Организация проектной деятельности на уроках литературы.
Приступая к рассмотрению проектной деятельности на уроках литературы, важно отметить что детям также был предложен алгоритм, позволяющий поэтапно учителю и ученикам двигаться к намеченной цели (см. Алгоритм проектной деятельности на уроках русского языка и литературы). [14]
Тема проекта: «Александр Сергеевич Пушкин. Повести Белкина» (6 класс). (Скриншот презентации Power Point и аннотация см. приложении 4).
Характеристика проекта (по классификации Сергеев Е.С.) по доминирующей деятельности является информационным, и направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
По продолжительности (классификация Сергеева Е. С.)[3] - среднесрочный (1 неделя). По количеству участников – 5-7 человек (микро- группа).
Скриншот презентации Power Point и аннотация к ней представлены в приложении.
Учениками выявлена проблема исследования: поверхностное знание и понимание творчества великого русского поэта А.С. Пушкина в среде школьников.
Поставлена цель: рассмотреть подробнее творчество А.С. Пушкина на примере произведений из цикла «Повести Белкина».
Сформулированы задачи:
1. Подробно рассмотреть повести «Выстрел», «Станционный смотритель», «Барышня крестьянка» и др.
2. Провести параллели между повестями всего цикла.
3. Формировать интерес к творчеству А.С. Пушкина.
Определен тип проекта: исследовательский.
Поставлены сроки реализации проекта: 1 неделя.
Продумана в проекте логика построения содержания.
Анализ проектной деятельности на уроке литературы
Анализ проекта проводился с использованием специальной «Оценочной карты».
Этапы оценки |
Критерии оценки |
Баллы |
Выполнение и оформление
|
1. Актуальность темы, цели и задачи |
14 |
2. Объём и полнота разработок; законченность; самостоятельность; практическая направленность |
13 |
|
3. Уровень творчества; оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений |
15 |
|
4. Аргументированность предлагаемых решений выводов |
14 |
|
5. Качество записи: оформление; соответствие стандартным требованиям |
14 |
|
Защита работы
|
1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убеждённость |
14 |
2. Объём и глубина знаний по теме, эрудиция; наличие межпредметных связей |
12 |
|
3. Представление проекта: культура речи; использование наглядных средств; чувство времени; удержание внимания аудитории |
13 |
|
4. Ответы на вопросы: убеждённость, полнота, аргументированность |
14 |
|
|
5. Деловые и волевые качества докладчика: умение принять ответственное решение; готовность к дискуссии; доброжелательность, контактность |
12 |
|
Итоговая оценка проекта |
135 (хорошо) |
Итоговая оценка (балл):
200 - 155 — «отлично»; 154 - 100 — «хорошо»; менее 100 баллов — «удовлетворительно»
Выводы:
В ходе работы над данным проектом, учащиеся вовлеченные в проектную деятельность проявляли познавательную активность:
1) умели находить и обмениваться информацией;
2) свободно и правильно излагали свои мысли в устной и письменной форме;
3) соблюдали нормы построения текста( логичность, последовательность, связность, соответствие теме);
4) адекватно выражали свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
5) оценивали свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
6) находили в тексте основные средства выразительности.
Ученики проводя презентацию проекта, продемонстрировали: (на основе идей О. Е. Лебедева)[3]
1) знание о средствах, способах, закономерностях общения;
2) владение средствами предупреждения и разрешения конфликтов в жизненной ситуации;
3) знание психологических особенностей личности, законов и закономерностей личностного развития;
4) прогнозирование и оценивание последствий развития конфликтных ситуаций в быту, обществе, школе, в общении со сверстниками;
5) саморегуляция собственного поведения в рамках норм коммуникации.
Вывод: использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы содействует развитию познавательной активности, способствует усвоению учебного материала, формирует основы исследовательской деятельности. В личностном плане в наибольшей степени проектная деятельность способствует формированию: целеустремлённости, творческих способностей, трудолюбию, интересу к предмету, ответственности, общительности и др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.