Пояснительная записка
Использование в преподавании литературы проектной деятельности учащихся позволяет реализовать компетентностный подход в обучении, учит самостоятельной деятельности персонально каждого ученика и работе в группе.
Задачи проектной деятельности
развивать у учащихся исследовательские умения;
повышать мотивацию к изучению предмета;
содействовать развитию личности ученика, помочь ему в самоопределении.
Учебный проект
Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определённой проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата, это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка и литературы, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.
№ | Тема занятия | Основные термины и понятия | Практические навыки. |
1 | Проект в обучении. Разновидности учебных проектов | Учебный проект | |
2 | Просмотр примеров проектов | Задачи проекта | Просмотр проектов и их обсуждение |
3 | Планирование содержания краткосрочного учебного проекта и этапов его проведения. (По поэме Лермонтова «Демон») | Тема проекта, проблемные вопросы | Создание листа планирования самостоятельной деятельности учащихся |
4 | Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования. («Божественное и дьявольское в лике Демона») | Методы исследования | Формулирование проблемы. |
Методы и способы решения задач
практическая работа - составление картотеки;
систематизация и анализ картотеки; составление таблиц, схем;
использование Интернет-ресурсов.
Организация деятельности учащихся
1 группа:
«Божественное» и «дьявольское» в лике Демона.
2 группа:
Мотив земной любви и холодной вечности (Тамара и Демон).
3 группа:
Добро и зло в поэме Лермонтова (1 часть)
4 группа:
Добро и зло в поэме Лермонтова (2 часть)
«Визитная карточка» проекта
Фамилия, имя автора;
тема;
проблемные вопросы;
задачи работы;
методы и способы решения задач;
оформление результатов проекта;
информационные ресурсы.
Составление картотеки
Мотивное поле зла (Первая часть поэмы)
Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья…
И зло наскучило ему…
Изгнанник рая пролетал…
В груди изгнанника бесплотной…
Глядел с утеса мрачный дом…
Темнило светлые черты…
Но злая пуля осетина
Его во мраке догнала!
Нет, жребий смертного творенья…
Порхнет во мраке веселей…
Вслед за звуком умер звук…
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик – о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!...
Мотивное поле добра (Первая часть поэмы)
Тех дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим…
Когда он верил и любил,
Счастливый первенец творенья!
Весь божий мир…
Творенья бога своего…
С тех пор как мир лишился рая…
Темнило светлые черты…
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты…
Забыть? – забвенья не дал бог…
Арагвы светлой он счастливо…
Под божьей тенью отдохнет…
Небесный свет теперь ласкает…
Он слышит райские напевы…
Для гостя райской стороны…
Хоры стройные светил…
Ее божественный хранитель…
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик – о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!...
Поверь мне, ангел мой земной…
И взор его с такой любовью,
Так грустно на неё смотрел…
Картотека
«Тех дней, когда в жилище света, блистал он, чистый херувим…»
«И входит он, любить готовый,
с душой открытой для добра…»
«И вновь постигнул он святыню любви, добра и красоты!»
« Меня добру и небесам ты возвратить могла бы словом…»
«Ничтожной властвуя землей, он сеял зло без наслажденья…»
«И все, что пред собой он видел, он презирал и ненавидел…»
«Тебя послал мне ад иль рай?»
Божественные мотивы:
Дьявольские мотивы:
Выводы(первая часть поэмы)
В первой части поэмы Лермонтова «Демон» мотивов добра больше, чем мотивов зла. Демон у Лермонтова изображается не отвратительным сатаной, а падшим ангелом, в котором зло еще не успело вытеснить частичку добра; этим и объясняется то, что мотивов добра больше, чем мотивов зла.
Выводы(вторая часть поэмы)
Таким образом, во второй части поэмы, в отличие от первой, зла больше, чем добра.
Это, по-видимому, связано с тем, что в первой части счастливая Тамара готовится к свадьбе, а раскаявшийся Демон хочет вернуться к Добру.
Во второй же части Демон, не сумевший совладать со своей сатанинской натурой,
соблазняет Тамару своим “смертельным ядом” и окончательно теряет свое человеческое лицо, превращаясь в жестокого духа Ада.
Выводы
Демон тоскует по гармонии. Но мир изначально расколот: свет и мрак, небо и земля, твердь и вода, ангелы и демоны. Демон как бы существует на грани разных миров.
Примирение с небесами не состоялось. Чистая любовь не осуществилась.
В основе мироустройства лежит трагическая дисгармония.
А.Н.Колмогоров
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой работе.
Источники информации
Intel «Обучение для будущего»: Учеб. пособие. -М.:Издательско-торговый дом «Русская Редакция»,2004.
Соколова Ю.А.Учебный проект и возможность его реализации на уроках русского языка //РЯШ.-2008.-№6.
http://vrubel-lermontov.ru/lermontov-demon.php
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.