О. Е. Лебедева)[3]

1)    знание о средствах, способах, закономерностях общения;

2)    владение средствами предупреждения и разрешения конфликтов в жизненной ситуации;

3)    знание психологических особенностей личности, законов и закономерностей личностного развития;

4)    прогнозирование и оценивание последствий развития конфликтных ситуаций в быту, обществе, школе, в общении со сверстниками;

5)    саморегуляция собственного поведения в рамках норм коммуникации.

Вывод: использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы содействует развитию познавательной активности, способствует усвоению учебного материала, формирует основы исследовательской деятельности. В личностном плане в наибольшей степени проектная деятельность способствует формированию: целеустремлённости, творческих способностей, трудолюбию, интересу к предмету, ответственности, общительности и др.